Стрикусы с любовью
http://proza.ru/2024/11/23/1468
В тексте «Слова о полку Игореве» загадочное слово стрикусы встречается один раз, что наводит на мысль, почему? Я привык искать подобие образов, уж так выстроено СЛОВО. Несколько слов памятника вызвали наибольшее число догадок и всевозможных толкований, но, пожалуй, наиболее непонятным из них было стрикусы. Цитирую Э.Я.Гребневу: «У этого слова не было сколько-нибудь близких аналогов не только в древнерусских текстах, но и в славянских языках, так что аналогии к нему стали привлекать и из языков неродственных...И. М. Снегирев, например, в своем издании «Слова о полку Игореве» привлек для аналогии немецкое слово: «streitaxte — бердыши, древнее любимое оружие германцев и франков, но это только предположение, Снегирев не очень уверен, что это так, поэтому предлагает для разъяснения еще похожий русский корень — стрекати, что значит колоть, бодать». Если кузнечик стрекочет, он кого-то бодает? Или куёт... А если в украинском языке нет кузнечика, вместо него коник, то - скачет? А ещё есть слово подстрекательство, которое все понимаем, но это не драка - колоть и бить, там и корень - кат. Русский корень «стрекати», господа-товарищи, раскроется речью - рекати - при «ст» (старших, древних речь). Слово стричь бороду, и стрижёт ушами (конь) одного извода. А уж если куском попрекают, того и жди, «барана» к воротам подкатят и бьют.Так называли древние таран, полагаю, лёг в основу: тму-тара-кань (потом), а пока:
КОГДА КУСКОМ ПОПРЕКАЮТ
Оставлю на совести исследователя, что есть похожий русский корень - стрекати, что значит колоть, бодать. Идёт коза рогатая - и два пальца вперёд, так? Если это таран, так его бараном звали. «В самом деле: после слова стрикусы говорится о взятии ворот Новгорода, а затем еще об одном действии, требующем военной силы, — разшибе славу Ярославу...», продолжает Гребнева Э. Я. Загадочные стрикусы в "Слове о полку Игореве" // Исследования "Слова о полку Игореве" / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. — С. 122—128.
«...И в заключение хочется еще раз вернуться к упомянутой статье Н. А. Мещерского, где он, не согласившись ни с Р. О. Якобсоном, ни с Н. М. Дылевским, ни с В. Л. Виноградовой, ни с Д. С. Лихачевым в понимании с три кусы, очень осторожно предложил учесть вариант значения слова кус, который он встретил в исторической песне об Иване Грозном:
Ты Малюта, Малюта Скуратович,
Не за свой ты кус принимаешься,
Ты этим куском подавишься.
Нам кажется, что это значение слова кус ближе всего стоит к пониманию, что «кус» — «дело»: «не за свой кус принимаешься», т. е. не за свое дело берешься, а «куском подавишься» — фразеологизм, поэтому значение слова кусок — переносное: это дело тебя погубит. Теперь, как нам кажется, можно дать более определенные ответы на вопросы, поставленные в начале статьи.
1. Читать следует не стрикусы, как в издании 1800 г., а в три слова — с три кусы.
2. В прочтении более приемлемый смысл получается, если исходим из написания издания 1800 г., а не Екатерининской копии: утръ же воззни с три кусы.
3. Кус на основе значений этого слова в чешском и польском языках и в русской устной поэзии (предложение Н. А. Мещерского) надо понимать не как «кусок» — «клок», а как «дело», «поступок».
А поскольку работа над лексикой «Слова о полку Игореве» направлена на то, чтобы уточнить понимание и сделать перевод темных мест, то на основе прочтения данного места предлагаем и перевод всей строфы:
На седьмом еще веке Трояновом
бросил жребий Всеслав о любимой.
Коня пришпорив, метнулся он к Киеву,
коснулся древком золотого стола Киевского,
лютым зверем бросился в Белгород.
В полночь из Белгорода исчез,
окутавшись сизой мглою,
а на утро прозвенел (прогремел, прославился)
тремя делами:
отворил ворота Новгорода,
разбил славу Ярославову
и волком прыгнул к Немиге с Дудуток.
От себя добавлю, что всей статьи я не осилил, жаль потерянного времени. Эти «исследования» не помогут собрать куски воедино, как и придать СЛОВУ смысла. У этого слова столько близких аналогов в славянских языках (не только в древнерусских текстах), что нет необходимости привлекать сведения из языков неродственных... Разве с единственной целью, что запомнилось. Тем не менее, пройдусь по всем исследованиям по состоянию на 25 ноября 2024 года, а есть ли нечто похожее на то, что будет в этой статье, или опять очередная сенсация? Открытие века прямо... Двух! Даже восьми с года написания.
КАК БАРАН НА НОВЫЕ ВОРОТА
Ох, уж эти стрикусы! с три куса... Кто-то пишет в одно слово, кто в два, кому три нравится. А как правильно? Понемногу переберу все (известные и не очень), опираясь на статью О.В. Творогова. Олег Викторович Творогов - советский и российский филолог-медиевист. Окончил Ленинградский педагогический университет им. А. И. Герцена (1958). Место работы - ИРЛИ РАН (Пушкинский дом). Учёная степень - доктор филологических наук. Научный руководитель Д. С. Лихачёв. Им и карты в руки.
Творогов О. В. Стрикусы // Энциклопедия "Слова о полку Игореве" СТРИКУСЫ. В рассказе о Всеславе Полоцком автор С. упоминает, что князь «скочи отъ нихъ (киевлян) лютымъ зв;ремъ въ плъночи изъ Б;ла-града, об;сися син; мьгл;, утръ же воззни стрикусы, отвори врата Нову-граду, разшибе славу Ярославу, скочи влъкомъ до Немиги съ Дудутокъ» (С. 35). Первые издатели сделали к слову «стрикусы» примечание: «По смыслу речи стрикусъ не иное что, как стенобитное орудие или род тарана, при осаде городских ворот употребляемого».
Как стенобитное орудие понимали «стрикусы» А. Ф. Вельтман, М. А. Максимович, П. П. Вяземский. Неясность слова и его этимологии порождала и др. догадки. А. С. Шишков, рассматривая все словосочетание «воззни стрикусы», предположил, что речь идет о некоем оружии, которое следовало «возить на возах» или с которым «надобно было много возиться» (Слово. С. 167). Я. О. Пожарский сблизил слово «стрикусы» с польск. термином kusza, т. е. самострел, и вслед за Шишковым думал, что речь идет именно о «возимых стрикусах» (Слово. С. 76—77). Это же значение придает слову «стрикусы» и Д. Н. Дубенский (Слово. С. 192—193).
И. М. Снегирев и А. А. Потебня считали, что речь идёт о боевых топорах, и возводили «стрикусы» к германизму Streit;rte, Streitaxt — «бердыши». Но А. В. Соловьев, специально обратившийся к этому вопросу, обнаружил, что в немецких этимологических словарях этого слова нет, а древнейшие употребления зафиксированы в источниках XV в., но там они имеют несколько иные формы: Str;tackes и Stridaxt (Новый итальянский перевод... С. 654, примеч. 9).
Были и др. объяснения стрикусов. Вс. Ф. Миллер толковал слова «вонзи (из «воззни») стрикусы» как «вонзил шпоры или стрекала» (Взгляд. С. 234). Н. Бицын (см. Павлов Н.) сопоставляет рассматриваемое выражение со словами «клюками (по гипотезе Бицына — вм. «колками») подъпрся о кони» и пишет: «Слово „колки“ вместо шпор могло употребляться в старину... Следовательно, подперся колками значит втиснул в коня шпоры»; этот же смысл он придает и словам «вонзи стрикусы» и переводит: «стиснул коня колками... утром же вонзил стремена колючие» (Слово. С. 778, 794).
Толкование слова «стрикусы» как секиры сохраняется и в некоторых совр. переводах: «а к утру своей секирой он новгородские открыл ворота» (Н. Рыленков), «утром в Новгород стукнул секирой!» (И. Шкляревский).
Новое прочтение этого места было предложено в 1948 Р. О. Якобсоном — «утръже вазни съ три кусы» с переводом: «знать, трижды ему довелось урвать по кусу удачи, — отворил было он врата Новгороду, перешиб славу Ярославу» (La Geste. P. 172, 196). Это деление на слова было принято мн. последующими комментаторами (см. Кус).
Однако спорность толкования побуждает и к новым поискам. В. В. Нимчук, указав на сомнительность упоминания именно трех удач Всеслава, предложил иное толкование. Слово «стрикусы» он рассматривает как словосочетание «стрику сы», в котором «стрику» дат. пад. от «стрико» — «дядя по отцу». Ученый сопоставляет это слово с древнерус. словом «стрика» с тем же значением, зарегистрир. И. И. Срезневским (Материалы. Т. 3. Стб. 548). «Си» (с «сы») — дат. пад. от мест. «себе». «Воззни» Нимчук рассматривает как неверно прочтенное словосочетание «бо чти». Чтение «утръже бо чти стрику сы» он переводит как «уйняв же (бо) чест своему дядькові (стриеві)».
В. Л. Виноградова, обнаружив в источниках слово «куса» («хуса») со значением «набег, нападение», предложила понимать текст С. в том смысле, что автор упоминает три похода-набега Всеслава на Новгород, носивших, по его (автора) мнению, «грабительский, разбойничий характер» (Еще одна догадка. С. 74). Но и в этом случае мы оказываемся вынужденными принять на веру, что нападений Всеслава на Новгород было именно три.
Обзор Твороговым О. В. (стрикусов), довольно поверхностный и представлен в форме статистики, не более, но позволяет разглядеть термин со всех сторон. После них с Лихачёвым учёная мысль притихла, спорить стало не с кем. До сего дня «стрикусы» остались под семью печатями, а в публичные споры, уважающие себя учёные, предпочитают не вступать.
Д.С. Лихачёв утвердил это место читать так: «Утръже вазни съ три кусы отвори врата Нову-граду.», точка. В статье посвящённой стрикусам главный хранитель СЛОВА раскритиковал Якобсона. Писать и слышать следует так: «Утръже - слитно, вазни - с одной буквой з, отвори - с одной т» - далее по тексту. На том основании, что слово «кус» - покушение, искус, попытка - отсутствует в древних летописях. А именно в этом значении исследователя - урвать удачу - слово кус было представлено в работе.
Подведу черту. Слово стрикусы толкователи превратили в некие три куста или три куска и об этом исписали не одну тьму страниц. О кусках можно почитать у Творогова и других самостоятельно. Текст сей до конца я тоже не осилил. Моя версия впереди по тексту, а потом и аксиома (на скрине в виде переводов), ну и решение задачи в конце. Если у кого-то будут другие способы решения, с удовольствием ознакомлюсь. Всё на благо России и русскоговорящего населения земного шара. Дай-то Бог.
Есть исследователи - любители укусов, как по тексту - полетели галицы на уедье (ужалить, укусить, урвать). Кстати - вот и перекличка: кус-уедье. Надо только расшифровать (у+еда). Есть любители таранов - можно поискать их работы в сети с картинками. Таран у древних от лат. Taurus, объясняю, что бык по-нашему, тавр, тур и прочее. Т - в словах творить, Творогов, тырить, Тмуторокань, а когда-то тавр заменял крест, но сохранился профилем в металлопрокате (балка, ригель). Ещё таран называют «бараном». Это чудовищных размеров балка, похожая на корабельную мачту и снабжённую крепким железным наконечником наподобие бараньей головы, от которой она и получила своё название. Что смотришь, как баран на новые ворота? Хотелось бы спросить Творогова, а нет ли у него исследований на тему, почему у нас из творога пекут сырники? По логике должны бы печь творожники. А вы как считаете? Древнееврейский историк I века н. э. Иосиф Флавий даёт описание этой машины - таран - как непосредственный свидетель, так как он сам присутствовал при осаде римлянами еврейских городов.
Все исследователи пытались разобраться в «стрикусах» одним фрагментом, максимум абзацем. Почему не в целом? Наверное, так диктовали время и партия. Скажу антинаучно, но конкретно, «не согласен я, надо взять и всё разделить, чтобы всем». Кушать и покуситься - не всегда есть, чтобы каждому ести по ести да вышло. Буквы надо вернуть на место и точку не ставить (ни в исследованиях, ни в продолжение речи Автора), тут очевиден переход от ночи к утру с продолжением этих трёх дел. Выхватив из контекста пару слов, бывает разобраться не просто сложно, что в них заявлено, а невозможно. Весь Авторский текст от начала до конца представлен в череде перекличек - истинного значения слов и иносказательных, образных. В принципе, да - они дополняют друг друга, но если бы знать, о чём? А дело было так, лучше привести весь фрагмент целиком, из бытности Всеслава Полоцкого устами Автора.
Трубы трубятъ Городеньскi: и Ярославе, и вси внуце Всеславли уже понизить стязи свои, вонзить свои мечи вережени — уже бо выскочисте изъ дедней славе: Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю, которое бо, бъше насилiе отъ земли Половецкыи!
Обращение к внукам Вещего и Ярослава, что из-за несогласованности в делах (между русскими), прежнюю славу и могущество, доставшиеся от дедов - потеряете, и сравнивает с изнасилованием земли половцами. Ольговичи - ольгОвичи - себя ассоциировали с представителями бога на земле, внуками Даждь-Божиими, первыми вышедшими Девой на тропу Трояню... Можно анализировать как переход от двоеперстия к Троице у христиан. Веком ранее княгиня Ольга предсказала Троице быть и ставить храм в честь - указала на место слияния Плесковы и реки Великой. Великая впадает в озеро Чудское, не менее «великое», где вскоре произойдёт Ледовое Побоище (1242) и Невский разгромит Тевтонский ордер.
Перед тем Святославу Киевскому снились эти Плесковы:
— Уже дьскы безъ кнеса в моемъ тереме златовръсемъ: всю нощь съ вечера босуви врани възграяху у Плесньска на болони...
ИЗ ИСТОРИИ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ
Босуви врани - теологическая версия с вороной (которой бог послал кусочек сыра), тут как нельзя лучше напоминает читателю, что битва состоялась у Вороньего камня весной. А значение «болони» мы рассмотрели статьёй ранее, это не болото и топь - высота, власть. В топонимике Новгородчины и Псковщины сплошь Болотницы через селение и Боры разных мастей. Также в Беларуси, там топонимика ещё более колоритнее и познавательнее. При Всеславе Брячиславиче власть Полоцка распространилась на запад и на северо-запад, в районы расселения литовских племён. Это подтверждают косвенные сведения из «Повести временных лет», где среди соседей восточных славян, а позднее данников, вспоминается «Литва». Их значительно дополняют данные археологии и топонимики. А в 11 веке полоцкий князь, рождённый с волхований матушки Всеслав Брячиславич (Всеслав Вещий и Чародей; умер 14 апреля 1101) - был князь полоцкий с 1044 года, единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068-1069). Его правление в Полоцке было необычайно долгим (55 лет). Примечателен также как герой «Слова о полку Игореве» и восточнославянского фольклора, где он предстаёт как богатырь и чародей, способный оборачиваться зверем. Правнук Владимира Святославича и Рогнеды, сын умершего в 1044 году Брячислава Изяславича. Рогнеда - дочь Рогволода, после изнасилования Владимиром родила Изю (переявший славу), проживали с сыном в соседних имениях Рогнедино и Изяславск (ныне Брянщина), куда сослал их будущий Креститель. Жена Невского - Александра - династии ваза, Рогволодов. Вкратце об империи Рогволодов... Для соседей с юга христиан и пишущей братии - они язычники, люди другой веры. Князь Витовт не сможет стать королём Речи Посполитой по этой причине (хоть и трижды перекрест), корону получит Ягайло, упомянутый академиками в аннотациях к Задонщине в нехорошем свете - не пришёл на помощь Мамаю, предал... Вот кто такие русские в свете древней литературы. В принципе оно так и было от прихода варягов до Крещения Руси. Но и тут академический промах налицо, как у вороны с сыром, воспевая, забывают, что Ягайло нет в живых - за три года до битвы помер (1377), и руководил ВКЛ князь Ольгерд (ольгОвичей), и помочь татарам - не мог. Почему? Был против них. Его внук князь Остей, наоборот защищал Москву в 1382 году, а бренки выступили на стороне Московского ополчения. Сыновья Ольгерда княжили в Брянске и Полоцке. Читайте внимательно историю и не поддавайтесь провокациям. Смотрите, как всё запутано: русь идёт на нас (прямая речь Дмитрия Донского из текста повести), а в учебниках - русские побеждают татар. Это как так стало быть возможно? А предводитель тех татар бежит не в степи - в Крым. Чудеса. А дальше ещё интереснее, сыновья Тохтамыша (который сжёг Москву) сыграют решающую роль в сражении Грюнвальдском (1410 год), громя немцев. Я увлёкся ради понимания, что было в истории до и после - ради того, что бы лучше представлять того чародея, способного оборачиваться зверем. До него якобы крещение прошло, а по факту ВКЛ крестят в 15 веке, но не только области современной Беларуси, а и Подмосковье, см. историю Мценска и убиенного там Киевского просветителя Кукши.
ФИГУРА ТРЕТЬЯ РАЗЛУЧНАЯ
О чём и речь - с Трояни начинается:
На седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребiй о девицю себе любу. Тъй клюками подпръся окони и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружiемъ злата стола Кiевскаго, скочи отъ нихъ лютымъ зверемъ въ плъночи изъ Бела-града: обесися сине мьгле, утръ же ваззни с три кусы — оттвори врата Нову-граду, разшибе славу Ярославу — скочи влъкомъ до Немиги съ дудутокъ. На Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоце животъ кладутъ, веютъ душу отъ тела. Немизе кровави брезъ не бологомъ бяхуть посеяни, посеяни костьми Рускихъ сыновъ. Всеславъ Князь людемъ судяше, Княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше — изъ Кыева дорискаше до Куръ Тмутороканя — великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше. Тому въ Полотске позвониша заутренюю рано у Святыя Софеи въ колоколы, а онъ въ Кыеве звонъ слыша. Аще и веща душа въ друзе теле, — нъ часто беды страдаше! Тому вещей Боянъ и пръвое припевку смысленый рече: ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду, суда Божiа не минути! О! стонати Руской земли, помянувше пръвую годину и пръвыхъ Князей. Того стараго Владимiра нельзе бе пригвоздити къ горамъ Кiевскимъ: с его бо ныне сташа стязи Рюриковы, а друзiи Давидовы нъ рози, нося имъ — хоботы пашутъ, копiа поютъ на Дунаи...
Старый Владимир - Креститель (умер 1015, приняв двоеперстие), потомство истребляет брат брата. А «...стязи Рюриковы, а друзiи Давидовы нъ рози...», то есть воюют друг с другом, да ещё разной веры-религии (Автор сообщает - о злачёных шлемах и латах). «Трубы трубятъ Городеньскi: и Ярославе, и вси внуце Всеславли уже понизить стязи свои, вонзить свои мечи вережени — уже бо выскочисте изъ дедней славе» - становится понятно, почему братья ослабли. И расположен этот фрагмент в повести перед плачем Ярославны, тоже понятно почему. Теперь о чём он? Вечером и ночью Всеслав делал какие-то свои княжеские дела, мы рассмотрим подробнее, а наутро:
Утръ же ваззни съ три кусы оттвори врата Нову-граду
то есть вполне логичное продолжение, а на разных наречиях это:
Раніцай жа ўзнімі з тры кусы адчыні браму Нову-граду, то есть:
Вранці відкрийте ворота Нового Граду трьома фігурами =
біць важні трыма кавалкамі (белор.) =
победить важные три фигуры =
бити важливі три частини (укр.) - именно так, и перечисление, что именно.
Фигура третья, разлучная! Прям любовь и голуби, - не комедия. После всего того, что за год натворил из стольного Киева Всеслав Вещий - Чародей, понятно что оставаться долго там не мог. Осталась на память юбилейная монета Белоруссии с изображением Всеслава Брячиславича.
Из 5 неизвестных мне слов - знакома цифра 3 и кусочек сыру (бог вороне - не целую головку послал, а кусочек), с него и начнём: кусъ/куса/кусы - имеет одно значение на всех наречиях - короткий, кратко, кароткі. Заметим, не длинный, не долгий, а короткий. Не большой, а маленький, не старый - молодой. Термин кавалкамі - по частям, кусочек меня, кузнец ками... Хорошо бы вспомнить и значение продукта, и происхождение: сыр - "осадок" буквально, а дословно - слова сад уменьшительное на О начинается.
Но делать нечего, стрикусы того требуют, чтобы мы основательно подошли к их изучения, с ясным пониманием, что же после творога происходит с молоком? Если слово чисто для чтения, то звук сливается: утръ же ваззни стри кусы - «это было давно» - дословно и ко времени, ибо стри/стры старый, как в слове Стрыбог. А наврать «с три короба» помогает написание термина в одном виде - «с три кусы», насколько помним, плетение корзин/коробок сочетается по смыслу с папорзи, корня рзи.
После того, как Вещему жребий выпал, «Всеславъ жребiй о девицю себе любу ... и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружiемъ злата стола Кiевскаго, скочи отъ нихъ лютымъ зверемъ въ плъночи изъ Бела-града, обесися сине мьгле...», логично предположить, что после мрака ночи, иносказательно с утра продолжил делать три фигуры: утръ же ваззни с три кусы... Какие же важные три вещи Вещий сделал:
1. Первое - «оттвори врата Нову-граду» (тем самым «разшибе славу Ярославу» прежнюю, старую), о чём вся повесть и без чего было бы невозможно творить Чародею дальше, посему у Автора на первом месте: от-твори (корня творения) врата. «Отвори потихоньку калитку» - уже не так красиво и не очень информативно... И далее - «скочи влъкомъ до Немиги съ дудутокъ». Надо было как-то просвещать жителей (ныне Минск). Слово скочи/скачи - «стрибок» - значением, см. статью: Стрибог (старый, рыбак). Город Дудуток археологи с историками не нашли, да и быть такого не может, как версия - дудари на Масленице - высокие ряженые на двух ходулях и дудят перед сожжением, провозглашая приход весны. Термин - дудутокъ - дудутакъ, где так - это, повторится в слове «тоце» (ток, toc). Значение тоц/ток - содержание (буквальный перевод). Место работы и хранения, от посева до урожая, многозначный термин, о чём и содержание повести.
2. «На Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоце животъ кладутъ, веютъ душу отъ тела. Немизе кровави брезъ не бологомъ бяхуть посеяни, посеяни костьми Рускихъ сыновъ.». Смысл ясен без переводов. За исключением, что за «чепи харалужными», так это «гора+луго» в связке с Лукоморьем (отдельная статья). На току происходит перековка сознания, в заботе о душе, само собой, религиозный термин. Но там гибли «руские сыны» - см. значение луг, Луго и кто такие кельты.
3. «Всеславъ Князь людемъ судяше, Княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше — изъ Кыева дорискаше до Куръ Тмутороканя — великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.». Обладая наивысшей властью, Всеслав Полоцкий города рядил «днём» (стало быть), коли «въ ночь» - великому Хръсови путь пресёк методом: «прерыскаше влъкомъ».
О волке, Влуре и Овлуре см. статью «Из-за лука море слёз, или Лукоморье?» - есть частичное исследование и переводы этих слов. Поэтому Боян (памятники в Новгороде Сиверском, Трубчевске, Брянске) выразил своё мнение предельно ясно: «Тому (Всеславу) вещей Боянъ и пръвое припевку смысленый рече: ни хытру, ни горазду, ни птицю го разду, суда Божiа не минути!» - за такие-то, вещи. «Тому (Вещему) въ Полотске позвониша заутренюю рано у Святыя Софеи въ колоколы, а онъ въ Кыеве звонъ слыша», то есть поёт под свою дудку. «Аще и веща душа въ друзе теле, — нъ часто беды страдаше!» - не ради красного словца привёл, а дела для. Понятие вещей, а они тут чередуются и требуют детальной разборки (потом), но в целом смысл понятен. Вещий - ведающий, ведущий, а вОзьмешь в руки - маешь вещь! Нешто липа (как авто китайское), доверься молодым ворам. Ну и в слёзы, «О! стонати Руской земли, помянувше пръвую годину и пръвыхъ Князей. Того стараго Владимiра нельзе бе пригвоздити къ горамъ Кiевскимъ...» - в смысле детьми. А у нас куда ни глянь - Клинцы да Клины по земле... А не клин да не мох, таки плотник бы сдох, а с ними - всё у нас хорошо. Если Всеслав из Полоцка, то белорусы, кто?
СТРИКУСЫ это СЯБРЫ С ЛЮБОВЬЮ
И с исследованиями моими, «съ тремя кусами», всё бы хорошо у меня было и славно бы закончилось, не сделай я одного перевода этого слова целиком, да на родственный язык! Кто бы мог подумать, что крестница это слово знает? А латиница расшифрует, как надо это делать:
сътрикусы (болг.) - друзья, сябры, пријатељи, amicis...
сътри кусы - тремя пальцами (если с латыни), осколками - с болгарского
amicis (лат.) - дружелюбно, друг
amiciс - друзья
ami cis (лат.) - Я тебя люблю
ami ciс - Я тебя люблю - Тремя пальцами...
Щепотью то есть и осенить, сначала лоб... Не может быть! Испанец бы сказал, amigo! это не дОнец - это же Дон-ки-Хот и Санчо (с стружиём впереди коня), а Дульсинея ждёт у мельницы... Очевидно, что переводы не противоречат, а дополняют жест любви. Три сестры, Вишнёвый сад, стрекот кузнечиков, стригусь... голое лицо - слились воедино, братья! Отлучать «съ» от тела не имеет смысла, те же значения.
С древних времён белорусы - сябрами и зовутся, это же прозвище получили сербы (сябры = сербы), это же значение буквально - братья, фроинд, брудершафт и плавленый сырок «Дружба» после троекратного поцелуя...
Латинское ami cis: Я тебя люблю, кахаю цябе, я люблю тебе, аз те обичам... А при равенстве значений (люблю = обичам), следовало бы внимательнее рассмотреть о каких «обычаях» говорил Игорь брату Всеволоду. Хотя, «ami cis» - не совсем «ami cic», но ряду языков - один звук. Получается, что «тремя пальцами» ты передаёшь знак - Я тебя люблю.
Кая раны дорога, братiе? Забывъ чти и живота, и града Чрънигова — отня злата стола — и своя милыя хоти — красныя Глебовны свычая и обычая?
Хотя, исследования не прошли даром, что ни слово - открытие, а то и три в одном - стрикусы - Троица, троеперстие, щепоть (отдельная тема).
Вот о каких событиях рассказал нам Автор в истории с Всеславом Вещим из Полоцка. Ни фига себе, половцы - кочевники...
25.11.2024, Санкт-Петербург
Свидетельство о публикации №224112500859