Геннадий Лутков. Поэт. Лимон и иволга
Прочитала как-то в Интернете очерк Александра Нестругина о поэте Геннадии Яковлевиче Луткове (1931-1994) и вспомнила его.
Геннадий Лутков. Поэт. Работал на Воронежском областном радио. Это был худощавый светловолосый мужчина. Интересный собеседник. Умел пошутить, разговаривая с кем-то, улыбался. Но наблюдательным людям видна была в нём некая грустинка или печаль.
Мы были в одной творческой компании. Отсюда наше знакомство.
У меня сохранился сборник его стихов "Если перестану удивляться" (Центрально-Чернозёмное книжное издательство. Воронеж - 1965).
Рассветным ветром
Иволга взъерошена
От клюва
И до самого хвоста.
С прозрачного
И влажного листа
Она склевала
Белую горошину.
Как прост
И сложен
В таинстве своём
Весёлый мир,
В котором мы живём,
И неразгаданный,
И удивительный,
И каждый раз
По-новому увиденный.
Он не застывший.
Мне не надоест
Искать неуловимые
Приметы.
Есть в этом мире
Грозные ракеты,
Но есть роса!
И иволга в нём
Есть!
И птицы
На ладонь мою
Садятся,
Ко мне ручьи
Сбегаются, звеня.
И я
Не перестану удивляться.
А если
Перестану удивляться,
То значит – точка.
Значит –
Нет меня!
Если бы стихотворения можно было облекать в какие-нибудь цвета, то я бы эту оду окружающему нас миру назвала бы лазурной. Есть лазурные мечты. К сожалению, нет даты под стихотворением. Но можно с уверенностью сказать, что написано оно было Геннадием Лутковым позже, когда он оказался на свободе.
Конечно, мы знали, что Геннадий с группой старшеклассников (надеюсь, не ошибаюсь, что он ещё учился в школе) был арестован в 1949 году. Их обвинили в принадлежности к контрреволюционной организации - "Коммунистическая партия молодёжи".
Чекистов - соратников большевика-коммуниста Иосифа Джугашвили, назвавшего себя Сталиным, в невинности разговоров и планов на будущее той молодёжи не убедило даже название партии "коммунистическая".
РОССИЯ, НЕ ТВОЯ ВИНА…
Стихотворение Г. Луткова из названного сборника "Нас поймут" (глава "Мы остаёмся сыновьями"):
Чтоб тот, кто будет после нас,
Кто трудное продолжит дело,
Нас понял -
Мы должны сейчас
Сказать о том, что в нас болело.
"Науки нашей
Корифей...
Отец народов...
Гений...
Кормчий..."
Гремели похвалы всё громче
Всё откровенней,
Всё прямей.
Он правил круто и сурово,
Среди друзей искал врагов.
Но в нас советская основа
Была первейшей из основ.
Что без суда
Был суд над нами,
Вина,
Россия,
Не твоя.
Не пасынки, а сыновья,
Мы остаёмся сыновьями,
И чтобы тот,
Кто после нас
Продолжит начатое дело,
Всё понял –
Мы должны сейчас
Сказать о том, что в нас болело.
Геннадий не рассказывал о том, что пришлось ему пережить за пять лет в лагерях в Сибири и в Казахстане. По крайней мере - не рассказывал на всех перекрёстках. Но это есть в его стихах.
Лишь один случай. Два месяца они – не пасынки России, а сыновья – копали лютой зимой в степи траншею; «шкура с ладоней лезла». В короткие перерывы он «грелся в костровой золе».
ПО СТАРЫМ ДОРОГАМ
Дней далёких аукнется эхо,
Позовёт широкий большак
По знакомым местам проехать,
Посмотреть – что оно и как…
И сказать о себе неловко,
Но ведь правда же, чёрт возьми:
Эту фабрику под Дубовкой
Я построил!
Ну, ну, дыми!
И мои зелёные улицы
Затопила золотом рань.
Почему так сейчас волнуюсь я,
Казахстанский город Сарань*?
Городов я проехал много,
Но без этой встречи – не мог.
Здесь начало моей тревоги,
Неоконченность первых дорог.
Не хочу рядиться в доспехи,
Только нужен мне непокой.
Необычной юности вехи
Я хочу потрогать рукой.
(* Нашла в энциклопедическом словаре вот это: «Сарань, город с 1954 г. в Карагандинской области. Добыча угля»)
ЛИМОН В КАМЕРЕ
Вспоминаю одно событие. Мы что-то праздновали. Собрались у одного из друзей. Наевшись, напившись и наговорившись, часть гостей ушла. Геннадий уйти не торопился. Он рассказал чуть-чуть, как измывались в лагере над "контрреволюционерами". И о том, что никаких вестей из дома не пропускали; посылки были большой редкостью. Посылочные ящики попадали в камеру уже сильно потрошёнными.
Однажды такую посылку принёс охранник. Когда её стали вытряхивать на кровать, из неё выкатился лимон.
Геннадий, рассказывая о лимоне, о его пупырышках и о том, как заворожённо на него смотрели сотоварищи-сокамерники, был так взволнован, что у него прерывался голос и дрожали руки.
И он прочитал нам стихотворение "Пять лет не видел он..."; оно есть и в названном выше сборнике:
Пять лет не видел он
Большой Земли,
Пять лет он бредил
Мамой и Рязанью.
Его с Таймыра ночью привезли,
Из парня выбивали показанья.
Я помню эту встречу и теперь,
Давились мы овсянкою горячей,
И услыхали -
Скрежетнула дверь...
И в камеру втащили передачу.
Когда посыпались на одеяло
Баранки,
Синеватый рафинад,
Такое у него в глазах стояло,
Как будто перед ним
Разрыли клад.
Лимон
О спинку койки стукнул глухо,
Тяжёл,
В бугринках твёрдых,
Золотист.
И он закрыл глаза
И нюхал,
Нюхал,
И слёзы
По его щекам лились.
Я слов,
Чтоб успокоить,
Не подыскивал,
Я понял,
В ту минуту, потрясён,
Что можно плакать
Не над гробом близкого,
Что можно плакать,
Нюхая лимон.
Слушая стихотворение, мы плакали и жалели несчастных мальчиков, из которых СВОИ ЖЕ, А НЕ НЕМЕЦКИЕ ФАШИСТЫ, выбивали показания. И тогда, и теперь мне кажется, что Геннадий рассказал о себе, что именно ему прислали родные в посылке лимон. А того персонажа из Рязани он просто придумал. Но утверждать не могу; это лишь моя догадка.
А как выбивали показания, кто в это не верит, прочитайте книгу "Огонь, мерцающий в сосуде..." (Москва. "Педагогика-Пресс. 1995). Это о русском поэте Николае Алексеевиче Заболоцком (1903-1958); здесь его стихи, поэмы, письма, и многое о нём.
Его, к тому времени уже известного поэта, арестовали в 1938 году, и почти десять лет он провёл в лагерях и на поселении, кстати, был и в Казахстане, как и Геннадий Лутков. Он так и не признал себя виновным и причастным к контрреволюционной деятельности.
"Но избиение и пытки, голод и бессонница, - написано в названной книге, - привели лишь к тому, что Заболоцкого пришлось отправить в психиатрическую больницу". Странно, что не убили. Потом его не били, но постоянно пугали.
И ещё из книги "Огонь...":
" В то время "физические воздействия" при допросах разрешались вполне официально и широко применялись в следственной практике".
И никто ведь не извинился перед такими, как поэты Николай Гумилев, Николай Заболоцкий, Геннадий Лутков, Ярослав Смеляков… А также перед миллионами других (не только поэтов) жертв палача Сталина и поддерживающих его коммунистов и беспартийных.
О Ярославе Васильевиче Смелякове (1912/13 – 1972) сейчас, если и вспоминают, то редко. Жаль! Из «Нового энциклопедического словаря»: «Русский поэт. Романтика комсомольской юности, темы труда, преемственности поколений… Сборники «Работа и любовь» (1932); цикл стихов «Разговор о главном» (1959), «День России» (1967).
Суровый жизненный опыт Смелякова, как жертвы политических репрессий (в 1934-37; 1948-55), отразился в стихах-новеллах, стихах- воспоминаниях (опубликованы в 1987 г.)».
Арестован первый раз, когда ему был 21 (или ещё не было) год. Читала в его биографическом очерке, что арестовывали его три раза, не разрешали потом жить в Москве.
ЖЕРТВА «КОРМЧЕГО» - БОРИС БАТУЕВ
Среди тех миллионов «врагов народа», то есть политических заключённых, был ещё один воронежский парень - Борис Батуев. Он был арестован тогда же, когда и Геннадий Лутков. Где находился и сколько, не знаю. После освобождения учился и стал журналистом.
Я хорошо знала Бориса Батуева, когда он был начальником общественно-политической редакции Воронежского областного телевидения; работала в его редакции. Я только-только окончила университет; опыта работы - никакого.
Вспоминаю ту свою работу с большим смущением; могу себе представить, сколько нелестных слов выслушивал Батуев о своей молодой сотруднице. Но своих сотрудников он в обиду не давал, защищал, помогал. К счастью для телезрителей-воронежцев, на местном телевидении я проработала совсем недолго. Нет, не выгнали; уехала.
А ещё наш начальник Борис требовал искать для передач разные темы – интересные для общественности; чтобы можно было к рассказам о повседневной жизни страны и области добавлять что-то из прошлого.
В те годы ещё никто не знал, что за горизонтом формируется то, что потом назовут «всемирной паутиной», Интернетом, с его обширной базой информаций на все вкусы. Как известно, в СССР первые компьютеры (не для личного пользования ещё) появились в 1986 году.
А потому до интернетной эры народ за информацией шёл в архивы, библиотеки; искал её в книгах. Я всегда много читала. Воспользовавшись требованием начальника, как только появлялось в работе «окно», я шла в областной архив.
Замечательное место – архивы! Мои блокноты заполнялись разными фактами из истории Руси-России, Воронежа и его окрестностей; событиями, фамилиями, датами.
На «летучках» в нашем отделе каждый сотрудник делился своими идеями, темами для новых передач. Я рассказывала, что нашла в архиве. Потом все предложения наш начальник сортировал; отобранное становилось своеобразным сценарием. И с этим сценарием Борис Батуев шёл к председателю телекомитета (возможно, должность называлась по-другому) - согласовывать. Цензура в ту пору была жёсткой.
Конечно, этих парней коммунистическая система сломала. Она это умела - ломать людей физически и психически. У меня было такое впечатление, что Геннадий ходил, полностью не выправляя спину. Наверное, его тоже били. Внешне это был энергичный, доброжелательный мужчина. И всё-таки, изуродовав ему юность, его надломили!
По свидетельству знавших Н. Заболоцкого, после освобождения поэт никогда не поддерживал разговоров о том, что происходило в стране, о коммунистической партии, о советской власти. Сломали! И стихи его всё больше о природе.
К мученикам надо бы проявлять больше уважения. Николай Заболоцкий, Геннадий Лутков, Борис Батуев, Осип Мандельштам, который за стихи, вроде бы, против Сталина, был арестован и сослан в Воронеж; через три года вновь арестован и отправлен куда-то по этапу; где-то по дороге и сгинул…
Список жертв советской власти, коммунистов советского разлива - длинный.
Очень жаль этих людей. Они, молодые, здоровые, могли бы, работая по своим профессиям, принести стране много пользы. А их гноили в тюрьмах, на лесоповалах, на разных стройках (каналы и прочее).
И это после Великой Отечественной войны, унёсшей в небытие почти 30 миллионов советских граждан – больше молодых, работоспособных, детородных.
СТРАННО: ЗА СПИНОЙ – НИКОГО
Ты молод!
И всё наверстаешь с лихвою,
За то, что сумел сохранить, -
Держись.
Громко
Захлопнули
Дверь за мною.
Дверь в ту, уж слишком нелёгкую,
Жизнь…
Нет,
Это больше,
Чем просто – радость!
Посёлок,
Как в праздник,
Шумный,
Цветной.
Шагаю я улицей
И оглядываюсь:
Странно,
Что нет никого
За спиной.
Есть что-то большое
И очень главное
В том
Что к цветку
Потянулась рука.
Как будто вернувшись
Из долгого плаванья,
Я чувствую твёрдость
Материка.
Иду я
Уверенно,
Молодо,
Гулко,
Познавший цену
Трудной любви.
Мне расковали не только
Руки,
Мне расковали мысли мои.
В упомянутом выше очерке Александра Нестругина написано о том, что Анатолий Жигулин (арестован вместе с Лутковым и другими школьниками) обвинял Геннадия в том, что он всех их выдал; то есть - в стукачестве.
Никто из родных и друзей Геннадия в это не верил и не верит. Из литературы на такие темы можно сделать вывод, что стукачей, даже если для вида их арестовывали, никогда не отправляли в суровую Сибирь.
Домысли А. Жигулина сродни с жуткой ситуацией, связанной с группой юных патриотов «Молодая гвардия», действовавшей в г. Краснодоне против фашистов в годы Великой Отечественной войны. Обвинили в предательстве человека (все фамилии можно прочитать в литературе об этом), не виновного ни в чём. Пострадала его семья – уже после войны. А потом выяснилось, что предал ту подпольную группу другой человек.
Нельзя огульно никого ни в чём обвинять. Только суд должен искать улики вины.
Насколько я поняла, у Жигулина не было доказательств, а только предположения. И это напоминает мне анекдот, который ходил между советскими писателями и даже где-то описан. Я слышала его именно от писателя.
В эпоху, когда советская власть всячески поддерживала стукачество, не избежали этого и писатели. И вот такой - то ли анекдот, то ли быль.
Идёт собрание. К трибуне выходит некая дама, не литератор, но каким-то боком имеющая отношение к писательскому миру.
- Я точно не уверена, - говорит она, - но мне кажется, что писатель А (называет фамилию) - враг народа.
Слово предоставляют писателю А. Он говорит:
- Я точно не уверен, но мне кажется, что Д (называет её) - проститутка.
А вот Борис Батуев, по моим наблюдениям, был более уверенным в себе. Он не боялся спорить с руководством телецентра. Возможно, некой задиристостью он поддерживал себя, подпитывал силу духа. Да, и в СССР уже менялась атмосфера.
Как-то я получила от знакомой из Воронежа письмо, в котором было сообщение, что Борис Батуев трагически погиб. Телевизионная бригада, в которой находился и он, возвращалась из творческой командировки. Дело было ранней весной, на дорогах было скользко.
На мосту машина потеряла управление и рухнула в речку верхом вниз. Лёд на реке уже подтаял; в машину стала поступать вода. Когда водителю удалось выбраться из машины, было уже поздно - Батуев захлебнулся. Другие выжили, а он погиб.
Для Воронежского радио Геннадий Лутков готовил рассказы о своих земляках, чем-то удививших наш мир, который трудно уже чем-то удивить; читал свои стихи и лирические произведения коллег по перу.
И у него много стихов о природе, о запахах травы и цветов, о восходах и закатах… Очень может быть, что те несчастные воронежские мальчики – жертвы произвола советской власти – из своих тюремных камер не видели Солнца; возможно, в их камеры вообще не проникал дневной свет. И запахи были совсем иными.
Вот часть из его стихотворения «Город Калач»:
Калач!
Какое вкусное
Названье!
Румяное,
Душистое названье!
Проснулся городок
Росистой ранью
Туман в лога
Сметаною налит.
И дышит тёплое
И розовое небо,
Ты слышишь,
Дышит степь.
И запах хлеба
На десять,
Двадцать,
Сотню вёрст стоит…
Вон городок
Вокруг горы свернулся,
От солнца летнего
И пылен,
И горяч,
Молочный,
Хлебный,
Яблочный,
Медовый,
И зноем подрумяненный,
Подовый,
Лежит
Чуть-чуть дымящийся Калач.
(Калач – город (с 1945 г.) в Воронежской области. Основан в ХVIII веке)
ОНИ - БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ - ВЫЖИЛИ
На сборнике стихов «Если перестану удивляться» написано: "Дорогому брату моему Свету. Геннадий Лутков, 28.Х - 65 г.". Мне этот экземпляр сборника подарили.
Свет - это Святослав Михайлович Прошин (1928-1986), двоюродный брат Геннадия; кинорежиссёр, писатель. Он не родился в Воронеже, но в этом городе прошли его детство и юность; окончил Воронежский педагогический институт, немного работал в школе. Однако его манило кино, и он уехал в Москву, окончил сценарный факультет ВГИКа. Сценарии писал, но больше работал кинорежиссёром - снимал документальные и научно-популярные фильмы.
Говорят: человек в течение жизни ходит по кругу - потому что Земля круглая.
Прошли годы, и Святослав Прошин вновь вернулся в Воронеж. Работать. Предполагалось, что там откроют киностудию документальных фильмов, а он будет директором. А пока он, как кинорежиссёр, работал на Воронежском телевидении – снимал сюжеты и фильмы на разные темы.
Как констатация факта: киностудия в Воронеже так и не появилась. Но выяснилось это через несколько лет.
Большую часть своей жизни Святослав Прошин прожил в Москве. Но умер и похоронен в Воронеже. То кладбище когда-то было на окраине, но потом рядом появились новые микрорайоны, и кладбище теперь - часть города. Здесь же похоронен и Борис Батуев.
Его захоронение показалось мне таким... несчастным, если можно так сказать о могиле - чуть ли не на основной дороге кладбища. На могиле была дощечка с фамилией и цепь. Несколько лет назад я попросила знакомую – жительницу Воронежа (могилы её родных на том же кладбище), при случае посмотреть, в каком состоянии захоронение Бориса Батуева, объяснив, где искать.
Она не нашла могилу. А найти её было не трудно. Вероятно, его перезахоронили – там же или на другом кладбище. Не знаю, где похоронен Геннадий Лутков.
Пусть земля будет всем им пухом!
С восхищением я вспоминаю Геннадия Луткова и Бориса Батуева. Они были талантливыми людьми. Никогда не выступали против советской власти. Принимали власть коммунистов, как данность. Не знаю, был ли Геннадий членом коммунистической партии, а Борис – был. Возможно, то было осознанное решение, или – необходимость, потому что начальником общественно-политической редакции областного телевидения не мог быть беспартийный.
Забавная история в ту пору. В эфир я не выходила. Никогда этого не хотела. Занималась только редакторской работой, готовила передачи, а вели их другие сотрудники.
Но однажды всё же в эфире была. Накануне того дня я зашла в универмаг. Без всякой надежды купить себе что-то новенькое. Был поздний вечер. Вдруг на прилавок продавщица вывалила (именно так) гору вещей. Вероятно, магазин не выполнял план, а потому «выбросили» дефицит.
Я сразу же ухватилась за тёплую кофточку. Она была белой; оригинальность ей придавали пышная вязка и пуговицы. Они переливались всеми цветами радуги, были большими. Молодым всё к лицу!
Конечно, на следующий день я явилась в отдел в обновке. Коллеги оценили кофточку. Начинаем работать. А в коридоре суматоха. Рывком открывается наша дверь, вбегает взволнованная сотрудница – выпускающий редактор. Оказалось, опаздывала диктор. Надо было найти кого-то, кто смог бы, имея «приличный вид», выйти в эфир и объявить программу телепередач.
Выбор пал на меня. Или – на мою кофточку. Конечно, я отнекивалась. Но не могла ослушаться начальника редакции. На репетицию текста было лишь несколько минут. В студии меня усадили за стол, положили передо мной листок с программой и показали на камеру: «Смотреть только на ту, у которой горит красный огонёк».
Мы справились: редактор, телеоператоры и я. Всё прошло нормально. Потом одна из моих знакомых рассказала: «Сижу и пью чай. Собираюсь на работу. Включила телевизор. И вдруг – ты. Я чуть не подавилась печеньем от неожиданности. Ты хорошо смотрелась. Где отхватила такую красивую кофту?».
Борис Батуев (говорил, что переживал), смеясь, сказал: «Будешь запасным диктором. Как в футболе – запасной игрок».
В значительно позже снятом художественном фильме «Зависть Богов» (режиссёр Владимир Меньшов) главная героиня (роль актрисы Веры Алентовой) работает редактором на телевидении. Один из эпизодов: идёт передача, дикторы читают какую-то сногсшибательную политическую новость, которую передаёт ТАСС.
А телетайп заклинило. Наконец, героиня В. Алентовой получает распечатку текста. Чтобы передать её в студии дикторам, она ползёт с бумажкой в зубах вдоль стола. А сейчас перед дикторами, ведущими разных телепередач стоит ноутбук. И не надо никуда ползти.
Как-то Геннадий Лутков заинтересовался одной из историй, которую я «откопала» в архиве. Мой рассказ записали на плёнку. Но… Подвёл голос, не подошёл для радио. По словам Геннадия, он слишком певучий, или что-то в этом духе. Сказал, что таким голосом надо рассказывать на ночь детям сказки; будет действовать убаюкивающе.
И мне не понравилась та запись. Потом я участвовала в радиопередачах, и никто не говорил, что мой голос не подходит для радио. Вероятно, с возмужанием человека голос меняется. За своим такого не замечаю.
Я рада, что Геннадий Лутков и Борис Батуев выжили в той советской мясорубке. Смогли пожить без наручников. Они были женаты, стали отцами. Слышала, что после смерти Б. Батуева коллеги, друзья помогли его сыну поступить в институт и стать журналистом. Вероятно, есть и внуки.
Назло «отцу народов», «кормчему», они выжили. Без вины виноватые! И успели сказать, что в них болело. А болело это: суд без суда, несправедливость, издевательства в тюрьме, обида, унижения, украденные годы самой горячей юности.
И чтобы тот,
Кто после нас
Продолжит начатое дело,
Всё понял –
Мы должны сейчас
Сказать о том, что в нас болело.
Я не думаю, что, когда они вернулись домой, им было легко вписываться в текущую жизнь; что на них где-то косо не смотрели; что им без препятствий удалось поступить в вузы.
Но, возможно, ничего такого и не было. Радость была: «отец народов» ушёл в мир иной. Пытался захватить с собой, как можно больше, граждан СССР (не взирая на чины, на революционный стаж), но надорвался.
Они выстояли! И смогли с удвоенной радостью удивляться «весёлому миру», в котором жили: иволге, росе, птицам, ручьям.
Ты молод!
И всё наверстаешь с лихвою,
За то, что сумел сохранить, -
Держись.
25 ноября 2024 года.
Свидетельство о публикации №224112501668
Конечно, я всё это знаю, слышала, бабушка рассказывала про мужа, моего деда, которого я никогда не видела, забили насмерть в тюрьме молодого, красивого, трое сыновей малых и жена... как врага народа... по доносу лодыря и наглеца... ни за что ни про что. Потом, после войны сын добился реабилитации отца, но каково было жить им... страшно рассказывать...
Н. Заболоцкого, его стихи помог открыть и полюбить мне мой муж, замечательный поэт, член Союза писателей СССР, России Владимир Сапронов. Он, кстати, лауреат премии имени Я. Смелякова, Л. Толстого... так что знаю, знакома...
Прожили мы с мужем 35 лет, к сожалению, я моложе его на 18 лет и теперь, 5 лет уже, одна и в невыразимой тоске о нём. Прошу, чтоб на Небесах он дождался меня. Лучшего Мужа, Отца, Деда, Поэта, Человека я не знаю. Трудно терять таких...
В избранных у меня есть его страничка, оттуда можно зайти на его 2 страницы на стихи.ру. И на мою Людмила Фирсова – Сапронова
С добрыми пожеланиями, Людмила ☼
Людмила Фирсова 06.03.2025 21:31 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2009/10/17/7503
Людмила Фирсова 06.03.2025 21:35 Заявить о нарушении
Судьба Вашего дедушки - это судьба ещё миллионов ни в чём не повинных советских людей, названных Неким "врагами народа". Не они, замученные, убитые, искалеченные, враги, а Некий "вождь всех народов". Не хочу называть имя. Оно известно. Зло не имеет срока давности.
Николай Заболоцкий - прелестный, оригинальный русский поэт. Вы, наверное, знаете, что и он был осуждён, как "враг народа"; его жестоко били в тюрьме, потом отправили на лесоповал. К счастью, он выжил. У него были защитники - писатели. Храбрые люди!
Прочитала о Вашем супруге, его стихи. Понравились. Напевно, мудро.
Печаль Вашу понять можно. Но не рвитесь Туда. Всем свой срок.
Всего доброго!
Василиса Фед 09.03.2025 20:23 Заявить о нарушении