Мои Альма матер. Часть 7

                Часть 7. О пользе спорта.
       Как говорят знающие люди,-  ничего случайного в жизни не бывает.  Всякое событие чем-то обусловлено, подготовлено предыдущими событиями.
 Заявление , пожалуй, спорное.   Впрочем……
    Проходя мимо  здания  нашей поликлиники, что на Бульваре Профсоюзов ( ныне Конногвардейском), я совершенно случайно обратил внимание на небольшой листок из школьной тетради  с объявлением о наборе мальчиков 10 – 12 лет в спортивную секцию борьбы при Дворце профсоюзов ( Дворец Труда).
   Честно признаюсь,сначала объявление не вызвало моего интереса.
   Ещё не забылся мой неудачный опыт заняться боксом в секции при Доме Пионеров.
 Тогда, на четвертом  занятии, меня так «отделал» в учебном бою один из «старичков», что мне пришлось мукой гримировать синяки под глазом и на губе чуть  ли  не неделю. 
    Я тогда еще не знал, что это была обычная и обязательная проверка «на вшивость», то есть на серьезность намерений и  выдержку.
    Когда я на следующий день пришел в школу, то выяснилось, что и мой сосед  по парте  Вадим тоже видел это объявление. 
   После некоторого совместного  раздумья ,мы решили  сходить на одно занятие « в  разведку» и посмотреть , что  же такое «классическая борьба» .
       Особо привлекло нас слово «классическая».
  Была и еще одна причина сходить на занятие в секцию борьбы – это возможность попасть внутрь Дворца Профсоюзов, куда вход был только  по пропускам.
    Это здание – бывший  Николаевский дворец, построенный  в середине 19 века  по распоряжению императора Николая Первого для его двенадцатилетнего сына Николая,   был подарком сыну на присягу (1855 г.).
   Дворец был построен на месте  разобранных морских казарм, рядом с самым длинным в Европе постоянным мостом через Неву ( 1850 г.)- Благовещенским и Благовещенской церковью (1849г.) по проекту архитектора  А.И. Штакеншнейдера  в стиле итальянского нэоренэссанса  с использованием самых современных  достижений
 того времени в строительстве . 
   Здание украшают многочисленные орнаменты, колонны , портики.  Внутри здание отделано разными цветами мрамора и  ценными породами дерева.
   За дворцом на площади в два гектара были построены многочисленные хозяйственные постройки : конюшня,  конный манеж, жилье для прислуги, склады.
  После смерти хозяина, дворец был отдан в казну в счет его долгов .
Император Александр Третий подарил  этот дворец своей дочери Ксении на свадьбу.  Но Ксения не стала в нем жить, а организовала  в этом здании институт для 360  девочек – полу-сирот  из дворянских семей.
     «Ксенинский институт» просуществовал до 1 сентября  1918 года.
 По распоряжению Ленина в том же году  здание было передано  профсоюзам и стало называться Дворцом труда.
    В хозяйственных постройках разместились : поликлиника, столовая, жилые и служебные помещения.

    Я несколько увлекся историей этого  замечательного и интересного 
здания , в  котором  было и есть что посмотреть.
   Но наша школьная мечта  побывать в залах дворца в те годы так  не осуществилась.
    Спортивная секция борьбы  находилась  в пристройке  и попасть из нее в здание дворца было невозможно.  Что, если  честно, нас не очень и опечалило.
    Гораздо важнее было то, что с первого занятия  нам понравилась классическая борьба в лице  ее ветерана и энтузиаста -  нашего будущего руководителя спортивной секции, тренера и воспитателя.
   Я не зря назвал нашего руководителя  спортивной секции воспитателем.
Он им был в полном смысле этого слова.
   Этот человек, прошедший войну в разведке и партизанском отряде , несколько раз раненый, истинный подвижник спорта, оказал влияние на формирование нас , как личностей, пожалуй, даже в большей степени, чем школьный коллектив.
    Я и другие ребята  многим ему обязаны.
    А воспоминания о тех далеких временах, когда мы с ним общались, до сих пор вызывают чувство благодарности и восхищения нашим «батей» , как мы звали его между собой.
   К моему  великому  стыду и сожалению  годы стерли из моей памяти  имя этого замечательного  человека .   
     На занятиях , которые состояли , в основном, из силовых упражнений тренер требовал от нас «полной отдачи».  Каждый прием и захват мы отрабатывали до автоматизма.   
  Первое время ,с непривычки, мы уходили с тренировок  совершенно обессиленные, на дрожащих ногах.
  На следующий день болело всё тело, а особенно шея – чуть ли не главная «рабочая»  часть тела в классической борьбе.
  (Этот «благородный» вид борьбы не разрешает делать подножки, проводить болевые  и удушающие захваты, удары головой или ногами).
    Побеждает только сила, техника и  быстрота реакции.   
      Перед  каждой тренировкой был обязательный ритуал – проверка дневников.
    Если записи о «подвигах» на уроках  в школе не оказывали сильного влияния на нашего тренера, то «неуды» по основным предметам  грозили отлучением от занятий до исправления оценки.
         Кроме занятий в зале, кстати,  хорошо оборудованном и оснащенном разными спортивными снарядами, мы группой «выезжали на природу» - в ближайший сквер или сад.   Иногда   совершали пробежки по Сенатской  набережной  Невы или Бульвару Профсоюзов (Конногвардейскому).
        Ближе к весне на занятиях в группе стали проводиться двухминутные схватки «на результат», то есть  с соблюдением правил  и определения победителя.
    Вот тут и проявились все  наши «недоработки».   
         Тренер  каждому рассказал о его ошибках  и показал как их исправлять.
      Иногда мы  оставались в зале после занятий , помогали друг другу отработать прием или освобождение от захвата - ведь впереди были соревнования с параллельной группой «на приз сезона».
        Перед майскими праздниками наступил день «Ч», к которому мы    готовились, как к первому экзамену.
   С небольшим  перевесом победила наша команда. Посильный скромный вклад в победу внес и я , победив в одной схватке по очкам, а вторую закончив с «ничейным» результатом.
     Победу отпраздновали мороженым и  культ-походом  в кино.
Поскольку секция на лето закрывалась, а привычка к занятиям оставалась, надо было искать новое место приложения нашим окрепшим организмам.
   Этим местом оказался Зимний стадион, где под флагом «Трудовых резервов»  я в течение трех последующих лет  попробовал себя в дисциплинах легкой атлетики:  бег на 60 , 100 и 800 метров, толкание ядра и  метаниемолота, прыжки в длину.
 Попробовал  я себя   и в других дисциплинах (спортивная ходьба, метание копья), но остановился  на ядре и беге на короткие дистанции.
   Вспоминаются приятные минуты блаженства, когда после тренировки и душа мы  поднимались на второй этаж в небольшой уютный буфет. За рубль с небольшим можно было взять ароматный кекс с изюмом и пол - литровую бутылку чего-нибудь молочного на выбор.
    Молочные продукты продавались в стеклянных бутылках с  крышечками из разноцветной  фольги : серебристая - молоко, золотистая - сливки, зеленая - простокваша, сиреневая - ряженка.  А вот цвет кефирной  крышечки я не припомню. Да и был ли тогда в продаже кефир?
    После того, как мы побаловали себя «вкусняшками»  и отдохнули, можно было помыть пустые бутылки под краном в туалете и получить у буфетчицы "залоговые" 15 коп. за бутылку.
    Поскольку я не собирался стать профессиональным спортсменом, к высоким результатам  не стремился и занимался больше для здоровья, поддержания себя в спортивной форме.
   Поэтому, когда летом появилась возможность позаниматься академической греблей  под флагом тех же «Трудовых резервов» на их базе на Елагиным острове, я ,конечно, этим воспользовался. 
    Правда, до «воды» у меня дело не дошло – лето кончилось.
   Но и в «корыте» на берегу с «дырявыми» веслами  я успел прилично накачать спину и руки , а также «раскачать» легкие почти  до 6 литров.
 
    Был еще один памятный случай в моей спортивной карьере.
  Как -то весной, во время занятий меня и еще трех человек из нашего класса вызвали к директору.
     Обычно добром такие вызовы не кончались, и мы приготовилось получить очередную порцию душеспасительной морали. 
    Когда мы с опущенными вниз головами и глазами зашли в кабинет директора, там уже было несколько человек ребят.
    Директор поздоровался с нами  и предложил сесть за стол , за которым обычно заседал педсовет.   Мы поняли, что сегодня очередной  "выволочки" не будет.
Тогда зачем нас так срочно вызвали?
    Пока мы гадали, подошли еще ребята из старших классов  и преподаватель физкультуры.
    Когда все расселись, директор торжественным голосом сообщил нам, что мы есть лучшие спортсмены нашей школы и нам поручается защитить ее честь не районных соревнованиях по футболу в ближайшее воскресенье.
   После речи директора, слово взял наш  физрук и сообщил, что играть нам придется с лучшей командой района, прошлогодним призером. Поэтому нам надо собраться с силами и духом, чтобы достойно выступить и даже победить, если получится.
    Явиться надо в школу в воскресенье к 10 часам, иметь спортивную форму и бутсы, у кого они есть. Если нет - ботинки, так как играть придется "по -настоящему" на стадионе "Динамо."
    Как на зло, к воскресенью погода испортилась. С утра шел мелкий "ленинградский" дождик и небо не обещало перемен. 
    Пока наша команда в количестве пятнадцати человек  добиралась на трамвае до стадиона, наш физрук старался поднять  наш боевой дух веселыми историями из своей спортивной жизни.
   Когда же мы доехали до остановки "Динамо", шел уже хороший дождь.
    Мы в тайне надеялись, что матч отменят и перенесут на другой день. Уж очень не хотелось почти раздетым выходить под холодный дождь.
    Когда мы пришли на стадион, судья встретил нас и сказал, что "матч состоится при любой погоде", поскольку стадион другого времени не даст.
   Он проводил нас в раздевалку и , увидев наши скромные  спортивные  «доспехи», предложил вообще не выходить на поле и получить "техническую баранку". Мол, все равно нам ничего не светит.
     -"Нет уж ! Извините!  Уж коль мы приехали, то играть будем ! И еще посмотрим, что стоят ваши чемпионы...", - кипело в наших головах.
 Как -то и настроение сразу поднялось.
       Выйдя на поле для приветствия перед началом игры, мы увидели наших противников.
    Это были рослые ребята в одинаковой спортивной форме с  номерами на футболках и в бутсах. 
    Вид нашей команды вызвал у них ехидные улыбки и усмешки, что еще больше распалило нашу спортивную злость.
    Большинство из нас , если не все, первый раз в жизни стояли на поле "настоящего" стадиона  и немного растерялись.
     Даже приветствие "Физкульт- привет!"  у нас прозвучало тихо и не дружно.
 Капитаны разыграли ворота, игроки разошлись по своим местам.
   Свисток судьи... Пошёл счет игровым минутам.
А дождь еще усилился.
  Даже с середины поля уже  не было видно ворот- ни своих, ни чужих.
    Поле - обычная земля с чахлой травой постепенно превращалось  в огромную площадку , покрытую  скользкой черной кашей  и лужами.
    На сапоги налипло по килограмму земли и стало трудно ходить, не то, что бегать.
   Я играл в защите, "центровым".
      За первые пятнадцать минут игры мяч только трижды доходил до меня - ила шла , в основном, в центре поля.
  Противнику, хоть и был он опытнее нас, погода не давала проявить свое техническое  преимущество. 
    К концу первой половины матча  уже никто не бегал  по полю - ребята устали до изнеможения ,а  намокший мяч не хотел ни катиться, ни лететь.
   Он просто прилипал к скользкой грязи.
     В первом тайме счет так и не был открыт.
   Когда мы в перерыве пришли в нашу раздевалку, было невозможно удержаться от смеха - такими грязными и жалкими мы были, особенно наши "передовые бойцы"- нападающие.
   Ботинки у многих от сырости развалились - пришлось снимать с запасных игроков , а вратарю  пришлось играть в одних носках.
     Физрук, единственный наш болельщик, как мог старался привести нас в "боевое состояние" - одним делал массаж, другим давал горячий чай, третьих подбадривал добрым словом.
     И, конечно, хвалил за игру и просил нас  еще "немного продержаться" .
   После перерыва, во втором тридцатиминутном тайме (  для детей формула матча - 30 мин. + 20 мин. перерыв + 30 мин.) наши противники изменили тактику и всей командой пошли в атаку.
    Теперь и мне пришлось активно включиться в игру.
    В одном эпизоде, когда мяч  "навешивали" с штрафного на наши ворота, мне пришлось принять мяч на голову.
    Удар был такой силы, что у меня  искры посыпались из глаз и я чуть не потерял сознание.
   Мне показалось , что я боднул камень, а не мяч.
  Лицо , голова и весь я  были в жидкой грязи .
    Моя шея, хорошо  "накаченная" на борьбе  , нестерпимо болела и не хотела поворачиваться.
 ( Для справки : футбольный мяч в сухом состоянии весит около 450 грамм.  Сколько он весил в моем случае ?  История об этом умалчивает!).
    Но самое  печальное и обидное  в этом эпизоде то, что мой "подвиг" не избавил нас  от гола, а потом и второго.
     Не хочу брать грех на душу, заявляя, что судья подыгрывал соперникам.
    Но штрафовал он почему-то  исключительно нас, и даже тогда, когда  «хамили» наши противники.
    Окончательно исход матча был предрешён, когда один из наших игроков, возмущенный несправедливым решением судьи, нечаянно обронил нецензурное слово (так утверждал судья после матча).
    Этого было достаточно, чтобы оставить нас на поле вдесятером.
 К сожалению, мы проиграли, но достойно и достойному сопернику.
    Даже проиграв фавориту, мы отняли у него турнирное  очко (возможно уже посчитанное) , продержавшись до окончания матча. 
    Лично я считал , что наши команды были из разных весовых категорий   ( как в борьбе или боксе), а значит и результат такой встречи не может быть признан законным и справедливым.
    Мы считали  так : мы «не выиграли, но и не проиграли».
    
 В суете школьной жизни, занимаясь в нескольких спортивных секциях и радиолюбительском кружке, незаметно  прошли два года.
   За это время я успел  научиться ценить свободное  время, без проблем окончил два очередных класса , получил два юношеских спортивных разряда (бег 60 м. и ядро), одним из первых в классе вступил в комсомол.
     Последнее событие заметно  изменило мою школьную и внешкольную  жизнь, добавило новых впечатлений  и новых друзей.
          Но об этом в следующих главах.


Рецензии