11 Первые шаги колхозной жизни в Курьяново
Иллюстрация из интернет
1 Строительство общих загонов.
2 Пропагандист приехал из города. Учит - как надо жить в колхозе.
Вскоре после организационного колхозного собрания городские организаторы, агитаторы и сопровождающие их красноармейцы отбыли из Курьяново для проведения дальнейшей 100 % коллективизации сёл и деревень Тульской области. Курьяновские сельчане остались на прежнем месте жительства, но уже в качестве колхозников с новым главой и другими, непонятными пока условиями существования. О порядках в колхозе они пока практически ничего толком не знали.
Что делать и за что браться? Вот всю скотину, включая пернатенькую живность, надо будет вести на общественные места их проживания. А где они - эти места? Ничего ведь нет. С этого и предстояло начать. Надо было строить общественный коровник, конюшню, овчарню, свинарник и птичник.
Сначала занялись определением места расположения всех этих построек. В нашем случае этот вопрос решался достаточно просто – разместить их на обширных, мягко-холмистых лугах, через которые протекает речушки Вырка. Есть здесь место и строения поставить, и сделать ближний выпас, и хватит просторов для постоянного вывода скотины на кормление. Водопой – опять же под рукой (прямо в рифму выскочило). Прикинули размеры будущих сооружений, исходя из наличия голов их будущих обитателей в настоящее время и на перспективу. Теперь можно было приниматься и за работу.
Всех деревенских мужиков распределили по бригадам. Самая большая бригада была ориентирована на заготовку и вывоз строительного леса. Благо лес был кругом, деревья которого были вполне подходящими для строительства. Стволы необходимо было очистить от коры («ошкурить»). Этим будет заниматься другая бригада заготовителей брёвен. Остальные бригады в количестве, равном числу строящихся объектов, развозили ошкуренные стволы по местам их дальнейшего использования. Начали каждую постройку, конечно, с фундамента. Дело пошло.
Женщины в этот период времени продолжали в основном заниматься домашними делами, к которым теперь добавились и работы, ранее выполняемые мужчинами. Так что все были при деле.
По вечерам колхозников частенько созывали на собрания, на которых их информировали о международном положении, о твёрдой поступи колхозного строительства в Тульской области и в стране в целом, о задачах, стоящих буквально сегодня-завтра прямо перед ними.
Обсуждался и главный вопрос – учёта и оплаты труда колхозников. Подробного, детального ответа на этот вопрос ни у кого из присутствующих пока не было. Был лишь ориентир – бригадир в каждой бригаде ведёт учёт количества выходов на работу всех членов его бригады. Предполагалось, что за рабочий день каждый колхозник зарабатывает один трудодень. «Сверху» было выпущено пояснение, что каждый колхозник в год должен был заработать не менее 270-ти трудодней. Иначе - его могут посчитать за тунеядца и для исправления отправить в трудовой лагерь, где, как известно, свои нормы учёта и оплаты труда.
Основной расчёт с колхозниками будет производится осенью после сдачи государству собранной продукции сельского хозяйства в количестве, определённом планом-заданием «сверху». Этот план будет ежегодно определяться заранее – ещё ранней весной. до начала посевной компании. Вся сельхозпродукция, которая останется в колхозе после выполнения плана сдачи продукции государству, будет поделена на общее количество выработанных всеми колхозниками трудодней. В соответствии с такими расчётами будет определена фактическая «стоимость» одного трудодня, исчисленная в натурально выраженном продукте.
Всё, вроде бы, понятно и на первый взгляд – вроде бы и толково. Но дело-то ведь - новое. И сразу возникает масса вопросов. А как будет заранее формироваться и задаваться колхозу план сдачи продукции государству в натуральном выражении? Природа – она ведь не поточная линия на заводе, производительность которой хорошо известна. Какой будет погодный сезон в том, или ином году? Кто это заранее сможет предвидеть? Кроме того, работа бывает разная по своей сложности и трудоёмкости. Одно дело – гусей на речке пасти; другое - пахать, сеять, или лес зимой рубить и вывозить. Колхозница-доярка, рабочая на сенокосе, жнивье в поле, или подсобная работница при кухне? Это же совершенно разные трудозатраты! Как всё это можно взвесить и оценить одним показателем – «трудодень»?
Ответов на эти и многое другие вопросы пока не было.
«Дело – новое! Поживём – увидим» - с такими присказками расходились новоиспечённые колхозники с собраний.
Следующая глава: http://proza.ru/2024/11/26/1419
Свидетельство о публикации №224112401040
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 24.11.2024 16:30 Заявить о нарушении
Радовались, конечно, победе в ВОВ, в которой многие непосредственно воевали, успехам в космос...
Но нормальной, обеспеченной жизни так и не дождались.
До новых встреч и Здоровья! Мира! Добра!
Виктор Ардашин 25.11.2024 07:35 Заявить о нарушении
Сердечно благодарю Вас за отзыв.
Искренно рад, что в Вашем селе люди жили весьма достойно. Я Вам верю.
Но я ведь пишу о СВОИХ воспоминаниях. Цикл так и называется «МОЯ малая Родина».
И то, о чём я пишу – это воспоминания, основанные на моих личных воспоминаниях, добавленные воспоминаниями моего старшего брата Николая (1939 г.р.), нашими родственниками и соседями по деревне.
Наша страна очень большая и разнообразная в климатическом и национальном плане. Поэтому люди в ней могли жить в достаточно разных условиях.
Иногда я поднимаюсь до уровня всей страны. Но ведь коллективизация, борьба с кулачеством и религией распространялись не только на моё Курьяново и Тульскую область. Это было повсеместно.
То, что колхозникам начали выплачивать пенсию в мизерных размерах только с 1965 года и стали выдавать паспорта с 1975 года – это же по всей стране.
Почему пенсионная система не распространялась на колхозников? Они же, как бы были, гражданами страны.
Без паспорта нельзя было сменить место жительства и устроиться на другую работу вне колхоза. Это же элементы крепостного права до 1975 года в стране победившего к тому времени социализма и в стране, покорившей космос, чем мы все очень гордились.
Об этом более подробно пишу в публикации: http://proza.ru/2024/10/21/483
Ещё раз подчеркну, что это не выдуманные, а мои, моих родственников и земляков воспоминания.
Были и радости, конечно. Но было и так, как я пишу. Причём – будни перевешивают праздники. Так уж устроена жизнь.
А об опустевших деревнях и посёлках люди пишут не специально для очернения действительности, а с болью в сердце. Сейчас уже нет моей малой Родины – деревни Курьяново, существовавшей не одну сотню лет. Нет Измайловки, нет Свободки и десятка других населённых пунктов в округе, куда мы мальчишками ходили на танцы. Что такое случилось вдруг? Вот в чём вопрос. Если всё было так хорошо, как в Ваших воспоминаниях, то в чём же причина вымирания деревень в Тульской области. Или она – исключение?
До новых встреч на страницах этого замечательного сайта!
Всем живущим – Здоровья! Мира! Добра!
Виктор Ардашин 30.11.2024 17:04 Заявить о нарушении
Получается так, что я отвечаю в "никуда".
Но это мне не свойственно.
Поэтому я публикую оригинальный текст отзыва Татьяны:
"А я работала в селе в советское время и своими глазами видела, как жили колхозники. Неплохо скажу я Вам! У всех туши мяса в сенях замороженные , куры , гуси, утки, свиньи и зарплата была неплохая. А как праздники отмечали! Как свадьбы гуляли! А все чернить, всю колхозную жизнь негоже. Теперь много читаю на Прозе о брошенных деревнях..."
Возможно, уважаемая мной Татьяна, согласна с моим ответом и "сняла" свои вопросы.
В любом случае - я с уважением отношусь к её замечаниям.
Всё нормально!
У каждого своё мнение и свои воспоминания.
Подчеркну, что я с уважением отношусь к любым отзывам, если они не являются ёрническими.
Татьяна написала нормальный отзыв о своих воспоминаниях.
Я его уважаю.
Спасибо!
Всем живущим - Здоровья! Мира! Добра
Виктор Ардашин 30.11.2024 18:35 Заявить о нарушении
У меня старшая сестра жила в селе тоже . Я часто приезжала к ней. Она с мужем держала 7 свиней и множество кур. Работали оба. И зарабатывали хорошо. Всего было полно. На веранде летом стояла фляга свежего мёда, не говорю уже про огород и садик, соленья и варенья. У меня не было ничего. Я была совсем молодой девушкой. А какие богатые совхозы были у нас в Сибири! И люди жили там хорошо. А вы в деревне не жили никогда, уважаемый Виктор.
Всего доброго вам.
Татьяна Шмидт 01.12.2024 19:23 Заявить о нарушении
Я искренно рад за Вас, за Вашу родню и односельчан.
Но я-то пишу ни о них, а о своей деревне, которая входила в колхоз Тульской области. И пишу так, как всё это было по моим воспоминаниям и моих родственников.
А Вы очень резко берётесь их оспаривать. Непонятно зачем.
Разве неправда, что пенсию колхозникам стали платить только с 1965 года, а паспорта стали выдавать с 1975 года.
Это не мои выдумки, а Законы СССР. Посмотрите, пожалуйста, на оригиналы этих законов:
http://proza.ru/2024/10/21/483
У Ваших родных был совхоз - это другая форма организации труда на земле.
И дело не только в этом. Важно и территориальная расположенность места жительства.
Я рад за Ваших родственников. Но если они жили хорошо, то это совсем не означает, что благополучие царило на всех просторах огромного государства.
Если бы у нас было так хорошо, то становится непонятным - почему наша деревня и десятки деревень в округе вымерли.
Ведь от добра добра не ищут.
До новых встреч и Здоровья! Мира! Добра!
Виктор Ардашин 04.12.2024 05:05 Заявить о нарушении