Серебряный возраст - 1

                (как я чуть не стал «старым брюзгой»)


                «Возраст – это не то, сколько тебе лет, а как ты их чувствуешь.»
                (Габриэль Гарсиа Маркес (1927-2014) –
                колумбийский писатель-прозаик, лауреат
                Нобелевской премии по литературе(1982))

 

                1. Про брюзжание великих и нас –
                обычных людей


     Я – брюзга! Да неужели? Зато самокритично. Или, может, я просто наговариваю на себя? Ну, мало-ли… Любим мы, люди, возрастом «за…», пожившие и повидавшие всякого, поворчать. Так за правду же! Почему тогда нам не побрюзжать – побороться вслух «голосом своей истины»? Задумался… На всякий случай к Владимиру Ивановичу Далю «слазил». Как он там нас – ворчунов – у себя в «Толковом словаре живого великорусского языка» описывает? Так и есть! Кажется, я стал брюзгой.

     По Далю: «Брюзга – это тот, кто брюзжит, всё ворчит, несносный воркотун, бранчуга». Словечки-то какие знаменитый лексикограф подобрал! Доктор филологии, профессор Сергей Иванович Ожегов в своём словаре ему коротко и ясно вторит: «Брюзга – брюзгливый человек». 

     Может, мы к старости все немножко того… – брюзгами становимся?  А что там у классиков пера по этому вопросу?

     Вот, например, Антон Павлович Чехов пишет: «...праздная жизнь не может быть чистою. Впрочем, быть может, я отношусь слишком строго. Я не удовлетворен жизнью, как ваш дядя Ваня, и оба мы становимся брюзгами…». Хотя детский писатель, поэт Корней Иванович Чуковский, не по-детски его сразу оправдывает: «О Чехове говорят, как о ненавистнике жизни, пессимисте, брюзге. Клевета! Самый мрачный из его рассказов гармоничен. Его мир изящен, закончен, женственно очарователен…». О, как!

     Другой русский писатель, журналист и адвокат, один из деятельных и активных масонов русской эмиграции Михаил Андреевич Осоргин так характеризует классика русской литературы Толстого в своём автобиографическом повествовании «Времена»: «Лев Толстой был и остался российским чудом, весь целиком: великий, несчастный, несуразный, каменная глыба, мужик и барин, поэт и корявый проповедник, брюзга и неустанный искатель истины!».

     Ну, уж если о Толстом так, как о… Про брюзгу я. То мне точно помалкивать о себе надо. Русского писателя Михаила Иосифовича Веллера иногда почитываю. А он в сборнике «Дети победителей», в своём «реквиеме ровесникам» вот как высказался:
     «Мы, брюзги, неудачники, одни спившиеся, другие продавшиеся незадорого… Мы, чьи лучшие рабочие годы – с двадцати пяти до сорока – ушли водой в песок, погрязли в болоте, ухнули в бездонную пропасть…». Снова эти брюзги здесь, в нашей жизни…

     Кстати, ещё раньше в книге «Карьера в Никуда» Веллер написал:
     «Кто хочет делать – находит возможности, кто не хочет делать – изыскивает причины. Еще ничего в жизни не сделали – уже стонут, уже всем недовольны! Все критикуют – никто ничего делать не хочет. Все видят недостатки – никто не хочет действовать за их устранение. А вы хотите, чтоб недостатки сами исчезли? – так ведь и тогда будут брюзжать, найдут повод, брюзги несчастные! Как не поймут: жизнь будет такой – и только такой! – какой мы сами её сделаем. Никто за нас не сделает, не поднесет готовое!».

     Вот как Веллер о нас… О брюзгах! И ведь он прав. На все 100 (процентов, а не граммов коньяка – «для храбрости») – прав. Нет, не хочется быть эдаким брюзгой-ворчуном…  Я – точно не такой. А Веллер, он кто? С одно стороны – человек старой закалки – рутинёр, а с другой…

     Старается придерживаться своих консервативных убеждений и традиционных ценностей, постоянно высказывается на эту тему в публицистике и многочисленных телевизионных шоу. Кстати, ещё в 2011 году Михаил Веллер призвал голосовать россиян на выборах за  КПРФ, утверждая, что это единственная оппозиционная партия, способная победить и тем самым обеспечить хотя бы сменяемость власти, которая лучше несменяемости. А годом позже, в одном из интервью, данном в августе 2012 года, он признался, что очень сомнительно, что к власти в России когда-нибудь придут коммунисты. Ну, не брюзга, а?

     Неоднократно Веллер со скандалом уходил из теле- и радиоэфиров. Имеет своё мнение! Так, 21 апреля 2011 года он «с шумом» оставил программу Андрея Малахова на Первом канале «Пусть говорят», мотивируя свой уход пошлостью темы: обсуждение любовницы премьер-министра Италии. А через пять лет 8 декабря 2016 года Веллер демонстративно покинул ток-шоу Андрея Норкина  «Место встречи» на  канале НТВ, выведенный из себя постоянным перебиванием ведущей Ольги Беловой, не позволявшей ему продолжить мысль. Были потом и другие его «разборки» с теле- и радиоведущими на разные темы. Но он человек публичный. И брюзга, не в обиду Михаилу Иосифовичу, публичный тоже…

     Итак, брюзга – это зануда! А зануда – это человек, вечно чем-то недовольный, который имеет обыкновение постоянно бормотать, ворчать, или даже ругаться – брюзжать, однообразно и порой сердито выражая своё негативное отношение к чему-то или кому-либо. Очень часто брюзга – некий фаталист, имеющий пессимистический взгляд на вещи.

     Да разве же я такой? Нет уж, я – точно не пессимист, и не фаталист тоже.  Разобрался, слава Богу, в себе.

     А, собственно, чего это я «завёлся»? Про «серебряный» возраст хочется высказаться. Вот и «побрюзжу» немножко, уж простите, здесь, на «Проза.ру».


                Продолжение в – «Серебряный возраст – 2», Часть вторая – 
                «О, «серебряный» возраст! А «золотой», когда?» –
                http://proza.ru/2024/11/25/1321


       ноябрь, 2024 г.                Санкт-Петербург


                © Н. Кирюшов, 2024


Рецензии
Николай, приветствую! Вы не брюзга, а справедливый критик. А хотя от такой жизни можно и поворчать, но не брюзжать, это бесспорно. С уважением.

Игорь Струйский   09.06.2025 14:55     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Игорь. Благодарю за отклик! Вот, решил КРИТИЧНО разобраться с НАШИМ "серебряным возрастом"... С теплом души и улыбкой,

Николай Кирюшов   09.06.2025 16:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.