Скиния в сердце храма

«Пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать среди [или: внутри] них» (Исход 25:8).

Комната Двир (Кадеш ха-Кадеш, или Святая Святых) имела идеальную форму куба со сторонами 20 локтей. Внутри этого отделения Скинии находился Ковчег Завета. Эта комната кубической формы считалась самым святым и чистым местом на Земле. Входить сюда мог только первосвященник один раз в год, во время Богослужения в праздник Йом ха-кипур («День искупления», или «День всепрощения», его ещё называют «Судный день»).

В Храмовом Свитке Кумрана и в Мишне (Келим I) содержится градация ритуальной чистоты, применительно к географическим границам, начиная от самого чистого и святого места:

Храм

1. Святая Святых (на иврите Кодеш ха-Кодашим).
2. Храмовый дом (на ивр. Хейхал).
3. Жертвенник всесожжения, (на ивр. Мизбах ха-Ола).
4. Внутренний двор (на ивр. Азара).
5. Двор священников (на ивр. Хацер ха-Коаним). Двор, где священники и первосвященник совершали ритуальные действия, такие как жертвоприношение животных. Он находился прямо перед Хейхалем, а также включал в себя алтарь всесожжения (на ивр. Mizbeach ha-Olah), где сжигались жертвы.
6. Мужской двор (на ивр. Chatzer ha-Yisra'elim).
7. Женский двор (на ивр. Хацер ха-Нашим).
8. Ворота для не евреев (на ивр. Ха-Порец).
9. Внешний двор не евреев (на ивр. Ха-Хутцер).

Храмовая гора

10. Храмовая гора (на ивр. Хар ха-Баит, также Хар ха-Мория).

Иерусалим

11. Город Иерусалим (на ивр. Йерушалаим).
12. Окрестности Иерусалима.

Святая земля

13. Укреплённые города Святой Земли.
14. Святая Земля (на ивр. Эрец Исраэль).

Дальше всё (и все) считалось нечистым. Это отражено и в книгах Нового Завета.

«Рано утром повели Иисуса от Каиафы в преторий. Но в помещение иудеи не вошли, чтобы им не оскверниться, иначе они не смогли бы участвовать в пасхальном празднике» (Благовестие Иоанна 18:28).

«Пока не пришли люди от Иакова, он [Пётр] ел вместе с христианами из язычников. А когда пришли люди Иакова, Пётр стал сторониться язычников и есть от них отдельно, опасаясь [прибывших] иудеев. Вместе с ним лицемерили и другие иудеи [из команды Петра], даже Варнава. Я увидел, что они ошибаются и поступают не по истине евангельской. И при всех сказал Петру: «Если ты, иудей по рождению, живешь как язычник, не соблюдая [всех] иудейских правил, то как можешь принуждать язычников иудействовать?» (Галатам 2:12-14).

«Вы знаете, что недозволенно человеку иудейской веры общаться и сближаться с иноплеменником. Мне же Бог открыл не считать никого неприкасаемым и нечистым» (Деяния апостолов 10:28).

«Принимая Благовестие, представители всех народов вместе с иудеями становятся сонаследниками и частями одного тела, и на них тоже распространяется обещание Божие ради [Жертвы] мессии Иисуса» (Ефесянам 3:6).

«Каждый из нас должен воздвигнуть Скинию в своём сердце, чтобы Бог поселился в ней» (Меир Лейб бен Иехиэль Михаэль, или Меир Лебуш Кемпнер, более известный по акрониму Малбим (1809, Волочиск — 1879, Киев).


Иллюстрация 1 "Скиния": Реконструированный интерьер шатрового святилища (Мишкан, или Скиния) в соответствии с указаниями Торы. Расположение предметов внутри Хехала (первой, входной комнаты): ближе ко входу расположен жертвенник для приношения сжигаемого фимиама, за ним семисвечник (менора) и стол (в виде стойки) для хлебов. На заднем плане занавес, закрывающий отделение Двир.


Рецензии