Сентенции и диатрибы
Опасным заблуждением является вера многих в то, что рукотворные бедствия, выпадающие на долю целым народам, есть плод злого умысла одного престарелого и скудного рассудком субъекта, вознесшегося волею слепых обстоятельств и при недальновидном попустительстве окружающих, на самую верхушку государственной пирамиды. (Бдительный читатель без труда угадает тонкий намёк на Монтесуму II (Motecuzoma) – последнего Верховного Тлатоани ацтеков, имевшего по преданию 600 жён, во время своего правления неудачно воевавшего с городом-государством Тласкала, пленённого Эрнаном Кортесом и убитого то ли коварными испанцами, то ли разгневанными индейцами.)
Народ, пребывающий в интеллектуальном рабстве и упорно нежелающий пользоваться плодами просвещения, вызывает у совестливых и разумных людей сожаление, а у знатоков человеческой натуры и исторических фактов - понимание причин такого, вообще говоря, позорного поведения. Могущественные же консулы и богатейшие патриции, имеющие собственные легионы и тайную стражу, благодаря своей хитрости и полному пренебрежению правами и самой жизнью сограждан и рабов упрочившие свое положение на социальной лестнице и ставшие столпами государственного устройства, ставят будущее своё и своих семей в зависимость от призрачных фантазий и зловещих амбиций выжившего из и без того скудного ума раба, занявшего царский трон по прихоти судьбы, но сохранившего рабство в своей душе. Это вызывает глубокое и непроходящее изумление, и, пожалуй, единственное не плодящее излишних сущностей объяснение столь нелепой жизненной позиции - глупость, жадность и садистическая жажда властвовать, переплетённые гордиевым узлом в единое целое, составляющее основу всего их существа.
Способность мыслить, которую человек приобрел в процессе длительной эволюции, является мощным инструментом, освобождающим людей от голода, болезней, врагов, да и от собственных глупостей, то есть от рабства в самом широком смысле. Но она же представляет из себя аппарат порабощения, с помощью которого людям вдалбливают в мозги всякие нелепые глупости, заставляющие жертвовать многим, иногда и самой жизнью.
А. С. Пушкин, которого многие считают "солнцем русской поэзии", назвал русский бунт бессмысленным и беспощадным. Великий поэт явно недооценил бессмысленность и беспощадность многих сторон и явлений нашей жизни. Чего стоят безуспешные потуги замедлить вымирание популяции, или провальная промышленная деятельность, направленная на практически невозможную в наши дни автаркию, или амбициозная имперская политика, в основе своей имеющая грабёж и приводящая к истощению и развалу. Да много всякого ещё есть в закромах Родины, замучаешься перечислять. Вообще говоря, весь этот так называемый русский мир справедливо можно назвать бессмысленным и беспощадным. По счастию, есть отдельные исключения, позволяющие не угаснуть окончательно надежде, которая, как нам хорошо известно, умирает последней...
Человек разумный и сострадающий, способный создавать новое и осознавать смысл и значение созданного, испытывает душевное смятение, когда ощущает, что вся государственная пирамида, вся властная вертикаль, всё общественное сознание направлено на ограничение свободы мысли и созидательной деятельности. Невозможно воплотить замыслы, некому передать знания, будущее представляется серым и убогим.
Во всех мировых религиях присутствует свод основных правил, которые называют заповедями и которые должны регламентировать правильный образ жизни и мысли верующего человека. В разных религиях эти правила схожи, и среди них имеется запрет убийства. Только в индуизме применяется меняющая смысл оговорка - не убивай без необходимости. В остальных религиях, судя по складывающейся тысячелетиями практике, это подразумевается…
Но кто же определяет меру этой необходимости? Да сам человек и определяет!? Как заметил блаженный Иппонийский епископ – «Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая».
АПЕРЦЕПЦИИ НАСТОЯЩЕГО
С античных времён человеческая натура мало изменилась, древняя мудрость звучит актуально и в наши дни. Но люди хотят слышать новые сентенции, также как предпочитают совершать новые ошибки, наступая на старые грабли.
Великий поэт, которого вслед за Апполоном Григорьевым патриоты самых разных интеллектуальных способностей и ментальных особенностей любят называть "Пушкин - наше всё", весьма хлёстко выразился в адрес высшего государственного руководителя, а именно: "Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда." Прошло совсем немного времени по историческим меркам, и в стране победившей диктатуры пролетариата, так сказать в разгар социалистического реализма, не одна школьная русичка, обличая проклятое самодержавие, восхищалась глубиной и беспощадностью пушкинской характеристики. А теперь давайте представим, хотя история не имеет сослагательного наклонения, что в какой-то момент вместо демократического социально ориентированного государства, каковым не может не являться наше Отечество хотя бы потому уже, что народ наш перенёс немыслимые страдания и пожертвовал очень многим ради светлого будущего, это самое самодержавие в худшем своём варианте стало преобладать и в общественном сознании, и в государственном устройстве. Как тогда училки будут комментировать слова поэта, воздвигшего себе памятник нерукотворный? Может и так: "Зачем же плешивый, это явное преувеличение, ведь малое количество волос на голове говорит об интенсивной умственной деятельности. Враг труда - это не о нём, это поэт погорячился под влиянием своих личных неудач, назвав так субъекта, вкалывающего как раб на галерах и вполне заслуживающего и славы, и красивой жизни. Ну а слабый и лукавый, так это просто клевета, с этим надо будет разобраться." Ещё и анафеме предадут, как графа Льва Николаевича.
Впечатления, мысли, воспоминания - принадлежащие человеку "нематериальные активы", есть существенные компоненты не только среды обитания, но и экологической ниши Homo sapiens. Для некоторых особо развитых эмоционально и умственно они порой бывают более значимы, чем материальные факторы - погода, рельеф, растительность, производственные процессы и торговые взаимоотношения. Таким людям не легко живётся в окружении пассивно-агрессивного большинства, ценящего хмельное и материальную сторону жизни гораздо сильнее, чем любую, даже самую привлекательную идеологию.
Живущий в рабстве духовном человек, никогда не ведавший свободы, винит в своих неудачах глупых предпринимателей, вороватых министров, жадных ростовщиков - кого угодно, но только не себя самого.
"Сон разума рождает чудовищ", но эти чудовища не идут ни в какое сравнение с монстрами, рождёнными бодрствующим разумом, лишенным совести и сострадания, который и разумом-то не является, как не являются знание нот и физическая возможность нажимать на клавиши умением музицировать.
В природе, как и среди людей, случаются время от времени странные ситуации, которые противоречат привычному нашему каждодневному опыту. Осень вступила в свои права, но кроны деревьев зелены как в середине лета, хотя под ногами много желтых сухих листьев, неизвестно откуда взявшихся. Люди развлекаются и получают как могут удовольствие от жизни, а с войны идёт длинная череда гробов с мёртвыми телами и останками погибших. Здравый смысл подсказывает, что такого быть не должно, и ум начинает искать причудливые объяснения, но, избегая лишних сущностей, приходит к простому и верному варианту. Необычный природный эффект обусловлен нечасто встречающимся сочетанием погодных условий, а кажущееся неестественным поведение людей обусловлено непроходимой глупостью и корыстолюбием, веками бесправия и убожества, и сильным страхом перед грядущим, грозные признаки которого пока заметны лишь как размытые контуры будущих катастроф.
ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ
То, что не единожды случалось в прошлом, происходит в настоящем времени и еще не раз повторится в грядущем. Меняется быстротечная мода, совершенствуются средства передвижения и орудия убийств, растут города, но суть вещей остаётся прежней, а выражения человеческих лиц не меняются вовсе.
Жажда познания двигает мир вперёд, жажда богатства является тормозом развития, жажда власти приводит к катастрофе. Так было всегда, и так будет, пока натура человека не изменится. А с чего бы ей меняться?
Далёкое будущее туманно и непредсказуемо, его образ в изрядной степени основывается на наших представлениях о прошлом. При этом стоит заметить, что наши знания даже о не столь отдалённых временах фрагментарны, скудны, ущербны и часто совсем не соответствуют действительности.
Будущее прекрасно в наших грёзах и помыслах, которые так же отличаются от реальности, как и рождённые нашим воображением образы прошлых эпох. Мы не можем ни на йоту изменить прошлое. Но нам кажется, что мы в состоянии повлиять на будущее, очень часто не имея реальных возможностей улучшить своё настоящее.
Лишая людей всесторонних знаний об окружающем мире и внедряя в их сознание ложные представления и нелепые выдумки о делах давно минувших дней, незначительное меньшинство человеческой популяции обрекает большую её часть на убогое будущее, от которого не останется даже воспоминаний. Такое течение событий было бы невозможно без идиотической покорности большинства, во все времена порождающего эту всегда находящуюся в численном меньшинстве патологически активную страту, регулярно приводящую всю популяцию к кризисам и катастрофам.
Настоящее быстротечно, и мы не успеваем как следует осмыслить стремительно надвигающееся будущее, а оно уже становится прошлым, одаривая или наказывая нас воспоминаниями.
Ноябрь 2024
Свидетельство о публикации №224112501653