Старая и жалкая шутка... , часть 3
« Старая и жалкая шутка…»
( Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 – 1841 г.г.)
Часть третья.
(Две дуэли М. Ю. Лермонтова)
То, куда мы спешим,
это ад или райское место,
или попросту мрак,
дорогая страна,
постоянный предмет воспеванья,
не любовь ли она? Нет, она не имеет названья.
И. Бродский «От окраины к центру» 16 – я строфа, 1962 г.
На самом деле у Лермонтова состоялось три дуэли, только первая, как бы сейчас обозвали – была виртуальной.
Что это за - первая дуэль? А это дуэль между Пушкиным и Дантесом, которая рикошетом ударила в Михаила Юрьевича.
Ах вот вы о чем… Да, именно. Современному читателю во многом неясно, на что замахнулся Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта», - особенно последние шестнадцать строчек.
Это ведь обвинение, брошенное в лицо ближнему окружению императора. Это ему не простили…
Уже с этого времени начинаются все злоключения Михаила Юрьевича…
Но у меня появляются сомнения в цели добавления этих последних шестнадцати строчек.
Всем известны причины, которые послужили толчком к «добавлению» стихотворения, но меня интересуют мотивы, по которым они добавлены.
Так, какие же мотивы? – а это призывы к императору –
наказать убийцу поэта и их пособников.
Ах, вот как думал Лермонтов? – почему же в школе об этом не говорили? В школе – говорили, но, как всегда подрастающее поколение более думает о себе, а не о событиях очень отдаленных…
Но – соглашусь, в советской школе, да и в современной много чего не говорят (по причине плотности программы), но перед стихотворением стоял эпиграф, который начинался: «Отмщенье, государь, отмщенье! - и еще несколько строк из французской трагедии неопубликованной в русском переводе Ж. Ротру, 1648 г. «Венцеслав»
А за что же наказали? Так это добавление появилось через девять дней после основного текста. А основной текст уже «ходил» в списках.
И первоначально это стихотворение могло восприниматься, как эпитафия, а потом, когда появился полный текст и попал к шефу жандармов, вот тогда Бенкендорф в них усмотрел возмутительные стихи.
Меня, во все этой, всем давно известной истории – интересует сам Михаил Юрьевич. Его необычайно развитое чувство справедливости, верная оценка личности Пушкина, его смелость – ум и талант.
А в чем тут ум? Ум Лермонтова проявился, именно в том, что написано в эпиграфе. Именно этим он хотел показать, что справедливость должна исходить от высшей власти.
Конечно, это не спасло Лермонтова от перевода в Нижегородский драгунский полк, который квартировался в Анапе, т.е. на Кавказе.
Наказание оказалось чрезвычайно легким для Михаила Юрьевича.
На Кавказ он попал только к июлю, а в середине октября переведен в Гродненский гусарский полк, а в январе 1838 года вернулся в Москву в полной поэтической славе.
Именно, как автор стихотворений «На смерть поэта», которые напечатали впервые в 1856 году в Лейпциге и знаменитого «Бородино» (скажи ка дядя, ведь не даром…), которого опубликовали в «Современнике», май 1837 г.
И, конечно, как ссыльный поэт (у нас любят гонимых), хотя в боях не участвовал, - все это было впереди, после следующей дуэли.
Разговор с сыном французского посланника, который привел к дуэли, состоялся на балу графини Лаваль 16 февраля 1840 года.
Содержание разговора известно в подробностях и легко можно найти в интернете.
Дуэль состоялась через день и была почти бескровной: Лермонтов и Барант скрестили шпаги, первый выпад и шпала поэта сломалась, но француз успел оцарапать противника.
Перешли на пистолеты. Эрнест Барант – промахнулся, а Лермонтов выстрелил в сторону. Вот и вся дуэль.
Никто ничего не знал, только через двадцать дней (10 марта) слухи дошли до командира полка генерала – майора Плаутина.
В этот же день Лермонтова арестовали и предали военному суду за «недонесение о дуэли». (Нет, это не решение самого генерала, вероятно, так ему указали «сверху»)
Вот тут и начались основные события.
Как и положено, Лермонтов написал объяснительную записку, в которой излагал весь ход дуэли, - ему нечего было скрывать.
Каким – то образом, показания Лермонтова стали известны Баранту, который, якобы, обиделся. На что?
Так Барант утверждал, что Лермонтов стрелял в него, - чего на самом деле не было. Лермонтов показывал правду, и получалось, что, мол, так он спас жизнь французу, - так подумал Барант.
И француз стал публично выказывать возмущение, что, мол, Лермонтов показывает неправду.
Эти слухи дошли до гауптвахты, где сидел поэт. Тут же Михаил Юрьевич попросил товарищей (записку написал в полк) и Баранта привезли для объяснения к Лермонтову.
Здесь я дословно приведу слова из следующего объяснения Лермонтова, которые он написал по требования начальства: « Я спросил его: правда ли, что он недоволен моим показаниям? Он отвечал: «Точно я не знаю, почему вы говорите, что стреляли на воздух». Тогда я отвечал, что это по двум причинам. Во – первых, потому, что это правда, а во – вторых, потому, что я не вижу нужды скрывать вещь, которая не должна быть ему неприятна, а мне может служить пользу; но что если он недоволен этим мои объяснением, то когда я буду освобожден и когда он возвратится, то я готов буду вторично с ним стреляться, если он этого пожелает. После сего г. Барант, отвечав мне, что он драться не желает, ибо совершенно
удовлетворен моим объяснением, уехал».
За эту тайную встречу суд дополнительно обвинил Лермонтова о попытке вызвать француза на дуэль. 13 апреля 1840 года Лермонтов был переведен в Тенгинский пехотный полк, который участвовал в боях на Кавказе.
Кстати, Бенкендорф потребовал от Лермонтова, чтобы он послал в Париж извинительное письмо Баранту, чего, конечно, Михаил Юрьевич и не подумал делать.
А вот тут – интересно: в чем должен извиняться Лермонтов перед французом? Оказывается – во лжи. Какой? Именно в той, что его обвинял Барант – стрелял не на воздух, а в противника!
Лермонтов понял, что его обвиняют не в дуэли и не во вторичном приглашении на дуэль, - а именно, за его показания правдивые.
Что же получается? Поэта хотят унизить, хотя суд уже состоялся и его перевод на Кавказ решен.
Вот тут и встает вопрос о роли Бенкендорфа, графа Нессельроде – министра иностранных дел и самого государя…
Лермонтов, конечно, все понял, но не терял надежды заслужить прощение, хотя бы активными боевыми действиями на кавказской войне.
Встает вопрос, - какова истинная причина дуэли? Тогда выдвигали разные версии. Но сейчас, почти все известно.
Поэтому остановлюсь – кратко. Причиной называли ухаживания обеих за княгиней Щербатовой.
Красивая молодая женщина, вдова (с мужем прожила год), но успела родить мальчика.
Никаких любовных связей у неё с Лермонтовым не было, - просто хорошие знакомые и симпатизировали друг другу.
А Барант пытался ухаживать, хотя по многим воспоминанием имел любовную связь с женой русского консула госпожой Бахерахт, которую в одном письме называют «очень элегантной и пребойкой женщиной».
В сущности, понятно, кого в России первой половины 19 века называли "пребойкой женщиной".
Эта мадам, ревнуя француза, скорее всего и подала повод Баранту к дуэли, показав эпиграмму Лермонтова, якобы на него.
Но это повод, но не причина. Истинная причина носила политический характер.
И она касалась стихотворения «Смерть поэта», в котором, как считал Барант, оскорблялась вся французская нация, хотя Лермонтов писал о конкретном человеке – Дантесе.
В сущности, в этой дуэли Лермонтов выступил защитником русского национального поэта – Пушкина, следовательно, - защищал национальные интересы.
А чьи интересы защищал Бенкендорф, - это еще вопрос и император оказался не на высоте, хотя надо отметить, что в это время отношения с Францией были достаточно сложные...
Но, я считаю - тут сыграл личный момент, - придворные круги хотели отомстить Лермонтову, учитывая, что по возвращении с Кавказа, Лермонтов приобрел необычайную популярность.
У нас и по сей день так, - любая яркая личность находится под пристальным вниманием: в этом плане в России ничего не изменилось.
Особую неприязнь императора вызвал опубликованный в журнале «Отечественный записки» роман Лермонтова «Герой нашего времени».
Имеются письма Николая I к императрице, в которых он отрицательно высказывался о романе, вернее о главном герое – Печорине.
Высказал упрек, что Лермонтов должен был развить образ Максима Максимыча, как старого, честного служилого офицера, а писатель вместо этого начал описывать в подробностях такого отрицательного героя, как Печорин.
У меня нет возможности в маленьком эссе описывать многое, что было связано с существующей государственной структурой, только замечу: не смотря на все строгости императора, в конце его царствования, Россия с позором проиграла Крымскую войну, показав свою полнейшую техническую отсталость.
Почему я так много пишу о личной неприязни Николая I к Лермонтову? Именно от него зависела судьба Лермонтова. Об этом – ниже.
За Лермонтова хлопотала Бабушка Арсеньева, даже сама императрица, которая не испытывала к поэту такой неприязни, как её супруг.
Но, только добилась, чтобы Лермонтов не посылал извинительного письма Баранту и Николай I послал письмо императрице, после того как прочел роман «Герой нашего времени»: «Счастливого пути, господин Лермонтов, пусть он прочистит свою голову…».
( Мелковатый все же был человек, - наш император! Не случайно, в его царствование погибли два великих поэта, - большая посредственность не терпит по настоящему великих характеров)
.
В начале июня 1840 года Лермонтов прибыл на Кавказ, а уже 11 июля участвовал в кровопролитном сражении при реке Валерик.
Я не ставлю задачу описывать участие Лермонтова в боях, про это много свидетельств. Достаточно сказать, что за храбрость был представлен к наградам, но Николай I вычеркну поручика из списков.
Изменила ли Михаила Юрьевича эта война и непосредственное участие в ней? Несомненно.
Я приведу отрывки из письма В.И Красова, который учился на словесном отделении в Московском университете в те же годы, как и Лермонтов, но знаком с ним не был.
Письмо было написано Краевскому издателю «Отечественных записок» в июле 1841 года.
Вот текст (отрывки): «…я встретился с ним в зале Благородного собрания, - он на другой день ехал на Кавказ. Я не видел его десять лет – и как он изменился! Целый вечер я не сводил с него глаз. Какое энергическое, простое, львиное лицо. Он был грустен, и, когда уходил из собрания в своем армейском мундире и с кавказским кивером, у меня сжалось сердце – так мне жаль его было…»
Почему я привожу этот отрывок? - это для того, чтобы показать, - показать, что даже незнакомый человек, хотя и связанный с литературой, понимал значение Лермонтова.
Как складывалась судьба поэта в период с июня 1840 года и
до странной дуэли у подножия Машука?
В этом письме описывается момент, когда поэт проезжая через Москву на Кавказ, остановился в городе на пять дней.
В феврале 1841 года бабушка Лермонтова выхлопотала отпуск внуку на два месяца, надеясь с ним встретиться.
Поэт надеялся, что ему разрешат выйти в отставку или, по крайней мере, разрешат остаться в столице.
Как раз намечалась свадьба наследника, и ожидалось помилование. Ничего ожидаемого не сбылось, - даже с бабушкой - увидится не пришлось, - из за весенней распутицы Арсеньева не смогла выехать.
Вместо этого пришло распоряжение в 48 часов покинуть столицу. Поэтому Михаил Юрьевич ехал с тяжелыми предчувствиями.
Почему, дуэль, когда погиб Лермонтов, я называю – странной? Дуэль, на самом деле, была – такой.
Первый вопрос, на который нужно ответить, и пытались найти ответ, - причина дуэли и какое оскорбления нанес Лермонтов Мартынову?
На него ответ до сих пор не найден. Странно…
Ведь многие были свидетелями разговора Мартынова и поэта в доме Верзилиных и те слова, которые, якобы, Мартынов посчитал за оскорбление.
Какие слова? Лермонтов сказал их, когда играла музыка, но вдруг играть перестала и слова прозвучали громко и по адресу Мартынова: «Горец с большим кинжалом».
Именно, после этого, при выходе из дома зашел разговор о поединке.
Но, здесь нет личного оскорбления, и такие насмешки
Лермонтов отпускал постоянно по отношению к Мартынову.
То есть, это не могло стать причиной смертельной дуэли. Именно поэтому, Лермонтов заявил, что стрелять не будет.
Мне нет нужды описывать, что из себя представлял Мартынов, ( 1815 – 1875г.г.)достаточно прочитать описание Грушницкого в романе Лермонтова.
Но, к этому времени роман был уже написан и напечатан. Лермонтов был хорошо знаком с Мартыновым и не раз был у него дома в Москве и даже в имении родителей своего противника.
Хорошо знал эту семью многочисленную, - четыре сына, четыре дочери.
Мартынов учился в той же юнкерской школе, годом позднее, т.к. был моложе Лермонтова на один год.
То есть, этот поединок смертельный был между хорошо знакомыми людьми.
Только следует добавить: после окончания школы Мартынов отправился добровольцем на Кавказ (1837 г.) Зачем?
Надеялся выслужиться, вплоть до генерала, но к моменту встречи с Лермонтовым на Кавказе, уже был в отставке с чином майора.
Почему не удалась военная карьера? Говорили, что допустил непозволительно во время карточной игры, - в офицерской среде с этим было строго.
Тем не менее, до отставки имел орден Св. Анны 3 – й степени с бантом. Был хорошо образован и писал посредственные стихи.
Что многих удивляет в этом деле: похожая ситуация, описанная в главе «Мери».
Это на самом деле – необъяснимо. Ведь, когда Лермонтов писал роман, он не видел Мартынова на Кавказе?
Далее – о секундантах на дуэли. Их было четверо: 1. Столыпин (Монго, 1816 – 1858) - двоюродный дядя Лермонтова, - проживали в Пятигорске и Железноводске вместе, - самый близкий к Лермонтову человек, - участвовал в сражении при Валерике.
2.Князь Сергей Трубецкой (1815 – 1859 г.г.) , один их близких товарищей Лермонтова, участвовал в сражении при Валерике.
Человек – легенда, - о ним можно почитать в интернете.
3. Глебов Михаил (1819 – 1847г.г.), близкий товарищ поэта, участник сражения при Валерике.
4.Князь Васильчиков Александр (1818 – 1881г.г.), знакомый Лермонтова.
Все эти господа моложе Лермонтова. Как же они не смогли предотвратить дуэль, уговорить противников помирится? Это загадка.
Вопрос следующий, - кто у кого был секундантом? Тоже -непонятно. Как так?
Все дело в том, как выясняется уже много позднее, - на месте дуэли были только два секунданта: Васильчиков и Глебов и они давали непонятные показания.
Получалось, что они, как будто были, общими секундантами, для обоих противников.
Почему так? Называть Трубецкого и Столыпина было нельзя, - они находились в наказании за прежние провинности, - им грозила каторга.
Но на самом деле, они опоздали к началу поединка, и дуэль началась и закончилась не при них.
Почему так произошло, знали только Васильчиков, Глебов и, естественно – Мартынов.
Показания всех троих очень противоречивы.
Как выясняется, они многое скрывали, только – что – неизвестно.
Столыпин сказал, много позже, что даже он не знал истинную причину дуэли.
Как описывали сам поединок? Надвигалась гроза, гремел гром.
Мартынов возбужденно торопил, кстати, именно непонятная торопливость Мартынова помешало примирению: он настаивал перед секундантами, что ждать долго не хочет, еще при обговаривании условий поединка.
Точно, как происходила дуэль так и не узнали. Картина, примерно, такая: противников развели от барьеров на десять шагов, расстояние между барьерами – шесть шагов.
Лермонтов сразу сказал, что он стрелять не будет. Подошел к барьеру и встал: поднял руку вверх, пистолет дулом кверху, рука прижата к боку.
Мартынов подошел к барьеру и сразу выстрелил. Пуля пробила легкие и сердце. Поэт мгновенно скончался.
Когда Столыпин и Трубецкой подъехали, Лермонтов был уже мертв.
Когда я читал все это описание, возникла непроизвольно ассоциация с Грушницким, который стрелял в Печорина и… промахнулся.
Мартынов, заведомо зная, что Лермонтов стрелять не будет – не промахнулся…
Сейчас понятно, виновников из всей этой компании – двое: Мартынов и Васильчиков.
То, как вели себя эти господа впоследствии – много становится понятно. Но это уже другая тема…
PS. Следует добавить следующее: наказание для секундантов явных (про скрытых тоже знали) последовало чрезвычайно мягкое.
Васильчикова, вообще, простили за заслуги отца. Мартынов три месяца на гауптвахте и церковное покаяние( епитимия) в течении нескольких лет.
Глебов тоже избежал наказания: вначале был посажен на гауптвахту, потом переведен под домашний арест. Прав состояния и чинов лишен не был, ввиду тяжелого ранения, - так решил император.
Через шесть лет он погибнет на Кавказе во время осады аула, в возрасте 27 – ми лет; записок и воспоминаний не оставит.
Мартынов умер в возрасте 60 – ти лет и был захоронен в семейном склепе село Иевлеево.
1924 году в бывшей усадьбе поселилась детская школьная колония, ученики которой в качества мести разорили склеп, и останки Мартынова утопили в пруду.
PPS. Я, иногда, задаю себе вопрос, - а что двигало этими людьми – Мартыновым и Васильчиковым? Ответ у меня один – зависть…
Валерий Педин (18 октября – 24 ноября 2024 года)
Свидетельство о публикации №224112400873
Так много вы сказали в эссе! Прочла увлеченно и с большим интересом и благодарностью за ваш исследовательский труд.
С уважением,
Наталья
Наталья Евтеева 14.12.2024 16:33 Заявить о нарушении
Валерий Педин 14.12.2024 17:34 Заявить о нарушении