К юбилею Юрия Леднёва
Есть люди, над памятью которых время не властно. Они всегда с тобой и всегда чувство благодарности живёт в тебе и память возвращает те дни… Юрий Макарович Леднев ещё без бороды, занятой человек на посту корреспондента ТАСС по Вологодской области и студент первого курса истфака ВГПИ, ну что между нами может быть общее? А оно нашлось. Поэзия! Он, уже известный поэт, наставник молодёжи, руководитель литобъединения в Вологде и я, начинающий горе стихотворец. Однако, Юрий Леднев пригласил к себе домой, с тем чтобы разобрать мои вирши, которые ему передала на оценку моя сестра, учившаяся в педучилище у жены Леднева Надежды Сергеевны. Я даже, насколько помню, не особо робел, так как чувствовал себя влюблённым поэтом. Я позже даже написал для себя о том времени: «Вот тогда я точно был поэтом». Это не значит, что сочинял хорошие стихи, просто ещё никто не ставил меня на место. И вот слышу от Юрия Макаровича – Раздевайся, заходи. Сейчас чаю попьём, сочетая приятное с полезным… Он взял со стола мою тетрадку со стихами – Ну давай пока посмотрим. Он начал выискивать в моих юношеских строках про любовь искорки поэзии. – Вот, это четверостишие неплохое, но только четверостишие.
Отдаём ли себе мы отчёт
Или просто взрослеем с годами.
Белый, белый плывёт пароход,
Но, наверно, уже не за нами.
Над остальными строфами надо работать. А вот эта строчка просто блеск.
«Слово неслыханный плут»
Эти сочетания «пл» и «сл» повторяющиеся очень хороши. Если бы ты смог это закрепить далее. Но, не до того было, честно сказать, студенту. – А больше кроме банальностей в подборке ничего хорошего не вижу, хотя рифмы, ритм просматриваются, но надо много работать. Хотя постой – ка. Вот это стихотворение оригинальное по форме можно в порядке дискуссии опубликовать в газете «Вологодский комсомолец». Но, я был непреклонен, нет в порядке эксперимента не хочу и всё. Так я лишился возможной первой газетной публикации в 1973 или 1974 году. Сейчас - то понимаю, что она могла многое изменить в моей литературной биографии, но мы же были гордые советские люди… А стихи были такие.
Лес дурманом забит до отказа.
Травяным, земляным, древокустным.
И букашка, отнюдь не зараза
Пахнет свежим, зелёнокапустным.
Мухоморы под шапками елей
В десятичном количестве разные
Проступают сквозь тёмную зелень,
Похваляются шляпками красными.
У болота страшенномохнатого
Озерки незажившие раны.
У воды фиолетовоматовой
Куст растёт как грабитель с наганом.
Лес дурманом забит до отказа.
Травяным, земляным, древокустным.
И букашка, отнюдь не зараза
Пахнет свежим, зелёнокапустным.
Уже в 21 веке в память Юрия Макаровича выпустил сборник стихов под названием «Слово неслыханный плут…».
Вот строфа из него
Надо мною Галактики крошево
А кругом народ, все снуют.
Слово стоит иной раз не дёшево,
Хотя слово неслыханный плут…
Наверное, не все знают, что стихи ко второй по популярности новогодней песенке (после «В лесу родилась ёлочка» на стихи Р. А. Кудашовой) написал поэт Юрий Леднёв. Об этом особенно приятно вспомнить в канун Нового года и юбилея поэта. В юности Юрий Леднев учился в Москве, писал стихи, искал, где подработать. В детской редакции Центрального телевидения ему сказали, что срочно нужны слова для детской новогодней песенки. Композитор Аркадий Островский написал весёлую мелодию, а вот слов подходящих нет. Композитор Островский наиграл мелодию, а Леднев взялся наутро принести слова. Юрий вышел из телерадиоцентра и увидел лозунг типичный для того времени. «Советский народ строитель коммунизма». Так и родилось начало… «Пляшет маленький народ…» и рифма пришла мгновенно «хоровод». Наутро стихи с восторгом были приняты и ему был выплачен гонорар. Но вот знаменитым он, как говорится, не проснулся. Песня и стихи почти сразу получили статус «народных» и только много позднее поэт сознался, что стихи то, к этой песенке принадлежат ему, после просмотра мультипликационного фильма с этой новогодней песенкой – шедевром.
Новогодняя – хороводная.
Хоровод! Хоровод!
Пляшет маленький народ.
Танцевать у нашей ёлки
Мы готовы целый год.
Красота, красота
Наша ёлочка густа.
Не достанешь до макушки –
Вот какая высота!
Под кустом, под кустом
Кто – то с рыженьким хвостом.
Это хитрая лисичка
Под кусточком лисий дом.
Дед Мороз! Дед Мороз!
У тебя румяный нос
Покажи – ка поскорее
Что в подарок нам принёс.
Снег идёт, снег идёт.
Здравствуй, здравствуй Новый год!
До чего ж у нас весёлый
Возле ёлки хоровод!
(К сожалению, выделенное четверостишие про Деда Мороза не вошло в новогоднюю песню и сохранилось только в архивных записях поэта Ю. М. Леднева). А песенку про Новый год вы можете послушать и даже посмотреть в мультфильме, для этого надо только набрать в поисковике «Новогодняя – хороводная. И ещё не в каждой ссылке указываются авторы композитор Островский, поэт Леднев. Ну, тут уж ничего не поделаешь, песенка, то, стала народной…
Надо сказать, что с Череповцом литературным у Юрия Леднева были хорошие отношения. Он приезжал в гости к поэтам Н. А. Кузнецову, Вячеславу Хлебову, Игорю Воробьёву, Вениамину Шарыпову. Они активно общались за шахматами, обсуждали литературные дела. Хранит в своём архиве письма от Юрия Леднева поэтесса Галина Констанская. Советы тогдашнего наставника молодых поэтов она до сих пор вспоминает с благодарностью. Удалось найти несколько «череповецких» фотографий Ю. М. Леднева, которыми и захотелось поделиться в дни 95 летия замечательного поэта, наставника, общественного деятеля, публициста, драматурга с почитателями его таланта.
Свидетельство о публикации №224112401132