Бронепоезда Великой Отечественной Войны на защите

                Бронепоезда Великой Отечественной Войны
                на защите Ленинграда.

    
     Использование подвижной артиллерии при защите городов впервые использовалось в Англии в 1876 г. В России первые бронепоезда стали строить с началом первой мировой войны, а к 1915 г. на Путиловском заводе в
Петрограде их было постоянно уже 15 штук. Бронепоезда активно строились
и использовались далее в Гражданской войне. Бронированные платформы,
как правило, имели несколько оружейных башен с орудиями калибра 106,7
мм. Компоновки бронепоездов были различны, но, в основном, по схеме: две
бронированные платформы, а между ними паровоз. Количество бойцов, обслуживающих такой состав доходило до 130 человек. В период гражданской войны бронепоезда были хорошей ударной силой на фронтах.
     К началу Отечественной войны старых бронепоездов почти не сохрани-лось. В авгесте 1941 г. руководство города обратилось к железнодорожникам ленинградского узла с указанием о строительстве новых бронепоездов. Крупные заводы нашего города, такие как  “Большевик”, “Кировский”, “Металлический”, “ Ижорский”, имели опыт строительства таких поездов в прошлом,
и, конечно, тоже с готовностью отозвались помочь в этом железнодорожникам. Бронепоезд № 7, в дальнейшем он получил название “За Родину”, с тяжёлыми боями возвратился из Прибалтики и встал на стоянку у станции Лебяжье. Он требовал серьёзного ремонта, из экипажа осталось в живых всего
9 человек. В течении нескольких дней силами Ижорского завода бронепоезд
был восстановлен, установили семь артиллерийских орудий разного калибра,
16 пулемётов “Максим”, железобетонный бруствер и бронированные листы.
Состав укомплектовали добровольцами Кронштадтской крепости, командиром
назначили капитана Кропачева В.Г. В сентябре бронепоезд начал воевать в составе Ижорского укреплённого района. Бронепоезд успешно воевал в районе г. Ораниенбаум – Новый Петергоф  - станция Калище. Для лучшей уязви-мости и сохранения экипажа поезда было построено несколько небольших
железнодорожных веток. Обстрел противника длился 20 минут, а потом быстрый отход на другие позиции, такая была тактика боя. 6 февраля 1942 г.
этому бронепоезду было присвоено имя “За Родину”. Весь период обороны
Ленинграда бронепоезд успешно справлялся с уничтожением фашистских захватчиков на этом направлении и нёс большие потери, все ремонтные и
хозяйственные работы экипаж бронепоезда выполнял сам, среди пополнения
были и женщины. За период обороны города бронепоезд прошёл около 10000
км. В январе 1944 г. орудия бронепоезда были демонтированы, а остальное
было сдано на склад железнодорожной артиллерии и его судьба на этом за-кончилась.
      Ещё один бронепоезд, который вооружался и формировался на Ижорском заводе имел № 8, в дальнейшем получивший название “Балтиец”, в июле 1941 г. Он имел на вооружении 8 орудий разного калибра и 9 пулемётов, а в январе 1942 г. на нём было установлено 130–мм орудие с крейсера “Аврора”. Командиром этого бронепоезда назначили капитана Стукалова В.Д. Воевал бронепоезд на направлениях станции Веймарн – Петергоф. Тяжёлые кровопролитные бои вёл бронепоезд, жизнь которого частенько зависила от опыт-ности машиниста. Немцы прибегали к различным хитростям, чтобы изба-




                - 2 -

виться от ненавистного поезда, ночью пускали навстречу бронепоезду пустой паровоз и многое другое, только бдительность и умелые действия машиниста могли спасти личный состав поезда. Особо отличился здесь старший машинист Смушко М. Бронепоед принимал участие в наступлении 2-ой ударной армии, освобождающий Петергоф от немецких захватчиков в январе 1944 г. Закончил свой боевой путь бронепоезд под Выборгом в ноябре 1944 г. и был расформирован. Второй  “Балтиец” строился в начале войны в цехах Ленин-град – Балтийского электродепо, руководил строительством мастер Левашов Е.Д. Многое приходилось делать без чертежей, т.е. “по месту”, не хватало опыта и знаний для такой работы. Вооружение  бронепоезда составляло  8 орудий  и 16 пулемётов, личный состав формировался из 100 добровольцев и 50 кадровых офицеров, командиром был Шпортко Н.А. Среди добровольцев много было работников депо, строящих этот бронепоезд. Воевал он на Карельском перешейке, станциях Мга, Урицк, Воронья Горка, Красное Село. В январе 1943 г. бронепоезд принял участие в прорыве блокады в районе Шлиссельбурга, а в 1944 г. в составе 85-й стрелковой дивизии – в полном
снятии блокады города у районе станции Лигово. По приказу Главного Морского Штаба в 2004 г. этот бронепоезд был отправлен в Москву, где стал экспонатом музея истории вооружённых сил России, а до этого момента всё
время находился на территории Ижорского арсенала.
     Бронепоезд № 60, построенный в г. Брянске до войны, в последствии получивший название “Неуловимый”, использовался ранее как учебный и
стоял на путях Витебского вокзала. Из вооружения он имел две платформы
с двумя орудиями и 4-мя пулемётами на каждой и зенитные установки. В
начале войны командиром бронепоезда был Борисенко и в его состав ещё
входил мотоброневагон МБВ-2 под командованием лейтенанта Тихонова
В.В. Воевал этот бронепоезд в районах Чудово, Любань, Мга, Кириши.
В конце 1941 г. он был направлен на ремонт из-за сильных повреждений. Ремонт поезда проходил в мастерских г. Ярославля, а затем был направлен
в район г. Волхова. Броневагон МБВ-2, расставшись с бронепоездом № 60,
далее воевал в составе бронепоезда “Народный мститель”, а в конце 1943 г.
вошёл в состав 14 дивизиона бронепоездов. Бронепоезд “Неуловимый” при-
нимал участие в снятии блокады города и в освобождении Эстонии, там же
и закончил свой боевой путь.
     Осенью 1941 г. Ижорский завод изготовил ещё один бронепоезд № 30, в
последствии получивший название “Стойкий”. Он имел две бронеплощадки
с двумя башнями от танков КВ и пушками 72,2 – мм калибра, а на двух двух-
осных праформах был установлены железобетонные ёмкости, в отверстиях которых располагались пулемёты ДШК и миномёты 120-мм калибра. Внутреннюю поверхность ёмкостей обшила досками. Руководил строительством
начальник цеха Раевский Е.Е., командиром бронепоезда назначили капитана
Михайлова М.А. Приписан бронепоезд был с специальному дивизиону Бал-
тийского Флота. Его состав насчитывал 122 человека. Воевал этот бронепоезд
в районе Ивановских порогов, Усть-Тосно и станций Сапёрная – Понтонная.
В феврале 1942 г. он перебазировался на Карельский перешеек в район Гру-
зино – Васкелово. Часть экипажа в этот период погибла от голода и обморожения. Однако, не только экипаж пострадал, требовала ремонта и техническая часть бронепоезда и он отправился на ремонт в депо Московского вокзала. После ремонта бронепоезд воевал в районе Лемболовского озера в составе 101-ой железнодорожной бригады, затем принял участие в прорыве блокады в районе г. Шлиссельбурга и строительстве участка “Дороги Победы”
Назия – Жихарево. Затем опять ремонт материальной части на Кировском



                - 3 –

заводе в октябре 1943 г. и бои при полном освобождении города от блокады на станции Петрославянка. На этом, фактически, закончился боевой путь
этого бронепоезд и, прибыв на Московско-пассажирскую станцию, был вы-
веден из состава боевых единиц в феврале 1944 г. Мотовагон МБВ-2 в конце
войны действовал самостоятельно и затем встал на вечную стоянку в музее
Кубинка под Москвой.
     В сентябре 1941 г. на Металлическом заводе был построен бронепоезд С-28  “Сталинец”. Он состоял из паровоза с тендером и трёх артиллерийских
платформ, на них было установлено 4 орудия , 2 миномёта, несколько пулемётов и две зенитных установки. В состав поезда также входила полевая кухня
и помещения для размещения личного состава. Командиром поезда был назначен Минаев Г.П. Начал воевать бронепоезд в районе Невской Дубровке, в феврале 1942 г. был перебазирован в район Ольгино – Сестрорецк, где сов-
местно с лыжным батальоном студентов института физкультуры  им. Лесгафта П.Ф. боролись с финско – немецкой группировкой. Бойцы бронепоезда по-
стоянно проявляли героизм, так, при аварии котла паровоза старшина Исаев
залез в раскалённую топку для проведения ремонта. Затем, после ремонта на
Металлическом заводе воевал в составе 71-ого дивизиона бронепоездов.
     По собственному проекту Металлический завод изготовил ещё бронепоезд
С-26  “Красногвардеец”. В его состав входили: бронированный паровоз с тендером и двумя бронированными платформами. Из вооружения было 6
орудий, зенитная установка, два миномёта и несколько пулемётов. Кроме этого были два вагона для команды и кухни.
     Бронепоезд “Народный мститель”  был построен в очень короткие сроки
в локомотивном депо Ленинград – Варшавского узла дороги в августе 1941 г.
Руководил постройкой начальник депо Иванов М.М. На вооружении были
две башни с орудиями от танка КВ, 2 зенитные пушки и 12 пулемётов “Мак-
сим”. Перед бронепоездом предполагалось использовать мотодрезину, оборудованную спаренными пулемётами “Максим”. Экипаж был сформирован из
добровольцев железнодорожников из них 5 женщин. Командиром бронепоезда был назначен Фарутин П.П., паровозную бригаду возглавлял Раук Т.П.
В состав бронепоезда вошёл также мотоброневаго МБВ-2, который ранее
воевал с бронепоездом № 60 “Неуловимый”. Воевал этот бронепоезд в сос-
таве 55-ой армии между станциями Понтонная – Усть-Ижора, потом а рай-
оне Рыбацкого. До прорыва блокады города бронепоезд находился на Волховском фронте, а после прорыва – перебазировался к станциям Мшинская –
Луга, потом принял участие в освобождении г. Выборга на Карельском пере-
шейке и  Эстонии, охранял Таллинский порт от проникновения деверсантов.
После войны бронепоезда “Народный мститель” и “ Сталинец”, были переданы
пограничным войскам.
     Кроме этих легендарных бронепоездов под Ленинградом воевало ещё нес-
колько других бронепоездов. Так, из Москвы в мае 1942 г. прибыли  бронепоезда № 642 “Сталинец”,  № 697  “Москвич”, № 620 “Ёжик”  и “Железнодорож-
ник –Ленинградский”. Также под Ленинградом работали бронепоезда № 681
“Смерть немецким оккупантам”, № 699 “Дзержинец”, №№ 25, 26, 28.
     Все бронепоезда, работающие на обороне и снятии блокады города представляли мощную огневую силу, уничтожили громадное количество личного
состава и техники противника. Но надо помнить, что не сами они воевали,
всё решал их героический личный состав, который понёс очень большие потери. Вечная память этим героическим людям, простым защитникам на-
шего города, будем помнить это, пока живы мы сами, наши дети и внуки.
Первое, что решили сделать Ленинградские предприятия, пока еще сохранялись связи с Большой землей, это начать производство бронепоездов ПВО. С июля по октябрь на Октябрьской железной дороге было сформировано шесть

                - 4 -

зенитных бронепоездов, каждый их которых состоял из паровоза с бронированной будкой, шести бронеплощадок с зенитными пушками и пулеметами, двух контрольных площадок. К бронепоездам также цепляли два вагона-склада и два вагона-теплушки для личного состава.
Ленинград еще с царских времен, будучи Петербургом, был одним из центров производства предметов вооружения для армии и флота. Здесь находились и в напряженном режиме работали для фронта известные заводы: Обуховский («Большевик»), Путиловский («Кировский»), Петроградский (Ленинградский) Металлический. Здесь, на этих заводах бронепоезда строились, здесь и ремон-тировались после тяжелых боев. Воевали под Ленинградом и бронепоезда, построенные другими организациями. 8 августа 1941 г. по приказу Коменданта береговой обороны генерал-майора Григорьева бронепоезд был оперативно подчинен коменданту ЗУРа генерал-майору Денисевичу, где с 9 августа он и начал свои боевые действия со станции Веймарн по поддержке частей 125-й стрелковой дивизии.
За период до 19 апреля 1942 года бронепоезд открывал огонь по противнику 262 раза, израсходовал за это время 5874 снаряда по живой силе и мотомехчастям противника. 18 раз бронепоезд вел артиллерийский огонь по самолетам противника, сбив четыре самолета Ю-88. Четыре раза бронепоезд выходил на открытую позицию для стрельбы прямой наводкой на дистанции 500–600 метров (два раза под Алексеевкой и два — под Петергофом).
В сентябрьских боях под Ленинградом бронепоезд № 8 участвовал вместе с бронепоездом № 7 (впоследствии получившим название «За Родину»)

                Материал подготовил  Львов Ю.М. 02.03.06


Рецензии