Византия

  (ст."Юстиниан I— гроза язычников",Катехизис и Катарсис,2024) "Юстиниан I, правивший в период с 527 по 565 год,является одним из немногих византийских имп-ераторов,чей внешний вид нам известен как по описаниям современников,так и по реалистичному портрету.Современники отмечали,что он был среднего роста,с круглым румяным лицом.Мозаичный портрет,сохранившийся в базилике Сан-Витале в Равенне, подтверждает эти описания,изображая сурового мужчину средних лет в богато украшен-ной драгоценными камнями короне.В целом,новый император не выделялся особой внеш-ностью,однако его правление оставило заметный след в истории.Во времена Юстиниана тенденции,которые начали проявляться еще во времена Константи-на,достигли своего пика,особенно в процессе христианизации.В десятилетия,предше-ствовавшие его восхож-дению на престол,язычники,такие как Зосима,могли жить в империи без каких-либо препятствий.Однако,едва придя к власти,новый император стремился искоренить посл-едние следы старой религии.Он нанес удар по той области,где язычники еще сохраняли свое влияние— в системе образования.Хотя их голоса уже не были решающими при дворе или в церкви,они по-прежнему имели вес в учебных программах,основанных на классической древнегреческой литературе.В 529 г.был издан указ о закрытии всех философских школ в Афинах,что положило конец традиции,уходящей корнями во времена Сократа и Платона,и лишило многих интеллек-туалов-язычников средств к существованию.В конце 530-х годов, потеряв надежду на лучшее будущее, философы обратили свои взоры на мир за пределами Византийской империи.Они были наслышаны о новом шахиншахе сасанидской Персии Хосрове I,кото-рый,по их представлениям,воплощал собой образ идеального правителя-философа,опи-санный Платоном в «Государстве».Хосров славился тем, что в его время в Персии исчезла преступность. Ценные вещи можно было оставлять без присмотра на улице, и никто не крал их. Около 531 года группа из семи философов-язычников пересекла границу и отправилась ко двору Хосрова в Ктесифон.Однако по прибытии их постигло жестокое разочарование. Хотя Хосров принял их с гостеприимством, он не проявлял интереса к философии,как они ожидали.В Персии же,как они обнаружили,было достат-очно преступности.Правящие классы,также далекие от философии,были хищными,влас-тными и деспотичными.Но что более всего поразило философов— склонность мужчин к прелюбодеянию,несмотря на разрешённое многоженство.Проведя в Персии два года, философы решили вернуться домой,что бы их там ни ждало.К тому времени Юстиниан несколько смягчился,и хотя их не встретили с распростёртыми объятиями,их остави-ли спокойно доживать свой век.Иногда власти предпринимали определённые действия. Так, в один из летних дней 559 года нескольких видных язычников арестовали, а их книги, статуи и картины свалили на одной из главных площадей Константинополя и сожгли.Однако подобные случаи происходили нечасто.Один из эмигрантов,вернувших-ся из Персии,Симпликий Киликийский,смог продолжить свои исследования и до своей смерти в 560 г.написал ряд ценных комментариев к работам Аристотеля.Это было последнее поколение интеллектуалов-язычников в Византии,и многие из них приняли христианство,хотя бы формально,ибо жить в империи,не примкнув к религиозному большинству,стало невозможно.Среди таких номинальных христиан,вероятно,был и Прокопий Кесарийский.Внешне он был образованным христианином,вхожим в придворные круги.Как и Евсевий во времена Константина,он написал панегирик императору,прев-ознося строительную деятельность Юстиниана и утверждая,что «там,где император проявляет своё благочестие,божественные существа не избегают принимать участие в человеческих делах».Он также написал объёмный труд,посвящённый войнам,которые велись в царствование Юстиниана,хотя,что любопытно,сам император упоминается там совсем нечасто.Записки о Средневековье."
  (ст."Символика нательной рубахи у славян.Вышивка рубах вандалов из Египта", Историк Античности,2024) "Но, это находки из Египта. Специфика климата сохраняет ткани на протяжении сотен и тысяч лет. Откуда же такое? Известно, в 6 веке в Египет попали вандалы, взятые в плен в Карфагене. Полководец Велизарий, взял в плен сотни воинов этого племени, и их отправили служить в жаркий Египет, назвав отряд «Юстиниановыми вандалами».Символика нательной рубахи в русской народной традиции глубока и интересна.В обыденной жизни рубаха была основной формой одеж-ды,из льняного полотна шили и мужские,и женские рубашки,украшая их ткаными орн-аментами и вышивкой.Древнерусские рубы были прямого покроя, туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотна. Рукава делались узкими и длинными, у женских рубах они собирались в складки у запястья и закреплялись браслетами (поручами).Во время ритуальных танцев,в обрядовых действиях рукава распускались и служили орудием колдовства.Об этом,кстати,повествует русская народная сказка о Царевне-лягушке.В описании иностранца (конца XVII в.) говорится:«Они(русские— С. Ж.)носят рубашки,со всех сторон затканные золотом,рукава их,сложенные в складки с удивительным искусством,часто превышают 8 или 10 локтей,сборки рукавов,продол-жающиеся сцепленными складками до конца руки,украшаются изысканными и дорогими запястьями».Орнаментированные вышивкой и ткачеством рубахи упоминаются и в «Сло-ве о полку Игореве»— замечательном памятнике средневековой русской культуры.В своем плаче Ярославна хотела бы полететь кукушкой по Дунаю,смочить «бебрян рук-ав»(т.е.украшенный браным орнаментом)в Каяле реке и вытереть им кровавые раны мужа— князя Игоря.Магическая сила,сосредоточенная в рукавах рубахи,в алых орна-ментах,должна излечить,зарубцевать раны,наполнить тело крепостью,принести здо-ровье и удачу.Рубаха-долгорукавкаизображена на серебряных с черневым рисунком ритуальных браслетах, предназначенных для плясок на русалиях, найденных в разных концах Руси (Киеве, Старой Рязани, Твери). Относящиеся к XII—XIII векам, эти браслеты-наручи изображают те обрядовые действа, о которых церковь говорила: «Грех есть плясати в русалиях», «се же суть злыя и скверные дела - плясанье, гусли..игранья неподобные русалья»,«пляшущая божена-любовница диаволя.. невеста сотонина».Б.А.Рыбаков отмечает,что: «Браслеты предназначались не для парадного наряда,предусматривающего появление княгини или боярыни в храме,и не для прост-ого повседневного убора,а для торжестве иного,но,очевидно,потаенного участия в прадедовских обрядах».Ритуальное значение орнаментированных длинных рукавов под-черкивается на браслете из Старой Рязани тем,что изображенная здесь женщина,вып-ивая на языческом русальском празднике ритуальную чашу,берет ее через спущенный длинный рукав,в то время как мужчина держит чашу открытой ладонью.До конца XIX века сохранялась в Вологодской, Архангельской, Олонецкой и Московской губерниях традиция использования рубах-долгорукавок, имеющих рукава до двух метров с прорезями- «окошками» для рук как праздничной и свадебной одежды. Возвращаясь вновь к сказке о Царевне-лягушке, стоит вспомнить, что именно на подлинной свадьбе ее и Ивана-Царевича, где Царевна-лягушка впервые предстает перед мужем и его родственниками в своем настоящем облике Василисы Прекрасной, она совершает ритуальную колдовскую пляску.После взмаха распущенного правого рукава появляется озеро,после взмаха левого— птицы лебеди.Таким образом,героиня сказки совершает акт творения мира. Она, как и женщина на браслете XII—XII веков, танцует танец воды и жизни. И это вполне естественно, так как свадьба еще с ведических времен воспринималась как космическое действо — союз солнца и месяца. Интересно, что в ведическом свадебном обряде жених, приподнося невесте нижнюю рубаху, говорил: «Живи долго, носи одежду, будь защитницей человеческого племени от проклятия. Живи сто лет, полная силы, одевайся ради богатства и детей, благословленная жизнью,вложенной в эту одежду».Такой текст закономерен,ведь,как было отмечено ранее,орнамент ткани воспринимался в данной традиции как сакральная речь,хвалеб-ная песнь,как способ постижения вселенского закона.Н.Р.Гусева отмечает,что в «Атхарваведе» есть обращение к богам «с просьбой облачить жертвователя в некое символическое одеяние,в которое боги облачают друг друга и которое дарует долг-олетие,власть,богатство и процветание».О том,что это рубашка,свидетельствуют ст-роки Ригведы,говорящие «о прекрасных,хорошо сделанных нарядах»,а также о женщ-ине,распарывающей шов,о брачной рубашке и свадебном платье.Н.Р.Гусева считает, что «особенно ценными здесь являются,конечно,упоминания о шве и рубашке»,т.к. в отличие от субстратного населения Индостана— дравидов,носившего несшитую одежду, арьи носили одежду сшитую7.Она также подчеркивает,что:«В «Ригведе» встречается и такое название одежды как «атка»— «рубаха»,образованное от глагольного корня «ат»— «постоянно двигаться,тянуться, идти».От этого же корня происходит слово «атаси»— «лен» и «атаса»— «льняная одежда».Это ценное указание на то,что арьи знали лен.Об этом же говорит и предписание Законов Ману,повелевающее целомудрен-ным ученикам брахманов носить одежду из льна,пеньки и овечьей шерсти.Здесь упом-инается и профессия портного,что говорит о существовании сшитой одежды» 8.Исходя изданных Ригведы,мы можем предположить,что именно в орнаменте заключалось то, благодаря чему рубашка могла «даровать долголетие,власть,богатство и процвета-ние».Образцы орнаментов.Браное ткачество.XIX в.Вологодская губ.О том,что в Древ-ней Индии существовала орнаментация тканей,свидетельствует наличие мастеров по вышивке,набойке,узорному ткачеству и аппликации в древних перечнях середины и конца I тыс.до н.э.(«Артхашастра»).А так же то,что индийская вышивка в технике «чикан»,где используется много разных швов: двухсторонняя штопка,плоская и вып-уклая гладь,стебельчатый и обметочный швы,выполненные на белой ткани белыми же нитками,абсолютно идентична севернорусской вышивке «чекан»,столь характерной для Олонецкой губернии.«На севере Индии вышивкой чикан покрывают мужские белые рубахи местного покроя - длинные без воротника, с прямой застежкой, с длинными прямыми рукавами и с карманами, вшитыми в боковые швы. Вышивка обычно наносится вокруг горловины и застежки рубахи, иногда на края рукавов и по краю карманов. Вышивкой чикан украшают женские пайджамы и рубахи, а также скатерти, салфетки, наволочки,простыни,тонкие занавески на окна,уголки носовых платков и т.п.»,- пишет Н.Р.Гусева.На Русском Севере вышивкой «чекан» украшали подзоры свадебных простыней,концы полотенец,т.н.«жениховы платы» и т.д.Техника настильной глади из Гуджарата удивительно похожа на севернорусскую настильную гладь,широко распрост-раненную в Олонецкой губернии.Эти примеры можно продолжать долго,так как имеется огромное количество композиционных схем вышитого и тканого орнамента,абсолютно идентичных в Индии и на Русском Севере:это и богини с поднятыми вверх руками, это и всевозможные утицы и павы,и воспетые Ригведой:«С единой двое на птицеконях странников двое странствуют вместе» это и постоянно повторяющиеся композиции из четырех свастик,которые соотносятся с понятием «аскезы пяти огней»,т.е.стояния жреца между четырьмя кострами в виде свастик под лучами солнца(пятый огонь).НИТЬ ЗНАНИЯ Русский Север— удивительный,сказочный край. Он воспет в наших древних пе-снях,былинах,преданиях и легендах.И не только в них."

  (ст."Тунгусский термоядерный взрыв 1908 года.Працивилизация или инопланетя-не?",Историк Античности,2024) "Новая книга из серии «Легенды Русского Севера», девятая. Итак, наступают тревожные времена. Идет 1913 год. Немецкие оккультисты посылают экспедицию на Урал, с целью завладеть самим Сердцем Земли. Но русская разведка старается противостоять таким поползновениям. Русская экспедиция спешит на Урал с целью помешать немцам.30 июня 1908 года в 7 часов утра в далекой сибирской тайге произошло необыкновенное событие.Итак,взрыв произошел невероят-ной мощи и и силы.Писатель Казанцев собрал данные,приведенные ниже."Около тысячи очевидцев сообщили иркутской обсерватории,что по небу пронеслось сверкающее тело ,оставляя за собой яркий след.В районе Подкаменной Тунгуски над тайгой вспыхнул шар много ярче солнца.Слепая девушка из фактории Ванавара на единственный в жиз-ни миг увидела свет.Огненный столб взметнулся в безоблачное небо.Черный дым под-нялся по багровому стержню и расплылся в синеве грибовидной тучей.Раздался взрыв ни с чем не сравнимой силы.За четыреста верст в окнах лопались стекла.Повторяю-щиеся раскаты были слышны за тысячу верст.Близ города Канска,в восьмистах верс-тах от места катастрофы,машинист паровоза остановил поезд: ему показалось,что в его составе взорвался вагон.Огненный ураган пронесся над тайгой.«Чумы,олени ле-тали по воздуху…Ветер кончал стойбища,ворочал лес…»— рассказывали тунгусы,как в те годы называли эвенков.На расстоянии двухсот пятидесяти верст от места взрыва ураган срывал с домов крыши,а за пятьсот верст валил заборы.В далеких городах звенела посуда в буфетах,останавливались стенные часы.Сейсмологические станции в Иркутске,Ташкенте,Тифлисе и в Иене(Германия)отметили сотрясение земной коры с эпицентром в районе Подкаменной Тунгуски.В Лондоне барографы отметили воздушную волну.Она обошла земной шар дважды.В течение трех ночей не только в Западной Сибири, но и в Европе не было темноты. Сохранилась фотография городской площади, снятая в Наровчате, Пензенской губернии, местным учителем: он вышел с аппаратом в полночь на следующие сутки после тунгусской катастрофы, не подозревая о ней. В Париже, на Черном море и в Альпах стояли никогда не виданные там белые ночи.Рус-ский академик Полканов,тогда еще студент,но уже умевший наблюдать и точно фикси-ровать виденное,находясь в те ночи близ Костромы,записал в дневнике:«Небо покр-ыто густым слоем туч,льет дождь,и в то же время необыкновенно светло.Настолько светло,что на открытом месте можно довольно свободно прочесть мелкий шрифт газе-ты.Луны не должно быть,а тучи освещены каким-то желто-зеленым,иногда переходящим в розовый светом».На высоте восьмидесяти шести километров учеными были замечены светящиеся серебристые облака."Испытания АН602 состоялись 30 октября 1961 года посредством сброса с самолёта Ту-95В на ядерном полигоне «Сухой Нос» (остров Новая Земля)Измеренная мощность взрыва составила 58,6 мегатонны в тротиловом эквиваленте или около 2,4х1017 Дж, что соответствует дефекту массы 2,65 кг.Волна атмосферного давления, возникшая в результате взрыва, трижды была зафиксирована в Новой Зеландии: станция в г.Веллингтон(Новая Зеландия)зарегистрировала увели-чение давления в 21:57 30 октября (приход волны с северо-запада), в 07:17 31 октября(с юго-востока)и в 9:16 1 ноября(с северо-запада; время по GMT)с ампли-тудой 0,6, 0,4 и 0,2 миллибар соответственно; средняя скорость движения волны оценена в 303 м/с,или 9,9 градуса дуги большого круга в час.в 780 км от взрыва в посёлке на о.Диксон выбило стёкла в окнах.Итак-основной вывод по сравнению- Тунгусский взрыв 1908г.был на треть слабее Царь-Бомбы,мощность около 40 мегато-нн. Типа метеорит??? Итак, если бы эта штука упала на Францию? Треть страны стала бы непригодной для жизни. Это тотальное уничтожение, ни больше, ни меньше. Это был удар-предупреждение, показ невероятной силы и мощи, власти.Показ-кто на Земле главный.Сходство Тунгусской бомбы и Царь-Бомбы очевидно по свойствам и силе. Звуковая волна обошла земной шар в 1908г.два раза,в 1961г.три раза.И после Тунгуски наблюдались атмосферные влияния- свечение,ионизация .Далее.Отчего не было экспедиций в России по горячим следам? Типа,денег не было? Нет,денежек хва-тало,и даже спонсорских.Да нет,были,но имели немного другой смысл.Итак,семья Рябушинских организует целый ряд экспедиций в Сибирь и на Камчатку.Камчатская экспедиция 1908-1912 гг.поражает воображение и сейчас по масштабу и финансиро-ванию.Рябушинский Павел Павлович- это знаменитый купец из староверов. Один из основателей партии Прогрессистов. Богатейший предприниматель.4 ноября 1913 года в Москве, в доме П. П. Рябушинского состоялось многолюдное собрание, на котором представители капитала встретились с представителями науки— такими,как В. И. Снегирев,А.А.Мануилов,В.А.Обручевым,В.И.Вернадским,минералог Я.В. Самойловым, геологом В.Д.Соколовым,директор коммерческого института П.И.Новгородцевым,хим-иком Н.А.Шиловым,после которой он заинтересовался коммерческими и научными пер-спективами добычи в России радиоактивных материалов.В 1914 г.для поиска место-рождений радиоактивных элементов Рябушинский организовал и профинансировал две научные экспедиции— в Забайкалье и в Фергану.Экспедиции оказались неудачными— крупные месторождения были открыты- так называемое Туя-муюнский радиевый рудник. И,судя по всему,Краснокаменское урановое месторождение в Забайкалье..Да и не только.Скажем,в районе Североуральска тоже есть месторождение урана.Дмитрий Павлович Рябушинский писал: «Дальнейшая деятельность Аэродинамическаго Института представляется мне в следующемъ виде: будут продолжены опытные и теоретические исследования в области динамики реальных жидкостей с целью возможно полного зап-олнения многочисленных пробелов этой молодой науки; будетъ приступлено к систе-матизации всех добытых ранее материалов.Что касается самаго важнаго практичес-каго применения аэродинамики— воздухоплавания,то,по-видимому,все главное,что необходимо было изучить для этого вопроса,уже почти изучено: законы давления относительно потока на крылья известны,законы функционирования гребных винтов также; аэродинамический подсчет летательной машины любых размеров производится теперь легко; значительныя трудности встречаются только при конструировании машинъ.<…>Задача аэродинамическаго полета разрешена,но на смену ей выдвигается новая,гораздо более трудная и грандиозная проблема,— проблема перелета на другую планету.Блестящие научные завоевания человечества дают право мечтать о томъ,что и этот вопрос будет когда-нибудь разрешенъ терпеливыми и преемственными усилиями исследователей,которые увлекутся величиемъ этой идеи.В Аэродинамическом Инсти-туте в Кучине будут также предприняты исследования в этом направлении».То есть семья Рябушинских вкладывалась и в исследование радиоактивности и перспективные исследования в области реактивного движения.И,понятно,что как к фрикам,к ним относится уже не могли.Капитал большой.Чем известен Обручев В.А.? После Револю-ции 1905—1907 гг.состоял в Конституционно-демократической партии,возглавляя её Томский комитет.В 1912г.пишет знаменитый роман «Плутония» о путешествии к центру земли.В 1925г.роман «Земля Санникова».С 1939 по 1956 гг.директор Института мерз-лотоведения АН СССР,академик АН СССР.Чем известен Обручев В.А.? После Революции 1905—1907 годов состоял в Конституционно-демократической партии,возглавляя её Томский комитет.В 1912г.пишет знаменитый роман «Плутония» о путешествии к центру земли.В 1925г.роман «Земля Санникова».С 1939 по 1956 гг.директор Института мер-злотоведения АН СССР,академик АН СССР.Так что экспедиционная активность имела место,и даже напоминала гонку.Также следует вспомнить о ТРЕХ экспедициях на Сев-ер в 1912г.Выводы- обостренный интерес к радиоактивности,исследования Севера и Сибири,попытки найти нечто сверхважное.Тут надо пройти чуть вперед и сопоставить эту активность с активностью германских товарищей в деле поиска працивилизаций на новой Земле. Далее, следует вспомнить о интересе к Новой земле издавна.Итак, Кесаревы алтари 68o -56o30'..Самые северные города-у Птолемея.Александровы алта-ри под 63o-57o.Кесаревы алтари 68o-56o30'.И Кесаревы Алтари- дорогие мои чита-тели- НОВАЯ ЗЕМЛЯ!!Ну,карта перед вами,читатели.Спорам о местоположении Артании -Арсании более двухсот лет, с момента изучения арабских источников о истории России.Арабский географ Абу Исхак аль-Истахри (X в.) отмечал(А.П.Новосельцев. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI;IX вв.— В кн.: Древнерусское государство и его международное значение.М.,1965.):«…русов три группы.Группа, ближайшая к Булгару,и царь их в городе,называемом Куйаба(считается,что это Киев – Автор),и он больше Булгара.И группа самая верхняя из них,называемая ас-Славийа (земля словен),и царь их в городе Салау(Слав,возможно предшественник Новгорода, Старая Ладога),и группа их,называемая ал-Арсанийа,и царь их сидит в Арсе,городе их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и окрестностей её.Что же касается Арсы,то я не слышал,чтобы кто-либо упоминал о достижении её чужеземцами,ибо там-ошние убивают всех чужеземцев,к ним приходящих.Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах,и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну их.Вывозят из Арсы черных соболей,черных лисиц и олово(свинец?)и некоторое число рабов».Географический трактат 982 г. неизвестного персоязычного автора– «Худуд аль-алам»,отмечает:«Артаб— город,где убивают всякого чужестранца и откуда вывозят очень ценные клинки для мечей и мечи,которые можно согнуть вдвое,но,как только отводится рука,они принимают пре-жнюю форму».Итак олово.Олово в древности на территории России добывали на Алтае в Сибири и Казахстане,то есть это западносибирский регион,приобье.Свинец там то-же есть в наличии.На территории же собственно Европейской Руси нет таких залежей .Просто нет.Имеется руды также на Кольском полуострове.Ну а самородное железо есть на Таймыре.Далее.Соболя.Мех соболя всегда ценился,и очень дорого.Как видно, ареал обитания соболя- земля от Приобья до Дальнего Востока.В Европейской части России зверек не встречается совсем.Немцы крайне интересовались Новой Землей.Уже в 1932 г.ледокольный пароход «Малыгин» дважды приходил из Архангельска к Земле Франца-Иосифа.В составе этой смены пришел работать немецкий ученый Иоахим Шольц Затем на «Малыгине» к архипелагу пришел сам секретарь международного общества «Аэроарктик» профессор Вальтер Брунс, выполняющий специальное задание (!) по исследованию условий посадки дирижаблей в арктических областях. Этим же рейсом, но уже на Новую Землю, была доставлена совместная советско-немецкая экспедиция, проводившая в рамках программы проведения Второго международного полярного года научные исследования с помощью взрывных источников,в составе которой на архипе-лаг прибыл немецкий ученый Курт Велькен.В том же году в Русской Гавани при помо-щи мощных взрывов проводилось изучение распространения звуковых волн.Такие же наблюдения,кроме Русской Гавани,проводились на мысе Желания и в Маточкином Шаре. Грубо говоря- искали подземные полости,которые описал в своем романе Плутония академик Обручев,также бывший известным гляциологом.Далее,экспедиция Германского флота "Wunderland".Собственно, германцы не средств. С дефицитом топлива рискнули своим броненосцем «Адмирал Шеер». дьявольски дорогая штука. Но, выходит, этот кораблик должен был забрать НЕЧТО с Новой земли или привезти Нечто ценнейшее. Риск слишком велик, и писать о том, что целью похода было потопление несчастного "Сибирякова" просто смешно. И да, немцы имели базу для исследований на Новой Земле, следы найдены.Далее. Название экспедиции- Страна Чудес, страна Сказок. вот как называли эту местность германцы. Учитывая интерес господ из Аненербе, можно предположить, что они хотели получить ОТТТУДА НЕчто важное. А конкретно- СВЕРХОРУЖИЕ, истинное Wunderwaffe. Дураками они не были.Что же это? Вот как раз и это сверхоружие, примененное в 1908г. Понятно, что люди толковые оценили его мощь. И, встает вопрос-кто же применил? Совершенно ясно, что как раз настоящая , а не прокопенковская працивилизация. Демонстрация мощи- всегда аргумент. Первый удар по земле,второй- уже по крышке гроба.Вот их-то и хотели обнаружить германс-кие товарищи.Правда непонятно,что хотели дать взамен? Но,надо понять,что герм-анцы ничего и никогда не делают просто так,а только когда обладают вполне ясными данными.И да,и российские исследователи пытались добраться до этих существ.И еще вот что,для особо сомневающихся-Теория о Сердце Земли.Хартленд (англ. Heartland — «сердцевина»,срединная земля; от heart— сердце + land— земля)— массивная сев-еро-восточная часть Евразии,окаймляемая с юга и востока горными системами.Харт-ленд представляет собой основное понятие геополитической концепции,озвученной 25 января 1904 г.британским географом и профессором Оксфордского университета Хэлф-ордом Дж.Маккиндером в докладе Королевскому географическому обществу и позже оп-убликованной в знаменитой статье «Географическая ось истории».«Осью истории» (впоследствии Хартлендом) Х.Маккиндер обозначил массивную северо-восточную часть Евразии,общей площадью более 15 млн км;,первоначально почти повторявшую контуры водосборного бассейна Северного Ледовитого океана(кроме бассейнов Белого и юго-западной части Баренцева моря."
  (ст."Сварог",Эпоха Велеса,2024) "Сварог – Бог Небес Мира Яви, Бог-Покровитель Вырия(Славяно-Арийского райского Сада),Небесного Асгарда (Града Богов) и Чертога Медведя во Сварожьем Круге.Сварог- мужская ипостась Рода,созидающее начало,оли-цетворяющее собой Небо.«Род из уст своих испустил Птицу Матерь Сва,Духом Божьим родил Сварога.И четыре главы Род Сварогу дал,чтоб осматривал он Вселенную»(Свято -Русские Веды.Книга Коляды.Москва,ФАИР-ПРЕСС,2001 г.,Рождение Мира,стр.7).Сварог принял эстафету творения у Рода.Сварганил Вселенную.«Сварил» мир,недаром он отм-енно владеет методом сварки,как Небесный Кузнец и покровитель кузнечного дела и ремёсел.Сварог: свариванием рождающий Га(Га- вечное движение,Вечная Жизнь),то есть свариванием рождающий вечную жизнь.ИЛИ: Сварог: Сва(Небеса)+ Р(Ра– Сияние) + Ог(Огонь)= Сияющие Огнём Небеса.ИЛИ: Сварог: Сва(Свет,Живатма)+ Ро(рождающий) + Га(движение)= изливающий самосветящиеся частицы-Живатмы.Таким образом,под Сварогом наши предтечи подразумевали процесс зарождения всех известных и неизве-стных ныне науке микрочастиц.«Современная квантовая физика на основании ряда опытов утверждает,что вакуум,будучи сам по себе пассивным,порождает и нейтрино,и кварки,и кванты,правда,эти микрочастицы мгновенно снова обращаются в вакуум.Сле-довательно,вакуум неоднороден,во всяком случае,он в своей составляющей не может не иметь информационного поля,иначе микрочастицы просто бы не рождались.На осно-вании опытов наблюдения за рождением микромира из вакуума многие передовые учё-ные пришли к выводу,что вакуум,рождающий микрочастицы— возбуждённый,следоват-ельно,вторичный.Это вполне согласуется с ведическим пониманием основ мироздания, где вакуум первичный выступает как энергетический потенциал великого Рода,а вто-ричный вакуум,возбуждённый и способный выплёскивать энергию в виде микромира,пре -дставляет собой могучего Сварога.Почему могучего? Да потому,как утверждают лам-аистские тибетские священные тексты,которые имеют происхождение от более древних ведических,что в одном-единственном кубическом сантиметре вакуума содержится ст-олько энергии,что если её аннигилировать в 1/1000 секунды,то такая планета,как наша Земля,превратится в облако космической пыли.И ещё: если вакуум возбуждён и интенсивно рождает микрочастицы,то в нём должны идти интенсивные скручивающиеся процессы,на что чётко указывает имя Сварог,то есть крутящийся.Как мы видим, в религии гипербореев-арктов, наших далёких предков, нет ничего религиозного и тем более мистического.В имени каждого космического принципа,или Бога,заложена инфо-рмация о его деятельности.И в этом мы убедимся ещё не раз».(Г.Сидоров.Тайная хр-онология и психофизика русского народа.Сварог организовывает Поднебесную и при содействии Мировой Утицы добывает гость землицы из Первичного Океана. Как первый электрогазосварщик и Небесный Кузнец,он высекает искры из бел-горюч камня,в рез-ультате чего рождается Семаргл-Огнебог Сварожич.После формирования Земли,Сварог заселяет её флорой и фауной.Вместе со своей супругой Ладой-Богородицей создаёт первых людей из камня.«И затем создавать стал Сварог людей вместе с милостивой Ладой-Матушкой.С Ладой Сварог- брали камешки и бросали их себе за спину.Бросит камень Сварог- приговаривает:- Там где был бел-горючий камешек,стань на место добрый молодец!Лада камень бросит, приговаривает:- Там где был бел-горюч камень, стань красна девица!Так создали они людей "каменных",но не пришлись они по серд-цу Ладе- Матушке и Сварогу.Так как сердца у тех людей были каменные.И тогда они так решили:- Отдадим мы мир Божьим детям,пусть заселяют его Сварожичи.И родила Лада-Матушка трёх дочурок и трёх сынов!Лелю,Живу и Мару.Лелю- любовь златокуд-рую,Живу- деву огненную весеннюю.Мару- деву холодную,смерти царицу прекрасную.
Родила Перуна великого,Туле - бога грозного.Так же водного Ильма - царя морей!Так же были рождены все Сварожьи дети,и так был рожден Новый Божич- Громовержец Перун сын Сварожич.." (Песни птицы Гамаюн).Жертвы Сварогу приносят ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ (есть жертвы природные: все дары природы – грибы, ягоды, овощи, фрукты, молоко, цветы, злаки, семена и т.д.; и есть жертвы человеческие: всё, что сделано руками человека: масло, хлеб, каши, пироги, сыр, творог, сырники, пышки, блины, оладьи и т.д.). Кстати ТВОРОГ – значит, со-тво-рённый. И Творцу-Сварогу в качестве жертвы он наиболее приятен и угоден. Согласно славянской мифологии, Отец Сварог научил своих детей славяно-ариев готовить (творить) из молока творог и сыры. С тех пор они почитаются пищей Богов.Всякая кузня или плавильная печь - это уже своего рода куммирня, святилище Бога Сварога. Выполненный из тёплого материала – дерева, идол Сварога должен аккумулировать вокруг себя огонь, а рядом должен до красна раскаляться металл. Смастерить идол Сварога можно и из других подручных материалов,например,металла или камня.Особенную силу они получают,если высечь на них сакральные руны или любые другие особые знаки расичей,символизирующие огонь, Сварги Пречи-стой Хранитель! Славен и Триславен Буди! Тебя все-Родно прославляем, к себе Твой Образ призываем! Да неразлучно,Ты,с нами Буди,ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть,тако еси,тако буди!Молитвы Отцу-Сварогу.Молва для всех.Свароже,Отче наш, огнём ясным очисти тела и души людей Православных, которые нуждаются в том. Пусть сгорят в огне святом болезни все и сольются к огню земному, а к нам придет сила чистая и праведная. Просим Отца Небесного, наполнить Солнцем целительным и силой Трисветлой души родноверов православных.Пусть ум их будет светлым и чистым ,как солнечные лучи Твои.А тела сильными и здоровыми,как Матушка-Земля.Пусть де-ти растут на радость родителям своим,наследуя подвиги богатырей Рода Православ-ного! Слава Родным Богам!Мужская молва. Отче Свароже! Я - сын Твой, обращаюсь к Тебе! Проявись через меня ликом своим, мудростью, Огнем Духа. Я есть проявление Твоё на Земле: пусть Твои руки станут моими руками, Твои глаза моими глазами, Твоя мудрость- моей мудростью,Твой Ум- моим умом,Твои цели- моими целями.Прояв-ись через меня на Земле,пусть дела Твои будут наполнены радостью и счастьем. Пусть будет так!Сварог даровал Божьим детям– Сварожичам,новому поколению людей, небесные Законы Бытия и восхождения по Златому Пути Духовного развития.С тех пор этим Законам следуют все Светлые Гармоничные Миры.ЗАПОВЕДИ БОГА СВАРОГА:
1. Почитайте друг друга, сын — Мать и Отца, супруг с супругою живите в согласии.
2. На едину жену должен муж посягать — а иначе спасения вам не узнать.
3. Убегайте от Кривды и следуйте Правде, чтите Род свой и Рода Небесного.
4. Почитайте вы три дня в неделе — третий, седьмый и девятый. Почитайте Великие Праздники.   Потому подобает поститься всем людям в третий и в седьмый дни.Еже-ли кто в день девятый трудится,то не будет ему прибытка,ни по жребию,ни по тала-нту во другие дни без изъяна.День седьмый человекам,скоту и рыбам на покой дан, на отдых телесный.Друг ко другу ходите,друга за дружку радейте,будет радостно вам— пойте гимны Богам.
5. Почитайте Великий ПОСТЪ от сожжения Морены и до свадьбы Дживы. Берегитесь люди в это время Кривды, сохраняйте строго от съедения чрево, руки от сграбления, от хулы — уста.
6. Почитайте яйца в честь яйца Кощеев, что разбил Даждьбог наш, вызвав тем Потоп.7. Почитайте Страстную Неделю — как скорбел Даждьбог наш от распятия до спасения Лебедью-Дживой (Девой Живой), так и вы скорбите смиренно. И не пейте питья хмельного, не скажите бранного слова!
8. Почитайте Купальские дни. Вспоминайте победу Перунову, как Перун победил зверя-Скипера и как сестрам своим он Свободу дал, как очистил их в водах Ирия.
9. Почитайте Перунов день. Как Перун в пятый день к Диве сватался, как Перун Ния победил, и с Небес низверг Бога Велеса, вспоминайте и свадьбу Перунову!
10. Почитайте Ладу-Матушку и Рода Небесного. Покровителей Родов Расы Великой и потомков Рода Небесного.
11. После жатвы своей вспоминайте об Златогорке, почитайте также День Волха Мудрого, сына Индры, Ясна Сокола.
12. Почитайте день Макоши-Матушки, Светозарной Великой Матери, Небесной Богородицы.
13. Почитайте и день Тарха Даждьбога — вспоминайте его женитьбу.
14. Почитайте Великую Инглию и Богов Ваших, которые суть посланцы Бога Рода Единого.15. Почитайте старость и защищайте младость, познавайте Мудрость, что оставили вам Предки ваши.
16. С другими Родами живите в согласии, помогайте, когда просят вас о помощи.
17. Не щадите живота своего для защиты Дома своего, для защиты Рода своего и Святой Веры своей, для защиты Святой земли своей.
18. Не навязывайте Святую Веру насильно людям и помните, что выбор Веры — личное дело каждого свободного (вольного) человека.
19. Почитайте ПАСХЕТЪ и помните о пятнадцатилетнем переходе из Даарии в Рассению, как шестнадцатое Лето Предки наши славили Род Небесный за спасение от Потопа Великого.
20. Живите в союзе с Природой, не губите её, ибо она опора Жизни вашей и всего Рода живого.21. Не приносите на Алатырь жертвы кровавые, не гневите Богов ваших, ибо мерзко для Них принимать кровь невинную от созданий Божиих.
22. Защищайте рукою крепкою ваши Капища и Святилища, помогайте всеми силами вы всем Странникам и Капенам, что хранят ту Тайну Древнюю, Слово Божие, Слово Мудрое.
23. Не питайтесь пищей с кровию, ибо будете как звери дикие, и болезни многие поселятся в вас. Вы питайтесь пищей чистою, что растёт на полях ваших, в лесах и садах ваших, обретёте вы тогда силы многие, силы светлые, и не настигнут вас хвори-болезни и мучения со страданиями.
24. Не стригите свои власы русые, власы разные да с сединами, ибо мудрость Божию не постигните и здоровие потеряете.
25. Воспитай отец сынов с дщерями, приучи их к жизни праведной, воспитай ты в них трудолюбие, уважение к младости и почтение к старости. Освяти их жизнь Святой Верою и Мудростью Первопредков.
26. Не хвалитесь своей силою перед слабыми, чтобы восхваляли и боялись вас, а обретайте славу и силу в битвах с ворогом.
27. Не глагольте ложно против ближнего вашего, сберегите от хулы уста ваши.
28. Творите деяния добрые, да во славу Рода Небеснаго, и великих Предков ваших, и Святой земли вашей.
29. Какие деяния сотворят вам люди, такие же и вы сотворяйте им, ибо каждое деяние своею мерою мерится.
30. Даруйте десятую часть от достатка вашего Богу Единому, а сотую часть вождю и дружине его, дабы охраняли они землю вашу.
31. Не отвергайте незнаемое и необъяснимое, но постарайтесь незнаемое познать, а необъяснимое объяснить, ибо Боги помогают стремящимся к познанию Мудрости.
32. Не отнимайте жизнь у ближнего вашего, ибо не вы её дали, а Боги; но не щадите жизней ворогов, что нападают на вас и земли ваши, ибо они против воли Богов пошли.
33. Не принимайте подношений и воздаяний за деяния, что сотворены вами при помощи Дара Богов, и за деяния добрые ваши, ибо пропадёт Дар Богов, вам данный, и не молвит никто, что благое творите."
  (ст."Кто такой Кощей Бессмертный и почему его смерть - в яйце?",артс-тобе- просто об искусстве,2024) "Кощей (Кащей) Бессмертный — одна из самых загадочных фигур в русских сказках.Ни один герой русских сказок не претерпевал столько мет-аморфоз, как он. Кощей успел побывать и жестоким правителем, и злым колдуном, и горе-любовником (как в "Невесте Кащея"), и комическим героем… Братья Стругацкие даже отправляли его на перевоспитание в романе "Понедельник начинается в субб-оту"!Но каким Кощей представлен в первоисточниках? Попробуем окунуться в мир славянского фольклора и узнаем интересные факты об этом волшебнике.В сказках мы можем встретить два варианта имени этого персонажа: Кащей и Кощей. Одно из них происходит от слова "кость",а другое— от слова "касть"(родственное- "пакость"). Некоторые исследователи склонны верить,что имя злодея восходит к слову с древне-тюрскими корнями "кош",что означает "стан","поселение".Существует еще одна верс-ия,согласно которой Кощей– воплощение бога зимы и смерти(Карачуна).В древних (дошедших до нас) текстах Кощея называют Кошем,то есть господином.А в "Слове о полку Игореве" "кощеями" называют пленников:"Ту Игорь князь высьдъ из сьдла зла-та,а в сьдло кощиево"-,то есть в седло рабское.Исследователи считают,что изнач-ально повелитель Тридесятого царства назывался Кошем— господином,а позднее стал Кощеем— тем,кто принадлежит Кошу,то есть рабом.Некоторые сюжеты сохранили память о временах древнего матриархата. Например, в сказке "Марья Моревна" Иван-царевич впервые повстречал Кощея в плену у своей жены:"— Спасибо, Иван-царевич!— сказал Кощей Бессмертный.— Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны,как ушей своих! — И страшным вихрем вылетел в окно,нагнал на дороге Марью Моревну,прекрасную королевну,подхватил ее и унес к себе".Но чаще всего Кощей обитает в своем царст-ве мертвых.Традиционно он крадет юную красавицу,чтобы жениться на ней.Объяс-нение этому эпизоду можно найти у советского фольклориста Владимира Проппа: "Умершим... приписывались два сильнейших инстинкта: голод и половой голод. Эти два вида голода иногда ассимилируются,как в русской сказке: «Схватил змей царе-вну и потащил ее к себе в берлогу,а есть ее не стал; красавица была,так за жену себе взял» <…> Божество избирает себе возлюбленную или возлюбленного среди смер-тных.Смерть происходит оттого,что дух-похититель возлюбил живого и унес его в царство мертвых для брака".Вероятно, Кощей охотился за красавицами вовсе не для того, чтобы жениться на них. Он удерживал девушек в своем царстве до тех пор, пока их не вызволяли добрые молодцы. После возвращения девушек домой наступала весна,а ведь до этого миром правила Мара,властительница зимы.Это может намекать на то,что Кощей Бессмертный играл роль в смене сезонов года.Как хозяин загроб-ного мира Кощей соответствует Аиду.Подобно древнегреческому богу,укравшему Перс-ефону,Кощей похищает прекрасных девушек.Пропп также считал Кощея некой вариацией сказочного змея,который так же живет в пещере,в горах,в подземелье или в Триде-сятом царстве,и тоже крадет юных дев.Согласитесь,характеристики Кощея и Змея Го-рыныча схожи: оба героя являются повелителями загробного мира,куда должен спуст-иться герой,чтобы обрести магические способности.Даже самые маленькие читатели знают, как убить Кощея. И самые любопытные задаются вопросами: причём тут яйцо и почему именно игла?Кощееву смерть традиционно связывают с древнейшими представ-лениями о душе и мире:"…Душа мыслится как самостоятельное существо,могущее жить вне человека. Для этого даже не всегда нужно умереть. И живой человек может иметь душу или одну из душ вне себя.Это так называемая внешняя душа,bush soul. Обладателем такой души является Кощей"- Владимир Пропп,"Исторические корни вол-шебной сказки".Местонахождение смерти Кощея соотнесено с моделью вселенной: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка). В дубе возможно усмотреть "мировое древо". Игла или булавка в народной культуре считаются предметом-оберегом и одновременно орудием порчи. По восточнославянским представлениям, ведьма, змора или огненный змей могут оборачиваться иголкой. Следовало ломать и выбрасывать иглу,которой пользовались в ритуальных действиях.
Образ Кощея очень интересовал русских писателей и композиторов. В первую очередь это относится к Александру Фомичу Вельтману — не только плодовитому литератору, основателю жанра русской научной фантастики, но еще и историку, фольклористу, директору Оружейной палаты и академику. Он стал истинным знатоком и любителем русской старины, что нашло отражение в его романе "Кощей Бессмертный" (1833).А композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал в 1902 году оперу "Кащей бессмертный".И, конечно же, нельзя не упомянуть фильмы-сказки, поставленные Александром Артуровичем Роу.Роли Кощея Бессмертного и Бабы Яги в них сыграл ак-тер театра и кино Георгий Францевич Милляр."
  (ст."Иностранцы про славянского бога Велеса.А почему он так похож на Одина?",Русичи,2024) "Хм,а ведь любопытно подмечено.Действительно,целый ряд черт пересекается.Интересно,это просто совпадение или тут есть какие-то родственные связи?Речь идет о хорошо нам знакомом древнем божестве по имени Велес, культ которого был у славян особенно прочным.Много веков в разных церковных источниках упоминается о том,что крестьяне поминают Велеса.Мало того,его именем до сих пор называется целый город в России- Волосово в Ленинградской области.Волос,Велес, Влес- все это просто варианты одного и того же имени.Исследователи славянского фольклора установили,что он изначально отвечал за крупный рогатый скот,был его покровителем.Позже его функции расширились до покровителя животного мира.А также богатства(поскольку скот в древности и был главным богатством).Отсюда тянется ниточка и к подземному миру мертвых,по аналогии с древнегреческой и древнерим-ской мифологией,где Аид,он же Плутон,не только правил загробным миром,но и вла-дел несметными богатствами.Впрочем, статья про Велеса у нас уже была, так что подробно все это расписывать здесь не будем. Сегодня давайте лучше посмотрим, как воспринимают этого славянского бога иностранцы. Есть такой американский писатель Брендан Нобл, который увлекается славянской мифологией (и пишет книги на эту тематику). У него есть польские корни, так что такой интерес взялся не на ровном месте.На своем YouTube-канале Брендан Нобл выложил ролик,где рассказывает зрителям про Велеса. И вот в комментариях к этому видео мы обнаружили любопытные реплики.Про схожесть с Одином.Про оборотничество.Про клятву именем Велеса у чер-ногорцев.Вот это видео,а наш перевод комментариев вы найдете ниже.Напишите потом ,что вы об этом думаете.ScottJB:Отличное видео. Забавный факт, МНОГИЕ атрибуты Велеса такие же, как у германского/скандинавского Одина.Один имеет медвежьи коннотации, в одной истории превращается в змею,путешествует с посохом, выглядит как старик, также и Велес, и Один обладают,по крайней мере, некоторой слепотой, используют копья, являются магами, прибегают к хитрости, считаются мудрыми, имеют сходные отношения с мертвыми.Более очевидно, что Перун и Тор имеют общее происхождение, но что интересно, в обоих пантеонах есть истории о вражде между Велесом/Одином и Перуном/Тором,даже несмотря на то,что исландская версия скан-динавской мифологии(та,которую мы оставили сегодня)эволюционировала до отношений отца и сына между ними.В скандинавских историях у них часто бывают битвы ума и хитрости,которые обычно заканчиваются какой-нибудь ничьей или победой Одина.
DeeMolition:Он ведь настоящий "оборотень" из европейской мифологии, верно? Я имею в виду,что есть причина,по которой мы ассоциируем оборотней с Восточной Ев-ропой,хотя в Германии,Франции и даже Ирландии о них ходит множество историй. kiminem4087:В Черногории мы все еще используем в разговоре слова Вала/Вал/Велес. Например,когда мы даем клятву..Некоторые сказали бы "Я сделаю это,да поможет мне Бог"..Но в Черногории люди говорят:"Вала",в смысле "я сделаю это".Но если вы сп-росите кого-нибудь,что означает "вала" или почему оно используется,никто не зна-ет."
  (ст."В украинском сохранились древнерусские названия месяцев? Нет,они не сов-падают!",Русичи,2024) "Есть очень популярное мнение о том,что украинский язык в целости и сохранности донес до наших дней те названия месяцев,которыми пользо-вались наши предки в Киеве,Чернигове и других древнерусских городах тысячу лет назад.Обычно к этому тезису еще и прибавляют упреки в адрес русского языка,кото-рый перенял латинские наименования.Тот факт, что в русском действительно месяцы называются на латинский лад,никто отрицать не будет.Переняли и переняли.Всякие германцы,например,тоже никуда от латинских названий месяцев не делись,поэтому феврали с октябрями мы легко найдем и в немецком,и в английском,и в датском,и еще во множестве других европейских языков.Это одно из последствий тогдашней глобализации на фундаменте христианства.Те народы,которые активно включались в международные процессы,принимали и латинские названия месяцев.Как сейчас прини-мают научную терминологию.Ну ладно,вернемся к украинскому языку.Что у них там с месяцами? Правда,что ли,древнерусские названия остались? Хм,да как сказать.О том ,как в Древней Руси называли месяцы,историкам известно сразу из целого ряда ист-очников- "Остромирово Евангелие"(1056—57 гг.)и т.д.В этих источниках названия совпадают,так что,видимо,они достаточно точно отражают реальную ситуацию.Чтобы не было вопросов на тему "как так,это же церковные книги,откуда там древнерус-ские названия",сразу приведем пример.Вот в "Остромировом евангелии" название одной из подборок чтений:"Сборникъ цьркъвьныи,начинаеться от месяца септября до месяца авгоста,рекомаго зарева".Увидели,как именно до нас дошли старинные наим-енования? Остальные месяцы по всему тексту тоже отлавливаются.И называются они там следующим  кто знает украинский, уже увидел, что совпадений тут не так уж много. По факту только одно - травень. Что в древнерусском, что в украинском этим словом назывался "май". А вот у всех остальных месяцев названия не совпадают.Есть, конечно, некоторые пересечения, когда древнерусские названия были передвинуты на другие месяцы.Например, сеченем стал называться не февраль,а январь, червенем- не июль,а июнь,передвинулись лис-топад и грудень.Но даже с учетом этих месяцев больше половины календаря вообще не совпадает.Давайте подчеркнем еще раз.Название ОДНОГО месяца совпадает в древ-нерусском и в украинском.И названия еще ЧЕТЫРЕХ древнерусских месяцев в украин-ском передвинулись на другие месяцы.Остальное не совпадает.Месяца лютый в древ-нерусском не было,месяцев квитень, липень,серпень и вересень тоже.Зато в польс-ком языке такие месяцы есть- luty,kwiecie;,lipiec,sierpie;,wrzesie;.Именно отт-уда,а не из древнерусского,эти названия пришли в украинский язык.Кстати,назва-ния листопад и грудень украинцы передвинули на другие месяцы тоже не просто так, а по примеру поляков.Именно в польском языке так называются ноябрь и декабрь.И червень с июля на июнь у украинцев перекочевал по той же самой причине.Кстати, интересно,что славянского названия месяца май у поляков не сохранилось.Они заим-ствовали латинскую форму- maj.И удивительным образом в украинском языке это еди-нственный месяц,название которого в точности совпадает с древнерусским- травень. Понятно,что эти два факта взаимосвязаны.В общем, говорить, что в украинском языке названия месяцев имеют славянское, а не латинское происхождение, можно и нужно.А вот утверждение о том,что эти названия сохранились с древнерусских врем-ен,неверное.Просто они по большей части были заимствованы у поляков.Как и многое другое."


Рецензии