Зачем шаблюка казаку?

Временами, я пописываю стишки на Стихи.ру И, казалось бы, сайт не военный, однако первые боестолкновения между украинцами и россиянами произошли задолго до февраля 2022 года. Украинский стихоплёт написал мне рецензию-отклик на что то выложенное на моей странице и  похвастался, что вступил в украинские казаки и будет теперь следить за порядком в округе по месту жительства – ну, чтобы все говорили на мове и русня не качала права. Дескать, ему уже выдали плётку и военную форму, а может быть выдадут и саблю, как признак соблюдения старых казачьих боевых традиций. И после этого кто-то ещё будет утверждать, что мы не один народ? Одновременно с насаждением моды в 90-х на Православную веру, произошла вспышка моды на вступление в ряды казачества.  Повсюду появились ряженные в дореволюционные казачьи брюки с лампасами и гимнастёрки перетянутые портупеями лихие ребята с плётками, а новоиспечённые атаманы, не имеющие казачьих корней, увешали себя медалями и крестами. Это была та ещё экзотика… А зачем они были нужны? Это же не комедия, где мёртвые с косами стоят… и тишина… И ряженным нашли применение - они пошли по вагонам электричек, как силовое сопровождение, для соблюдения общественного порядка. Но, вместо порядка, получился бардак! Ребята эти злоупотребляли спиртным и секли плетьми тех, кто им не понравился. Население возмутилось поведением внезапно возродившегося класса русского общества и стало скандировать, что большевики были правы, когда этих казаков расказачили. Новое демократическое правительство, тоже не знало, что делать с внезапно воскресшим классом боевых крестьян. Это царь с ними церемонился – раздавал земельные наделы, платил жалование на то, чтобы казак мог купить себе коня, обмундирование и вооружение, даже пенсию платил семьям погибших в бою казаков. И пошло это со времён Ивана Грозного, когда казаки были самыми настоящим разбойниками и грабили купеческие челны, нападая на них на реках, а так же в прибрежной зоне Чёрного и Каспийского морей. Этот русский царь пришёл к мысли о том, что если беспредельщиков нельзя победить, то надо их возглавить. Это же не просто воины партизанской закваски – это спецназ! Они неприхотливы к условиям проживания, способны преодолевать немыслимые трудности и расстояния (хоть по воде, хоть по суше) их дерзость и смелость не сравнимы с любыми родами войск. А что им надо? Более-менее приличное оружие, какой-никакой провиант, немного горячих лошадей, довольно прочно сработанные ладьи и возможность пограбить чужие богатства. То есть – Иван Грозный, свою проблему сделал проблемой сибирского хана Кучума. Казачки стали буйствовать в Сибири, оставив в покое Волгу и Дон. Мало того – эти разбойники захватили обширные территории, и Ермак стал бить челом перед государем российским о присоединении их к русским землям. А царь не был идиотом, чтобы отказываться от забитой соболями тайги. Тогда соболь в Европе ценился на вес золота! Его величество сказал, что теперь это его земли, а казачки пусть себе ступают на восток – там ещё много чего есть пограбить, а тут им со стрельцами не ужиться, так как стрельцы контролируют соблюдение царских законов, а казаки живут по понятиям. Но, по понятиям казачки жили не только в Сибири – к южным морям бежал угнетённый богачами русский люд - крепостные крестьяне, разорившиеся городские ремесленники и торгаши, голь-перекатная, и просто откровенные бандюки. Без общих правил поведения и авторитетного руководства, в таком разношёрстном обществе случилась бы непрерывная бойня – то есть, царю даже не надо было бы их казнить, они сами бы друг друга перебили. Так появились атаманы и их товарищи, которые держали казачьи ватаги в повиновении. Под их контролем собирался казачий круг, где рассматривались проблемы, происшествия и перспективные планы. Это была некая демократия под названием «казачья вольница». Со стрельцами царя казаки решили больше не связываться и вместо русских купцов стали грабить богатые юрты степных инородцев Дикого поля  и подданных крымского хана. То есть - на южной российской границе образовалась буферная зона, контролируемая казаками, которая защищала Русь от нападения татар. Это были первые русские пограничники. Так было почти век, пока Стеньке Разину монотонная дозорная служба не показалась скучной. Перетащил он по Царицынской переволоке свои челны из Дона в Волгу и устроил разгром персидскому флоту за то, что их морские корабли мешали ему разгуляться на каспийском побережье. Не успели казачки вдоволь пограбить местных купцов и восточные базары, как адмирал персидской флотилии прижал их к берегу цепями, натянутыми от корабля к кораблю. Но казаки-разбойники стали так лихо маневрировать, что персы запутались в своих цепях и перевернули друг-друга. Был захвачен даже флагманский корабль адмирала, на борту которого находилась его дочь из песни про полонённую княжну, выброшенную Разиным за борт. Часть персидского флота была отбуксирована в Царицын. Где Разин понял, что у них с княжной большая и чистая любовь, но жениться он на ней не может - в российском обществе он простолюдин, и всем родовитым богачам плевать на его любовь. То есть - любимую у него отнимут, и будет она экзотическим украшением при царском дворе. Сгоряча, он бросил её в Волгу!  И только потом подумал – «Вот ни один русский царь, до меня, победить персидский флот не смог, а я смог! Так почему же я не царь!? Не пора ли мне занять трон русских царей!? Тогда, можно будет жениться и на персидской княжне, и не на персидской…» То есть - русские казаки, впервые, как независимое от государства воинское формирование, разбили персидский флот. И, впервые, как независимое воинское формирование, пошли войной на русского царя. На этот раз всё кончилось трагически… Но, умники при царском дворе, решили – совсем уж независимые от государства казаки шуток не понимают и, неровен час, опять какую ни будь заморскую княжну своему атаману приплавят, или привяжут к седлу и айда через Кавказские горы на Дон. И опять атаман будет искать в себе предков с голубой кровью. Надо их как то поддержать материально, чтобы было на что выпить-закусить, земельки им законной нарезать. Пусть пашут-сеют пашеничку, подсолнухи, арбузы. Осядут пусть и, вместо шатров, поставят хаты, заведут семью, образуют станицы, хутора, церковь Православную, пусть возведут и освятят. В общем – надо чтобы они, хоть и жили по своим понятиям в пределах казачьих окраин русского государства, но, по прибытии в центральную Россию, соблюдали закон. И неча гонять по Каспию морю персидский флот, а то султан может подумать, что это русский царь настолько невежа, что топит его кораблики без объявления войны. На том и порешили – казаки были приняты на государеву службу, осели на пограничных землях, стали собирать богатые урожаи злаков на тучных чернозёмах, научились от персов выращивать сады. Вот за персики не поручусь, но расцветали у них по весне яблони и груши, оттого, что надоела горькая рябина, и пришлось последней к дубу перебраться. Ну, то есть - запели в степи казачьи хоры, закружили цветными подолами по станичным праздникам, танцующие красны девки, зазвенели на колокольнях Православных храмов медные колокола. Так образовался в российском обществе новый класс – боевые земледельцы и скотоводы, со своим обычаями, обрядами и культурой. Они быстро усвоили цель своего существования – если завтра война, если завтра в поход, будь сегодня к походу готов! И Наполеону казаки вломили не по детски, и даже Гитлеру – это же не я придумал – «Едут, едут, по Берлину наши казаки!». Но, до этого, Сибирь они всё-таки завоевали и распространили свои понятия на бурят. А чем бурят не казак? Он такой же вольный житель степи, он непревзойдённый скотовод, правда – лук, как овощ, или приправу к мясу, он предпочитал дикий, как и чеснок, и очень любил черемшу. А в остальном, буряты и до прихода русских, были прирождёнными казаками – за своё стадо, или табун надо было бороться, защищая от набегов соседних племён и конкурентных бурятских родов. А это значит – всегда в седле, всегда вооружён и очень опасен - ни волк, ни вор вооружённому буряту не соперник. Вот с владением огнестрельным оружием была у бурят проблема – кавалерийские карабины на дороге не валялись, а лук со стрелами, пика и сабля это хорошо, но карабин лучше. А к началу двадцатого века, среди бурятских казаков были уже и артиллеристы. Но, после Гражданской войны, и до Отечественной, боевые крестьяне сопротивлялись коллективизации с оружием в руках, и даже за Гитлера воевали тысячи терцев, донцов и кубанцов, обманутые обещанием райской жизни при фашистах. Вот, немцам нужна была их казачья вольница, при фашистской диктатуре? Сталин, ведь на чём подловил участников европейского похода на СССР? Он провёл полную национализацию средств производства и гигантскими темпами реализовал индустриализацию аграрной страны за счёт электрификации и повальной всеобщей грамотности. А на селе, волей-неволей, до войны завершил коллективизацию. То есть – сделал крестьян сельскими рабочими, дающими план первых пятилеток. И это решило вопрос победы над сверхчеловеками рейха! Когда все мужчины ушли на фронт, на земле остались старики женщины и дети, но они под руководством председателя, на тракторах и автомобилях на дровяной тяге, запаркованных на МТС, смогли выращивать урожай и скот, обеспечивая армию продовольствием. И сами не умерли с голоду без кормильцев, потому, что на трудодни им выдавали продовольствие, мыло, электро лампочки, сахарин. А во что одевались? Повседневным нарядом была спецодежда… В условиях послевоенной разрухи оставить в стране класс боевых крестьян, вооружённых и обученных ведению боевых действий, это не реально. Убогий быт, обнищавшей от гигантских материальных затрат на войну   страны, мог привести к социальному взрыву в советском обществе. И казаков использовали бы уже не гитлеровцы, а эмигрантская оппозиция. Вот и расказачили казаков - лишили привычного образа жизни, расселили вперемешку с обычными рабочими и крестьянами, заставили жить по советским законам, а не по понятиям казачьей вольницы. Но оставили, как память об истоках, казачьи хоры, ансамбли песни и пляски, не запретили на концертных подмостках демонстрацию казачьей формы и девичьих нарядов казачек. Даже холодное оружие осталось при концертных казаках – сабли, шашки, кинжалы, а у терских на груди ярко выделялись специальные карманы, набитые патронами. И ещё – они кичились бурками. На сцене казакам разрешалось и демонстрировать казачью лихость владения саблей, и даже двумя. Не запрещалась и демонстрация джигитовки. И до лихих девяностых, мы представляли себе казаков такими, какими видели их по телевизору – поющими, одетыми в дореволюционную военную форму, с плётками, при саблях и кинжалах, да скачущими на конях. Вот и всплыли они из небытия при Ельцине именно такими, правда, уже без коней. Их как будто присыпали нафталином после окончания Гражданской войны. Оказалось, что и в Украине, казаки пытались стартовать в обмундировании времён батьки Махно, и они верили в то, что казак таким и должен быть. Вот об этом мы и заспорили с моим украинским оппонентом. Я сказал, что сабля ему ничем не поможет. Потому что - если бы казаки развивались как класс в ногу со временем, то в станицах стояли бы сейчас ангары с танками, или БМП. А как без установки залпового огня «Град»? И САУ там были бы однозначно. Личным оружием у них были бы «Калаши» и «ПЭЭМы», ну, может быть, ещё какие ни-будь ножи им выдали бы (для форсу). А форма с лампасами – это уже прошлый век. Сейчас такое военные не носят. Им подавай просторные куртки и брюки камуфляжной расцветки, как в современных армиях всего мира. Разговор состоялся лет пять назад. И что мы видим? Казаки вступили в бой с противником на Украине… Сначала, они были, как изюм в булке, среди гражданских добровольцев Донбасса. И это были пехотинцы, танкисты, артиллеристы, сапёры, снайперы. То есть, в первую очередь, казак – это труженик в мирное время, и воин во время боевых действий. И не важны для него на современной войне ни лампасы, ни сабля. А что для него важно? Важно для него схватиться в бою с врагом, и победить врага. И ещё, важно чтобы признали вновь казачество, как отдельное боевое формирование Российской Армии. А начало уже есть – вот цитата: «В середине марта приступил к выполнению боевых задач 1-й казачий батальон, сформированный из казаков-добровольцев. В настоящее время для участия в освобождении Донбасса выдвигается 2-й казачий батальон. В ближайшие дни Всероссийским казачьим обществом будет сформирован еще один отряд из казаков, проживающих на исторических территориях».


Рецензии