1820, декабрь. К чему холодные сомненья?
(из письма А.Дельвигу, декабрь 1820 г.)
***
К чему холодные сомненья?
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья;
Здесь успокоена была
Вражда свирепой Эвмениды:
Здесь провозвестница Тавриды
На брата руку занесла;
На сих развалинах свершилось
Святое дружбы торжество,
И душ великих божество
Своим созданьем возгордилось.
Чадаев, помнишь ли былое?
Давно ль с восторгом молодым
Я мыслил имя роковое
Предать развалинам иным?
Но в сердце, бурями смиренном,
Теперь и лень и тишина,
И, в умиленье вдохновенном,
На камне, дружбой освященном,
Пишу я наши имена.
1820 г., декабрь
____________
Примечания:
- Иллюстрация: гравюра Ангелики Кауфман, Ифигения в Тавриде, 1803.
- Согласно официальной версии, легко одетый Александр I простудился в скальном монастыре Святого Георгия в Крыму (построен на месте храма Девы), посещая сырое монастырское жильё. За этим последовали поездка в Севастополь и осмотр окрестностей Бахчисарая. Через какое-то время царь признался своим врачам, что плохо себя чувствует уже несколько дней, однако категорически отказался от лекарств и кровопускания. 15 ноября 1825 г. (по старому стилю) император исповедался и причастился — после того, как врач Виллие в присутствии императрицы сообщил ему о приближении смерти. Священник умолял императора исполнить все предписания врачей, но было поздно. Виллие записал 18 ноября: «Никакой надежды спасти моего обожаемого государя». Мучительная агония императора длилась почти двенадцать часов. 19 ноября (по старому стилю), в 10 часов 50 минут император скончался. Императрица, не отходившая от больного, закрыла глаза супруга и подвязала ему подбородок своим платком.
- «Эвмениды» — трагедия Эсхила (458 г. до н.э.). Входила в состав тетралогии «Орестея» наряду с трагедиями «Агамемнон» и «Хоэфоры» и сатировской драмой «Протей».
Трагедия посвящена одному из эпизодов мифологического цикла о Пелопидах. Орест, убивший собственную мать Клитемнестру, чтобы отомстить за отца, спасается от преследования Эриний в дельфийском храме Аполлона, а затем бежит в Афины, где Ареопаг его судит. Во время процесса Эринии заявляют, что Клитемнестра, убивая Агамемнона, не пролила родной крови, а значит, свершённая над ней месть преступна. Аполлон, выступивший в роли защитника Ореста, настаивал на том, что истинным родителем ребёнка является отец, а не мать. Благодаря позиции богини Афины Орест был оправдан. Чтобы умилостивить Эриний, жители города устанавливают новый культ в их честь как «милостивых богинь» (эвменид). Соответственно действие пьесы происходит в двух местах — в Дельфах, перед храмом Аполлона, и в Афинах, перед храмом Афины Паллады.
Исследователи видят в «Эвменидах» выступление в защиту Ареопага, полномочия которого за несколько лет до постановки «Орестеи» были существенно урезаны политиками демократического толка. Афина в «Эвменидах» велит афинянам ни в чём не менять устройство и работу Ареопага. Ещё одна отсылка к настоящему — данное Орестом обещание вечного союза Аргоса с Афинами (судя по этой реплике, Эсхил был в числе сторонников союза с аргивянами против Спарты).
- Ифигения — старшая дочь царя Агамемнона и его жены Клитемнестры.
Орест - младший и единственный брат Ифигении.
В самом начале троянского похода младенец Орест с матерью Клитемнестрой, провожали Ифигению в Авлиду. Агамемнон обманул жену, написав ей, будто хочет выдать дочь за Ахилла. На самом деле, ахейцы много дней не могли продолжить путь из-за встречного ветра, и получили оракул, что богов нужно умилостивить — принести Ифигению им в жертву. В трагедии «Ифигения в Авлиде» Еврипид рассказывает эту предысторию того, как Ифигения оказалась в Тавриде.
Агамемнон повиновался, но Артемида в последний момент пожалела девушку и подменила её ланью, и Агамемнон убил лань Артемиды. Ифигению богиня отправила на облаке в Тавриду. Ни один из смертных не знал о том, что Ифигения осталась жива.
- Когда Орест был ребёнком, отец вернулся с Троянской войны. Его мать Клитемнестра совместно со своим любовником Эгисфом убила Агамемнона; Орест смог спастись и получил воспитание на чужбине. Большую часть античной эпохи существовало всеобщее мнение, что сын Агамемнона вырос в Фокиде, у подножия Парнаса, при дворе мужа своей тётки Анаксибии, жены Строфия. Там Орест подружился со своим кузеном Пиладом; взаимоотношения этих двух героев стали для древних греков образцом мужской дружбы. После гибели Агамемнона Анаксибия со Строфием приютили его сына Ореста, который рос с их ребёнком Пиладом.
- Став взрослым, Орест вернулся в Микены и по приказу Аполлона отомстил за отца - убил Клитемнестру и Эгисфа. После этого Ореста за убийство матери преследовали эринии.
Он отправился в Дельфы и объявил перед святилищем Аполлона, что покончит с собой, если не получит защиты от нападок эриний. Пифия рассказала царевичу, что его несчастья закончатся, если он побывает в Тавриде на северном берегу Понта Эвксинского и привезёт оттуда деревянное изваяние Артемиды. Орест тут же пустился в путь вместе с двоюродным братом, Пиладом, на 50-вёсельном корабле.
- «Ифигения в Тавриде» — античная трагедия Еврипида 414 года до н.э.
Ифигения в Тавриде стала жрицей богини в храме Девы. В её обязанности входило готовить чужеземцев для принесения в жертву. В храме находился деревянный идол Девы, которому жертвы и приносились.
У тавров тогда существовал обычай приносить всех иноземцев, попавших в их страну, в жертву Артемиде.
Орест и Пилад тайно высадились в Тавриде и ждали в пещере удобного момента, чтобы украсть статую, но местные пастухи их заметили, схватили и привели к своему царю Фоанту. Тот приказал отвести их в святилище, чтобы убить на алтаре.
Накануне жертвоприношения Ифигения видит сон, который истолковывает как известие о смерти Ореста. Опечаленная, она идёт к чужеземцам, которых должна подготовить к церемонии, но обещает отпустить одного из них, если тот отвезёт в Грецию письмо для Ореста. Пока герои не знают, кому нужно передать письмо, они спорят, кто из них должен остаться в живых, но когда выясняется, что жрица это Ифигения, они рассказывают ей о цели своего визита.
Однако в храме Пилад и Орест узнали в верховной жрице Ифигению, которая, как выяснилось, не погибла в Авлиде, а была чудесным образом перенесена за море. Ифигения тоже узнала брата и кузена. Ифигения берётся их спасти: она убеждает всех, что статуя богини нечиста из-за прикосновения чужеземцев и её необходимо омыть в море. Вместе все они выносят статую из храма, и идут к морю под предлогом омовения статуи. Там Орест, Пилад с Ифигенией садятся на свой корабль и, когда стражники замечают беглецы оказываются уже далеко. В конце трагедии появляется богиня Афина и призывает царя Таврии не преследовать беглецов, так как их дело угодно богам.
У острова Сминфий Фоант их догнал; в схватке Орест и Пилад победили и убили его. После этого, согласно одному варианту легенды, путники оставили изваяние на Родосе (туда их занесло бурей), а по другому, привезли его в Аттику, в Браврон.
Многие изваяния Артемиды в разных городах Восточного Средиземноморья местные жители считали той самой статуей, которую Орест привёз из Тавриды.
Это были изваяния:
в Бравроне (Аттика),
в Лимнеоне (Лаконика),
в Аргосе (Арголида),
в Команах (Каппадокия),
в Команах Понтийских (Абхазия),
в Кастабалах (Катаония),
в горах Аман на стыке Сирии и Киликии,
где-то в Мидии,
на Патмосе,
на острове Сминфей,
на Родосе,
в Аргосе Орестийском (Эпир), в Ускудаме (Фракия),
в Оресте (Эвбея),
в Регии и Каулонии (Бруттий), в Таренте (Апулия),
в Тиндариде (Сицилия),
в Ариции (Лаций).
Орест считался основателем арицийского культа Дианы Немийской, включавшего в том числе человеческие жертвоприношения: каждого чужестранца, который высаживался на берег, приносили в жертву богине, повторяя таким образом таврический ритуал. Постепенно этот ритуал трансформировался. Человек, сорвавший ветку со священного дерева (это была ставшая знаменитой «золотая ветвь»), мог сразиться с жрецом и в случае победы занять его место;
в Бравроне (Аттика). Бравронское изваяние было увезено персами в Сузы (в 480 году до н.э.), а потом Селевк I подарил его жителям Лаодикеи.
В III веке н.э. уже считалось, что сам Орест привёз статую в Лаодикею.
- Фридрих Энгельс обобщал: "В «Эвменидах» показаны победа отцовского права над материнским, смена матриархата, олицетворением которого могла быть Клитемнестра, патриархатом, олицетворением которого стал Орест".
Свидетельство о публикации №224112401395