Шла пожготовка к смотру

Часть четвёртая. ШЛА ПОДГОТОВКА К СМОТРУ

(Из книги «Под сенью Ясной Поляны»)       
Воспоминания  бывшего художественного руководителя Дома культуры  Бориса Адольфивича Печурчика,  работавшего  на Косой Горе в 196175 годах

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ.

Часто на Косую Гору приглашались в Дом культуры известные и популярные артисты и музыканты и даже композиторы. Например Ян Френкиль, певица Нина Бродская, Ирина Бржевская, Владимир Макаров, джаз-оркестр  Анатолия Кролла. Особенно мне запомнился встреча с народным артистом СССР Евгением Леоновым, народной артисткой СССР Клавдией Шульженко,  с артистом театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Петром Глебовым –исполнителем главной роли в фильме «Тихий Дон». А также с артистами Евгением Матвеевым, Тамарой Сёминой, Олегом Янковским, принявшими участие в фильме «Сохранившие огонь», что снимался на Косой Горе, а также с земляком-туляком Всеволодом  Санаевым. Было множество и других встреч, но все их трудно сохранить ныне в моей памяти.
В то же время и самодеятельность поселкового и заводского нашего Дома культуры выступала не только на Косой Горе, но и на всех сценах Тулы, Ясногорска, в близлежащих домах отдыха в Ясной Поляне, посёлка Барсуки, Велегожа и Поленова и во многих других. Нередки были выступления и нашей косогорской самодеятельности и по областному телевидению. Самодеятельность на Косой Горе набирала силу, рос её профессионализм. Но только одной самодеятельностью работа Дома культуры не ограничивалась. Здесь проводились очень интересные тематические вечера. Особым успехом пользовались вечера-встречи с тульскими партизанами и с бывшими бойцами Тульского рабочего полка. Организаторами таких встреч, совместно с работниками Дома культуры, были фронтовики-косогорцы: Борис Николаевич Калиничев, Виктор Александрович Косулин, Алексей Иванович Кручинин . Много сил в эту работу вкладывала и Софья Вячеславовна Звягинцева, библиотекарь заводской профсоюзной библиотеки.
При помощи их  на Косую Гору  приглашались, для участия в таких праздничных и торжественных встречах,  приглашались оставшиеся в живых бойцы Тульского рабочего полка и партизанских отрядов,   не только проживающие  на Косой Горе или в Туле, но и со всех концов страны. В гостях у косогорцев не раз бывал командир Тульского рабочего полка А. П. Горшков. В памяти жителей посёлка  надолго осталась одна из таких встреч, когда среди бывших бойцов этого полка и партизан  перед зрителями выступила легендарная тульская партизанка Нина Пильник. Затаив дыхание слушали участники встречи о том, как она совершила свой гражданский подвиг. И она просто и по- будничному, без всякого пафоса,  рассказала свою историю.
А было дело так: послали её партизаны с письмом к бургомистру занятого немцами одного населённого пункта. И в этом письме предлагалось бургомистру явиться для встречи с партизанами в означенное ими место, где и должна пойти речь о том, как о возможном с ним контакте по оказании партизанам помощи в борьбе против фашистских захватчиков. И вот с этим письмом Нина и явилась прямо на квартиру к бургомистру. Риск был, безусловно, велик. Но Нина не испугалась, испугался бургомистр и обещал прийти на встречу. Но в назначенное время и место он так и не явился. И тень подозрения в трусости пала на Нину. Но вскоре ей помог случай. Партизанам удалось поймать бургомистра и он подтвердил  получение того письма. И тогда доброе имя Нины было восстановлено, а  уважение к ней ещё более возросло. Вскоре  этот рассказ вошёл отдельной главой в книгу «Тульские партизаны», а по этому рассказу я написал сценарий и получился спектакль, который и был показан в нашем Доме культуры.
 Когда начался вечер встречи  с тульскими партизанами, и прошла его официальная часть, наступила самая праздничная его часть –  тематический концерт. Мы волновались: ведь в зале сидела бывшая партизанка Пильник! А на сцене шёл спектакль, где шли сцены из её героического прошлого. В  роли Нины Пильник  была самодеятельная актриса нашего драматического коллектива Виктория Ежикова. Но  более нашего в зале волновалась сама героиня. И если бы можно было передать читателям, что с ней происходило! Она несколько раз, буквально, вскакивала со своего места. Потом опять садилась. Лицо её пылало, глаза горели. Она была потрясена, тем  что происходило на сцене. А когда инсценировка закончилась, она побежала за кулисы к актёрам , нашла там Ежикову и принялась её обнимать и целовать. Вот был какой эффект от этого спектакля! Пильник одновременно плакала и смеялась. Горячо благодарила самодеятельных артистов за те минуты переживания, что она ощутила из прошлого в её жизни. Вот что может, оказывается, делать  самодеятельное творчество с душами и сердцами людей! То же самое, что Пильник, испытывали и все люди в зрительном зале.
Я специально говорю, «самодеятельное творчество», так как есть профессиональное, когда оно является профессией, в театре например, и актёры получают за свою творческую работу зарплату. А самодеятельные артисты занимаются творчеством после тяжёлого труда в заводских цехах. Но творчество на сцене помогает работать творчески трудиться и на их рабочих местах, делать труд одухотворённее. И своё личное время они отдают любимому делу – искусству!
 Они вкладывают в народное искусство всю душу и тепло своих сердец. И должен сказать, что  многие из них по профессионализму. Порой, не уступят и профессионалам. Взаключение этого повествования мне бы хотелось бы вспомнить тех энтузиастов, которые были примером для всей поселковой и заводской самодеятельности. Я о них расскажу несколько позже, но пока назову бывшего начальника отдела технического контроля Косогорского металлургического завода Алексея Алексеевича Житкова. Его помощь нам была велика, ибо это человек высокой культуры, интересующийся искусством и оказывающий нам всестороннюю помощь.

Б.Печурчик.
1994 .      


Рецензии