7. Пересдача экзамена

        В последующие недели пребывания на картошке Нина избегала любого возможного контакта с Антоном. Когда он несколько раз пытался подкараулить её, она резко и решительно удалялась, но старалась это делать так, будто спешит по срочным делам, - из своего воспитания и внутреннего благородства она не рассказывала о разладе своим однокурсницам, не хотела позорить Антона, от расспросов уклонялась, на слухи не реагировала.

        Потянулись октябрьские дни третьего курса. Это месяц Нина также старательно избегала общения с Антоном, бросала трубку, как только слышала его голос. Она не хотела посвящать в свою историю родителей, и когда мама или папа подзывали её к телефону, а звонил Антон, то она, делая вид, что разговаривает, произносила: «Угу, угу, понятно, спасибо, пока», - и как будто всё в порядке, уходила в свою комнату. Она старалась предусмотреть, чтобы и случайно не встретиться с ним, и, выходя из института, быстро направлялась совершенно в другую сторону, обходила целый квартал и потом только возвращалась на свою дорогу. Не уходила из памяти её липкая ладонь, когда она с брезгливостью искала обо чтобы её вытереть, а Антон всё напирал и напирал. Нет, не может он понять важные тонкие вещи, – заключила она для себя.

        В первые две недели ноября Антон бросил попытки выйти на разговор с Ниной, он решил для себя, что своей настырностью он может ещё больше отвратить девушку, - пусть она немного расслабится от этих шпионских страстей, да и ей необходимо время, чтобы пережить остроту разочарования.
        Во второй половине ноября он возобновил попытки подкараулить Нину, поджидал её у аудиторий после занятий, высматривал на улице на выходе из института, но всё напрасно, как только Нина замечала его, она или резко удалялась или вступала в разговор с подружками. Как-то, уставший и в отчаянии, повесив голову, он шёл по коридору и завернул за угол, и тут – чуть не стукнулся лбом с Ниной! Она отпрыгнула от него, он протянул руки, как бы хотел остановить, но специально не дотрагивался до неё и быстро произнёс: «Нина, прости!» На миг их взгляды соприкоснулись, она увидела, что он искренен, что он страдал.
- Нина, давай поговорим, пожалуйста, - проговорил Антон.
- Не сегодня, - только и ответила она. 
        Впервые за всё это время улыбнулся Антон от радости.
Нина простила Антона. Постепенно их встречи и общение становились как прежде – дружескими, но не более того, - Нина держала дистанцию. Да, ей было с ним интересно, Антон ведь оставался таким же, каким он когда-то понравился ей, только мудрости и выдержанности в нём чуть-чуть прибавилось, но всё же что-то в ней оборвалось, сближения она не хотела вполне определённо. Она задумывалась над тем, что с ней происходит: читала популярные статьи по психологии, какие могла найти, заводила разговоры с подружками, но не находила для себя ответа.

        И вот мы возвращаемся к тому эпизоду, когда Нина встретила Антона в коридоре и рассказала ему, что профессор назначил ей пересдачу. Антон предложил ей свою помощь, и они на следующий день разобрали тему кластерного анализа и порешали задачки.
        Подготовленная, более уверенная, но всё же с волнением, Нина вошла в аудиторию в назначенное профессором время.
- Здравствуйте, Пётр Алексеевич, - произнесла Нина и вопросительно посмотрела, - можно?
- Здравствуйте, Перманцева. Конечно, можно. Вы точны, - он посмотрел на часы, - это радует. Проходите сюда к столу.
Он разложил билеты веером и предложил выбирать. Нина, не задумываясь, быстро ткнула пальцем. Профессор перевернул и записал номер.
- Что ж, садитесь. Да, вы понимаете, из билета вам нужно только вторую задачку решить. Прошу.
        Нина углубилась в работу; алгоритм решения нашла быстро, оставалось только всё расписать. Она отметила, что впервые чувствует себя такой уверенной, и даже не волнение за оценку, а больше исследовательский интерес увлекает её. Она непроизвольно посмотрела на профессора, он сидел, не глядя на неё, читал какую-то книгу. «Интересно, что он любит читать?» - промелькнула у неё мысль. Она продолжала поглядывать на него, и вдруг ощутила, что ей не то чтобы интересно, а как-то спокойно на душе, когда она видит профессора. Она не стала об этом задумываться и искать какие-либо выводы, а вновь перевела своё внимание на задачку и дописала решение.
        Профессор проверил, издал одобрительный звук «хм».
- Что ж, Перманцева, могу вас поздравить – вы решили всё правильно.
- Да? – улыбнулась и расслабленно вздохнула Нина.
- Да. И не скрою, мне тоже приятно, что вы потрудились и с уважением отнеслись к моему предмету, - профессор посмотрел на неё со строгой одобрительной улыбкой. – Давайте вашу зачётку. Вам – заслуженная четвёрка. – И он занёс оценку в графу и расписался.
- Спасибо, - не сдерживая радость, произнесла Нина.
- Мне – не за что. Ваш труд, - сказал он, закрыл зачётку и подвинул её к студентке.
 
        Взгляд профессора скользнул от пальцев Нины, когда она потянулась за зачёткой, по её руке вверх до лица, - он сам смутился, что с новой силой всплыла симпатия к этой интересной девушке, те же ещё смутные, но волнующие чувства, которые он испытал на экзамене позавчера, которые он с трудом признавал. Он придал своему лицу выражение доброжелательной строгости и сказал:
- Желаю вам дальнейших успехов, - и он замолчал, хотя обычно полагалось добавить в этом случае: «Всего доброго. Вы свободны».
        Нина тоже сидела  и молчала, то открывала, то закрывала свою зачётку, смотрела на свою новенькую четвёрку.
- Может быть, что-то хотите спросить, уточнить? – прервал паузу профессор. И опять, как и в тот раз, он понял, что непроизвольно ищет способ продлить общение с Ниной. Ему стало неудобно и стыдно за себя, но какой-то поток уже нёс его, продолжал прокладывать новое русло в их отношениях, - к состоянию манящему, запретному, - но в то же время это и настораживало.
- А-а, - потянула Нина, формулируя вопрос, - а вы можете рассказать какую-нибудь историю из жизни математиков? Или историю о математических открытиях? – выпалила Нина, и сама себе удивилась, - она даже не успела подумать  - эти слова как будто сами произнеслись. Профессор был рад этому вопросу, да и любому вопросу он был бы рад, и Нина это видела.
        Она смутилась, заволновалась, хотела извиниться, что отнимает время у профессора, собраться и выйти, но не смогла открыть рот. Тонкое, едва различимое понимание складывалось у неё в душе. Все её смутные предчувствия, которым она отказывалась верить, все простые ответы и советы, которые она получала от подруг, но которые отвергала - всё сложилось, прояснилось в её сознании; и это и напугало и удержало её на месте.   
        Профессор был и рад, но также и озадачен. Два желания – отдаться чувственной авантюре, или – решительно возвратиться в русло формальных учебных отношений - боролись у него в душе. Он видел, что Нина питает к нему интерес, да, так у студенток бывает, и тому примеров множество. Продолжать беседу – это будет поворот в то опасное русло. Но что делать ему? Это будет непорядочно – воспользоваться незрелым, романтическим, непонятно, даже ей самой неизвестно какими вдруг ассоциациями, вызванным интересом к нему, взрослому, на много её старшему мужчине. Воспользоваться её, возможно сиюминутной чувственностью, слабостью, - это будет не честно, решил он про себя. И он нашёл выход, как корректно завершить встречу, вернуть отношения в правильные рамки и в тоже время поддержать интерес студентки к математике:
- Перманцева, ваш интерес похвальный, я бы с удовольствием вам рассказал бы что-нибудь, но, вы уж меня извините, сейчас у меня нет времени. Лучше я принесу вам очень редкую и занимательную книгу итальянского автора начала века, называется – «Краткая история математики с древнейших времён кончая средними веками», - очень увлекательно написана, автор – Гоэтано Фаццари.
- Спасибо, принесите, - Нина улыбнулась и стала собираться, - До свидания.
- До свидания, - ответил профессор, довольный собой… но тут же понял, что завязал новый виток отношений, где обязательно будет внеучебная встреча, обсуждение книги и её лицо перед ним. Он охватил голову руками, когда Нина вышла, издал звук: «мда-а-а», и оставался какое-то время в ошарашенном задумчивом состоянии.

продолжение http://proza.ru/2024/11/24/143


Рецензии
Завязка! Мулька...

Григорий Аванесов   06.12.2024 07:47     Заявить о нарушении
Где продолжение?

Григорий Аванесов   06.12.2024 07:48   Заявить о нарушении