Без темы
(рассказ - размышление)
Сначала традиционная "заставка" рассказа моего старшего собрата по перу, друга (его предки выходцы из Греции и, что, возможно два Алкамана, античный и современный, родственники. Как Алкмеон, Алкмена. Он мой земляк):
"В МИРЕ, ПОЛНОМ ТАЙН
Современная наука, подобно художнику, окутанному пеленой таинства, будто бы создает картины, открывающие завесу над безбрежной Вселенной. Одним из таких образов служит свет далеких звезд, странствующий к нам в бесконечном путешествии, как призрак, даже если его источник давно погас. Этот феномен напоминает о том, что, несмотря на уязвимость и конечность материальных объектов, существует нечто вечное и независимое, скитающееся по безбрежным просторам космоса — вечный свидетель времени.
Фотон, крошечный осколок звезды, рожденный в её недрах, начинает своё долгожданное странствие, не подчиняясь ни времени, ни смерти, которые присуще материнской звезде. Он символизирует "вечное послание" своей родительницы. Однако возможности его существования ограничены рамками: свет, стремящийся к нам, не способен к самостоятельной активности. Квант света, обретая свободу, остается неразрывно связанным с судьбой объекта, откуда он произошел. Когда мы наблюдаем свет звезды, мы видим её такой, какой она была миллионы лет назад. Это придаёт нам уверенность в том, что наука может раскрыть прошлое.
Тем не менее, наука, как вечный искатель истины, давно превратилась в мощный инструмент глобальной политики, тесно переплетённый с её целями и задачами. Она перестала быть независимой областью познания, устремлённой исключительно к поиску истины. Научное знание стало частью системы, поддерживающей определённое мировоззрение и культивирующей в человеке иллюзию контроля над окружающими реалиями. В этом контексте возникает вопрос: не является ли фотон, этот "независимый" и "вечный", лишь удобной концепцией, позволяющей избежать признания того, что человечество слишком ограничено, чтобы по-настоящему понять безбрежный космос?
Наука, как и любая другая система знаний, отражает свою эпоху и интересы. В наше время она становится неразрывной частью политики, формируя и поддерживая миф о "разумном" человеке. Этот миф становится своего рода манной небесной, позволяя обществу утешаться в своих ограничениях, отказываясь признать собственную ахиллесову пяту.
Таким образом, миф о фотонах, путешествующих от угасших звёзд, встраивается в глобальный нарратив, подчеркивающий наш статус Хомо Сапиенса. Научные концепции, касающиеся света и его источников, служат не только для объяснения физических процессов, но и для поддержания чувства уверенности в том, что мы обладаем знанием и контролем, даже когда панорама остаётся загадкой. Эта надменность науки, стремящейся представить себя абсолютным источником знания и понимания, на самом деле является щитом, за которым скрывается глубокая тревога о нашем истинном положении в мироздании.
Научные нарративы формируют иллюзию, которая зачастую обманчива. За ними скрывается мощный механизм, позволяющий людям сохранять уверенность в своих способностях и значимости. Эта уверенность, однако, напоминает хрупкий хрусталь: стоит лишь столкнуться с реальностью, как она может треснуть и рассыпаться на миллионы осколков.
Таким образом, наука, служа данной цели, становится не просто инструментом познания, но и способом поддержания психологического комфорта, создавая надежный каркас, в рамках которого человек может ощущать себя разумным и значимым. Этот подход подчеркивает важность для человечества иллюзии контроля, которая, в свою очередь, может служить лишь временным утешением в мире, полном тайн.
Мурат АЛКАМАН, 01/11/2024 года."
Предисловие
Воскресенье - время молитв и отдыха.
Собственно рассказ: "Без темы"
Выйдя на крыльцо нашей многоэтажки, я надел на голову капюшон зимней куртки и шагнул в густой снегопад и сугроб, чуть выше колена. Сегодня дворники на отдыхе. в массе своей, отгребать снег от подъездов некому.
Добрался до колеи в снегу, проделанной мощным иностранным джипом и поплёлся на остановку. В голове промелькнула мысль: "Может остаться дома и не ехать сегодня в Церковь". Но тут же отогнал от себя эту мысль. Ведь Церковь для меня уже часть моего я. Проповеди Пастора Дмитрия вдохновляют и направляют меня.
Автобус, как всегда переполненный, встретил меня сыростью от снега, которую на одежде внесли в салон пассажиры. От заднего входа автобуса, толпа вскоре оттиснула меня в серединку. где плотно прижавшись друг к другу стояли разношерстные пассажиры. Проехав половину пути, на вокзале, я сел на освободившееся место. Рядом сидел плотный, высокий, грузный толстомордый мужчина, занимая полтора сидения. Я, еле уместившись на краешке сидения, всё равно никуда не падал, поддерживаемый стоящими пассажирами.
Так и доехал до Церкви. В тесноте. да не в обиде.
Церковь давно уже открыла "ключница". В ней уже сидели прихожане, но Пастора не было. Все знали, что он с большой семьёй живёт в восьмидесяти километрах от города, в большом посёлке. Мы сидели и ждали его, негромко переговариваясь между собой. Собирали в основном сплетни. Что поделаешь, сплетни - завсегда интересны и поучительны, даже если и наполовину додуманы от действительности.
Наконец, ровно в двенадцать, время обычного начала Проповеди, позвонил Пастор Дмитрий и сообщил, что его машина, как и десятки других, застряла в сугробах на трассе, и чтобы пришли, как обычно в следующее воскресение. После чего народ стал расходиться.
Что тут поделаешь, или застрял, или гаишники закрыли трассу, сейчас не поймёшь. Сибирь-матушка сурова, особенно зимой. Мы давно уже к этому привыкли.
Я опять побрёл по сугробам, через снегопад к автобусной остановке. Много в автобусе зависит от кондуктора. На этот раз попалась умная женщина, лет сорока пяти - пятидесяти, которая тактично.ещё в зародыше гасила недовольство некоторых пассажиров (которые всегда чем-то недовольны и если бы дать им возможность, то жаловались и жаловались без остановки на всех и вся).
Послесловие
Погода вносит коррективы в нашу повседневную жизнь. Я вспомнил морозный, ветреный, с огромными сугробами повсеместно в городе двухтысячный год. Тогда я работал в школе, и заходя в фойе школы, видел как шарахались от меня, нёсшего на внешней одежде ледяной холод, дежурные учителя у входной двери. Я, как дед мороз, шёл до своего помещения, обдавая холодом на лестницах "пробегающих" учеников. Такие сверх суровые зимы, запоминаешь на всю жизнь.
А я теперь буду помнить несостоявшуюся Проповедь. "Без темы".
PS: Цензор: "Весь рассказ - набор сообщений, ничего не говорящих читателю и никакого значения для него не имеющих. Детали разговоров прихожан товарищ автор не предоставил.
А качество достигается упорным трудом над произведением, а не навалять как попало.
И вообще, мало того, что автор себя не уважает, чтобы выдавать халтуру, так он ещё и читателя своего не уважает таким отношением к своему творчеству."
24 ноября 2024
* Алкаман — древнегреческий лирический поэт VII века до н. э., один из первых представителей хоровой лирики. Он родился в Лидии, но большую часть жизни провёл в Спарте, где служил при дворе и сочинял стихи для исполнения хором. Его творчество включает гимны, парфении (песни для девушек) и различные лирические композиции.
Алкаман известен своей любовью к природе и ярким, живописным языком. Он часто описывал природные явления, обращал внимание на смену времен года, звуки и цвета окружающего мира, что выделяло его среди поэтов той эпохи. Хотя до нас дошли лишь фрагменты его произведений, их стиль и лиричность оставили значительный след в античной литературе.
Свидетельство о публикации №224112400947