Обучение идэ, или Бутетехин и Причиндальский...

     Бутетехин сочинял. И у него не получалось. Не выходило то, что он хотел бы, чтобы у него вышло. Как говорили раньше, - из-под его пера.

     Из-под своего пера Бутетехин хотел получить детектив. Но детектив не получался. Не сочинялось то, что можно было бы не просто назвать, но и читать, как детектив.

     Некоторое время протерзавшись. Творчески. Бутетехин заявился к Причиндальскому. Причиндальский - это человек, который мало чем занимается сам, но о многом может рассказать.

     Часто Причиндальский, если его о чем-то спросить, несёт полную чушь. Веет на собеседников словесной пургой.

     В пурге Причиндальского очень много слов, среди которых внимательный и умный слушатель может отыскать ценные. Слова.

     Бутетехин сегодня пришёл отыскать  в словесной пурге Причиндальского ценные слова о том, как писать-сочинять детективы.

     - Каким ты хочешь сделать свой детектив: вертикальным или горизонтальным, герметическим или открытым? - поинтересовался у Бутетехина Причиндальский.

     - А я не знаю, какая между теми словами, которые ты сейчас  назвал, разница, - честно признался Бутетехин.

     - Какое невежество, Бутетехин! Просто дикое невежество ты сейчас проявил, - начал возмущаться "многомудрый" и сильно многоречиввй Причиндальский. - Как ты мог, не зная, что означают эти слова, начать сочинять детектив? Это не просто дикое, непреодолимое невежество. Это ещё и непростительная наглость с твоей стороны. Может быть, ты ещё не знаешь и какая разница между идэ и дэдэ?

     -Чего? - почесал рукой репу своей головы Бутетехин.

     - Ну, я же говорю, Бутетехин, дикое у тебя невежество. Может быть,  непреодолимое, - немного успокоившись, в своём возмущении, произнёс Причиндальский.

     - Мне как-то говорили, что преодолеть можно всё. Начнём с расшифровок. Что такое идэ, а что - дэдэ? - спокойно спросил у Причиндальского Бутетехин.

     -Дэдэ, мой глубоко не образованный друг Бутетехин, это деятельность детектива. Её лучше описывать в учебниках по криминалистике и другим детективным наукам. А искусство детектива - это совокупность, Бутетехин, приёмов сочинения или вертикальных, или горизонтальных, или герметических, или открытых, или ещё каких-нибудь детективов, - саданул в Бутетехина Причиндальский своим кратким изложением пролегоменов в искусство детектива.

     - И что? Если плохо знаком с дэдэ, тьфу, деятельностью детектива, то приемами идэ, искусства детектива совсем овладеть нельзя? - с тоской, которую раньше не испытывал, спросил Причиндальского Бутетехин.

     - Я же говорю, Бутетехин, ты крайне невежественный в идэ, в искусстве детектива, человек! - широко улыбнулся ртом  своего лица Причиндальский. - Хорошо быть знакомым с дэдэ. С деятельностью детектива. Нужно тем, которые что-то пишут  для профессиональных детективов, у которых совсем нет времени и сил на то, чтобы читать детективы, - стал просвещать Причиндальский пришедшего к нему Бутетехина.

     - Не такой уж я тупой,  Причиндальский, чтобы не знать, что детективы  пишутся не для тех, которые занимаются дэдэ, деятельностью  детектива, профессионально. Детективы пишутся для других людей. Так что ты там говорил о вертикальных, горизонтальных, герметических и открытых детективах?

     - О них я ещё ничего не говорил,  - резко  произнёс Причиндальский, и продолжил. - Надеюсь ты понял, Бутетехин, что детективы, то есть описания расследования преступлений, предназначены не столько для того, чтобы просвещать, сколько для  того, чтобы развлекать читательниц и читателей?

     - Умом я это понимаю, а  вот другими частями своего внутреннего мира, например, так назывемым "сердцем", я это принять ещё не могу!  Как можно развлекать людей описаниями преступлений? - выдохнул Бутетехин Причиндальскому.

     - Какое дикое невежество! Опять, Бутетехин, ты его проявил. Развлекают описанием не преступления, а его расследования, то есть установления и задержания преступников.

     - А задержание преступников обязательно в детективе описывать надо? - далеко вперёд забежал Бутетехин.

      - Какое тебе Бутетехин задержание,  когда ты не знаешь, чем вертикальный детектив отличается, в идэ, в искусстве детектива, от горизонтального детектива? - в очередной раз поразился дикому невежеству гостя Причиндальский. - Но так уж  и быть, Бутетехин, скажу тебе, по дружбе, что задержание преступника или преступников можно и не описывать в детективе. Кинематографисты, если им надо будет, сами и без тебя, как автора, хорошо смогут задержание изобразить.

     - Ну, тогда давай, Причиндальский, колись, чем вертикальный детектив отличается от горизонтального, а  открытый - от герметического?

     - Горизонтальные детективы, Бутетехин, чаще, чем вертикальные, бывают именно герметическими, а не открытыми, - продолжил свою лекцию хозяин Причиндальский. - Действие открытого детектива происходит в разных локациях, то есть местах, сменяющих друг друга.

     - А действие герметического детектива происходит в одном замкнутом месте! - догадался Бутетехин.

     - А ты не такой уж беспросветный невежда, Бутетехин.

     - Вот я и говорю, Причиндальский, что непреодолимых препятствий нет! Так чем вертикальный детектив отличается от горизонтального?

     - А тем, что каждая глава, каждый отрывок, каждый рассказ, каждый эпизод большого детектива является описанием расследования одного конкретного преступления, а сам большой детектив является сборником расследований нескольких разных преступлений. В горизонтальном детективе представляется читателям описание или расследования  одного какого-то преступления, или расследование множества преступлений, но одного преступника или одной организованной группировки. Бывают, конечно, и вертикальные детективы, разные преступления которых  происходят лишь в одном каком-то замкнутом и таинственном месте. Такие извращения называются мистическими, или оккультистскими даже, детективами. Они - о заколдованных местах, о лабиринтах, об изолированных лабораториях. О домах и за'мках с опасными и прожорливыми демонами и призраками.  Но ты за  сочинение герметических и, одновременно, вертикальных детективов  с такой магической хренотенью, извини, чепухой, пока не берись. Начни, на мой взгляд так будет правильно, с герметического детектива с ограниченным числом участников, собранных в одном каком-то изолированном месте. И никаких призраков, а только реалистичные персонажи, одни из которых хотят покинуть изолированное место преступления, а другие проявляют  примерное холодное спокойствие. Понятно тебе, Бутетехин?

     - Не очень!  А ещё скажи мне, Причиндальский,  должен ли я знать названия разных ядов  и их действие, если в моём детективе случайно пойдёт речь об отравлениях? - задал какой-то совершенно хаотический вопрос Бутетехин.

     - Названия и действия ядов и самому придумать можно, ты ведь не для профессионалов сочинять будешь, а для развлекающихся. Есть, например, яд кураре, а ты возьми и какую-нибудь шапакуру придумай! - ответил Бутетехину Причиндальский.- Ну, что ты решил по сочинительству детективов? Будешь их сочинять? 

     - Скорее всего, пойду стихи об одуванчиках и ромашках сочинять, а, пока буду сочинять о них тексты, подумаю, что мне больше подойдёт: заняться плотно искусством детектива или вернуться к написанию привычных мне юморесок, пусть и не очень смешных, но моих!

     P.S. Автор данного текста решил предупредить читательниц и читателей, что к реализму данный рассказ  прямого отношения не имеет. 

 


    


Рецензии