Гипотеза-как на самом деле мог быть написан хит 70
История создания этой песни, а точнее АВТОРСТВО текста до сих пор вызывают споры в сети ИНТЕРНЕТ. И поводов для этого БОЛЕЕ ЧЕМ ДОСТАТОЧНО! Дело в том, что НЕОСПОРИМЫМ фактом является, то, что согласно сведениям с сайта DISCOGS.COM (международный авторитетный маркетплейс) пластинку с песней НЕТ ТЕБЯ ПРЕКРАСНЕЙ в исполнении ПОЮЩИХ Гитар можно купить в ДВУХ различных ВАРИАНТАХ ОФОРМЛЕНИЯ.
Так в одном ВАРИАНТЕ оформления авторами текста указаны А. Азизов и М. Беляков.
В ДРУГОМ варианте авторами этой же песни указаны И. Безладнова и М. Беляков.
Этот же факт подтверждается и материалами из архивов Санкт-Петербурга:
В описи 1ФГ-29 Ед. уч.0339. Ед.хр.1 Указано: «Нет тебя прекрасней», песня
Автор: Ю. Антонов, музыка; А. Азизов и М. Беляков, слова
Исполнитель: «Поющие гитары», вокально-инструментальный ансамбль; А. Васильев, руководитель.
В ДРУГОЙ описи 1ФГ-27, Ед. уч.9583. Ед.хр. 1 Указано всё тоже самое, за исключением: «Автор: Ю. Антонов музыка; И. Безладнова и М. Беляков слова.»
Юридическая оценка этих фактов означает следующее: Примерно в одно и то же время (1970-1971 годы) существовали экземпляры одного и того же произведения, а именно, песни «Нет тебя прекрасней» в исполнении ВИА «Поющие гитары», руководитель А. Васильев, музыка Ю. Антонов, слова А. Азизова и М. Белякова а в другом случае авторами слов были обозначены И. Безладнова и М. Беляков.
Сразу возникает вопрос ?! Так что? В разных вариантах одной и той же песни «Нет тебя прекрасней» тексты отличаются друг от друга, поэтому и авторы слов указаны разные: в одном случае авторы А. Азизов и М. Беляков, а в другом И. Безладнова и М. Беляков. Тогда возникает следующий вопрос, а в чём состоят отличия текстов?(и соответственно указание разных авторов текста?)
Нам известно со слов Ирины Безладновой, что стихи она сочинила по т.н. «рыбе» (т.е. черновику или наброску одного из куплетов), которые дал ей Юрий Антонов. Антонов принял её вариант за основу своей песни на ту мелодию, которую он сочинил только-что, изменив только одно слово в строке «Как МГНОВЕНИЕ не уловима…» на «Как ВИДЕНИЕ не уловима…», объяснив что для пения слово МГНОВЕНИЕ труднее, чем ВИДЕНИЕ.!
Однако, Ирина Безладнова не сообщает нам что было написано в тексте «РЫБЫ» и кто был автором этой «РЫБЫ»?
Поэтому, связав воедино все известные ФАКТЫ, у меня возникла ГИПОТЕЗА об истинном авторстве этого ШЕДЕВРА!
Всё могло быть примерно так:
Альберт Азизов и Юрий Антонов были хорошо знакомы друг с другом и в творческом содружестве совместно написали около 16 песен*:
1. Баллада о будущем;
2. Баллада о доброте;
3. Белая ночь;
4. Быть может;
5. Вырасти хлеб;
6. Где моя смелость;
7. Где ты найдёшь такого парня;
8. Где то, а где не знаю;
9. Когда идёшь ты мимо;
10. Ну где же смелость;
11. Песня о песне;
12. Проходил я мимо;
13. Сандрелли;
14. Ты поверь;
15. Утро мудренее, чем вечер;
16. Я не Мастрояни.
Обращает на себя внимание тот факт, что одна и та же песня «Сандрелли» имела пять наименований:
1. Где моя смелость;
2. Когда идёшь ты мимо;
3. Ну где же смелость;
4. Сандрелли;
5. Я не Мастрояни.
Для пояснения этой мысли привожу полностью текст этой песни:
13. Ну где же смелость (Сандрелли)
ГДЕ МОЯ СМЕЛОСТЬ
(Ю.Антонов – А.Азизов)
Когда идёшь ты мимо,
Мне всё на свете мило,
И лгать себе не стоит – это так.
Пусть ярче, в самом деле,
Стефания Сандрелли,
Но для меня, конечно, ярче ты.
Припев:
Ну, где же смелость?
Ну, как мне сказать,
Что ослепляют твои глаза?
И как без страха мне в них поглядеть?
Где ты, где ты?
Одно меня заботит –
Все на тебя лишь смотрят,
И лгать себе не стоит – это так.
Пусть кто-то выше ростом
Или красавец просто,
Но не должна увидеть это ты.
Припев (2 раза).
Я верю не напрасно,
Что будет всё прекрасно,
И лгать себе не стоит – это так.
В любви я постоянен,
Ведь я не Мастрояни,
И скажешь первая мне это ты,
И скажешь первая мне это ты,
И скажешь первая мне это ты.
Эта песня была зарегистрирована («залитована») 20 мая 1969 года?(смотри архив песен «Поющих гитар»).
И сюжетно песня «Сандрелли» схожа с песней «Нет тебя прекрасней». Я бы песне НТП дал название «Баллада о неразделённой любви».
Таким образом, по моему мнению, между Антоновым и Азизовым мог состояться такой, например, разговор:
«Юрий: - Альберт, мне нравится одна девушка, но я не знаю, как ей сказать об этом?
Альберт: - Юрий, самый лучший способ сказать девушке, что она тебе нравится- это подарить ей песню, ведь ты же музыкант!
Ю: -Да! Но в песне должны быть какие-то слова!
А: Юрий, ты можешь о своей неразделённой любви сказать так, как мы уже об этом сказали в нашей песне «Сандрелли»!
Ю: К сожалению, у этой песни уж больно мажорный лад, мне слышится мелодия более минорная, с оттенком грусти и надежды!
А: Хорошо, предлагаю тебе начать примерно так:
Для меня нет тебя прекрасней, но ловлю я твой взгляд напрасно!
Как мгновение не уловима, каждый день ты проходишь мимо! Остальное придумай сам!»
И вот именно этим текстом поделился Юрий Антонов с Ириной Безладновой, с которой у него в то время завязались романтические отношения. А та «на спор» написала для этой песни второй куплет:
«Если б пристальней ты взглянула, и улыбка на миг мелькнула!
Но в глазах твоих лёд и стужа, и тебе я совсем не нужен!»
И посчитала на этом свою миссию выполненной! Так как в своих стихах она дала понять Юрию о своём истинном отношении к нему! И разговор на эту тему законченным.
Однако Юрий не мог так просто забыть о своём чувстве, и уходя из ансамбля «Поющие гитары» оставил Анатолию Васильеву, Евгению Броневицкому и Михаилу Белякову свои нотные записи этой мелодии и обрывки текста. И тогда уже Михаил Беляков дописал третий куплет этой песни и таким образом сделал законченным сюжет этой любовной истории:
«Но я верю, что день настанет, и в глазах твоих лёд растает!
Летним зноем вдруг станет стужа, и пойму, что тебе я нужен»!
А для связки куплетов был придуман Припев: «А я повторяю вновь и вновь – не умирай любовь!, не умирай любовь! не умирай любовь!» (Альберт Азизов как профессиональный поэт, наверняка, не одобрил бы такой рефрен – это как глагольная рифма для профессиональных поэтов, почти все серьёзные поэты рекомендуют воздерживаться в своих стихах от глагольных рифм и рифм типа «Любовь, вновь, морковь…» и т.п). Уж, слишком примитивно, упрощено. Но именно, для этой песни этот рефрен пришёлся как нельзя кстати, придав ему характер «народной песни», «песни-молитвы».
Представив себе такой диалог, я наконец-то смог связать воедино те противоречивые сведения относительно авторства этой песни!
Итак, подводя итоги моих размышлений я пришёл к выводу:
«Первый куплет МОГ быть написан Альбертом Азизовым,
ВТОРОЙ КУПЛЕТ – Мог быть написан Ириной Безладновой (Шапиро),
Третий куплет – мог быть написан Михаилом Беляковым,
Припев – мог быть написан ЛЮБЫМ из участников ансамбля «Поющие гитары»!
В этом случае все ПРОТИВОРЕЧИЯ в авторстве песни «НЕТ ТЕБЯ ПРЕКРАСНЕЙ» исчезают!
*) Перечень песен на стихи Альберта Азизова на музыку Юрия Антонова из реестра «Российского Авторского Общества» (РАО)
©Сергей Соков 10-11-2024 [8:48]
Свидетельство о публикации №224112500341
Uri Pech 19.12.2024 00:34 Заявить о нарушении
получил новый виток после выхода моей статьи. Несмотря на то, что Валерий в "пух и прах" раскритиковал мою ГИПОТЕЗУ, я ему благодарен, за это, так как "В СПОРЕ РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА"! Но, в то же время очень сильно на него обижен, за его "контраргументы", которые являются не более, чем его ПРЕДПОЛОЖЕНИЯМИ, а не установленными ФАКТАМИ. Так Валерий предположил, что Альберт Азизов, просто разрешил использовать своё имя для раскрутки этой песни на ЛЕНИНГРАДСКОМ РАДИО! Мне в данном случае "ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО"!(т.е. за фирму "МЕЛОДИЯ" и ИМЯ моего земляка Альберта Азизова!
Сергей Соков 27.01.2025 06:28 Заявить о нарушении