День учителя

     5 октября 1974 года – День учителя. Все поздравляли учителей с праздником. Наш десятый класс тоже поздравлял своего классного руководителя – Тамару Михайловну, Томочку, так мы её звали между собой. Были цветы, тёплые слова благодарности, добрые пожелания. Томочка (она вела у нас ещё и математику), нарядная, улыбающаяся, с лёгким румянцем на щеках, принимала наши поздравления, наивные, но очень искренние, мы любили её. У всех было приподнятое настроение. В тот же день в городе на центральной площади открывался памятник, посвящённый воинам Заполярья. Это был Танк-Т34. По школе быстро разнеслась эта весть, и все решили, что с шестого урока школа пойдёт на открытие памятника. Однако, как выяснилось, на открытие памятника пойдёт только маленькая делегация, в состав которой никто из нашего класса не входил. Все за возмущались: «Кто-то пойдёт, а мы - нет?! Мы тоже хотим пойти, как это мы не пойдём на открытие такого памятника?! Уйдём с урока!» - решили мы, тем более что шестым уроком была география, на которую идти не хотелось никому. Причина побега с урока была для всех очевидна, и для меня в том числе. Но как уйти? У дверей школы стояли дежурные, и пройти целым классом мимо них незамеченными было невозможно. Решение пришло быстро: уйти через окно туалета. Все спустились на первый этаж и разошлись по туалетам: девочки – в свой, мальчики – в свой. Окна директора школы выходили как раз перпендикулярно намеченным окнам и прекрасно просматривались. Данное обстоятельство нас смутило, но не лишило решительности. Открыв окно, мы быстро друг за другом покинули туалет и со всех ног помчались за угол школы, где нас не было видно. Мальчишки проделали то же самое. Какое-то гаденькое чувство появилось у меня в этот момент внутри: День учителя, радость поздравлений и побег с урока через окно туалета как-то не складывались. Тут послышались реплики: «Я – домой, холод такой, мёрзнуть там…» - прозвучал один голос, затем другой, и, наконец все, кто жил близко от центра решили идти домой, и я, живущая дальше всех, осталась в одиночестве. Подружка моя, Наташка, предложила тоже пойти домой, раз никто не идёт, и я согласилась. Придя домой, я стала тыкаться в разные углы без цели и смысла, мысленно оправдывая себя тем, что все пошли домой, но на душе было паршиво. Радости, что пришла пораньше домой перед выходным днём не было. Перед глазами стояло сияющее лицо классного руководителя. «Каким это лицо будет завтра?» - подумала я. Открытие памятника было поводом для нашего побега, но не причиной. Никто из нас не пошёл на площадь. Было стыдно и тревожно.
 
     В понедельник наш класс начинал дежурство. Ещё в дверях школы я увидела Томочку. Лицо её не предвещало ничего хорошего. Она очень сухо ответила на моё «здрасте», и я пошла в раздевалку. Наше дежурство с Наташкой было на втором этаже. Весь день мы останавливали бегающих и орущих, настроения не было. На последнем уроке Томочка собрала нас в классе. Все сидели тихо, даже те, кто обычно находил повод повеселиться. 
- Комсорг – к доске, - прозвучал голос классной. Я вышла.
- Кто предложил уйти с урока географии? –  строго продолжила Томочка. Я молчала, молчал класс.
- Отвечай, по какой причине вы сорвали урок?
- Мы хотели пойти на открытие памятника, - ответила я.
- Ходили?
- Нет.
- То есть вы придумали просто повод сорвать урок географии. Хороший подарочек к Дню учителя! Как ты могла участвовать в этой затее? Ведь ты комсорг класса? – продолжала Томочка.
- Все пошли, и я пошла, - пролепетала я, понимая, что говорю, лишь бы что-то сказать. Моё лицо постепенно заливало красной краской, уши горели, было очень неловко стоять, хотелось провалиться сквозь землю.
- А если все будут прыгать с крыши, ты тоже прыгнешь? – спросила Томочка.
- За компанию… - обречённо произнесла я. 
- Ты разочаровала меня. Садись. – я села на своё место, понимая, что она права, но поступить по-другому я не могла.

Потом Томочка долго говорила, что мы поступили непорядочно по отношению к учителю географии, да и ещё и в такой праздник. Потом этот случай, казалось, забылся, прошло много лет. Я бесконечно благодарна нашей классной, во всех смыслах, Томочке за всё. Вспоминая эту историю, я мысленно прошу простить нас, глупых, импульсивных недорослей и думаю, как бы я поступила сейчас? Потерять авторитет класса или учителя? А как бы вы поступили?       


Рецензии