Экономика и мораль. 1
С чего началась экономика, когда она появилась? Как это ни странно, но экономика сестра морали. И появились они вместе сразу после того, как человек выделился из мира животных. Некогда Маркс заявил, что человека из обезьяны сделал труд. Он утверждал, что человек отличается от животного тем, что способен изготавливать орудия труда, но в то время зоология была не так уж и развита, и науке не было известно, что животные тоже могут изготавливать орудия труда, и дело не в том, что они краткосрочные, как у людей на начальной стадии развития, а в том, что у животных, нет чувства долга, и именно это не дает им развиваться далее и совершенствовать свои примитивные орудия труда.
Если что-то надо сделать вдвоем, то один самец шимпанзе не может заставить другого сделать это, обещая ему какую-то оплату за это действие. Их языка общения хватает на то, чтобы объяснить собрату, что надо делать, но дать обещание и выполнить его потом он не способен, как и все другие животные. Зоологи провели ряд опытов, подтверждающих это. Обычно доминирующий самец заставляет другого совершить какое-то действие, чтобы достать банан, потом съедает его один, и второй раз другой самец его просто не слушается, понимая, что за свои действия он ничего не получит. Тогда ученые заменили другого шимпанзе человеком, который на языке жестов, понятном шимпанзе, объяснял, что хочет за свою помощь половину банана, и самец обезьяны вроде бы, и соглашался, но когда дело доходило до того, чтобы отдать долг, он не мог отдать ни одного кусочка, правда, после нескольких одинаковых экспериментов, начал обнимать человека-помощника, жать ему руку, в общем, понимал, что он ему что-то должен, что надо его как-то задобрить, чтобы он помог в следующий раз. Однако этот шимпанзе вырос среди людей, был более развит, нежели его дикие собраться, и взаимодействовал он с человеком, который ему объяснил, как это работает. В природе ближайшим родственникам людей, возможно, на освоение базового понятия долга, понадобится несколько миллионов лет, и, если условия будут для этого благоприятными.
Как предки людей научились что-то другу обещать, и когда это случилось установить трудно, но определенно, что это был процесс долгий и постепенный, растянувшийся на жизни миллионов поколений. Маркс утверждал, что причиной обмена были излишки в продуктах и других полезных вещах. Но, исходя из результатов опытов современных зоологов, можно сделать вывод как раз о том, что обмен в виде какой-то части добычи на какое-то действие, как раз и явился причиной появления излишков в еде и других продуктов каких-то действий предков людей. И по идее многие коллективные животные действуют во время охоты или наоборот защиты от хищников сообща, подчиняясь доминирующей особи. Правда, раздел добычи происходит достаточно примитивным способом – сначала ест до отвала доминирующая особь, а потом так же наедаются до отвала остальные особи в порядке иерархии. Еда распределяется по остаточному принципу. Тем не менее это послужило основой для более сложных построений. Самая примитивная мораль – кто сильнее, тот и прав по ходу развития начала заменяться каким-то понятием долга. То есть моралью ветхозаветной, око за око и зуб за зуб. Хотя принцип о правоте сильнейшего частенько применяется и в обществе современных людей, что обычно происходит в условиях острой нехватки необходимого для жизни.
Свидетельство о публикации №224112500670