Мир сказки и реальность художницы Елены Поленовой
Совершенно случайно, как это и бывает в жизни каждое прожитое нами мгновенье, мне попались на глаза виды цифровых картин художницы Елены Дмитриевны Поленовой (1850-1898) - очень необычные и яркие акварели природы.
Работы художника Василия Поленова, наверное, многие из нас помнят с детства. Мне тоже они хорошо знакомы: «Московский дворик», «Заросший пруд», «Бабушкин сад».
Но с картинами самой младшей сестры Василия Дмитриевича Поленова мне «столкнуться» до сих пор как-то не приходилось. Точнее того, что отражают работы мастера по природным пейзажам.
А вот, что касаемо её оформления детских книг, то оказалось, что созданные ею образы хорошо знакомы и любимы с детства.
Как же так получилось? Чтобы восполнить свой, а возможно и ещё чей-то пробел в своём постижении данного мастера, предлагаю познакомиться с её работами самостоятельно.
А пока несколько штрихов из жизни художницы.
- Не смогла стать студенткой Академии художеств, как её старший брат Василий, так как в те годы женщины к учёбе в высших учебных заведениях не допускались. Училась сама у признанных мастеров Павла Чистякова, Ивана Крамского и др.
- Освоила искусство керамики и обучала ему других.
- В 1877 году, в разгар русско-турецкой войны, работала в госпитале.
- Познакомившись с работами Виктора Васнецова, художница заинтересовалась иллюстрированием сказок и пронесла эту страсть через всю жизнь.
- В селе Абрамцево организовала столярно-резчицкие мастерские и сделала обучение крестьян совершенно бесплатным. В мастерской они учились столярному ремеслу, приёмам художественной резьбы. Благодаря Поленовой это место стало одним из первых российских центров возрождения народных ремесел.
- Первые иллюстрации к сказкам Елена Дмитриевна сделала в 1886 году. С этого времени до конца своей жизни она не бросала любимого занятия.
И это, как вы понимаете, только штрихи к портрету талантливого графика, живописца, керамиста, декоратора, собирателя, исследователя, преподавателя Елены Дмитриевны Поленовой.
Она стояла у истоков формирования национально-романтического направления русского модерна и зарождающегося символизма.
Вот лишь одно мнение о мастере: «Поленова — художник особого склада. Её произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, но весьма сдержанная по складу характера, она в реальной жизни не позволяла выплёскиваться чувствам, оставляя всё в глубине души: откровенна была только в искусстве».
P.S. Долго думал, какую картину художницы поставить на заставку. И выбрал вот эту: Е.Д.Поленова «Старый сад», 1887 г.
Свидетельство о публикации №224112501165
Николай Исаков 25.12.2024 17:47 Заявить о нарушении
И с наступающим Новым Годом!!!
Алексей Чернышов 5 29.12.2024 17:37 Заявить о нарушении