Последняя любовь профессора 1. Экзамен

(В повести 31 глава. В конце каждой есть ссылка для перехода на следующую)
         
        На третьем курсе волнение перед экзаменом не так сильно захватывает, не бывает уж таким острым как в первые годы, - сказываются и опыт, и привычка, и реальное представление о своих возможностях. Но сегодня, стоя перед кабинетом, Нина не могла понять - почему не удаётся успокоиться: как у первокурсницы замирало дыхание; при мысли, что сейчас откроется дверь, и следующей войти должна будет она - цепенели ноги и как будто прирастали к полу; ей приходилось расправлять плечи, потягиваться, чтобы скинуть с себя это странное наваждение. К этому экзамену она готовилась старательно, и была уверена, что на тройку, уж точно, сдаст его, и для этого предмета такая оценка её вполне устроила бы. «Что ж такое на меня находит?» – думала Нина. Она посмотрела на своих однокурсниц, - как они себя ведут? - может быть, день сегодня такой, какие-нибудь вспышки на Солнце или магнитные бури? Но её знакомые вели себя как обычно, а некоторые - вальяжно-расслабленно. «И что же это такое со мной происходит?» – она представила себя со стороны, и улыбнулась от того, как комично она выглядит; волнение немного отпустило. «А может что-то необычное случится? поэтому от предчувствия так и волнуюсь», - подумала она.
- Перманцева, вроде, тебе идти следующей. Что ты тормозишь? – услышала она голос своей подруги Натальи, которая чуть подтолкнула Нину плечом в спину.
- А, ну да. Что-то задумалась, - как будто очнулась Нина.
- Бывает. Ни пуха! – пожелала вслед Наталья.
- К чёрту, - как обычно ответила Нина.
        Нина шагнула в аудиторию, как переступила границу: здесь царила напряжённая тишина. Звуки шелеста листов ярко выделялись, в воздухе висело волнение, старание, но это было привычное волнение, а то – странное – отпустило. Она поздоровалась, как полагается, поздоровалась, не вглядываясь – кто там сидит и принимает экзамен, понятно, что экзаменатор - и подошла к столу, чтобы выбрать билет. Профессор, посмотрев на неё, пододвинул вперёд двумя ладонями билеты, разложенные на столе, и сказал:
- Здравствуйте. Выбирайте, пожалуйста, - на миг остановил свой взгляд – он всмотрелся в глаза Нины, но при этом на его лице оставалось выражение лишь уважительного внимания.
- Спасибо, - Нина шарила глазами, надеясь уловить интуитивный импульс, который укажет ей на удачный для неё билет. «А, чего там, - решила она и выбрала, - что я как первоклашка».
        Профессор записал номер, и Нина уселась готовиться на свободное место в середине аудитории. Это был конец первого семестра, экзамен был по математике, самому трудному для Нины предмету; училась она в строительном институте на экономическом факультете.  Билет, как показалось сначала, попался с вопросами средней сложности, Нина обрадовалась, что тему по теории она неплохо знает. Профессор сидел столом, что-то помечал в журнале, иногда оглядывал аудиторию.
 
        Нина в задумчивости приподняла голову от своего листа, и случайно её взгляд остановился на профессоре. Мысли о математике остались на время в стороне. Она рассматривала профессора с интересом, с уважением, и не только за его ум, - воспоминания всплыли из памяти.
        Это был мужчина чуть старше шестидесяти лет. Седина только начинала появляться, она перемежалась с его тёмными волосами, и это добавляло аристократичности к его внешнему виду. Черты его лица были правильные, и до сих пор он обладал мужской привлекательностью. Его стиль общения напоминал изящность и строгость манер, свойственных профессорам 19-го века. Впрочем, он не был математиком-сухарём, он мог вдохновить отчаявшегося студента доброй шуткой, мог иногда сделать тонкий комплимент студентке, и при этом без всякого намёка на флирт, а просто с удовольствием отмечал у неё проявление хорошего вкуса или реальные достижения в учёбе. Нина призналась вдруг себе, что профессор симпатичен ей. «Вот бы мне парня и умного и с такими манерами» - пронеслась у Нины шальная мысль. Ей от того стало стыдно, и она слегка встряхнула головой.
        Вспомнила Нина, как испытывала к профессору искреннюю жалость, - все знали, что два года назад у него умерла жена, с которой, единственной, он прожил всю жизнь.  Нина видела, как переживал это горе профессор, видела, как он держался, не давал себе раскиснуть, и иногда как будто стискивал зубы, чтобы устоять и прожить этот сложный период времени.
        Он умел держаться и не показывать свои переживания, также старательно и ответственно работал, но долгое время за ним отмечали задумчивость, которая часто овладевала им, - не моргая, он застывал на месте, равнодушие и лёгкая брезгливость к внешнему миру проявлялись у него на лице. Спустя год в выражении лица профессора появилось смирение, он стал чаще улыбаться, но в его чертах навсегда застыли отстранённость и сдержанность.
        В тот, первый период после ухода его жены, Нина искренне сопереживала профессору, один раз даже поплакала. Она готова была подойти к нему, фантазировала, как могла бы утешить профессора, но понимала, что это никоим образом не уместно. Прошло время, жизнь шла свои чередом, и она, и все студенты вновь стали относиться к профессору как обычно, как это принято.
Почему-то вспомнились, пронеслись в её сознании все те переживания. Нина вздохнула, подумала, что в этом нет ничего особенного, на то она и память, - и вновь переключила своё внимание на задание.

        Подошла её очередь идти к столу. Конечно, волнение ещё оставалось, но не такое странное, как в коридоре; она решила обе задачки из билета, почти была уверена, что решила правильно, тему по теории – Статистическая сводка – хорошо помнила и готова была изложить.
- Итак, Перманцева, - произнёс профессор голосом не строгим, а, наоборот, с интонацией доброжелательной, располагающей чуть расслабиться и собраться, - с чего хотите начать? С теории или с задачек? – и он откинулся назад на спинку кресла.
        Такой подход этого профессора всегда нравился Нине, излагая теорию, у неё было больше шансов произвести хорошее впечатление, и таким образом создать положительное мнение о своей старательности и уважении к предмету.
- Начну с теории, - произнесла Нина и, услышав, как ровно звучит её голос, ещё больше успокоилась, - интересная тема, - сама не зная зачем, добавила она и улыбнулась.
        Профессор отметил её реплику звуком «Хм-м», сдержанно усмехнулся, посмотрел на мгновенье Нине в глаза, про себя подумал: «Ну и артистка!», а вслух произнёс:
- Что ж, приступайте, я весь внимание.
        Нина начала излагать тему, почти не сбивалась, соблюдала последовательность, только изредка останавливалась, чтобы вспомнить, - не упустила ли она каких-либо важных деталей. Она сама увлеклась своим изложением, ей нравилось, что она хоть чуть больше стала понимать математику. Профессор слушал, на каких-то словах морщил лоб, но не останавливал, а кивал головой в знак того, чтобы она продолжала дальше. Он вдруг поймал себя на том, что удовлетворён не только от того, что студентка неплохо изучила тему, но и неожиданно для себя отметил, что ему просто нравится, как она говорит, нравится слушать её голос. Он чуть дольше стал задерживать взгляд на лице Нины, ему захотелось лучше рассмотреть её. «Интересная девушка, - отметил профессор, стараясь думать отстранённо, просто как о человеке, - и красота у неё своеобразная, не яркая, но притягательная, мягкая, в которую хочется вглядываться, и черты лица благородные. Похоже, каким-нибудь искусством увлекается, есть у неё такая живая эмоциональная подвижность». Профессор понял, что увлёкся, усиленно сжал губы, как будто хотел лучше понять мысль Нины. В конце Нина говорила с заметным вдохновением, с лёгкостью, и как будто не просто рассказывала предмет, а посвящала профессора в какую-то увлекательную историю.
        Нина закончила, робко подняла взгляд, ожидая оценки. Профессор молчал, но смотрел одобрительно, молчал чуть дольше, чем это требуется, чтобы собраться с мыслями. Потом сказал:
- Что ж, неплохо, теория даже на четыре с плюсом выходит, - он опять замолчал, что-то про себя формулировал, всматривался в Нину, - А знаете ли вы историю развития этой темы? Какие математики, и в какие годы разрабатывали её?
        Нина чуть напугалась и напряглась, она имела очень смутное представление об учёных, математиках. Профессор заметил её испуг и поспешил уточнить:
        - Нет, не переживайте, это не входит в требуемый объём знаний. Вы ведь просто сказали в начале, что тема - интересная, - и профессор улыбнулся, - вот я и решил, что если интересно, то, может быть, вы и об истории знаете, - он помедлил, изучая реакцию Нины, - или хотите узнать?
- Да, интересно, - сказала Нина, - расскажите, пожалуйста, - и она моргнула. Подумала, что если проявит интерес, то профессора к себе расположит, и это увеличит её шанс на хорошую оценку.
- Сейчас рассказать не получится - время экзаменационное, но вы посмотрите в нашей библиотеке, там есть книги по истории математических открытий. Кстати, знание истории помогает глубже понять суть теории, – Профессор помедлил, как будто хотел что-то добавить, но невольно вновь стал всматриваться в черты лица Нины, замер, рассмотрев её глаза – чистый серо-голубой цвет, он залюбовался… отвёл взгляд и сощурился, будто собирался с мыслью. Он понимал, что просто не хочет отпускать от себя Нину, про себя он ругал себя, но ничего не мог с собой поделать. Нина смотрела с доверием и ожиданием, смущение отразилось у неё на лице. Границы формы, установленные для экзамена стали слегка размываться, и поток их общения, включая паузы молчания, пошёл нащупывать себе новое, неизведанное, и, возможно, опасное русло. 
- Да, - прервал затянувшуюся паузу Профессор, - на самом деле математика развивалась исходя из сугубо практических задач, вот, например, без статистики не обойтись, чтобы оценить те или иные методы экономики, понять их эффективность, - и он привёл пару примеров из истории развития статистики.
        Слушая профессора, Нина увидела математику не какой-то абстрактной недоступной наукой, а важной и непосредственно связанной с жизнью. В то же время она совершенно ясно почувствовала, что ей просто нравится слушать голос профессора, и это открытие её насторожило. И когда профессор закончил, она вежливо, но подчёркнуто сухо сказала:
- Спасибо, действительно интересно.
        Профессор посмотрел на неё, отметил, что состояние девушки изменилось, решил не смущать её и сказал уже обычным своим деловым тоном:
- Вот и хорошо. А теперь пора проверить, как вы решили задачки. Прошу вас.
        Профессор углубился в проверку задачек. Одну он одобрил и сказал: «Неплохо. Это зачитывается». А во второй нашёл серьёзную ошибку и указал на это Нине. Он наводящими вопросами дал понять, на каком этапе она ошиблась, и произнёс с огорчением:
- Теорию вы рассказали хорошо, как я говорил, на четыре с плюсом. Первая задачка тоже на четвёрку. Ну а во второй из раздела кластерный анализ обнаружился ваш серьёзный пробел, - он посмотрел на неё со значением, стараясь понять её реакцию. – К сожалению, получается только тройка. Если подходить объективно к вашим знаниям, - добавил он.
        Нина расстроилась, она уже надеялась на то, что за долгое время учёбы ей повезёт получить четвёрку. Но, нет. Она вздохнула, вспомнила, что и перед экзаменом была готова удовлетвориться тройкой, подняла глаза с грустью и сказала:
- Жалко. Что ж, я понимаю, значит, буду лучше учить. Значит – тройка.
        Профессор не торопился ставить оценку ей в зачётку, он о чём-то размышлял. Потом сказал спокойно, но с интонацией настаивающей:
- Перманцева, я не буду ставить вам тройку, - он поднял глаза и посмотрел на неё. Нина застыла в смущённом непонимании.
- Я предлагаю вам дополнительно поработать над этой темой, - продолжал профессор, - я дам вам сейчас задание, название другого учебника, может быть вам понятней станет, вы подготовитесь, вы решите новую задачу на эту тему, и если решите правильно, то получите свою заслуженную четвёрку.
        Нина осела, обмякла от неожиданности, потом собралась и нерешительно сказала:
- А может быть мне и тройки хватит…
- Нет, - решительно произнёс профессор, - вы проявили усердие, и я вижу, что вы действительно старались и учили. Я считаю, что ваши усилия следует закрепить. Иначе, вы не получите уверенности в своих способностях.
Итак, послезавтра в 15:30 в аудитории 457 я жду вас. - Профессор дал Нине записать задание и сказал:
- До свидания.
- До свидания, спасибо, - тихо произнесла Нина.

        «Да, - подумал профессор, - способности у неё хоть немного, конечно, стали раскрываться. Но мне просто хочется ещё раз увидеть её. Ничего не понимаю. Дожил». Он едва заметно потянулся, расправился и пригласил к столу следующего студента.
Продолжение http://proza.ru/2024/11/24/91


Рецензии
Отлично написано !!!
Я задерживали дополнительными вопросами.

Григорий Аванесов   06.12.2024 07:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.