О добрых делах и дороге в ад
Вера, соединившись с движением ума к Богу, ведет к уклонению от зла. Это самое общее представление о пути добра, поскольку для раскрытия этого сложнейшего процесса духовной брани потребуется немало времени и труда. Нам достаточно знать, что всякое доброе дело, к которому разум побуждает приступить, невозможно без предварительного уклонения от зла, то есть без стяжания веры и возрождения направленности к Богу. К сожалению, в большинстве случаев, люди даже не задумываются об этом и, перескочив неизбежную ступень оставления зла, сразу начинают с доброделания. Причин тому несколько. Во-первых, банальное тщеславие. Начитавшись святых отцов или наслушавшись доморощенных богословов и безграмотных священников, будущий благодетель решает, что полностью готов проявить на деле любовь к ближнему и послужить Христу ради спасения души. Для этого, как ему кажется, нужно сделать как можно больше добрых дел. И нисколько не сомневаясь в правоте избранного пути, он встает на путь погибели. Каждое его «доброе» дело становится чашей масла, подливаемого бесом в огонь тщеславия. Если это падение вовремя не остановить, то любовь к личной правде застилает очи разума, и в собственных глазах доброхот кажется почти святым, а его ближние, – погибающие грешники. Таковому требуется признание окружающих, внимание начальства, почитание облагодетельствованных, прославление Церкви. И тогда покаяние, то есть возращение на путь ко Христу, становится невозможным. Душа погибает в живом еще теле. А это значит, что человек уже умер, хотя об этом и не догадывается. Преподобный Максим Исповедник говорил, что в строго богословском смысле смерть – это отпадение души от Бога; именно поэтому у Бога все живы. Этим гибельным путем пошли сначала католики, выдумав учение об индульгенциях, а затем их незаконно рожденные дети – протестанты разных мастей. Отвергнув уклонение от зла, как необходимую ступень к добру, они всякое благодеяние превратили во зло, поскольку подменили форму содержанием. Для их учения не важно, с каким намерением человек пришел к больному, главное – чтобы он утку за ним вынес вовремя. И все, – место в раю почти забронировано. Хотя Иоанн Златоуст говорит совершенно обратное: "Усиливающийся спастись делами закона не имеет никакого общения с благодатью". Такая же болезнь "протестантского служения" поразила и нашу Церковь. Но подробнее я на этой теме останавливаться не буду. Ей посвящена беседа «Спасение и добрые дела». Во избежание падения от «добрых» дел, важно, во-первых, иметь рассудительность, а во-вторых, обрести веру и правильное знание о ней. Только затем можно приступить к благу, при условии, что на то есть воля Божия. Не соблюдение этого порядка духовного восхождения ведет к смерти души.
Труд этот долгий и духовная брань не должна прекращаться вплоть до последнего издыхания. Сам по себе, человек не может творить подлинное добро. Для этого нужна помощь Божия. От себя каждый может делать только зло, то есть грешить. Желание блага ближнему должно исходить не от ума, а из сердца, то есть быть рождено свыше. Тогда оно истинно и не несет в себе семени зла. Доброделание, рожденное от лжеименного разума, от страстности и чувственности – есть дьявольское искушение, поскольку его следствием будут тщеславие, гордыня и отпадение от Бога. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: "Естественное милосердие, как произведение плоти и крови, не может быть благоугодною добродетелью. Мало того! Оно враждебно заповедям евангельским!...Водимые естественным милосердием пребывают во мраке под влиянием лютого, всезлобного миродержца….мысли и чувства падшего человека находятся под властью сатаны, хотя по-видимому они и кажутся добрыми; действия человека по влечению его сердца сливаются в одно с действиями сатаны. Так повреждено горестным падением естество наше… Должно умертвить то милосердие, которого причина – кровь; должно снискать то милосердие, которого причина, источник – светлая и святая заповедь Христова; она – Дух, она – живот вечный". "Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден" (Лк.6:31), – учит Христос! Другими словами, всякая благотворительность должна, во-первых, иметь своим началом волю Божию, открывшуюся подвижнику, и во-вторых, ставить своей целью служение Богу, а не человеку или себе любимому. Таким должно быть истинное милосердие! Делать благо ради Христа – величайший дар Божий, и, как всякий дар, он зависит не от воли принимающего, а от воли Дающего. Не имеющий этого дара – принимается не за Божие, а за дьявольское и творит не добро, а зло. Никто не задумывается над тем, что, если Создателю будет угодно, свершение добра, то Он, зная устроение сердца каждого, поставит человека в такие условия, когда добрый поступок станет неизбежным. Это будет естественным порывом души, – не задумываясь, броситься в огонь или в воду ради спасения ближнего. И тогда благодеющий ради Христа и из любви к ближнему, достигнет цели – воссоединение со Христом. Но доброделание – это дар Божий по благодати, посылаемый не по достоинству или заслугам, и, тем более, не по страстному влечению разума. Наделенный им жертвует не от избытка, а от недостатка, уподобляясь бедной вдове (Мк.12:42). Не имеющие этого дара подают не от скудости, а от излишества, когда делать добро приятно и не обременительно. Безблагодатные «добрые» дела от "ветра головы своея", – есть вызов Богу и дерзость перед Ним. Они ведут в пропасть погибели через гордыню и тщеславие. Католическая ересь о копилке добрых дел, которыми даруется спасение, или учение об индульгенциях Римской церкви, являются наглядным примером такого падения – добро ради добра, а не ради Христа.
Поэтому, прежде чем взяться за благо, нужно уклониться от зла, то есть обрести веру и путь к Богу. Святитель Иоанн Златоуст учит: "Нет пользы от добродетельной жизни при отсутствии здравой веры". Дела подлинного милосердия требуют оставление всего ложного, плотского, чувственного и страстного, неуклонного следования путем Христовым; а этот путь может занять всю жизнь. Но при этом нужно помнить, что: "Помощь Духа подается обыкновенно за чистую жизнь и доброе поведение", - заключает святитель Иоанн. Так что, нельзя спешить делать добро, как призывают протестанты; если человек к этому не готов, он легко происками дьявола становится виновником зла. Известно, что: "благими намерениями дорога в ад вымощена".
Свидетельство о публикации №224112500586
добрые дела, чтобы тебя хвалили, превозносили, чтобы в ноги тебе кланялись те, кому ты от избытка своего милостыни подал, то грош цена таким "добрым" делам! А милостыню давать надо так, чтобы левая твоя рука не знала, что делает правая. И те две лепты, которые бедная вдова
пожертвовала в сокровищницу храма, отдав все свое дневное пропитание, оказались бОльшими в глазах Господних, чем крупные суммы далеких от Бога тщеславных богачей (евангельская история).
Без детской веры, без Христа не может человеческое сердце, греховное от природы, спасти душу свою для Жизни
Вечной с Господом никакими благовидными поступками!
Очень верно сказано: " Благими намерениями вымощена дорога в ад".
Имеющие духовные уши да услышат!
С уважением к автору,
Вера Шляховер 25.11.2024 20:16 Заявить о нарушении