Несправедливо забытая усадьба

               
 Академик Д.С.Лихачев в своих письмах «О добром и    прекрасном» писал о том, что важно знать прошлое, историю. Без прошлого мир людей пуст»

 Мы с подругой решили "пройтись" по заброшенным подмосковным усадьбам. И вот наш первый репортаж....

 Сегодня, глядя на пустующие  здания бывшего княжеского имения, на запущенный  усадебный комплекс Николо-Урюпино в ближайшем Подмосковье, мечтается о том, что вновь сюда придёт заботливый и рачительный хозяин, и оживит этот полузабытый райский уголок, искусно созданный талантливыми людьми.
История имеет свойство прорастать из прошлого в будущее.
 А время безжалостно и невозвратимо. Оно порой  стирает из памяти артефакты прошлого, родовые истории, рассказы очевидцев. Остаются легенды и догадки. Есть ещё один вид потерь — потеря исторической памяти, это уже человеческий фактор. Ведь многое зависит  от обращения с этим прошлым   как его современников, так и наследников  многих культурных достояний человечества.  Когда-то радующие глаз объекты высокого искусства, но разрушенные временем или человеком, была возможность сохранить  только на фотографиях и иллюстрациях. Но хотелось бы иметь возможность видеть воочию и изучать сохранённое для потомков историческое наследие, в чём преуспели индусы, например.
   Каждый наш предок вкладывал по кирпичику в свою родную историю , и, постепенно, не сразу, образовалась и крепла Российская Империя в своём величии.  Очень больно смотреть на погибающие  родовые усадьбы княжеских семей,  разбросанных по городам и весям нашей России-матушки. Князья, которым государи выделяли огромные земельные владения,   преданно служили  своему Отечеству, с честью выполняя свою  службу, и привнося красоту, искусство и зодческие новшества в культуру своей родной земли Они  создавали и собирали шедевры архитектуры и искусства как в своих усадьбах, так и в городах.  Надо сказать,  что именно  князья имели все возможности, а главное желание ( в силу своей образованности) заниматься привнесением мировой культуры в Россию. Многие из них часто бывали за границей, и, путешествуя либо сухопутным путём, либо на иностранных судах по служебным делам, они, будучи культурными и образованными людьми, привозили оттуда предметы искусства, книги, научные новинки, античные скульптуры, высокохудожественные произведения великих мастеров.
 В то время европейская культура была ярко ориентирована на античность, и формировала вкусы русской знати, что оказало сильное влияние на русскую культуру. Особенно в русской культуре были ценны книги, напечатанные на французском языке. Новинки французской литературы раскупались мгновенно в Москве и Петербурге. В России книгопечатание ещё отставало. А Франция была  в 18 веке главным поставщиком новейшей литературы для всего мира. Всё лучшее переводилось на французский, точно также, как и в 15-16 веках на латинский. Поэтому наши князья ввозили в Россию огромное количество литературы, и в каждой усадьбе было престижно иметь такую библиотеку не красоты ради богатых корешков книг, а ради самообразования. Такими были, например, князья  Юсуповы,  Одоевские, Долгоруковы,  Голицыны. Они активно изучали и   коллекционировали  исторические и художественные редкости., которые потом попадали в музейные и библиотечные собрания, но многие, конечно, были распроданы и утеряны.
 Надо сказать, что для молодых русских аристократов было обязательное образовательное путешествие по Европе и не только. Они там встречались со многими художниками, поэтами и философами, с которыми затем у них была личная переписка. Например, князя Н.Б. Юсупова  Екатерина Вторая называла «знаток искусств и древностей».  В его обширнейшей многотысячной библиотеке его рукой были сделаны пометки на страницах множества и множества привезенных книг. Так были образованы многие русские князья 18-19 вв.
 Велико историческое богатство Подмосковья. Усадебный комплекс Николо-Урюпино, расположенный в селе Никольское -Урюпино Красногорского района Московской области неподалеку от Архангельского - одна из самых широко известных подмосковных княжеских усадеб. Первые сведения о селе относятся к концу XVI века. Первоначально оно было приселком дворцового села Павшино на реке Липке.
 Мы, волею  случая,  побывали в  этой  уже почти недоступной и закрытой территории бывшей усадьбы  князей Голицыных, названной по имени последнего владельца этого имения. Много слухов, легенд и историй  сопровождает историю этих старинных  владений.            
  Часто, когда-то услышанное или мимолетом увиденное у невдумчивых «знатоков» рождает ложные истории. Но сохранились некоторые легенды , соответствующие истине..  В самом начале нашего несанкционированного путешествия на  заброшенную усадьбу нам встретилась жительница поселка Никольское - Урюпино, которая поведала  много интересного и занимательного об этом месте. Рассказы её  опирались на свидетельства очевидцев, некогда проживающих здесь, и передавших  правдивые истории своим, ныне живущим здесь родственникам. В деревне Никольском -  Урюпино ещё проживают таковые.
 Сегодня мы поделимся с вами   некоторыми интересными подробностями этих историй.  Усадьба всё ещё живёт какой-то своей внутренней жизнью, хотя её главный большой дом находится в полной разрухе, не подлежащей восстановлению. Пока удаётся спасти  летний Белый домик, сейчас он сдан в аренду с последующей   реставрацией. Этот дом был предназначен  для приема важных гостей.  На летнем доме мы видели ещё сохранившиеся античные барельефы, выполненные по копиям крепостным иконописцем и копиистом Егором Страховым, которого в 1825 г Михаил Николаевич Голицын посылал на обучение во Францию для  улучшения его непревзойдённого таланта.
   Белый домик  был построен в  1780 г . Несомненно он является изюминкой усадебного ансамбля. Белый дом не предназначался быть парадным. Он изначально возводился для узкого круга избранных гостей и друзей. Этот таинственный домик строил незабвенный шевалье де Герн. Он же возводил дворец в Архангельском для князя Н.А Голицына. Его называли petite maison или маленький эрмитаж. Ушло время, а вместе с ним мечты, чувства, порывы человеческие. Осталась тайна непознанного нами мира людей, живших и гостивших  здесь. Остается только фантазировать... Здесь располагался золотой зал, украшенный росписями, выполненными крестьянином копиистом Страховым по рисункам французского  художника Буше. «Драгоценной табакеркой» назвал этот домик в 1907 г художник А.В.Средин. Последняя хозяйка Николо -Урюпино Александра Николаевна Голицына вспоминала в эмиграции о росписях в Белом домике: «Всё в этих рисунках полно грации и какого-то стремления к радости. Везде на стенах и потолке веселящиеся амуры, целующиеся голубки, танцующие среди цветов женские фигуры, гирлянды роз, лавры, плющи, птицы и бабочки....»
 Территория усадьбы  очень обширная, с пересекающимися длинными  аллеями, со старыми огромными лиственницами, некогда посаженными по обе стороны усадьбы, с тремя копаными вручную водоемами, один из которых теперь стал пересыхать в летнее время, а к осени вновь наполняться водой. Теперь же они представляют собой красивые болотца, на одном из которых мы обнаружили миниатюрный островок, - «Остров уединения» назывался он при князьях Голицыных. В бытность хозяев  к нему подходил небольшой изящный мостик. Теперь же мы пробирались по накиданным деревянным щитам. А в центре островка стояла небольшая уютная  каменная  беседка. Мы даже смогли увидеть на земле остатки её фундамента., можно сказать, археологические артефакты. Говорят, здесь прежде была ещё и статуя, не то Афродиты ,не то Эрота... В наше время в усадьбе снимали фильм, построив на время съемок подобие беседки из временного материала, от которого сейчас ничего не осталось. Очень волшебным для нас оказалось это загадочное  место. В  болотце, окружающем островок, растёт очень необычный высокий  водяной хвощ, строго возвышающийся над поверхностью воды, похожий на  стойких оловянных солдатиков. Здесь дружным хором квакают лягушки, поют птицы , которых  в усадьбе великое множество.
 А ещё, подходя к  пересечению аллей со своим сопровождающим нас «местным гидом» в определенное место, нам поведали интересный случай, похожий на легенду. Но старые жители уверяют, что так оно и было.
 Однажды, маленькая озорная Принцесса (так называл князь Голицын свою милую дочурку), играла с детишками в окрестностях имения. Дети радостно бегали между деревьями, прячась за их густыми кронами. Девочка так увлеклась, что не заметила как одна оказалась у самого края усадебного леса. Испугавшись, она тут же быстро помчалась назад. Но, споткнувшись о торчавший из-под земли корень дерева, она упала , раскинув в стороны свои нежные маленькие ручонки. Ладошка одной руки во время падения впечаталась в рыхлую мягкую землю, оставив глубокую вмятину. Когда папа подбежал,  услышав громкий крик и плач,  он понял,  что по всей вероятности, дочка сломала свою хрупкую ручку.  Спустя несколько дней после этого случая, папе пришла забавная идея по поводу отпечатка на земле ладошки дочурки. Он решил ровно по направлению всех пяти пальчиков  ладошки, создать пять парковых аллей, начинающихся с этого места и идущих веером по окрестностям усадьбы.....
 Аллеи эти до сих пор просматриваются в перспективе.
 Ещё, гуляя по территории , мы обратили внимание на  густые заросли вьющегося по старым пням и деревьям растения с красивым названием  - Барвинок.

 Лишь майский ветерок повеет
 В старинном парке точно в срок
 В пять лепестков заголубеет
 Барвинка сказочный цветок
                (автор неизвестен)

  По этому поводу нам рассказали очень красивую историю. Вот она.
 Как оказалось, сама королева Швеции подарила Николаю Алексеевичу загадочное декоративное растение (голубой цветок) и сказала: "Будете вспоминать нашу страну" . Князь бережно  довёз растение до своей родины, посадил его и забыл. И только спустя годы, прогуливаясь по парку, он обнаружил заросли этого растения с переплетающимися стеблями, с темно-зелеными твердыми листьями и сияющими между ними голубыми цветочками...       Слух об этом растении распространялся среди жителей деревни и гостей хозяина.  Соседи прозвали его «Княжеским цветком», и многие просили корешки для посадки. Но почему-то цветок этот ни у кого не приживался...
 И ещё один интересный момент, связанный с этим цветком, - расцветал он всякий год в одну и ту же майскую ночь - в канун Николина дня. И это очень символично.  Ведь в селе Никольском-Урюпино возвышается на холме красивейшая старинная церковь имени Николая Чудотворца.
 Так, в цветке о пяти лепестках словно отразилась история пяти поколений князей Голицыных, некогда владевших этими прекрасными местами и создавшими их неповторимую красоту, ныне полностью утратившую свою привлекательность.
 Дичает роскошный голицынский парк, спланированный в форме раскрытой ладони с пятью направлениями, где каждая из аллей непременно выводила к большому дому-усадьбе, зарастают аллеи... Ещё просматриваются остатки вероятно бывшего фонтана, между большим и летним домом -  небольшой колодец и подходящая к нему  неглубокая канавка.
 Н.А. Голицын купил имение   Николо-Урюпино у князя В.С.Долгорукова ещё в 1774г  за 22т.р. Старый владелец успел построить в усадьбе  15 парников, теплицу, 6 оранжерей, где росли ананасы, персики и другие плодовые. Из семи прудов в трёх разводилась дорогостоящая рыба. При продаже имения Долгоруковыми князю Голицыну в описании было указано много хозяйственных построек, даже 2 мельницы.
 Н.А.Голицыну пока не было особой необходимости заводить дом в Никольском, т.к. в нескольких верстах отсюда у него была прекрасная главная его усадьба Архангельское. Но в 1809г, в связи с продажей Архангельского,  здесь начинается строительство большого дома для жизни помещичьей семьи. Архитектура большого дома не была изысканной в отличии от Летнего домика. Это был одноэтажный дом с антресолями. Закончен он был после смерти Н.А.Голицына.
 В большом, главном доме находились ( в бытность хозяев)  прекрасно исполненные копии голландских художников, выполненные тем же Страховым Егором. Он был наполнен красотой и культурными собраниями со всего мира.  В нём была обширнейшая библиотека, около 6000 книг,  которые  наследники помещали в большом зале в громадном шкафу красного дерева. Надо сказать, что книги эти были в постоянном пользовании владельцев и их друзей. Любознательная знать того времени, желала быть образованной и начитанной. Они чтили как историю, так и художественную литературу. Здесь же, в этом зале были размещены портреты  лиц  всего рода Голицыных. К сожалению, великолепные росписи на потолках и стенах сейчас полностью утрачены. Об усадебных библиотеках  можно говорить долго и вдохновенно. Но это особый разговор.  Красивейший, изразцовый камин  полностью разрушен. Мы видели с южной стороны остатки балкона , с которого был великолепный вид на реку Липишну и прекрасный «пятилепестковый каменный цветок» -  церковь Николая Чудотворца.   
  Тщательно продумана была планировка парка с веером аллей, расходящихся от пруда с беседкой уединения позади Белого домика. Вход в здание украшали мраморные скульптуры львов, позже перенесенные в Архангельское, которое вскоре будет продано.
 Построив дом, Николай Алексеевич расширил и усовершенствовал парковую зону. Как и в Архангельском, там были  аллеи из стриженых лип, обширные зеленые газоны, боскеты, кедровая роща, всяческие лабиринты, и бездна цветов, особенно роз.
 Среди зелени были расставлены вазы и скульптуры. До наших дней дошли два чудесных сфинкса. В настоящее время сфинксы хранятся в музее-усадьбе Архангельское.
 Широкая дорожка вела от южного фасада Белого домика к пруду, посреди которого на Островке уединения стояла скульптурная группа «Три грации».  Въезд в усадьбу с востока был оформлен в виде руины с обелиском наверху.
 На рубеже 19-20 вв  усадьба Николо-Урюпино было признано знатоками выдающимся памятником раннего классицизма. 
 Многие современники, художники, архитекторы и писатели отзывались об этом великолепном, изысканным архитектурном ансамбле с восторгом.  Писатель Н.Н. Врангель, например, называл Белый домик «драгоценной табакеркой».
 Бродя по усадьбе, мы старались представить, как-бы это выглядело в нетронутом временем виде. Загадочны и волнующи будут наши мечтательные картины о живой, наполненной духом её обитателей жизни старинной усадьбы.
  Художественная ценность таких усадеб огромна , поэтому уходили мы оттуда с оттенком грусти и печали,  со смешанным чувством горечи, и в то же время радости от прикосновения  к прекрасным задумкам наших русских князей, не чуждых красоты и благородства, и желающих оставить будущим поколениям эти культурные достояния. Владельцы  относились к своим усадьбам как к историческим памятникам, собирая там всё самое ценное и великолепное. Они из поколения в поколение оберегали  свои постройки и культурные приобретения. Мы же многое не сохранили, не сберегли.
 Деятельность русского дворянского сословия ещё не оценена в полной мере. Кроме государственного служения, они творили русскую культуру, закладывая в неё зерна красоты, во всей многогранности мировой культуры. «Собиратели культурных достояний» - так бы хотелось определить их деятельность в этой области. Они привлекали к своим усадьбам-музеям лучших мировых представителей изобразительного, архитектурного искусства. 
 Их вклад в расцвет русской культуры и по сей день неоценим, и заслуженно вызывает у большинства людей интерес и восхищение.   
               
                Светлана Хворова               
               
                Виталия Ляшенко



  Небольшой экскурс в историю села Никольское-Урюпино


 Владельцев усадьбы Николо -Урюпино было много. Голицыным она досталось в 1774г, и с тех пор передавалось его наследникам.
 Ещё при государе Михаиле Федоровиче было пожаловано князю Одоевскому Ивану Никитичу, (одному из самых преданных бояр при дворе) село на речке Липишне.
 В 1635г село Никольское-Урюпино передано после временных хозяев Лихачевых племяннику прежнего владельца, князю Никите Ивановичу Одоевскому, сыну Ивана Никитича большого.
  В 1646г очевидцы описывали невероятное богатство усадьбы с прилегающей к ней деревянной  церковью Николая чудотворца.                                Урюпино -Урюпа - неряха-замараха, нюня. А село Никольское было названо по имени, данной церквушке Николо. В 1664г эта церковка превратилась в каменный пятиглавый цветок. Тогда князь Никита Иванович выпросил у Черкасских самого лучшего крепостного архитектора, Павла Потехина, который и обновил эту церковь. Каменным пятиглавым цветком встал храм на холме.
 Сам государь Алексей Михайлович присылал свои личные иконы. Петр Великий, его сын, тоже любил эту церковь и заказывал здесь победные молебны для своего детища, российского флота. А жена Петра, будучи уже императрицей, учредила высший орган власти — Верховный Тайный Совет, и одним из пяти самых  преданных Петру людей, как раз был наш князь Дмитрий Михайлович Голицын, и именно его потомкам предстояло владеть селом Никольским-Урюпино  в течение почти полутора веков.
В 1730г  императрица Анна Иоановна сослала Д.М.Голицына  в собственную подмосковную усадьбу Архангельское, которая принадлежала ему с 1703г.
 Сюда же он перевез свою обширную библиотеку, 6000 книг. Это имущество будет конфисковано по указу императрицы и, конечно, по возвращении библиотеки и снятия опалы в 1737г ( после воцарения Елизаветы Петровны) большая часть книг исчезла. Таким образом в  Урюпино пришла далеко не полная библиотека.
 Наследовал отцу сын, князь Алексей Дмитриевич Голицын. После ареста и возвращения в Москву при новом правлении Анны, он не однажды наведывался в родительский дом в Архангельском, затем имение было унаследовано внуком Николаем Алексеевичем Голицыным.
 Потом имение досталось Князю Сергею Григорьевичу Долгорукому, и после разных перипетий с меняющимися хозяевами, оно вновь было возвращено по указу императрицы Елизаветы Петровны,  Марии Петровне Долгоруковой.

 В последние годы перед революцией владелицами усадьбы были внучки М.Н.Голицына — Александра Николаевна Голицына  и её сестры: Анна Николаевна (Родзянко),Елена Николаевна (Хитрово) и Марина Николаевна Свербеева. Они вплоть до 1918 ещё проживали в усадьбе. Они и обратились в Наркомпрос с просьбой выдать им охранную на свои дома.
В 1918г Наркомпрос выдал охранную грамоту Марии Николаевне Свербеевой.
               
  Николо-Урюпино было национализировано   с целью сохранения наследия, ну а   к 30гг крайне запущена и безхозна, что и продолжается по сегодняшнее время. В послевоенные годы, усадьба ветшала, т.к. прекратились реставрационные работы. В 1930гг также и церковь в поселке была закрыта, и возвращена верующим лишь в 1990г. 
. В 1929 г музей  был расформирован, а большая часть его коллекций разделили два музея — Архангельское и музей Нового Иерусалима в г. Истре.
 В 1921 г окрестности были переданы под полигон, здесь появился военный городок.
17 августа 1933 года здесь состоялся под руководством С.П. Королёва запуск первой советской экспериментальной ракеты ГИРД-09 конструкции М.К. Тихонравова   – первой советской жидкостной ракеты. За 18 секунд полета ракета достигла высоты в 400 метров. С.П. Королёв написал по этому случаю в стенгазете ГИРД «Ракета»: «…день 17 августа является несомненно знаменательным днём в жизни ГИРДа, начиная с этого момента, советские ракеты должны летать над Союзом республик. Советские ракеты должны победить пространство…» – заключал Королёв. Этот исторический  памятник находится в настоящее время в пределах воинской части, на которую нас не пустили, но ракета возвышается на обозримое пространство, как-бы взывая  к прекрасному новому, разумному будущему.


Рецензии