О крестных и огласительных беседах

                Продолжая тему Таинства Крещения, нельзя обойти вниманием два важных обстоятельства, играющих, к сожалению, весьма значимую роль в современной церковной жизни. Речь пойдет о восприемниках или крестных и так называемых «огласительных беседах». Последние являются обязательным условием для принятия таинства. Для того, чтобы разобраться в сути вопроса обратимся к предыстории и того, и другого явления.
                Нашим духовенством и некоторыми богословами принято считать, что институт крестных родителей берет свое начало чуть ли не с апостольских времен, в подтверждение чему ссылаются на слова апостола Павла: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:15–16) и: «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих» ( Флм.;1:10). По крайне мере, так думает архимандрит Иов (Гумеров) из Сретенского монастыря. Однако послания к Коринфянам и Филимону  никакого отношения к установлению восприемничества не имеют, и Иов выдает желаемое за действительное. На самом деле Павел, пишет о духовничестве или старчестве, которые в первые века христианства были неотделимы друг от друга. Духовное окормление апостолом первых христианских общих и отдельных учеников положило начало уникальному явлению Древней Восточной Церкви, которое нам известно как старчество и духовничество. Оно зародилось и развивалось в монастырях Древней Восточной Церкви во II-IVвв., и сошло на нет к концу эпохи Вселенских Соборов, то есть к началу X в. Его суть заключалась в духовном воспитании опытным в тайной  брани монашествующим избранного ученика, с которым он вел совместное жительство, как правило, в удалении от всех. Своим примером и ангельским образом жизни духовник выводил ученика на путь к Богу. Более детально мы этот вопрос разбирали в беседе «О духовниках и старцах» и интересующиеся могут с ней ознакомиться. Духовничество, как особая духовная связь отца и сына во Христе, не могло быть достоянием многих или нормой церковной дисциплины, поскольку носило сугубо личный, избирательный  характер. Старец брал к себе чадо для воспитания, а не наоборот. Поэтому понятия «духовный» отец или «родивший во Христе благовествованием», – как пишет Павел, – и  «крестный отец», который никого не ищет себе  в крестники и никого духом во Христе не рождает – совершенно разные понятия. В доказательство своего мнения о. Иов ссылается на Дионисия Ареопагита, которого почему-то за реальную историческую личность не считает, приписывая имя ученика Павла безликому «Корпусу сочинений». Так, он пишет: «Одним из ранних упоминаний о должности восприемника от святой купели мы находим в творении "О церковной иерархии", вошедшем в корпус сочинений, известных под именем Дионисия Ареопагита. Желающий быть принятым в Церковь, "придя к кому-либо из посвященных, убеждает его руководствовать им на пути к иерарху, а сам обещает целиком следовать тому, что будет ему, и просит поручиться за его приход в Церковь и воспринять заботу обо всей его последующей жизни. А того, священно желающего его спасения и соизмеряющего с высотой дела человеческое, тотчас охватывает страх и недоумение; наконец, однако же, он благовидно соглашается выполнить просьбу и, взяв его, ведет к человеку тезоименитому иерархии". Из приведенного отрывка видим, что крестный родитель сознавал ту великую ответственность, которая на него ложилась. Он должен был поручиться за человека перед епископом и воспринять заботу обо всей его последующей жизни». И здесь наш архимандрит выдает желаемое за действительное. Где в словах Дионисия  он разглядел крестного родителя, то только ему одному известно. Для того, чтобы понять суть сказанного Ареопагитом, нужно обратиться к истории того времени. Апостольская Церковь Христова  только зарождалась, и неутверждённые в вере, склонные к идолослужению и гностицизму, ранние христианские общины нуждались в защите от соблазнов и влияния агрессивного языческого мира. Поэтому прием нового члена через крещение, обставлялся определенными требованиями, главным из которых было поручительство не менее двух, как того требовал и Ветхий Завет, и Римское право, хорошо знающих человека свидетелей. Они должны были, с одной стороны, перед всеми подтвердить его твердое намерение стать христианином и следовать правилам Церкви, а с другой – поручались, что новый член общины не тайный соглядатель властей или языческих жрецов. Другими словами, тогдашние крестные были гарантами благонадежности нового христианина. Это подтверждается следующими фактами. Так, 54 правило Карфагенского собора предусматривало: «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью». Что мы видим в определении святых отцов. Во-первых, восприемники допускались к крещению только в случае тяжелой болезни, когда человек не мог за себя произносить Символ Веры и полноценно участвовать в таинстве, и во-вторых, они несли персональную ответственность за будущее поведение крестного, как в смысле благочестия, так и за его порядочность и верность Церкви.  В развитие этого, Трулльский собор в 84 правиле установил, что найденные дети, о крещении которых нет достоверных сведений, также должны были быть крещены. В этом случае восприемники заменяли родителей, и в силу неспособности детей, за малолетством, принимать участие в Крещении, произносили за них необходимые молитвы. Как известно, Русь приняла Крещение в X в., а восприемничество, как норма церковной жизни, в Русской  Православной Церкви утвердилось лишь триста лет спустя, то есть в XIII в. Возникает вопрос: а что триста лет православных крестили незаконно, неправильно, безблагодатно?
                Споры о восприемниках и их участии в Таинстве Крещения велись в нашей Церкви вплоть до середины XIX в. Но никакого внятного богословского обоснования этому они так и не выработали. Я сейчас не буду углубляться в детали полемики на тему сколько нужно иметь крестных, какого пола, кем они должны быть и прочее. Это отношения к крещению уже не имеет. Нам важно понять, как само таинство связано с обязательным участием крестных родителей. Если внимательно подойти к этому вопросу, то становится очевидным, что никакого обоснования, как в Священном Писании, так в Священном Предании, эта норма современной церковной бюрократии не имеет. Никогда ранее наша Церковь не ставила условием совершения Таинства Крещения – наличие восприемников. Это незаконное требование, ограничивающее доступ ко Христу младенцев, выхолащивает саму суть крещения, лишает детскую душу Христа, вынуждает родителей брать в крестные кого-угодно, лишь бы получить входной «билетик» к купели. Как невозможно заставить человека быть отцом, так и невозможно сделать его по принуждению духовным родителем –  «родить во Христе благовествованием». Во-первых, потому что для духовного воспитания нужно самому быть благочестивым и опытным в православной жизни, искушенным в Писании и учении Церкви, ибо учитель должен быть выше ученика, а во-вторых, родители младенца должны жить во Христе, чтобы доверить душу ребенка другому. Ничего подобного в нашей Церкви и в повседневной жизни даже близко не наблюдается, в силу безграмотности духовенства и развращенности мирян. Некому учить тех, кто сам сможет наставлять в духе истины. Поэтому совершенно непонятно, чем руководствовался наш Патриарх Кирилл, который решил, что восприемникам надлежит быть в обязательном порядке, то есть, по сути, запретил  совершать крещение без крестных.  Свое понимание вопроса он изложил в Распоряжении от 09.10.2019 г., за № Р-02/27. Даже с точки зрения канонов и церковного права оно никакой обязательной силы иметь не может, поскольку противоречит и Евангелие, и тысячелетней практике Вселенской Апостольской церкви. Это личное мнение епископа, который попущением Божиим, стал первым среди остальных архиереев, но не выше их. Но иерархия и жесткая дисциплина внутри Русской Православной Церкви, выстроена, на сегодняшний день, таким образом, что любое слово или указание свыше подлежит обязательному исполнению, даже если оно идет в разрез с Евангельским учением Христа. Поэтому наше духовенство боится священноначалия больше, чем  Христа, и тонкости Писания его не интересуют.
                Таким образом, мы видим, что восприемничество возникло в первые века жизни Церкви, как необходимость для приобщения ко Христу, детей, немощных и беспомощных,  и как средство противодействия языческому влиянию среди верных. Позже, оно стало благочестивым обычаем, никак на суть крещения не влияющего. Недопущение к таинству под предлогом отсутствия восприемников является святотатством и враждой против Бога, а совершающие его уподобляются тем, о которых Спаситель сказал: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому было бы лучше, если бы мельничный жернов повесили ему на шею, и утопили его в пучине морской. Горе миру от соблазнов. Ибо нужно, чтобы пришли соблазны; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф.18:6-7). При этом, неважно чем руководствовался такой лжесвященник – личным убеждением или страхом перед священноначалием. Все, кто принял такое решение и исполняет его – одинаково будут отвечать на Суде как губители душ и пособники дьявола.
                Этим же распоряжением Патриарх Кирилл вводит требование об обязательном проведении не менее двух огласительных бесед с родителями или восприемниками, как условие для допуска к крещению. Одно зло повлекло за собой другое. Поэтому нам важно разобраться и с этим вопросом. Таинство Крещения совершается как над взрослыми, так и над детьми; и от этого зависит не только сам чин, но и последствия для его участников. Со взрослыми особых сложностей не возникает, за исключением их личного отношения к таинству. Им придется держать сугубый ответ перед Господом, если жить продолжат не по-христиански, а по-прежнему. Христос по этому поводу сказал: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лк.12:47). Другими словами, со взрослых спрос будет намного строже, чем с младенцев, которые не осознавали происходящего, а значит, уподоблялись рабу: «который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк.12:47). В  связи с этим необходимо отметить, что желание просветить перед купелью будущих христиан в истинной вере, привело церковную бюрократию к странным выводам и породило вышеназванное распоряжение Патриарха. Важно понять, основано ли это требование на  Священном Писании, Предании и канонах Вселенской Церкви или является личным законотворчеством Предстоятеля поместной церкви. Для этого обратимся к истории древнего христианства.
                У нас, непонятно с чьей подачи, принято считать, что приходские беседы являются продолжением богословского наследия Византии, откуда мы приняли Православие. Тогда перед принятием Таинства неофит «оглашался»,  то есть признавался от имени Церкви желающим принять христианство, и в силу этого был обязан выслушать поучительные беседы епископа о вере на протяжении не менее ТРЕХ лет, посещая церковь и доступные ему богослужения. Таков был срок пребывания в чине оглашенных.  Первые  «Поучения огласительные и тайноводственные» были произнесены святителем Кириллом Александрийским уже в сане епископа Иерусалима в IV в. Однако, наши батюшки и епископат скромно умалчивают о том, что никакого отношения поучения Святителя Кирилла и практика оглашения того времени к современному крещению не имеют. Огласительные беседы в Древней Церкви ставили своей целью не только просвещение катехумена (оглашенного) в основах веры, но и испытание его на способность и твердость принять христианство. Более того, они проходили в два этапа. Первый – занимал не менее трех лет и заключался в изучении основ веры и Писания, а второй – передавал оглашенного на обучение непосредственно епископу. Вот, что пишет по этому поводу преподаватель  Сретенской Духовной Семинарии иерей Андрей Яцков: «Первостепенное значение в определении епископом Церкви готовности к принятию таинства Крещения играли не столько знания, полученные в процессе оглашения, сколько нравственное соответствие христианскому образу жизни. Свт. Кирилл в "Предогласительном слове" призывает обращать особое внимание на мотивацию желающего принять Крещение. В случае, если катехуменом движут корыстные мотивы (например, выгодный брак или желание угодить высокопоставленному лицу), то такового необходимо отстранить от принятия таинства до осознания истинной цели таинства и изменения образа мыслей: "Сорок дней имеешь для покаяния. Много способного времени — и раздеться, и измыться, и одеться, и взойти. Если же ты останешься в злом произволении своем; то и проповедующий тебе не виноват будет, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя примет, но Дух не примет…". Слова свт. Кирилла свидетельствуют, что в древней Церкви к допущению к таинству Крещения относились весьма строго и избирательно, а в случае обоснованного сомнения совершение таинства могло откладываться до устранения причины отвода». Я думаю, излишне говорить о том, что ничего общего с современными «огласительными беседами» это духовное наследие святых отцов не имеет. В противном случае, никого нельзя крестить без прохождения трехлетнего оглашения, а после испытательного срока из каждого приступающего к купели необходимо изгонять дьявола, после чего отправить к правящему архиерею для наставления в вере. Забавная получится картина. То, что сегодня навязано верующим под видом таких «бесед» – профанация, отталкивающая людей от Церкви. И вот по каким причинам. Во-первых, за пару двухчасовых встреч невозможно дать даже общее представление о Православии, а то, что на них говорится – повторение общеизвестных всякому взрослому истин, вроде: Бог есть, Святая Троица – это Бог, Дева Мария зачала и родила от Духа, Иисус Христос – воплотился, чтобы спасти нас от греха. Исполняйте заповеди, поститесь, молитесь, кайтесь, ходите по праздникам в церковь и спасетесь.               
                Вторая проблема заключается в личности просвещающих (катехизаторов). На приходах в подавляющем большинстве случаев – это либо лица обоих полов, прослушавшие епархиальные катехизаторские курсы, либо клирики храма, поставленные для этого настоятелем. Реже катехизацией занимаются штатные священники. О низком уровне образования в наших семинариях и академиях я говорил много. Это обусловлено, как отсутствием боговдохновенных наставников, так  и низким уровнем начальных богословских знаний у студентов, которые, в подавляющем большинстве своем, приходят в семинарию не по призванию свыше, а ради доходной профессии. Не лучшим образом обстоят дела и на епархиальных курсах. Помимо самых общих представлений о Православии, порой ошибочных и искаженных, слушатели ничего не получают, а значит не могут быть наставниками в вопросах веры и духовной жизни.  Более того, порой на приходских беседах от катехизаторов можно такую ересь и полное непонимание веры услышать, что поневоле страшно становится за души слушателей. Так, например, в размещенной на сайте Дмитровского благочиния Сергиево-Посадской Епархии Московского Патриархата статьи, я с удивлением прочитал: «Знаете ли вы, что в Крещении ему [человеку] будет Богом дарована возможность стать святым? Стать сильным и мудрым, научиться настоящей любви». Никогда не знал, что любви, а, тем более, Божьей и настоящей можно научиться! Что крещение делает сильным и мудрым! Это нонсенс, свидетельствующий о полном непонимании авторами методички элементарных основ православия. Таинство Крещения ничего не дает и никого умным и сильным не делает. Это не пищевые добавки и стимуляторы. Это Таинство свыше!  Оно лишь предоставляет возможность спасения и не более того. В этом вся его суть. Или другой опус с того же сайта: «В Крещении человек как бы воспринимает семя. Семя, которое должно пустить корни, взойти и принести радость. Радость Любви и Свободы…В беседе перед Крещением мы поговорим о том, что нужно делать, чтобы семя благодати дало плод в душе вашего младенца, и он стал добрее, послушнее, умнее, чтобы он научился любить и всегда радоваться». Христос говорит: «В мире будете иметь скорбь» (Ин.16:33), а Дмитровское благочиние заявляет, что все это ерунда и после крещения вас или вашего младенца ждет нескончаемая радость; и опять – непонятная свобода. Свобода от чего? Это уже в чистом виде ересь протестантизма. Это у них любимая тема: «Христос тебя любит, ты спасен, аллилуйя! Радуйся!». И дальше, это непонятное семя сравнивается с посадкой огурцов: «Зачем вскапывать огород перед посадкой огурцов? Чтобы семена попали в землю, смогли взойти и принести урожай. В Крещении человек как бы воспринимает семя». Вот такой наглядный пример огласительных бесед на приходах. Причем, еще не самый глупый. Я открыл первый попавшийся сайт и даже не  стал утруждаться в поисках остальных. Картина везде одна и таже – полное непонимание сути Таинства Крещения и отсутствие элементарных богословских знаний. Вот такое «просвещение» перед крещением, по распоряжению Патриарха, проводятся на всех приходах в обязательном порядке. Вопрос: для чего эта профанация нужна? Ответ напрашивается сам собой – ради галочки и отметки, что работа с новоиспеченными членами Церкви проведена и мероприятие «оптичино», то есть будущий прихожанин получает «галочку», что все прослушал, все понял, и готов стать христианином. Идите в кассу и оплачивайте стоимость требы.
                Я совершенно не против катехизаторской работы на приходе. Более того, она важна и нужна. Но категорически недопустимо ставить принятие величайшего Таинства Христова в зависимость от посещения непонятных и безграмотных бесед, принудительно введенных церковными властями. Это очередное попрание заповеди Христовой: «Даром получили, даром давайте» (Мф.10:8).
                Нередко можно видеть на приходах в роле духовных просветителей женщин со свидетельством катехизатора. Это, вообще, попрание канонов Церкви, запрещающих им богословствовать. И дело не в мезагонии, а в противлении воле Божьей. Не дает Бог женщине Духа Истины для проповеди слова Писания, а значит все, что она говорит – «от ветра головы своея». Справедливости ради нужно отметить, что есть ряд церковных дисциплин, которые женщины преподают в семинаириях и академиях, таких как: церковное пение, иконопись, литургика, церковная история. Однако эти предметы к духовному миру и спасению души отношения не имеют. Это прикладные науки, а не догматика в ее сути. Есть еще один немаловажный момент в разговоре о крестных. Принуждение родителей искать крестных, приводит к тому, что в них «записывают» людей совершенно случайных или родственников, знакомых, приятелей, которые не то, что младенца к Богу привести не в состоянии, но сами нуждаются в просвещении с азов. Они не понимают, что согласие стать крестным отцом налагает очень серьезные обязательства перед Богом. На страшном Суде таким  «крестным» придется держать ответ не только за собственные грехи, но и за непутевую жизнь во Христе их крестников. При жизни никто об этом не думает, а когда душа предстает перед Судьей всяческих, охать и ахать, причитая о незнании, будет поздно.
                В завершении беседы необходимо сказать следующее. Ставшими повсеместными требования о восприемниках и огласительных беседах, – ничем не оправданная и не имеющая основ в Священном Писании и Предании порочная практика церковной бюрократии, суть которой, – создать видимость духовного просвещения и продемонстрировать бурную деятельность по приобщению к истинной вере заблудших мирян. Всякий вправе отказаться от подобного принуждения и найти не развращенных этим святотатством достойных священников. Как правило, это люди старой школы советского периода жизни Церкви. Ни наличие крестных, ни их отсутствие никак на Таинство Крещения не влияет, а огласительные беседы, скорее научат как делать не нужно и во что верить нельзя, чем православию и благочестию.


Рецензии