Еще один портрет генерала А. Д. Балашова

1. А.Г. Варнек. Автопортрет. 1814 г. Государственный Русский музей.
2. А.Г. Варнек. Портрет  генерал-лейтенанта А.Д. Балашова.  Государственный исторический музей.  1811 -1814 (датировка, требующая уточнения).
3. А.Г. Варнек (по версии автора миниатюры).  Портрет  генерал-лейтенанта А.Д. Балашова. Повторение – копия  предыдущего портрета.  Частная коллекция.

Свою предыдущую миниатюру о трех портретах  генерала А.Д. Балашова, один из которых-гравюра,  я опубликовал на прозе.ру 29.07.2021 [1] и не предполагал, что вернусь к этой теме.  Однако в конце сентября 2024 года мне пришло письмо от владельца еще одного живописного портрета генерала  с просьбой высказать свое мнение о нем (портрет этот выполнен на черном фоне и приложен к настоящей миниатюре).

Портрет, принадлежащий   автору  письма, меня  заинтересовал, и поэтому, не претендуя  на его атрибуцию,  я охотно согласился  пообщаться с ним и написал  в своем ответном письме то, что думаю о данном портрете.  А думаю то, что он вполне может быть неизвестной ранее работой Александра Варнека. После этого мы не раз обменялись письмами, и в последнем из них мой новый знакомый  позволил мне «показать» данный портрет читателям «прозы.ру». 

Приступая к своему повествованию,  приведу вкратце элементы биографии  генерала А.Д. Балашова, поскольку читатели миниатюры, в том числе и те, которые знакомились с предыдущей миниатюрой [1], вряд ли станут знакомиться с ней в интернете после ее прочтения. 

В дальнейшем тексте, в первом его фрагменте, будет приведена краткая биография генерала, во втором – эпизод  его общения с Наполеоном, в конце пообсуждаем приложенный выше портрет из частной коллекции.

I. Александр Дмитриевич Балашов (13 июля 1770, Москва — 8 мая 1837, Кронштадт) — русский государственный деятель, генерал от инфантерии (1823), генерал-адъютант (1809).

Родился он в дворянской семье. Окончил Пажеский корпус (1791), служил в лейб-гвардии Измайловском полку. Военный губернатор Ревеля (1800–1804), московский обер-полицмейстер (1804–1807), генерал-кригскомиссар (1807), санкт-петербургский обер-полицмейстер (1808). С 1809 года военный губернатор Санкт-Петербурга и генерал-адъютант, одновременно с 1810 года министр полиции.

Пользовался доверием императора Александра I, выполняя различные его тайные поручения. Во время Отечественной войны 1812 года и заграничных походов российской армии 1813–1814 и 1815 годов находился при императоре. Выполнял ряд важных дипломатических поручений.

После упразднения Министерства полиции с 1819 года генерал-губернатор пяти центральных губерний (Воронежской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тульской). Пытался на практике осуществить административно-территориальные реформы, предусмотренные Государственной уставной грамотой. Основное внимание уделял совершенствованию делопроизводства, сбору налогов и выполнению повинностей, благоустройству территорий, развитию народного просвещения.

В 1826 году входил в состав Верховного уголовного суда по делу декабристов.  С 1832 года член Военного совета. В 1834  году был по болезни уволен в отставку.
Награждён орденами Св. Александра Невского (1811), Св. Владимира 1-й степени (1814), Св. Георгия 4-й степени (1826) и другими (см. [1]).

Встреча генерала Балашова с Наполеоном произошла 18 июня 1812 года в Вильно. Александр I направил Балашова к Наполеону с письмом, в котором содержалось предложение вернуться к довоенному статус-кво.

Балашов на рассвете 14 июня прибыл на французские аванпосты в Россиенах. Сначала был принят неаполитанским королём Мюратом, затем маршалом Даву. 18 июня доставлен в Вильно к Наполеону. Французский император принял парламентёра в том самом кабинете, который неделю назад занимал российский император.

Переговоры не дали результата. На предложение о мире Бонапарт ответил резким отказом.  Существует легенда, что в конце разговора Наполеон иронично спросил Балашова о кратчайшей дороге до Москвы, на что Балашов ответил: «Есть несколько дорог, государь. Одна из них ведёт через Полтаву.   

22 июня Балашов получил письмо от Наполеона к Александру I и отбыл из французского расположения. 

II.  В ночь с 13 на 14 июня 1812 года, после того, как армия Наполеона перешла государственную границу Российской империи, император поручил генерал-адъютанту Балашову выехать навстречу французским войскам с письмом к Наполеону и попытаться предотвратить войну.

Российский переговорщик сначала был принят неаполитанским королём Мюратом, затем маршалом Даву, а 18 июня доставлен в Вильно к Наполеону. Французский император принял парламентера в том самом кабинете, который ещё неделю назад занимал российский император.

Балашов сказал Наполеону, что Россия готова договариваться, если французы отступят за Неман. Наполеон не намерен был отступать, но он пообещал Балашову написать письмо для Александра I.

Чуть позже Балашов получил неожиданное приглашение от Наполеона «прибыть к обеду в 7 часов», где речь вдруг зашла о Москве.

22 июня Балашов получил письмо от Наполеона к Александру I и отбыл из французского расположения. Его миссия оказалась безуспешной — война началась.

III.  Приведу одну важную деталь из предыдущего фрагмента: Александр отправил генерала Балашова на встречу с Наполеоном в  ночь с 13 на 14 июня 1812 года, после того, как узнал о переходе французами  российской границы.   

На этом основании возникает  гипотеза, что Александр Варнек решил на своем портрете-повторении изобразить именно этот эпизод – отправлении парламентера в дорогу именно ночью.

Данную гипотезу подтверждают отдельные блики заката солнца на горизонте, позволяющие заключить, что художник не просто запечатлел модель на черном нейтральном фоне, а изобразил ее на фоне черного неба.

Имеется еще один аргумент этой версии – в наследии А.Г. Варнека нет ни одного портрета, на котором он бы изобразил модель на черном нейтральном фоне. 

Замечу в заключение, что портреты-повторения  художник несколько раз выполнял в своей практике.  Так еще в 1802 году им было выполнено два портрета графа И.О. Потоцкого [2]. 

В дальнейшем, вернувшись  из пятилетнего пребывания в Италии, он выполнил в 1810 году два портрета адмирала Н.С. Мордвинова [3], а в 1819 году два портрета генерала, графа  П.П. Коновницына [4]. 
 
Что касается генерал-лейтенанта А.Д. Балашова, то он стал рекордсменом, т.к. его художник изобразил на своих портретах трижды.

Строго говоря, его неизвестный до сих пор «ночной портрет» генерала А.Д. Балашова  следовало бы подвергнуть экспертизе, которая  для индивидуального заказчика  вряд ли осуществима.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.   Владимир Варнек. О трех портретах генерала А.Д. Балашова. Проза.ру
2.  Владимир Варнек. Два портрета графа Северина Осиповича Потоцкого. Проза.ру
3.  Владимир Варнек. Два портрета адмирала Н. С. Мордвинова. Проза.ру
4.  Владимир Варнек. Два портрета генерала П.П. Коновницына. Проза.ру.
 26.11.2024.


Рецензии