Мои Альма матер. Часть 8
Часть 8. Прекрасная Эвтрепа.
Много есть в окружающем нас мире прекрасного- это творения и явления природы, рукотворные шедевры техники и зодчества, отдельные произведения искусства и литературы.
Даже вершина биологического развития на Земле - человек, если рассматривать его, как слаженно работающую биохимическую систему.
Есть, конечно,и хорошие люди, "как таковые", - добрые, отзывчивые, бескорыстные, к которым с полным основанием можно отнести прилагательное "прекрасный". Это украшение рода Человеческого .
Мне посчастливелось встречаться и общаться с такими людьми.
К сожалению, их не столько, сколько хотелось бы, но они были и есть среди нас.
Если же идет разговор о "женской красоте", то тут ,чаще всего, дело касается сугубо внешней стороны вопроса с поправкой на время , моду , вкусы, и даже национальность или расу конкретной личности.
Я плохой специалист в этой области, поэтому предлагаю познакомиться с Эвтрепой, к которой определение "прекрасная" относится в полной мере.
Забегая несколько вперед, должен признаться, что мои отношения с этой "прекрасной дамой" сложились не так, как хотела моя мама.
Видимо, моя молодость не позволила Эвтрепе поселиться в моем сердце и душе, но зато она оставила там самые добрые чувства на всю жизнь.
И так, кто такая "Эвтрепа", к которой я и по сей день весьма неравнодушен?
Эвтрепа - в греческой мифологии дочь главного бога Зевса и богини памяти титаиниды Мнемосины, одна из девяти муз, покровительница лирической поэзии и музыки , сестрица Трепсихоры, Эрато и Калиопы.
( "Бог богов" был большой любитель и знаток "женских прелестей", и своим вниманием нисходил иногда до особ и небожественного происхождения.
(Сколько у него было детишек "на стороне"- он и сам,наверно, не знал).
Имя этой музы в переводе с греческого означает "радующая".
Ее всегда изображали с лирой в руке.
Само же слово "музыка" произошло от греческого слова "музы", что означало "мыслящие".
Случилось так, что после победы над титанами, олимпийские боги обратились к Зевсу с просьбой сотворить существа, которые пеньем и танцами увековечили бы память об их великих деяниях. Что и было сделано.
Своими дивными голосами музы прославляли Зевса, Гею (жену Зевса), Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса.
Музы были спутницами и вдохновительницами бога гармонии и искусства Аполона.
Их всегда изображали в образах прекрасных молодых женщин, в честь муз по всей Греции возводили храмы Музейоны ( отсюда "музей" ).
Их считали связующим звеном между "божественным"" и человеком, дающими ему силу для осуществления благородных желаний.
Заканчиваю короткую экскурсию в "божественную" историю и возвращаюсь на "грешную землю".
Эвтрепу,а точнее саму музыку в нашей семье любили и почитали.
У отца была громадная коллекция граммофонных пластинок , начиная с дореволюционных дисков по килограмму весом,и заканчивая последними предвоенными новинками и огромными "Гранд-дисками" с "долгоиграющими" ( до 30 мин.) записями популярных опер и концертов.
Мама же в довоенные , а потом и в послевоенные годы, была участницей и солисткой "Хора любителей пения" при ленинградской государственной Капелле, здание которой находится на берегу реки Мойки, рядом с Дворцовой площадью.
В репертуаре хора были как народные песни, так и классические музыкальные произведения известных русских и советских композиторов.
Этот творческий коллектив, существует и сейчас.
Долгие годы его руководителем и дирижером был народный артист СССР Владислав Чернушенко.
Мне удалось побывать на нескольких концертах этого заслуженного коллектива. Последний раз я слушал в его исполнении старинные русские песни в обработке Бортнянского и церковные хоралы 16 - 17 веков.
Вообще же история хорового коллектива Капеллы началась в 1479 году с хора "государевых певчих дьяков", собранного для участия в службах московского Успенского собора и в "мирских забавах" царского двора.
С 1703 хор (мужчины и мальчики) был переведен в Петербург, выезжал с Петром Первым в 1717 году в Польшу, Германию, Голландию, Францию, где впервые познакомил европейских слушателей с русским хоровым пением.
В последующие годы певческая Капелла была центром русской хоровой культуры столицы и России.
Ее руководителями были известные музыкальные деятели и композиторы : Бортнянский, Полторацкий, Львов, Балакирев, Аренский, Смоленский и др.
В частности, одним из знаменательных событий истории Капеллы было исполнение впервые в мире "Торжественной мессы" Бетховена в 1824 году.
В послереволюционный период и до 1941 года в рамках Капеллы существовали народные самодеятельные хоровые коллективы.
В 1945 году на базе Хоровой школы было создано" Хоровое училище мальчиков при государственной академической Капелле". Этот коллектив в дальнейшем был очень популярен не только в Союзе, но и заграницей.
Туда- то и вознамерились определить меня мои родители после второго класса. Такая же участь ждала и моего приятеля Вольдемара ( в быту - "Вольку"), сына маминой подруги детства.
Но для поступления в училище нужно было , как минимум, иметь музыкальный слух и минимальные знания по теории музыки (ноты, сольфеджио, музыкальные инструменты), которые надо было показать на вступительном экзамене - собеседовании.
Вакантных мест было 15, а претендентов на них - около сотни.
Что решили сделать мои родители для преодоления этого "барьера"? Правильно!
Среди маминых знакомых оказалась женщина, окончившая Ленинградскую Консерваторию по классу фортепиано. К ней- то меня и приставили в качестве ученика.
Поначалу я с удовольствием занимался, мечтая так же легко играть на нашем пианино, как это делала моя наставница.
Однако, спустя пару месяцев, играя бесконечные гаммы, мой энтузиазм стал испаряться.
Я понял, что мне предстоит тяжелый и неинтересный труд. И ради чего?
Чтобы послушать музыку, которую я любил, достаточно достать пластинку и завести патефон. Все так просто !
Но у моих родителей был другой взгляд на эту ситуацию, и мне пришлось целый год играть ненавистные гаммы и "Бирюльки" Майкопара под маминым надзором .
В установленный день, одетый в самое лучшее, что у меня было, я предстал перед "высокой приемной комиссией" училища.
Без труда ответив на все вопросы и продемонстрировав свои вокальные данные, мы с мамой вернулись домой, и стали ждать результатов экзамена.
По словам мамы, которая стояла за дверью класса и все слышала, я "не подкачал".
Была реальная надежда поступить в училище , получить среднее музыкальное и школьное образование.
Волька тоже сдавал экзамен , но только в другой день.
Через несколько дней был вывешен список принятых в училище.
Волька в списке был, а меня не было.
Мама этим очень расстроилась, я же обрадовался.
Ну, не чувствовал я в себе будущего Моцарта или Паганини!
Как то вечером я случайно подслушал разговор моих родителей по поводу моего "провала на экзаменах" в училище.
Всё оказалось банально просто- в Училище принимали только "своих", а экзамен был нужен больше "для проформы".
У Вольки отец пел в Мариинке .
И хоть был он в театре, как говориться, "на третьих ролях", но этого оказалось достаточно для Волькиного поступления.
Забегая вперед, поведаю, что судьба и на этот раз выбрала для меня, пожалуй, наилучший вариант развития событий.
( Я, по крайней мере, никогда ее в этом не упрекал!).
Встретив Вольдемара через несколько лет после окончания школы, я в этом убедился и сам.
Как выяснилось из нашего разговора, школьная программа по основным (не музыкальным) предметам в училище была столь урезанной и сокращенной, что не оставляла выпускнику шанса поступить в ленинградский ВУЗ.
Кроме того, частые и длительные поездки "Хора мальчиков" с гастролями по стране и за рубеж во время учебного года, тоже не способствовали учебе.
Поскольку поступление в Ленинградскую Консерваторию для дальнейшего обучения на профессионального музыканта или певца требовало наличия пап уже "другой весовой категории", Вольдемару оставались два пути : учитель пения в общеобразовательной школе или халтура в ВИА (вокально- инструментальном ансамбле) на танцульках в заводском клубе. Он выбрал второе.
К заслуге моего приятеля нужно отнести то, что он, отслужив в армии три года в военном оркестре ( что само по себе совсем не плохо) , все таки поступил в Консерваторию, но на вечернее вокальное отделение.
Мне даже удалось послушать его довольно приличный бас в Свято-Троицком соборе Алкесандро -Невской лавры, где консерваторцы- вокалисты полулегально подрабатывали солистами церковного хора во время больших престольных праздниках.
Мое же музыкальное образование на этом и закончилось - Эвтрепа не открыла передо мной двери музыкальной "Альма матер", видимо, справедливо посчитав, что "хорошие ребята" нужны и в других местах.
Я на нее за это не в обиде.
Любить музыку можно и без музыкального образования.
Разве я не прав?
Свидетельство о публикации №224112401035