Старая и жалкая шутка... , часть 2
«Старая и жалкая шутка…»
( Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 – 1841 г.г.)
Часть вторая.
Если вы любовались вымыслами гораздо
более ужасными и уродливыми , отчего же
этот характер, даже как вымысел, не находит
у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем
больше правды, нежели вы того желали.
Лермонтов. Предисловие к роману «Герой
нашего времени».
В этом высказывании Михаила Юрьевича, (вынесенного мной в эпиграф) в завуалированной форме, автор продолжает раскрывать характер Печорина, но уже в форме записок самого Печорина, которые Максим Максимыч передает автору – издателю, то есть – Лермонтову, который – вообще - не назван.
Получается - по задумке Лермонтова - сам Печорин – незаурядный писатель, который ведет собственные записи.
Зачем это так сделано? Как мне представляется, чтобы отвести читателя от мысли идентичности Печорина и Лермонтова.
Но, это дело десятое. На самом деле, в главе «Княжна Мери» Лермонтов не только предсказал свою собственную смерть (об этом поговорим в третьей части моего рассказа), но и развил свою мысль о порочности современного ему общества.
Какова фабула этой главы? Наш герой прибывает в Пятигорск и буквально на второй странице романа встречается со старым приятелем – Грушницким.
Юнкер Грушницкий на Кавказе только один год, участвовал в деле (бою с горцами), получил солдатский крест, носит (демонстративно) толстую солдатскую шинель, позиционирует себя, как скромный герой войны…
Представляет себя романтическим героем, окруженный таинственным ореолом.
Я долго размышлял, кого же изобразил Лермонтов в этом образе? Вот описание: « Он хорошо сложен, смугл и черноволос…» и так далее, то, что не соответствует образу Лермонтова, но «смугл и черноволос» - такого описывают современники Михаила Юрьевича.
Мне возразят, при чем здесь Грушницкий, мы ведем речь о Печорине, - он более по характеру соответствует Лермонтову?
Кстати, Печорин не похож – физически - на Михаила Юрьевича. В главе «Бела» Лермонтов описывает внешний вид Григория Александровича: высокий, стройный, беленький молодой офицер, - таким он понравился кавказской девушке.
Как все это объяснить? Объясняют – так. Грушницкий - слабая тень Печорина. Но, надо заметить, - он не любит Печорина и в романе объясняется – почему…
С этим можно согласиться, только с той оговоркой, что в самом конце злополучной дуэли, Грушницкий понял всю низость своего поступка и мужественно и злобно принял смерть.
Как же объяснить замысел автора? Мне кажется и в Печорине и в Грушницком проявлены черты Лермонтова.
. Михаил Юрьевич, проводит своеобразную рефлексию своей личности.
Вначале он видится, как Печорин, а в конце, немножко проявляется, как Грушницкий.
Но, следует заметить – он - не Печорин и не Грушницкий. Лермонтов остался самим собой, который не похож - в сущности - на своих литературных героев.
Могу только добавить, в романе достаточно подробно описан доктор Вернер, тот, кто являлся будущим секундантом Печорина на дуэли с Грушницким.
И, что мы видим? - в докторе тоже проглядывают черты Лермонтова, как его описывают современники: « Он скептик и материалист… они имеют инстинкт красоты душевной… был мал ростом, и худ и слаб, как ребенок; одна нога была короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем его голова казалась огромной… Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли… Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердится за это прозвание, но на самом деле оно льстило его самолюбию».
Во многих воспоминаниях его недоброжелателей, - именно так смотрелся Михаил Юрьевич.
Получается, всех трех заметных героев романа, Лермонтов списал во многом с себя!
Не случайно, тот человек, в котором многие узнали доктора Вернера, резко отрицал, что именно он является прототипом романного доктора, даже обиделся на Михаила Юрьевича.
Разберем подробнее: Грушницкий начинает ухаживать за молоденькой княжной, которая на водах со своей матерью.
Княжной заинтересовался и Печорин, и начинает проводить свою тактику записного и опытного ловеласа.
В чем его план? Не знакомясь с девушкой, добиться того, чтобы княжна обратила на него внимание.
Это ему удается. Далее Лермонтов усложняет ситуацию, то есть добавляет в повествование новую героиню – Веру.
Кто такая – Вера? Это бывшая любовь Печорина, с которой он был очень близок (в те времена не было привычки в подробностях описывать интимные сцены любви, не случайно же Печорин добивается от Веры встречи наедине) поэтому надо просто догадываться о степени близости Веры с Печориным.
Вера уже замужем, даже вторично, но по-прежнему страстно любит Печорина. И, сама, того не ведая, предлагает нашему герою ближе познакомится со старой княгиней и с её дочерью – Мери.
Для чего это нужно Вере? Только там, в доме княгини они могли встречаться.
События развиваются очень быстро. Так получается, что Мери заинтересовалась Печориным, да и не мудрено, - Печорин намного превосходит свою слабую тень – Грушницкого.
Почему? А Печорин – настоящий, а не картонный герой, каким показан с самого начала. Он – романтичен, таинственен, смел и
решителен и к тому же – богат.
Он всячески интригуют молодую и неопытную Мери (в романе об этом подробно и интересно, - достаточно почитать) но, появляется опасение, - его начинает ревновать Вера.
Возникает вопрос, - а зачем Печорину Мери, признания в любви, от которой все же добивается.
Ответ удивителен: ему хочется побесить Грушницкого. И что –
это цель, умного грамотного, мыслящего офицера?
Ведь Мери он не любит, хотя уже добился признания и графиня готова отдать за него свою дочь.
А кого же любит наш герой? - как ни странно – Веру. Ту, которая уже замужем, и он это начинает понимать в последний момент, после отъезда Веры… и погубив её репутацию.
Но, это я немного забежал вперед – действие развивается. И Печорин продолжает оставлять, ничего не подозревающего Грушницкого, в дураках и тайно над ним издеваться.
В своих записках Печорин сам пытается ответить и дать оценку своему поведению, своим действиям.
К каким выводам он приходит, отвечая на вопрос о том, - зачем добивается любви молодой девушки – Мери: « А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!»
В этом же рассуждении – вывод: « …честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает…»
Далее идет пространное, но интересное рассуждение, которое заканчивается тем, что самопознание человека - главное удовольствие души, которая не может жить, не подвергаясь грозам, и только такая душа оценивается божьим правосудием.
Эта часть рассуждения Печорина довольно сложна для восприятия. Видимо именно за это, такую литературу называют – психологической.
Действие романа развивается. Печорин добивается встречи с Верой ночью, в её доме, в отсутствие мужа. И в эту же ночь случайно подглядывает в окно спальни Мери и здесь, чуть не застигнут своими недругами…
Оказывается, за ним следили. Против Печорина составили заговор, во главе которого стоит приятель Грушницкого – драгунский капитан.
Цель такая, вызвать на дуэль Печорина и сделать его смешным. Как это планируют достичь?
Оба пистолета будут без пуль, то есть дуэль превратить в фарс.
О заговоре узнает Печорин, случайно подслушав разговор Грушницкого со своими знакомыми офицерами.
А Грушницкий со своими приятелями, которых Печорин называет – шайкой, начинают распространять слухи, что Григорий Александрович жениться на молодой княжне.
Развязка приближается, но одновременно нагнетается тревога в благополучном исходе дела.
Во все дела с Мери и с Грушницким, Печорин посвящает доктора Вернера и как будто прислушивается к его советам, что далеко не так.
На самом деле и доктора, Григорий Александрович держит во многом в неведении о своих замыслах и мыслях.
Очень интересно описан момент, когда Печорин подслушал разговор своих недоброжелателей и узнал о их замысле.
Первая его грустная мысль: «За что они меня все ненавидят? Обидел ли я кого нибудь? Нет».
Только после этого Печорин решет жестко отомстить.
Так в чем здесь проявляется отрицательность характера Печорина?
Ни в чем. В данном случае он не дает над собой посмеяться и как выясняется – защищает честное имя Мери.
А кто здесь главный заводила? – драгунский капитан. Он подает идею и уговаривает Грушницкого вызвать Печорина на, якобы, шуточную дуэль.
Да не на того нарвались! Но и Грушницкий, в данном случае проявляет слабость, - за что и расплачивается впоследствии.
А на следующий день Печорин говорит Мери, что её не любит.
Далее идет довольно пространное рассуждение Печорина о неприятии такого шага, как женитьба.
И какую же причину называет – «Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы своей не продам».
Как оценить это? Очень просто: Печорин еще никого по - настоящему не любил. Да, и способен ли любить?
Но, тем не менее, это не позволяет нам считать этого героя
отрицательным. Почему? А что, - разве свобода не ценность?
Продолжу далее. Развязка наступает быстро и Лермонтов особо не придумывает.
Печорин пишет, что опять подслушивает разговор Грушницкого, в котором обвиняет Мери, что она ночью имела свидание с Печориным в своей спальне.
Тут же добавляет – вот вам и московская барышня – а про Печорина, что он убежал, как заяц.
В этот момент Печорин открывается и требует, чтобы Грушницкий отказался от своих утверждений.
Его противник, поддержанный приятелями, не отказывается, - и все – дуэль.
Доктор Вернер согласился быть секундантом Печорина и оправился к Грушницкому, где находилась вся шайка, возглавляемая драгунским капитаном.
В прихожей, снимая галоши, доктор слышит, что противники уже хотят зарядить пистолет Грушницкого настоящей пулей, а у Печорина – холостой заряд.
Вернер считает, что это уже не дуэль а – убийство. Печорин говорит, что ничего не нужно менять, - а каков его план – это тайна.
Таким образом, Печорин показан настоящим романтическим героем, но с очень коварной и рискованной задумкой.
Что получилось у Лермонтова с сюжетом? Повествование начинает вызывать у читателей сильнейший интерес. Здесь все элементы авантюрного романа, - пока так…
А далее идут рассуждения Печорина о смерти…
Но – заметим – это печоринские рассуждения, (рассуждения лермонтовского героя) их никак нельзя приписывать самому автору.
Они достаточно банальны: моя смерть – небольшая потеря для мира; я не угадал своего назначения, которое мне было предназначено; я утратил пыл благородных стремлений; много раз играл роль топора в руках судьбы; моя любовь никому не принесла счастья; меня никто не понимает, - вот направление мыслей героя перед дуэлью.
Какую роль они играют в повествовании? А так Лермонтов рисует портрет многих молодых людей, - как он и писал в предисловии.
Лермонтов этим обвиняет поколение? Несомненно. А какой же выход? Никакой. Таково данное время, которое рождает такие мысли.
Время после побед над Наполеоном и поражения декабристского восстания, - время императора Николая I.
Лермонтов осуждает режим политический? Нет. Он осуждает людей и общество, ему подчинившееся.
Кто же у него Печорин? Революционер будущий? Никакой не революционер, да об этом и близко не сказано. А кто же?
Печорин – бунтующий человек, человек внутреннего бунта, для которого главная ценность – свобода и его честь, понятая превратно.
Он ищет смерти? Смерти Печорин не ищет, но постоянно испытывает судьбу.
Именно поэтому, он не может полюбить никого. Так он – лишний человек, который не находит поприща в данном обществе и не может вписаться в социум?
А вот это – неверно. В социум он вписан намертво, - иначе бы его не полюбила ни Вера, ни Мери. Да и старая княгиня очень желала иметь такого мужа для своей дочери, - об этом ясно сказано в романе.
Печорин – сверхчеловек, такого описал Нитше, только много позже. Ему не нужно никакого общественного дела, - он призван властвовать над людьми.
Таким был Лермонтов? Боже упаси, наш поэт таким не был. Вся проблема Михаила Юрьевича была в его молодости и сверходаренности.
В третьей части этого эссе я напишу, почему ему не удалось
заняться тем, к чему он был призван.
Поговорим об окончания дуэли. Что здесь интересно? -
поведение Грушницкого.
Лермонтову удалось показать, как буквально, в короткое время в человеке не может проснуться честь и совесть. И это происходит в пограничной ситуации, - перед лицом смерти.
Но, вначале о самой дуэли несколько слов.
Нас будет интересовать, в основном, как Лермонтов описывает поведение Грушницкого.
Уже с первых минут после появления на месте дуэли Печорина и доктора, Грушницкий, хоть и выказывал гордый вид, но глаза при этом… - да, вот – дословно: « …во взгляде его было какое – то беспокойство».
Сразу Печорин потребовал извинения, - почему так пишет Лермонтов, что он хочет показать?
Так Печорин дает возможность Грушницкому исправить свою вину или заблуждение. Он, фактически – спасает человека в своем бывшем приятеле. Так он будет делать еще не раз во время дуэли.
Именно это, делает роман – занимательным и не пустым.
Далее Лермонтов усложняет сюжет: Печорин предлагает стреляться на верху скалы, на узкой полоске, чтобы один из дуэлянтов погиб наверняка.
У Грушницкого посинели и задрожали губы, но капитан опять его уговорил. Таким образом, Грушницкий становится потенциальным убийцей Печорина.
Но, Печорин хочет еще раз испытать свою собственную судьбу и тем самым дать возможность Грушницкому одуматься, он предлагает бросить жребий, - кому первому стрелять.
Грушницкому опять везет, если так может выразиться в данном случае. То есть, он имеет возможность сделать другой выбор, в противном случае он может убить Печорина и самому остаться «чистым».
Здесь он опять заколебался, но вначале прицелился, но потом опустил пистолет, сказав – «не могу». Но в ответ капитан закричал – «Трус!» - выстрелил и – промахнулся.
И тут, в этот трагический для Грушницкого момент,
Печорин опять предлагает извиниться и взывает к совести.
Все напрасно. Грушницкий был уверен, что пистолет Печорина заряжен холостым зарядом. Судьба Грушницкого, именно в этот момент, была решена.
Печорин требует перезарядить пистолет и убивает Грушницкого.
Почему Печорин убивает Грушницкого? Ведь он уже все
доказал и свою судьбу испытал…
А Печорин убивал не человека, а только его видимость, оболочку. Грушницкий уже презирает себя и ненавидит Григория Александровича.
До Грушницкого, наконец, дошло, что он станет изгоем в данном обществе. Вот, он - действительно – «лишний человек».
И в чем здесь отрицательность личности Печорина? Он, вполне – положителен.
Почему Лермонтов так описывает дуэль: все это очень надумано и нереально. Так он изобразил пародию на дуэль.
Настоящая дуэль так не происходит. Там громадное количество правил и тонкостей.
Все дело в том, что сам Лермонтов понял ко времени написания этого романа, что дуэль ничего не решает, тем более защиту чести, и все принимает (особенно после дуэли) обычный бюрократический характер.
И все потуги дуэлянтов, впоследствии, принимают достаточно смешной характер. Вот – отсюда и пародия. Но читателю – интересно!
PS. Я уже не касаюсь событий происшедших после дуэли: попытка абсолютно необъяснимая – проститься с Верой.
Мне здесь кажется, что Лермонтов пытался вписать события своей личной жизни в роман (любовь к Лопухиной), что, по моему, было абсолютно лишним, но все же вписывалось в канву романа.
И последняя встреча с Мери, которая ему заявила, что его ненавидит…и это тоже, только подтверждает характеристику Печорина, как сверхчеловека…
Валерий Педин (октябрь – ноябрь 2024 г.)
Свидетельство о публикации №224112400826