Старая и жалкая шутка... , часть 2

               
                «Старая и жалкая шутка…»               

                ( Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 – 1841 г.г.)
               
                Часть вторая.


                Если вы любовались вымыслами гораздо
                более ужасными и уродливыми , отчего же
                этот характер, даже как вымысел, не находит
                у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем      
                больше правды, нежели вы того желали.

                Лермонтов. Предисловие к роману «Герой
                нашего времени».
               
    В этом высказывании Михаила Юрьевича, (вынесенного мной в эпиграф) в завуалированной форме, автор продолжает раскрывать характер Печорина, но уже в форме записок самого Печорина, которые Максим Максимыч передает автору – издателю, то есть – Лермонтову, который – вообще - не назван.

   Получается - по задумке Лермонтова - сам Печорин – незаурядный писатель, который ведет собственные записи.
   Зачем это так сделано? Как мне представляется, чтобы отвести читателя от мысли идентичности Печорина и Лермонтова.

   Но, это дело десятое. На самом деле,  в главе «Княжна Мери» Лермонтов не только предсказал свою собственную смерть (об этом поговорим в третьей части моего рассказа), но и развил свою мысль о порочности современного ему общества.

   Какова фабула этой главы? Наш герой прибывает в Пятигорск и буквально на второй странице романа встречается со старым приятелем – Грушницким.
 Юнкер Грушницкий на Кавказе только один год, участвовал в деле (бою с горцами), получил солдатский крест, носит (демонстративно) толстую солдатскую шинель, позиционирует себя, как скромный герой войны…

   Представляет себя романтическим героем, окруженный таинственным ореолом.
   Я долго размышлял, кого же изобразил Лермонтов в этом образе? Вот описание: « Он хорошо сложен, смугл и черноволос…» и так далее, то, что не соответствует образу Лермонтова, но «смугл и черноволос» - такого описывают современники Михаила Юрьевича.

  Мне возразят, при чем здесь Грушницкий, мы ведем речь о Печорине, - он более по характеру соответствует Лермонтову?

  Кстати, Печорин не похож – физически - на Михаила Юрьевича. В главе «Бела» Лермонтов описывает внешний вид Григория Александровича: высокий, стройный, беленький молодой офицер, - таким он понравился кавказской девушке.

 Как все это объяснить? Объясняют – так. Грушницкий - слабая тень Печорина. Но, надо заметить, - он не любит Печорина и в романе объясняется – почему…
  С этим можно согласиться, только с той оговоркой, что в самом конце злополучной дуэли, Грушницкий понял всю низость своего поступка и мужественно и злобно принял смерть.

   Как же объяснить замысел автора? Мне кажется и в Печорине и в Грушницком проявлены черты Лермонтова.

.  Михаил Юрьевич, проводит своеобразную рефлексию своей личности.
  Вначале он видится, как Печорин, а в конце, немножко проявляется, как Грушницкий.

  Но, следует заметить – он - не Печорин и не Грушницкий. Лермонтов остался самим собой, который не похож -  в сущности - на своих литературных героев.
 
 Могу только добавить, в романе достаточно подробно описан доктор Вернер, тот, кто являлся будущим секундантом  Печорина на дуэли с Грушницким.

 И, что мы видим? - в докторе тоже проглядывают черты Лермонтова, как его описывают современники: « Он скептик и материалист… они имеют инстинкт красоты душевной… был мал ростом, и худ и слаб, как ребенок; одна нога была короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем его голова казалась огромной… Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли…  Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердится за это прозвание, но на самом деле оно льстило его самолюбию».

   Во многих воспоминаниях его недоброжелателей, - именно так смотрелся Михаил Юрьевич.

   Получается, всех трех заметных героев романа, Лермонтов списал во многом с себя!

  Не случайно, тот человек, в котором многие узнали доктора Вернера, резко отрицал, что именно он является прототипом романного доктора, даже обиделся на Михаила Юрьевича.

   Разберем подробнее: Грушницкий начинает ухаживать за молоденькой княжной, которая на водах со своей матерью.
   Княжной заинтересовался и Печорин, и начинает проводить свою тактику записного и опытного ловеласа.

   В чем его план? Не знакомясь с девушкой, добиться того, чтобы княжна обратила на него внимание.
   Это ему удается. Далее Лермонтов усложняет ситуацию, то есть добавляет в повествование новую героиню – Веру.

    Кто такая – Вера? Это бывшая любовь Печорина, с которой он был очень близок (в те времена не было привычки в подробностях описывать интимные сцены любви, не случайно же Печорин добивается от Веры встречи наедине) поэтому надо просто догадываться о степени близости Веры с Печориным.

   Вера уже замужем, даже вторично, но по-прежнему страстно любит Печорина. И, сама, того не ведая, предлагает нашему герою ближе познакомится  со старой княгиней и с её дочерью – Мери.

  Для чего это нужно Вере? Только там, в доме княгини они могли встречаться.
   События развиваются очень быстро. Так получается, что Мери заинтересовалась Печориным, да и не мудрено, - Печорин намного превосходит свою слабую тень – Грушницкого.

  Почему? А Печорин – настоящий, а не картонный герой, каким показан с самого начала. Он – романтичен, таинственен, смел и
решителен и к тому же – богат.
   Он всячески интригуют молодую и неопытную Мери (в романе об этом подробно и интересно, - достаточно почитать) но, появляется опасение, - его начинает ревновать Вера.

   Возникает вопрос, - а зачем Печорину Мери, признания в любви, от которой все же добивается.
  Ответ удивителен: ему хочется побесить Грушницкого. И что –
это цель, умного грамотного, мыслящего офицера?
    Ведь Мери он не любит, хотя уже добился признания и графиня готова отдать за него свою дочь.

     А кого же любит наш герой? - как ни странно – Веру. Ту, которая уже замужем, и он это начинает понимать в последний момент, после отъезда Веры… и погубив её репутацию.

     Но, это я немного забежал вперед – действие развивается. И Печорин продолжает оставлять, ничего не подозревающего Грушницкого, в дураках и тайно над ним издеваться.

   В своих записках Печорин сам пытается ответить и дать оценку своему поведению, своим действиям.
   К каким выводам он приходит, отвечая на вопрос о том, - зачем добивается любви молодой девушки – Мери: « А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!»

    В этом же рассуждении – вывод: « …честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает…»

    Далее идет пространное, но интересное рассуждение, которое заканчивается тем, что самопознание  человека - главное удовольствие души, которая не может жить, не подвергаясь грозам, и только такая душа оценивается божьим правосудием.         
  Эта часть рассуждения Печорина довольно сложна для восприятия. Видимо именно за это, такую литературу называют – психологической.

  Действие романа развивается. Печорин добивается встречи с Верой ночью, в её доме, в отсутствие мужа. И в эту же ночь случайно подглядывает в окно спальни Мери и здесь, чуть не застигнут своими недругами…

    Оказывается, за ним следили.  Против Печорина составили заговор, во главе которого стоит приятель Грушницкого – драгунский  капитан.
     Цель такая, вызвать на дуэль Печорина и сделать его смешным. Как это планируют достичь? 
     Оба пистолета будут без пуль, то есть дуэль превратить в фарс.

     О заговоре узнает Печорин, случайно подслушав разговор Грушницкого со своими знакомыми офицерами. 
     А Грушницкий со своими приятелями, которых Печорин называет – шайкой, начинают распространять слухи, что Григорий Александрович жениться на молодой княжне.
 
    Развязка приближается, но одновременно нагнетается тревога в благополучном исходе дела.

   Во все дела с Мери и с Грушницким, Печорин посвящает доктора Вернера и как будто прислушивается к его советам, что далеко не так.
  На самом деле и доктора, Григорий Александрович держит во многом в неведении о своих замыслах и мыслях.

   Очень интересно описан момент, когда Печорин подслушал   разговор своих недоброжелателей и узнал о их замысле.
      Первая его грустная  мысль: «За что они меня все ненавидят?  Обидел ли я кого нибудь? Нет». 
    Только после этого Печорин решет жестко отомстить.
 
    Так в чем здесь проявляется отрицательность характера Печорина?
   Ни в чем. В данном случае он не дает над собой посмеяться и как выясняется – защищает честное имя Мери.

    А кто здесь главный заводила? – драгунский капитан. Он подает идею и уговаривает Грушницкого вызвать Печорина на, якобы, шуточную дуэль.
    Да не на того нарвались! Но и Грушницкий, в данном случае проявляет слабость, - за что и расплачивается впоследствии.
               
   А на следующий день Печорин говорит Мери, что её не любит.
   Далее идет довольно пространное рассуждение Печорина о неприятии такого шага, как женитьба.

 И какую же причину называет – «Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы своей не продам».
   Как оценить это? Очень просто: Печорин еще никого по - настоящему не любил. Да, и способен ли любить?

    Но, тем не менее, это не позволяет нам считать этого героя
отрицательным. Почему? А что, - разве свобода не ценность?

  Продолжу далее. Развязка наступает быстро и Лермонтов особо не придумывает.
   Печорин пишет, что опять подслушивает разговор Грушницкого, в котором обвиняет Мери, что она ночью имела свидание с Печориным в своей спальне.
   Тут же добавляет – вот вам и московская барышня – а про Печорина, что он убежал, как заяц.

    В этот момент Печорин открывается и требует, чтобы Грушницкий отказался от своих утверждений.
    Его противник, поддержанный приятелями, не отказывается, - и все – дуэль.

    Доктор Вернер согласился быть секундантом Печорина и оправился к Грушницкому, где находилась вся шайка, возглавляемая драгунским капитаном.

    В прихожей, снимая галоши, доктор слышит, что противники уже хотят зарядить пистолет Грушницкого настоящей пулей, а у Печорина – холостой заряд.

    Вернер считает,  что это уже не дуэль а – убийство. Печорин говорит, что ничего не нужно менять, - а каков его план – это тайна.

    Таким образом, Печорин показан настоящим романтическим героем, но с очень коварной и рискованной задумкой.

    Что получилось у Лермонтова с сюжетом? Повествование начинает вызывать у читателей сильнейший интерес. Здесь все элементы авантюрного романа, - пока так…

   А далее идут рассуждения Печорина о смерти…
   Но – заметим – это печоринские рассуждения, (рассуждения лермонтовского героя) их никак нельзя приписывать самому автору.
   Они достаточно банальны: моя смерть – небольшая потеря для мира; я не угадал своего назначения, которое мне было предназначено; я утратил пыл благородных стремлений; много раз играл роль топора в руках судьбы; моя любовь никому не принесла счастья; меня никто не понимает, - вот направление мыслей героя перед дуэлью.

   Какую роль они играют в повествовании? А так Лермонтов рисует портрет многих молодых людей, - как он и писал в предисловии.

   Лермонтов этим обвиняет поколение? Несомненно. А какой же выход? Никакой. Таково данное время, которое рождает такие мысли.
   Время после побед над Наполеоном и поражения декабристского восстания, - время императора Николая I.

   Лермонтов осуждает режим политический? Нет. Он осуждает людей и общество, ему подчинившееся.
   Кто же у него Печорин? Революционер будущий? Никакой не революционер, да об этом и близко не сказано. А кто же?
   Печорин – бунтующий человек, человек внутреннего бунта, для которого главная ценность – свобода и его честь, понятая  превратно.

   Он  ищет смерти? Смерти Печорин не ищет, но постоянно испытывает судьбу.
   Именно поэтому, он не может полюбить никого. Так он – лишний человек, который не находит поприща в данном обществе и не может вписаться в социум?

   А вот это – неверно. В социум он вписан намертво, - иначе бы его не полюбила ни Вера, ни Мери. Да и старая княгиня очень желала иметь такого мужа для своей дочери, - об этом ясно сказано в романе.

   Печорин – сверхчеловек, такого описал Нитше, только много позже. Ему не нужно никакого общественного дела, - он призван властвовать над людьми.

    Таким был Лермонтов? Боже упаси, наш поэт таким не был. Вся проблема Михаила Юрьевича была в его молодости и сверходаренности.

    В третьей части этого эссе я напишу, почему ему не удалось
заняться тем, к чему он был призван.

     Поговорим об окончания дуэли. Что здесь интересно? -
поведение Грушницкого.
 
    Лермонтову удалось показать, как буквально, в короткое время в человеке не может проснуться честь и совесть. И это происходит в пограничной ситуации, - перед лицом смерти.

   Но, вначале о самой дуэли несколько слов.
   Нас будет интересовать, в основном, как Лермонтов описывает поведение Грушницкого.

    Уже с первых минут после появления на  месте дуэли Печорина и доктора, Грушницкий, хоть и выказывал гордый вид, но глаза при этом… - да, вот – дословно: « …во взгляде его было какое – то беспокойство».
  Сразу Печорин потребовал извинения, - почему так пишет Лермонтов, что он хочет показать?

   Так Печорин дает возможность Грушницкому исправить свою вину или заблуждение. Он, фактически – спасает человека в своем бывшем приятеле. Так он будет делать еще не раз во время дуэли.

   Именно это, делает роман – занимательным и не пустым.
 
   Далее Лермонтов усложняет сюжет: Печорин предлагает стреляться на верху скалы, на узкой полоске, чтобы один из дуэлянтов погиб наверняка.
   У Грушницкого посинели и задрожали губы, но капитан опять его уговорил. Таким образом, Грушницкий становится потенциальным убийцей Печорина.

  Но, Печорин хочет еще раз испытать свою собственную судьбу и тем самым дать возможность Грушницкому одуматься, он предлагает бросить жребий, - кому первому стрелять.

  Грушницкому опять везет, если так может выразиться в данном случае. То есть, он имеет возможность сделать другой выбор, в противном случае он может убить Печорина и самому остаться «чистым».

    Здесь он опять заколебался, но вначале прицелился, но потом опустил пистолет, сказав – «не могу». Но в ответ капитан закричал – «Трус!» - выстрелил и – промахнулся.

   И тут, в этот трагический для Грушницкого момент,
Печорин опять предлагает извиниться и взывает к совести.
   Все напрасно. Грушницкий был уверен, что пистолет Печорина заряжен холостым зарядом. Судьба Грушницкого, именно в этот момент, была решена.

   Печорин требует перезарядить пистолет и убивает Грушницкого.

    Почему Печорин убивает Грушницкого? Ведь он уже все
доказал и свою судьбу испытал…

     А Печорин убивал не человека, а только его видимость, оболочку. Грушницкий уже презирает себя и ненавидит Григория Александровича.
     До Грушницкого, наконец,  дошло, что он станет изгоем в данном обществе. Вот, он - действительно – «лишний человек».

   И в чем здесь отрицательность личности Печорина? Он, вполне – положителен.

   Почему Лермонтов так описывает дуэль: все это очень надумано и нереально. Так он изобразил пародию на дуэль.       
   Настоящая дуэль так не происходит. Там громадное количество правил и тонкостей.

   Все дело в том, что сам Лермонтов понял ко времени написания этого романа, что дуэль  ничего не решает, тем более защиту чести, и все принимает (особенно после дуэли) обычный бюрократический характер.
  И все потуги дуэлянтов, впоследствии, принимают достаточно смешной характер. Вот – отсюда и пародия. Но читателю – интересно!

 
PS.  Я уже не касаюсь событий происшедших после дуэли: попытка абсолютно необъяснимая – проститься с Верой.
 Мне здесь кажется, что Лермонтов пытался вписать события своей личной жизни в роман (любовь к Лопухиной), что, по моему, было абсолютно лишним, но все же вписывалось в канву романа.
   И последняя встреча с Мери, которая ему заявила, что его ненавидит…и это тоже, только подтверждает характеристику Печорина, как сверхчеловека…
      
                Валерий Педин  (октябрь – ноябрь 2024 г.)
            

      


Рецензии