Савельев Сергей Вячеславович
Савельев Сергей Вячеславович (род.07.1959,Москва) - российский учёный, эволюционист, палеоневролог, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН. (Л1) Окончил биолого-химический факультет МГЗПИ им. Ленина (ныне Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова), работал в Институте мозга АМН СССР, с 1984 г. в НИИ морфологии человека РАМН. Фотограф, член Творческого союза художников России. С. Савельев более 30 лет занимается исследованиями в области морфологии и эволюции мозга. Автор более 10 монографий, 100 научных статей и первого в мире Стереоскопического атласа мозга человека. Морфология человека – учение о строении человеческого тела в связи с его развитием. Создал и экспериментально подтвердил теорию контроля раннего развития мозга позвоночных, доказывая, что на ранних стадиях развития судьба клетки определяется не геномом, а межклеточными биомеханическими взаимодействиями. Геном человека - совокупность наследственного матери-ала , заключённого в клетке человека. В 2013 г. возглавил рабочую группу по изучению мозга мамонта, в которую вошли сотрудники НИИ морфологии человека РАМН, Якутской академии наук. Под его руководством в 2014 г. создана первая в мире трехмерная модель мозга мамонта. Он является автором идеи церебрального сортинга - способа анализа индивидуальных человеческих способностей по структурам головного мозга посредством разработки и применения томографа высокого разрешения. Томографом можно было бы осуществлять поиск морфологических основ человеческой одаренности, т.е. количество структур в разных секциях мозга. На это может понадобиться около 6 часов времени. Томографы существуют и в других областях науки, например, в медицине. Существует томограф послойного анализа головного мозга для выявления нервных заболеваний. При наличии финансирования томограф высокого разрешения для стортинга можно разработать за 5 лет. Вероятность, что будут обнаружены большие области мозга, мала. Можно предвидеть, что у большинства обследуемых ответ будет один: “С метлой на задний двор.” Он считает, что в дальнейшем человек будет развиваться по пути пиритизации, уменьшения уровня интеллекта. Такое мнение основывается на загадочной вере и необъяснимые убеждения в своей правоте большой массы людей и кроме того, на постоянном уменьшении общей массы мозга человека. Мы живём сейчас в большей степени не под управлением своего мозга, а животными инстинктами. Мы выбираем свою будущую специальность и жизнь не благодаря своим возможностям, а по размеру жалования. Необходимо сортировать людей по способностям из функций его мозга. Биологическая эволюция - естественный процесс развития живой природы Чарльз Дарвин первым сформулировал теорию эволюции путём естественного отбора. Мозг людей отличается не только по объёму, но и качеством. Каждая область мозга “отвечает” за определённые виды занятий. Если больше развита у человека область мозга, отвечающая за запахи, то наибольших успехов он может добиться в парфюмерии. Наполеон боялся анализировать свой мозг. И когда Франц Иосиф Галль, занимавшийся исследованием нервной деятельности человека, предложил Наполеону анализировать его мозг. Наполеон посадил его в тюрьму. Ф. Галль в 1808 г. создал псевдонаучную теорию о связи психики человека с рельефом черепа (френология). В научном и общественном сознании существуют устойчивые базовые заблуждения о строении и функционировании организма человека. Они основаны на необъяснимой убеждённости в своей правоте участников научных исследований. Примерами этого являются теория условного
- 2 -
рефлекса, провалившаяся программа «Геном человека», холодный термоядерный синтез, клонирование, стволовые клетки, искусственный интеллект, живая и мёртвая вода и многие другие варианты научно -религиозного фанатизма. Следы здравомыслия в этом случае заменены социальными инстинктами, аналогичными понятию «веры», или убеждённостью в праве зарабатывать на жизнь любым способом. Работа С. Савельева «Возникновение мозга человека» критикуется редакторами интернет-портала «Антропогенез.ру». Антропогенез – это процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, который базируется на гипотезе Ч. Дарвина о происхождении человека от древней человекообразной обезьяны. По мнению самого Савельева, указанная критика связана с высказанной в книге отрицательной оценкой монографии «Эволюция мозга человека» редактора портала С. В. Дробышевского. Боринская С.А. д.б.н., ведущий научный сотрудник Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН не рекомендовала воспринимать всерьёз высказывания С. Савельева на тему генетики, т.к. он не разобрался в теории генома человека. Зоологи критикуют его по причине неправильного представления о происхождении человека. Одни из последних работ С. Савельева: “Церебральный сортинг”. М. Веди, 2016 г. и “Нищета мозга”. 2-е изд., доп. М. Веди, 2016 г.
Три вида деятельности человека (три кита): размножение, пища и доми-нанта. Доминанта - это то, что приоритетно для человека по сравнению с прочими желаниями. Это очаги возбуждения в центральной нервной системе, которые в данный период времени главенствуют над другими. Принцип доминанты был изучен и сформулирован ученным А.А. Ухтомским. Но это понятие уже давно вышло за пределы науки физиологии. Оно применяется в психологии, культуре и даже сексологии. У всех людей обезьяний принцип, ибо он и произошёл от человекоподобной обезьяны. Человек начинает нормально соображать, когда кончаются гормоны, а до этого у него всё настроено по гормональному принципу. Гормоны человека - это вещества, вырабатываемые нашим организмом для регуляции внутриклеточного обмена веществ. Большинство гормонов синтезируется у человека в железах внутренней секреции, к которым относятся гипоталамус, гипофиз. Гипофиз, находящийся в головном мозге человека, выступает в роли центрального регулирующего органа и вырабатывается лютропин. Он влияет на биосинтез половых гормонов у особей обоего пола. На ранней стадии развития 4,5 млн. тому назад, а также позже, когда появились человекоподобные существа появился у них мозг по биологическим законам, а не по божественным. И появился он не для того, чтобы думать, появилась “вторая обонятельная система”, т.е. распознавание запахов. Источник запахов у человека находится в подмышечной и паховой области. Большой нерв, который находится наверху мозга подходит к этому органу. Так возникли полушария мозга. Вот эта система долгое время управляла половым поведением человека, для этого и нужен был мозг. Наши управляющие органы сложились как центры управления половым поведением. Кроме того на наш мозг оказывает сильное влияние феромоны, которые воздействуют на центральный управляющий орган мозга гипоталамус. Феромоны – химические соединения, продукты внешней секреции, они способны управлять поведением, эмоциями, физиологическим состоянием лиц одного пола, вырабатываются эти соединения особыми железами, расположенными в носовой полости. Они выделяются в окружающую среду в очень малых количествах и не имеют запаха – но, тем не менее, отлично воспринимаются. Гипоталамус - отдел промежуточного мозга, которому принадлежит ведущая роль в регуляции многих функций организма, и прежде всего постоянства внутренней среды,
- 3 -
играет существенную роль в поддержании оптимального уровня обмена веществ и энергии.
Мозг, данный нам родителями нельзя потом развить и воспитать никакими спецтренировками. С рождением человека прекращается рост нейронов, а в дальнейшей жизни возникают и увеличиваются только связи между ними. Скорость образования связей нейронов 1 – 2 синуса (пазух) в день и не более. Ресурс ограничен. Любое запоминание – это длительный процесс. Нейрон – это нервная клетка, из них состоит нервная система человека. Они передают информацию по всему телу человека путём передачи электрических и химических импульсов. Количество нейронов после рождения не увеличивается и в процессе развития человека могут только гибнуть, а вот связи между ними могут развиваться (синапсы). Синапсы – специализированные функциональные контакты между возбудимыми клетками, служащие для передачи и преобразования сигналов. Впервые термин был использован английским физиологом Ч. Шеррингтоном в 1897 г. для обозначения контактов между нейронами. Е. Кононова и И. Филиппов российские основоположники анализа индивидуальных возможностей человека. Изучал области мозга ученик Ф. Галла – французский хирург и антрополог Поль Брок (1824 – 1880 г.), который обнаружил центр речи в головном мозгу человека, которая находится в затылочной части. Зрительная часть, слуховая часть – в височной части. В мозге нет болевых рецепторов, поэтому отдельные области можно вырезать, как пытались это делать у преступников. Можно также изучать области мозга на живом человеке. Так, преступников не надо расстреливать, а надо пускать на опыты, но у нас это запрещено. Чем талантливее человек, например, художник, то зрительная область мозга у него больше по объёму. Институт мозга РАН до войны назывался институтом Ленина, где собирали мозги великих людей для изучения гениальности. В настоящее время все архивы этого института уничтожены. В мозгу 300 изменчивых структур, все они наследуются и все разные по объёму. Чтобы хорошо видеть, надо иметь минимум 4 структуры мозга, а чтобы что-то нарисовать – нужно 23 структуры, чтобы слышать – 17 структур. У разных людей некоторые поля отличаются в 40 и более раз, а у других некоторые поля вообще отсутствуют. При исследовании мозга В. Маяковского после его смерти были обнаружены поля, которые больше ни у кого не обнаружены. Средний вес мозга человека 1,3 – 1,5 кг. У Тургенева И.С. мозг весил 2 кг., у В.И. Ленина – 1340 гр. У женщин мозг на 30 – 200 гр. меньше, чем у мужчин, особенно в ассоциативных областях, где формируются субъективные представления об окружающем пространстве. Находятся эти области в лобной, затылочно-теменной и височной частях мозга. Ассоциация – это связь, возникающая в процессе мышления. Но женщинам эти области особенно и не нужны, т.к. консервативное и стабильное общество наиболее присуща именно женщинам для успешного рождения и воспитания детей. Примером этого может служить опросы слушателей на Радиомаяк в программе “С. Стилавин и его друзья”, когда некоторые звонившие женщины даже не интересуются где и кем работают их мужья, а главное, чтобы деньги приносил и можно было растить детей, остальное неважно. Для принятия молниеносных решений в нестабильном обществе мозг женщины мало приспособлен. У женщин половые центры связаны со слухом. У мужчин – видовые центры более развиты. С возрастом у человека начинают гибнуть нервные клетка, нейроны теряют в весе и может наступить маразм. Чтобы уменьшить этот процесс надо заниматься ремеслом, выполнять умственную и физическую работу. Все опыты по изучению мозга в лаборатории С. Савельева проводят на умерших людях. Отбирать людей по качеству мозга надо с 16 лет, когда его формирование уже закончено, как
- 4 -
медосмотр в школе. Патриотизм воспитывается большим бутербродом с маслом. Желание всё контролировать и подчинять себе так велико, соблазн неограниченной власти и богатства – самая действенная наживка для политика. При таком положении дел открытие С. Савельева скорее всего не найдёт отзыва в России, но может найти его в другой стране.
Искусство для всех разное, понимать его могут люди близкие по строению мозга с теми, кто создаёт это искусство. У одних эта область мозга большая, а у других совсем неразвита, они не могут понимать искусство одинаково. Искусство для каждого своё. Наслышанный и начитанный – это не одно и тоже. Лучше запоминается, когда читаешь. Писать – не читать. Читать всегда тяжелее, чем писать. Если конспектировать или просто записывать, что читаете - самый лучший способ запоминания, хорошо работает моторная функция мозга. Дети прекрасные имитаторы, всё подражают и считать это чем-то выдающимся нельзя. Само человечество веками подбиралось по негативному принципу. Мозг не хочет работать, тот кто никуда не рвётся достигает большего. Так постепенно остаётся только посредственность. Мозг работает всегда, но по-разному. При сне мозг потребляет 9% энергии, а если думает – потребляет 20% – 30%, но долго так работать не может и через две недели такой работы наступает истощение. Энергия для мозга – это кислород и вода, обеспечивается кровеносной системой через капилляры. Мозг непрерывно более 4 часов в день работать не может. И, конечно, мозг сопротивляется любым интеллектуальным усилиям. Мозг вообще возник для того, чтобы можно было быстро принимать решения и решать задачи и быстро выключаться. Долгая работа мозга истощает организм и приводит к утомлению также как при тяжёлой физической работе. Мозг не только потребляет, но требует убирать продукты распада (отмирают нейроны и их связи). А энергетический обмен конечен. Кровь поступает более в те области, которыми человек чаще пользуется. Надо стараться пользоваться разными областями мозга. Надо заставлять мозг работать. Идеальный тренер мозга – это заставлять себя заниматься тем, что вам не нравится. Например, рисованием если ранее никогда не занимались - рисовать. Музыка, которая вам не нравится – чаще слушать. Можно отбирать людей по их реальным способностям. А они имеют три составляющие: инстинкт от природы (от рождения), приобретённые и собственно талант самого человека. Как определить гениальность человека. Её нельзя высчитать или предсказать, она приходит как то сама собой. Гениальность – это способ создавать то, чего не было в обществе и природе. Но понять его могут люди близкие по строению мозга, обычный человек может этого даже не заметить. Примером этого может служить русский математик Г. Я. Перельман, доказав в 2010 г. теорему Пуанкаре о топологии пространства ему дали за это премию тысячелетия но он ее не принял. Или композитор Э. Артемьев, основатель отечественной электронной музыки, начавших широко применять электронные звучания в кинофильмах. После смерти Ленина В.И. в институте Неврологии обследовали его мозг, для этого в Москву пригласили известного немецкого нейробиолога Оскара Фогта в 1925 г. Вес мозга составил 1340 гр. Исследовалась только одна часть мозга, другая после заболевания была сморщена размером с грецкий орех. Два года исследований показал, что очевидных больших различиях в структуре мозга не обнаружено. Далее советские ученые продолжали свои уже практически секретные исследования мозга Ленина. Они также пришли к выводу, что структура мозга сама по себе не содержит доказательств гениальности или каких-либо иных способностей. Тогда же было принято решение, что итоги обследования не публиковать, позже они были уничтожены. Наталья Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, академик предположила, что это «аномалия», скорее всего,
- 5 -
ненаследуемая. Свойства мозга не наследуются. Говорят, что гений и безумство схожи. Безумство - это тоже результат особой биохимии мозга. Кроме того, политическая деятельность не может быть предметом гениальности, как впрочем, и многое другое (шахматы, ребусы, кроссворды). Всё это предметы комбинаторики. Немецкий экономист К. Маркс разработал соцсистему общества (социализм, коммунизм), в России её опробовали, просто ничего другого, отличного от капитализма, не было и создали классовое общество. Остальные известные соцсистемы носили утопический характер. Совсем забыли о биологической структуре общества, мы все разные, а такая система пригодна только когда все одинаковы. Этого К. Маркс не учёл. Никакого равенства и братства не может быть, люди разные. Одно из отклонение нервной системы от нормального состояния – гомосексуализм, который прищёл к человеку от животных, как снижение нервных напряжений. Но человек думающее существо, поэтому причина этого явления лежит в самораспущенности и в недостаточности воспитания. С этим нельзя родиться, это самовнушение и самоубеждённость. При возбуждении мозга организм вырабатывает серотонин. Серотонин является нейромедиатором головного мозга, который вырабатывается в шишковидной железе человека, его часто называют «гормоном счастья», но на самом деле это не гормон, но к счастью он имеет непосредственное отношение. А вот при попадании в кровь серотонин оказывает свое действие уже как гормон. Кстати, алкоголь, табак, наркотические препараты оказывают подобное действие на мозг человека, снижают его энергетический ресурс и тоже приводит к выработке в организме серотонина “гормона счастья” и наслаждения. Мозг поддерживает лень, “любит” сахар, полное безделье, все эти вредные для организма вещества и препараты. Мозг – наш убийца. Но мозгом надо управлять, но не как лошадью, а постепенно заставлять его работать, тренировать и нагружать и не поддаваться на его провокации типа лучше украсть, чем заработать, лишь бы меньше потратить энергии. Но часто мозгу удаётся обманывать человека, а приводит это иногда к метаболиту (пожиранию) мозга. Метаболизм – это обмен веществ, химические превращения при поступления питательных веществ в организм. Мозг в смысле метаболизма - прожорливый орган и потребляет больше всего энергии из всех органов тела. В состоянии бодрствующего покоя на долю метаболизма мозга приходится примерно 15% общего метаболизма организма, хотя масса мозга составляет только 2% общей массы тела, т.е. метаболизм мозга в 7,5 раз превышает метаболизм тканей, не относящихся к нервной системе. Применение антистрессовых препаратов (транквилизаторов и антидепрессантов) опасно. Транквилизаторы – психо-фармакологические средства, снимающие тревогу, страх, эмоциональную напряженность. Антидепрессанты - психотропные лекарственные средства, применяемые для лечения депрессии, для поднятия настроения, создания положительного эмоционального фона. Все они имеет для человека непредсказуемые отрицательные последствия и могут в дальнейшем влиять на наследственность.
Материал подготовил Львов Ю.М. 25.10.2016
Литература:
1. Википедия. Савельев С.В. (https://ru.wikipedia.org/wiki)
Свидетельство о публикации №224112501282