Хомо сапиенс Верхнего палеолита. Западная Европа
В отличие от более древних жителей Европы – неандертальцев, у людей, найденных в гроте Кроманьон, был высокий и прямой лоб, отсутствовал надглазничный валик, резко выступал подбородок. У них была большая вместимость черепа - 1800 куб.см и высокий рост - от 180 до 194 см.
По месту первого обнаружения, таких людей стали называть кроманьонцами. В дальнейшем в Европе было найдено много останков кроманьонцев. На территории Франции их находили в гротах Гримальди, Комб-Капелль, Ла-Мадлен, Солютре и др., в Англии – в пещерах Павиленд и Галлей-Хилл, в Германии – Оберкасль (у Бонна), в Чехии – Брно, Пржедмост, Дольни Вестоници и др.
Но в те же времена в Европе проживали другие люди, отличающиеся от кроманьонца. Это были не неандертальцы. Антропологи рассматривают их как местные варианты кроманьонца.
Таков тип человека из Комб-Капелль (найден в 1909 году). Он значительно ниже кроманьонца. Его рост 160 см, у него высокий, узкий и длинный череп, покатый лоб и массивная нижняя челюсть с выступающим подбородком. Похожи на человека из Комб-Капелля некоторые другие скелеты, но всё же они несколько отличаются от него и друг от друга. Каждый имеет свои особенности. Таковы костные останки из Шанселяда, Оберкасселя, Ложери Ба и др.
Совсем далеко отходят от кроманьонца останки людей, найденные в гроте Гримальди в 1901 году. Это скелеты пожилой женщины и юноши лет 16. Они невысого роста, 157 и 159 см и некоторыми чертами напоминают негров. У них прогнатизм лица, широкий нос, очень крупные зубы и узкий таз. И все же антропологи, несмотря на большое сходство с негроидами, относят их к кроманьонскому (европеоидному) типу. Они рассматриваются как вариант кроманьонской расы с некоторыми негроидными чертами.
Также особо выделяют шанселядский тип с эскимоидными чертами и пржедмостский тип с неандерталоидными чертами.
Как видите, европейский верхнепалеолитический человек имел разнообразную внешность. Однако говорить о формировании рас на европейском континенте преждевременно. Это очень спорный вопрос и формирование рас происходило не только в Европе.
Появление человека современного типа внесло существенную корректировку в процесс изготовления орудий производства, в качестве технического сырья стала использоваться кость, возникло изобразительное искусство. Усовершенствовалась техника скола – стали отжимать от правильно гранённых призматических нуклеусов длинные, тонкие и соответственно лёгкие пластины. Такой способ давал возможность охотникам, имевшим небольшие запасы камня передвигаться в дальние районы, где не было природных запасов камня для изготовления орудий. Новая техника позволяла создавать специализированные орудия – скребки, резцы, острия с затупленным краем, ножи, лёгкие и острые наконечники метательных копий. Многие орудия стали использоваться с деревянными или костяными рукоятями или оправами.
Стали широко употреблять кость и рог, из которых изготовляли шилья, иглы с ушком, наконечники мотыг, лощила, кирки и копьеметалки. Из кости стали делать гарпуны, которые использовались для охоты и рыбной ловли.
Человек научился шить. Из звериных шкур шили одежду и покрытия для жилищ. Появились лампы для освещения: в камне выдалбливалось углубление, куда заливался жир и вставлялся фитиль. Мясо употреблялось в пищу сырым или запекалось на раскаленных камнях или в золе. Посуды для варки мяса не было.
В 1906 году французский археолог и антрополог А. Брейль предложил разделить верхний палеолит на три стадии: ориньяк, солютре и мадлен.
Ранее интерстадиал (менжледниковье) вюрм I/II относили ко времени старше 70 тыс. лет. Теперь ранние культуры верхнего палеолита датируются временем около 40-35 тыс. лет до н.э. Типичный ориньяк – 32-20 тыс. лет, граветские стоянки – 26-20 тыс. лет, мадленские – 16-10 тыс лет до н.э.
Термин «ориньяк» происходит от пещеры Ориньяк в Юго-Западной Франции.
Ориньякская культура была поделена А. Брейлем на три стадии: ранний ориньяк (шательперрон), средний ориньяк и поздний ориньяк (ла-гравет).
В 1933 году Д. Пейрони объединил шательперрон и ла-гравет в одну культуру, которую назвал перигорской и доказывал что эта культура развивалась одновременно с ориньякской. Он считал ориньяк принесённым пришлым населением. Однако параллельное развитие перигорской и оринькской культуры не доказано. Ориньякские слои находятся между слоями шательперрона и ла-гравета. Вопрос о перигорской культуре остается открытым. Как вариант, ориньяком считают только культуру, которая ранее носила название «среднего ориньяка».
В пределах Средней Европы выделяют селетскую культуру (по пещере Селета в Венгрии). Некоторые исследователи относят её к позднему мустье, т.к. на отдельных селетских памятниках встречаются острия, пластины нуклеусы выполненные в архаичной леваллуаской технике. Но наличие листовидных наконечников и некоторые формы орудий, изготовленных из пластин свидетельствуют, что это культура верхнего палеолита. Эта культура распространена в Южной Польше, Чехии и Словакии, Венгрии, Болгарии, Румынии.
Ориньякская культура встречается в Западной Европе во Франции и Бельгии, в также в Испании, за исключением Каталонии. Памятники Средней Европы несколько отличаются от западных.
Среднеевропейский ориньяк относится к холодному стадиалу вюрм II и межледниковью (32-20 тыс. лет до н.э.). В Западной Европе он распространяется в наиболее холодном периоде вюрма II (30500-28500 тыс. лет до н.э.) и представлен в пещерах и гротах, где перекрывает следы шательперрона. На первоначальном этапе развития Западный и Среднеевропейский ориньяк мало различаются, на затем эти различия возрастают и заметны в основном в области искусства: западные настенные рисунки животных и среднеевропейские женские реалистичные статуэтки. Наиболее характерными формами ориньякской культуры были наконечники плоской или веретёнообразной формы из рога или кости с распиленным основанием. Назначение их неизвестно. Они могли служить наконечником для копья или дротика или инструментом для шитья.
Подлинное открытие возможностей кости как сырья для изготовления орудий труда или украшений относится к верхнему палеолиту.
Впервые ориньякская индустрия встречается на востоке Европы, что наводит на мысль, что ориньякцы пришли с востока. По мнению западных учёных, того же Пейрони на восток они попали из Передней Азии, но ещё советские учёные доказывали, что ориньяк произошёл от местных культур прошедшего времени. В последнее время найдено много доказательств правильности этой точки зрения.
Несколько позже ориньякской возникает, но продолжает существовать одновременно с ней граветская культура (по местонахождению Ла-Гравет в Дордордони). В Средней Европе она датируется вюрмским интерстадиалом II/III (28000-21000 лет до н.э.). Граветская культура представлена огромным количеством находок: типичные острия с затупленным краем и ножами с боковой выемкой, а так же резцами, скребками и маленькими ножичками. Направленность граветской индустрии шла к мелким геометрическим и к составным орудиям.
Предполагается, что область происхожения граветской культуры находилась так же на востоке и её распространениё в Средней и Западной Европе связано с приходом населения с востока. Западноевропейские учёные находят истоки гравета в русских верхнепалеолитических памятниках. Для граветских памятников характерны многочисленные женские фигурки и скульптурные изображения зверей из мамонтовой кости, камня или глины.
Основные памятники среднеевропейского гравета : Дольни Вестоници, Пржедмост находятся на территории современной Чехии.
Солютрейская культура названа по стоянке Солютре во Франции (департамент Соны и Луары). Особенностью этой культуры является распространение наконечников копий и клинков ножей, сделанных с большим совершенством путем обработки кремня с двух сторон отжимной ретушью. Наконечники стрел и копий изготовленные таким способом были так же тонки и легки, как позже появившиеся железные наконечники, что позволяло использовать их как метательное оружие.
Культура распространялась преимущественно в Средней и Южной Франции 18-17 тыс. лет до н.э. Из-за недолгой продолжительности своего распространения ее считают переходной культурой от гравета к мадлену. Происхождение солютре неизвестно, считается что он вызрел из местных культур.
Главной хозяйственной деятельностью верхнепалеолитического человека была охота. Применялся в основном загонный метод: охотники загоняли диких животных к обрыву, с которого они падали вниз и становились добычей человека.
Люди селились на лёссовых террасах вблизи долин рек, на местах летних и зимних кочёвок стад лошадей, оленей, быков. Выкапывали, как могли, ловчие ямы и загоняли туда животных. Из-за отсутствия надлежащего инструмента (лопат) вряд ли такая охота была возможна на мамонта. Стоянки под открытым небом исследованы во Франции, Нидерландах, Германии, Восточной Австрии и других странах.
Жилища верхнепалеолитических людей
На стоянке Лангманнерсдорф в Нижней Австрии найдены следы круглой землянки (диаметр 2,5 м, глубина 1,7 м). Сохранились три ямы от столбов, которые поддерживали наклонную крышу. Но не все жилища были так углублены в землю. В основном ямки неглубокие и всего лишь очерчивают границы жилища, которые были круглыми, овальными, многоугольными. В Павлове (Чехия) раскопан целый поселок из 13 жилищ. Очаги ограничивались камнями или выкладывался настил из камней. В том же Павлове, Тибаве по два очага в жилище, но в большинстве жилищ очаг один. Каменные плиты, кости мамонта, земляные валы поддерживали стены жилища. Крыша которых состояла из веток и шкур животных. Некоторые исследователи предполагают, что стены и крыша жилищ могли быть деревянными. Так на стоянке Шагвар (Венгрия) жилище представляющее собой яму (3,2х2,9 м, глубиной 1,8 м) заполнено древесным углем, который, как полагают исследователи, образовался от сгоревших стен и кровли. Очаги в этом поселении найдены вне жилища.
Верхнепалеолитические поселения могли быть небольшими - в два-три жилища, до поселений, тянущихся на несколько километров.
Для примера рассмотрим внимательнее две чешские стоянки: Дольни Вестоници и Пржедмост.
Дольни Вистоници по данным радиокарбонного анализа датируется 27 тысячелетием до нашей эры. На стоянке обнаружены следы овальных и круглых жилищ, которые представляли собой сооружения полуземляночного типа. Жилища окружены камнями или земляным валом. В жилищах имелись очаги от одного до пяти. Инвентарь стоянки представлен в основном граветскими формами из узких длинных пластин. Встречаются микролитические формы.
На стоянке Дольни Вистоници найдена древнейшая в мире керамика (обожженная глина) – это фигурки изображающие животных и людей. Найдены комки обожженной глины и комки приготовленной для лепки глины с отпечатками пальцев и ладоней верхнепалеолитических людей. В одном из жилищ найдены остатки обожженной стенки, которая была частью печи предназначенной для обжига глины.
Стоянка Пржедмост находится в Северной Моравии, в долине реки Бечвы, недалека от её впадения в Мораву. Здесь кости мамонта стали находить ещё в средние века. В конце XIX века стоянка стала предметом глубокого изучения моравских учёных. Наряду с многочисленными изделиями из камня здесь встречено множество орудий из кости. Это иглы и шилья из расколотых трубчатых костей, лощила, кинжалы, тесла, топоры. Много произведений вехнепалеолитического искусства: грубые женские фигурки из слоновой кости или мамонтова клыка. В Пржедмости найдено коллективное погребение 20 человек, из которых восемь взрослых, остальные дети. Скелеты лежали в скорченном положении, на боку, были обложены камнями или костями мамонта.
Мадленская культура относится к последней фазе вюрмского оледенения и начальной послеледниковой эпохе. Датируется 16 – 10 (9) тысячелетием до нашей эры. Основное место распространение культуры – Франция, Бельгия, Северная Испания, Швейцария и юг Германии, но характерные для неё черты представлены в европейских культурах всей приледниковой области вплоть до Приуралья.
В мадленское время исчезают солютрйские наконечники и отжимная ретушь. Появляется много кремневых проколок и скребков. Распространяются и совершенствуются изделия из кости и рога. Гарпун становится важнейшим орудием мадленской эпохи. Его употребляют не только для рыбной ловли, но и главным образом для охоты. Мамонт исчезает и главным предметом охоты становится северный олень. Охотятся на песца, бобра, птиц.
Крючок для рыбной ловли считается изобретением мезолита, но его прообраз с заострёнными концами появляется в мадленскую эпоху.
Типичными для мадленского инвентаря являются так называемые жезлы начальников, изготовленные из рога северного оленя с одним или несколькими отверстиями и украшенные рисунками животных или орнаментов из кругов, эллипсов, полумесяцев. Украшенные жезлы, по-видимому, были предназначены для магических действий и религиозных обрядов.
Копьеметалки, иглы с ушком и футляры для них, мелкие кремневые орудия геометрических очертаний (переход к мезолиту) и возможно лук со стрелами – изобретения людей мадленской эпохи.
Мадленские охотники жили преимущественно в пещерах, хотя известны жилища под открытым небом. Им приходилось много кочевать вслед за оленьими стадами. Олень снабжал людей мясом, жиром для освещения, шкурами для одежды, сухожилиями для ремней и ниток, рогами и костью для изготовления орудий. Зимой олени жили на юге на окраинной полосе лесов, а летом откочёвывал на север, на тундровые пастбища. Люди вынуждены были перемещаться за оленями.
По мере таяния ледника на Северо-Западе Европы появились такие культуры как гамбурская, федермессер, аренсбургская, а в Восточной Европе – свидерская. Поселение Мейендорф (20 км от Гамбурга) датируется временем – 13 тыс. лет до н.э. Для гамбурской культуры характерны кремневые наконечники стрел с выемкой и своеобразные проколки. Рыбу и птицу убивали однозазубренными гарпунами из рога северного оленя. Жилищами служили округлые и овальные палатки, покрытые шкурами оленей.
Близ Аренсбурга находится стоянка Штельмоор, верхний слой которой относится к IX тысячелетию до н.э. Её обитатели охотились не только на северного оленя, но и на лося, бобра, рысь и других животных. Для аренсбургской культуры так же характерны кремневые изделия: скребки, сверла и т.п. Особые мотыгообразные орудия из рога оленя, толстые гарпуны. Найдено два лука, изготовленные из сосны. Охотники аренсбуржцев совершали жертвоприношения – бросали в озеро первых убитых животных с привязанными на шею камнями. В землю были вкопаны столбы с надетыми на них черепами оленей с рогами.
Культура федермессер считается локальным вариантом мадленской культуры и датируется 9980-9500 г.г. до н.э.
На территории Центральной и Северной Польши известны памятники свидерской культуры (по стоянке Свидры Вьельке, в 20 км к востоку от Варшавы). Поселения представляют собой временные стоянки на берегах рек, озёр, часто на дюнах. В песке костяные изделия не сохраняются, поэтому свидерский инвентарь представлен только кремневыми изделиями: иволистые и черешковые наконечники, скребки на пластинах, резцы различных форм. Свидерская культура синхронна культурам аренсбурской и федерсмессер. Свидерские традиции долгое время сохранялись в культурах мезолита Польши, Литвы, Белоруссии.
Охота была основным источником пищевых ресурсов мадленского человека, собирать в условиях сурового климата можно было только ягоды. Есть предположения, что мадленские люди одомашнили лошадь и северного оленя, но реальных доказательств этому нет.
Свидетельство о публикации №224112501327