Старое и новое в учении Иисуса Христа

См. также   главы  ( „Нагорная проповедь“)  и   ( „ Весть о „Царстве Божьем“)
       Центром проповеди Иисуса был призыв к покаянию в преддверии скорого апоалиптического Царства Божьего. Какого именно изменения жизни  требовал Иисус от людей?  К каким нормам призывал?Какую роль в этом призыве играли  традиционные учения  и где Он являлся  проповедником нового?
        Евангелист Марк прямо связал учение Иисуса с судом над Ним. Он писал, что первосвященники хотели «погубить Иисуса: ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его» (Мк. 11:18). Единственный вопрос, заданный Иисусу первосвященником Анной после ареста, был «об учении Его» (Ин. 18:19).
Между тем. многие и сегодня продолжают задаваться вопросами:

    В ЧЕМ же ЗАКЛЮЧАЛОСЬ УЧЕНИЕ ИИСУСА? В ЧЕМ ЕГО НОВИЗНА?

        В этой главе рассмотрены  основные положения учения Иисуса, в котором сочетаются традиционные представления иудаизма и то новое, что привнес Иисус  в интерпретацию  Закона.   
        Учение Иисуса , как следует из  анализа Нагорной проповеди   и Вести о ЦБ , уходит корнями в ВЗ , и практически каждое положение  учения имеет параллель в иудаизме: в Торе, у Пророков ,у последующих учителей Израиля. Это не удивительно: Иисус рассматривал Себя не  как учитель НОВЫХ истин, а  как апокалиптический вестник покаяния, т.е. ВОЗВРАЩЕНИЯ к  заповедям Божьим: «После того, как  предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время   приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк:1:14-15).
        Но Иисус не просто повторял  традиционное учение иудаизма: Он  брал его за ОСНОВУ  , создавая свое  учение об идеальном Царстве-Царстве духа. Излагая  принципы Торы, Он развивал их применительно к Царству, где все традиционные ценности переменятся, где блаженны ( счастливы)  будут те, кто сегодня в слезах , а «смеющиеся ныне» изведают боль и горечь
          Во времена Иисуса Христа разговорным языком в Палестине был арамейский,  на котором изъяснялись ветхозаветные евреи и на котором была написана Библия, которому  необходимо было учиться. Знание древнееврейского языка приобреталось в раввинских учебных заведениях; в Евангелиях нет указаний на то, что Иисус проходил такую учебу. Более того, в Евангелии от Иоанна передано неприкрытое удивление иудеев тем обстоятельством, что Он «знает Писания, не учившись» (Ин. 7:15).
         У кого , где учился Иисус , и вообще,  учился ли Он где-либо, -неизвестно.
Кто же тогда обучил Иисуса грамоте и ввел Его в круг библейской литературы? Евангелия не сообщают об этом, но очевидно, что  
Ветхий Завет был Библией Иисуса.
        Круг чтения Иисуса Христа определяла Библия, основной корпус которой сформировался задолго до Его рождения. К античной литературе на греческом и латинском языках Он, видимо, не обращался.
В состав современной Иисусу Библии ,а следовательно, и в состав Его чтения,входили книги законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Судя по ссылкам на эту литературу в проповедях Иисуса Христа и Его беседах с учениками и последователями, зафиксированных в Евангелиях, чаще всего Он .цитировал книги Бытия, Исход, Левит и Второзаконие.  Он был прекрасно знаком с книгами  Исайи, Даниила, Захарии и др. Пророков.   В Священном Писании Он искал обоснования своим действиям :въезд в Иерусалим, изгнание торгующих из Храма и др. непосредственно  связаны с  пророчествами ВЗ; именно в Писании находил ОН пророчества о Мессии, которые,как Он считал, предсказывали Его собственную судьбу. Особое внимание уделял Иисус Книге Даниила.  (Мф. 24: 15; 24:30; Мк. 13:14).
    «Народ дивился учению Его, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7: 28, 29).
    Иисус говорил: «Моё учение — не Моё, но Пославшего Меня»; «Вы изучаете Писания, ибо считаете, что через них обретёте вечную жизнь, но эти же самые Писания свидетельствуют обо Мне! …. » (Иоанна 5:39–40, 46, ).
«И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.»( Лк 24:27)

Отношение Иисуса к еврейскому Закону и традициям  

         Как уже отмечалось  ,практически все заповеди и наставления Христа, составляющие Его учение, являются цитированием или парафразированием Торы, т.е.все они  укоренены в иудаизме:в Псалмах,Притчах и т.д.. ( см.главы 9 и 10)
         Что  же явился Иисус проповедовать людям — старый израильский Закон, предписанный Богом и воплощенный в Ветхом завете, или какую-то новую веру, Им Самим принесенную?  Есть  два противоречащих решения.
Старый Закон нерушим: «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из Закона пропадет» (Лука, XVI, 17). «Не думайте, — предупреждает Иисус учеников своих, — что Я пришел нарушить Закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матфей, V, 17). Этими словами Иисус отклоняет предполагаемый упрек в том, что следующее затем толкование Закона упраздняет первоначальный смысл библейского слова.  Поэтому даже второстепенные заповеди требуют подобающего к себе отношения;такая позиция означает усиление Закона, «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все» (Мф 5:18).
        Другая точка зрения на слова Иисуса „ не нарушить пришел Я, но исполнить»  заключается в том, что  Иисус, по мнению некоторых христианских комментаторов, „ИСПОЛНИЛ“ Тору ( Закон)   „раз и навсегда“  и ПОЭТОМУ  более не нужно исполнять ее заповеди  .
Следует заметить,что греческое слово , переведенное как «исполнить»(„плероо“) ,может иметь два значения: одно  в смысле пророчество, т.е.подвести к итогу, выполнить,  закончить; другое в смысле наполнения, т.е. придать полное значение, наполнить. Греческое слово, переведенное как „отменить“ („каталио“) означает : покончить с.  упразднить, анулировать, сделать непригодным.
Если Иисус исполнил, закончил, подвел к концу и финалу, т.е. выполнил Закон,после чего смысл Торы был утрачен, то получается противоречие, так как  в следующем предложении Он говорит, что пока « не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном»( Мф 5:18-19)
Если Иисус пришел для того чтобы  изменить Тору и установить что-то радикально новое вместо нее, получается явное противоречие, т.к. Иисус говорит, что те, кто будут исполнять Тору и учить других будут большими в царстве Божьем, а те, кто не будет исполнять и учить других будут меньшими. Почему такая награда за исполнение Торы, если Иисус  САМ ЕЕ ИСПОЛНИТ и далее это будет не нужно? Специалисты объясняют, что когда раввины первого столетия говорили «нарушить» по отношению к Торе, они имели в виду: „истолковать заповеди ложно“; когда они говорили «исполнить», то они имели в виду : „верно истолковать написанное“. В свете этого объяснения, слова Иисуса становятся еще более ясными. Таким образом, из слов Иисуса „кто будут соблюдать и других учить ,великими нарекутся“ становится  очевидным Его  отношение  к заповедям Торы: все Его слова и Его учения не противоречат Торе, а наоборот, поддерживают заповеди.
        Как утверждают  ортодоксальные иудеи  исследователи Нового Завета Флуссер, Вермеш, Лапид и др, , из  евангельских текстов следует, что "Иисус нигде и никогда не нарушил закон Моисея, а также ни коим образом не провоцировал его нарушение „
     П.Полонский  , Флуссер и др ученые , пришли к выводу , что  по своим взглядам, Иисус „полностью  находился в рамках философско-религиозной концепции фарисеев, хотя ввиду своей яркой харизматичноси по некоторым вопросам , занимал крайние позиции внутри этого движения. Точнее, как считает П.Полонский, „взгляды Иисуса соответствовали не основному направлению фарисеев, а одному из небольших внутрифарисейских  течений, называемому „хасидеи“ „.
     Вопросы, касающиеся отношений Иисуса и фарисеев,   рассмотрены во второй  части книги ( глава 6: „Полемика и конфликты Иисуса с современниками“ и глава 8:“Иисус в контексте иудаизма.“
Отношение Иисуса к фарисеям  ).

         В  Нагорной проповеди  содержится вложенное в уста Иисуса систематическое кажущееся «противопоставление» Его этического учения ветхозаветному Закону, когда  Он  использует выражение: «Вы слышали, что сказано…, а я говорю вам…».  В подобной полемической форме в виде „антитез“ Он говорит  об убийстве, прелюбодеянии, разводе, клятве, о воздаянии «ока за око» и т. д. В результате у некоторых  создается  ошибочное представление, что  предписывается не исполнение Закона, а наоборот, поведение, не соответствующее ему.  Фраза „сказано вам...а я говорю“  также  построена на раввинистическом принципе и означает не „отложить в сторону“, а наоборот, дать  наиболее полное и точное истолкование, которое действительно подтверждает библейский текст. Иисус ничего не „откладывал в сторону“, а исполнял; не противопоствлял, а одобрял, усиливая  содержание  библейского текста. Иисус не отвергал  ни одной  Ветхозаветной Заповеди: Он разъяснял их    подлинный смысл , при этом углубляя, „доводя до совершенства“  их содержание.
        Учение, и жизнь Иешуа демонстрируют аналогичную преданность традициям. „Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем“ ( Лк 4:15).Для Его жизни наиболее характерны  два эпизода. В первом (Ин 8:46) Иисус  бросает вызов толпе, которая  состояла в том числе, из религиозных лидеров: "Может ли кто-либо из вас уличить Меня во грехе? Если же Я говорю истину, то почему вы Мне не верите? „
Никто не вышел  с обвинением в нарушении какого-либо из библейских законов или какой-либо еврейской традиции. Никто из религиозных лидеров не смог указать на недостаток в Его поведении или даже в Его отношении к традициям. То же самое справедливо и во второй ситуации. Иисус стоит перед Синедрионом (Мк 14:55-56). Религиозные лидеры стараются найти какую-нибудь зацепку, в чем Его обвинить. Тем не менее, им не удается найти ни одной из Его жизни, которую бы они могли назвать нарушением: Он жил непорочно согласно традициям. Наконец, они ,не найдя никакого повода, чтобы обвинить Его в нарушении закона или традиций, обвиняют Его в  „богохульстве“. Однако, обвинение это, как и все прочие, было незаконным ( см. Главу 22 „Суд Синедриона: Обвинения,выдвинутые  против Иисуса Христа“).

        Учение о Боге
         В основе  учения Иисуса-  Любовь к  Богу и  милосердная Любовь Бога к человеку.
Его учение о Боге схоже с учением ВЗ : Бог все знает о нуждах людей и заботится о них, как Отец  о своих  детях. «Просите. и  будет дано вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам», -призывает Иисус.
        Отличительная особенность учения Иисуса в том, что Отцовство Бога — его центральная идея. Сам Иисус  ощущал  удивительную близость Бога, своего Отца Небесного.
Обращает на себя внимание то, что Иисус говорит о Боге, как  об «Отце Моем» и «Отце вашем»,  но нигде,- как  об «Отце НАШЕМ». Статус Иисуса как Сына Божьего уникален настолько, что Он и Бог -"одно". Но на  основании  этого и многих утверждений в Ев.  Иоанна нельзя сделать вывод, что  Иисус считал себя Богом. Он скорее всего,  мог думать о Себе как о божественном избраннике , через которого Бог  дает Свое  откровение  (Лк 10:21 ;Мф 11:25).От самого Бога Он получил  «поручение»  для исполнения своего Мессианского служения- подготовить народ к наступлению Царства Божьего .
        Представление Иисуса о справедливости Бога несовместимо с обычными человеческими расчетами. Иисус демонстрирует любовь Бога Отца к неудачникам, отчаявшимся и погибшим, к тем, кто в глазах общества  был грешником. Сам Иисус пришел призвать не праведников, но грешников, так как «на небесах будет больше радости   об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии»
Представления Иисуса о Боге выразилось в проповеди о Царстве Божьем , в котором последние станут первыми, а первые — последними. В рамках этого представления Нагорная проповедь неизбежно завершается Голгофой, где праведник погибает смертью преступника.
       Существенным элементом проповеди Иисуса  является   требование «плодов покаяния», так как если их не окажется, -предстоит Суд. Эта угроза Божьего Суда  является как бы  «оборотной стороной» близости Бога. Каждый должен будет  дать отчет о своей жизни  перед   Божьим посланником, Божественным Судьей -Сыном Человеческим.
 
 Учение о „Царстве Божьем „
           Иисус  никогда не говорил ученикам, что Его взгляд  на ЦБ отличается от общепринятого у иудеев. Он использует это выражение в том  же смысле, как все Его современники.
         Главная идея иудаизма — приход Мессии и провозглашение им Царства Божьего . Говоря о ЦБ, иудеи  говорили о Боге как  верховном правителе, единственно возможном Царе: «Твое, Господи Царство , и Ты  превыше всего как Владычествующий . Ты владычествуешь над всем» ( Чис 23:21; Втор 33:5; 1 Пар 29:11-12). О единственной верховной власти Бога говорили великие пророки прошлго, предрекая, что Господь  освободит иудеев от иноземного владычества, если только они   откажутся служить земному царю. Бог - Царь всей вселенной.   Господство Бога в иудаизме означает следующее: хотя единственный Бог  правит уже сейчас, только в будущем, в конце времен, Бог будет царствовать в Своем Царстве на земле;  др. словами, ЦБ, которое является главным чаянием иудеев, откроется лишь в грядущем.
Израиль должен  стремиться исполнять волю Бога,- и тогда ему явится ЦБ. Согласно раввинистической литературе, когда придет ЦБ,  иго чужеземного господства будет снято с Израиля. Апокалиптики  считали, что тогда Сатана со злыми духами  потеряет власть. Так, вероятно, думал и Иисус.
            Но если иудеи ожидали явление Мессии и ЦБ в грядущем как два взаимосвязанных явления,  согласно Иисусу, ЦБ УЖЕ СЕЙЧАС начинает претворяться  в жизнь среди людей.  Иисус возвещал о скором приходе Царства: „Вернитесь к Богу, ибо  ЦБ уже близко».  При этом Иисус ссылается на собственные деяния, становящиеся «знамениями» прихода ЦБ, которое УЖЕ НАСТУПАЕТ  в настоящем в Его деятельности. 
     В иудаизме традиционно  господство Бога   понималось след. образом: хотя единственный Бог Дe юре правит уже сейчас, только в будущем, в конце времен, Царство Божье над всеми живущими на земле откроется Дe факто. Если сейчас Израиль находится под игом чужеземного владычества, то в конце концов, только Бог будет царствовать в Сионе.
      Иисус относит первую заповедь блаженства: «Блаженны нищие , ибо ваше ЕСТЬ  Царство Божие»   к настоящему времени. Он не говорит, что  нищие  БУДУТ  блаженны, ЕСЛИ покаются , не связывает их предварительными условиями: Он ЗНАЕТ, что само обещание спасения может изменить человека.  НАСТУПАЮЩЕЕ НЫНЕ в личности Иисуса ЦБ служит основой императива, а не наоборот; Отец в лице Иисуса приходит к нищим, к грешникам, даруя наступление «спасения» вследствие своей милосердной любви  еще до того , как они раскаялись .
         Иудаизм придавал огромное значение покаянию , утверждая, что самые страшные грешники могут рассчитывать на милосердие Бога , и за «покаяние одного человека Бог прощает грехи всего мира» (Иома 86б). Согласно евангелиям, фарисеи упрекают Иисуса за общение с грешниками, но эти упреки, так же как и все другие столкновения Иисуса с фарисеями, следует рассматривать как разногласия в среде самих фарисеев.
       Иисус в ответе посланникам от Иоанна Крестителя  на вопрос, тот ли Он, кого  ждали, т.е. является ли Иисус Мессией,  говорит, что   благодаря Его чудесным делам, «слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат и мертвые оживают и нищим благовествуется». Все  перечисленное Иисусом,а также   изгнание бесов,  чудесное  насыщение тысяч людей и пр.  чудеса являются, по Его убеждению,  исполнением  пророчества о том, что достигло людей ЦБ, и весть о Нем несет Он..
                
Учение о Себе
            Все, что Иисус говорил о Себе, очень важно, потому что на этом строится учение о Нем ранней церкви. Говоря о Себе, Иисус использовал специальные титулы, или же признавал титулы, которые использовали другие, обращаясь к Нему. Наиболее распространенный из этих титулов — Сын Человеческий.  Титул этот использовался в разных видах высказываний. Иногда эти высказывания относились непосредственно к публичному служению Иисуса, например, когда говорится, что Сын Человеческий — господин и субботы (Мк 2:28) или что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи (Мк 2:10); иногда - когда  речь идет о Его страстях, например, когда Иисус говорил, что Сын Человеческий должен пострадать (Мк 8:31).
В других случаях Иисус говорит о Своем будущем пришествии, например, когда Он объявил первосвященнику, что Сын Человеческий будет сидеть одесную Бога и придет с облаками небесными (Мк 14:62).
           Этот титул иногда используется в иудейской апокалиптической литературе (например, в Притчах Еноха) по отношению к вечному существу, которое придет, чтобы судить и ниспровергнуть врагов Бога. Отсюда очевидно, что использование Иисусом титула «Сын Человеческий» уникально. Наиболее вероятная причина, по которой Иисус использовал титул «Сын Человеческий», — желание избежать слова «Мессия», оттенок значения которого был излишне политическим. Но что значили для Иисуса слова «Сын Человеческий»? Здесь присутствует идея человеческой природы, возможно, намек на «сына человеческого» у Даниила и, возможно, идея Страдающего Раба из Ис 53.
          Ранняя церковь предпочла титул Мессия, потому что он означал царя-избавителя; после смерти Иисуса уже можно было не бояться неверной, политической трактовки Его титула. Термин Мессия, или Христос, не принадлежит учению Иисуса в строгом смысле слова, потому что Сам Он никогда не называл Себя так.  Однако Иисус соглашался с тем, что Его называли Мессией , например, при  признании Петра в Кесарии Филипповой; это подтверждает Его утвердительный  ответ на вопрос первосвященника: «Ты ли Христос?» (Мк 14:61).
Есть отрывки, в которых титул "Мессия" связывается с термином " Сын Божий", и Иисус не отказывается ни от одного из этих "титулов" (Мф 16:16).
            В учении Иисуса есть  место, где  Он ясно показывает, что Он — Сын Божий. Это Мф 11:27 (а также параллельный отрывок Лк 10:22):
"И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть".
Принято считать, что в этом , как и в некоторых других высказываниях у Иоанна, Иисус утверждает, что Он — "Сын Отца".  Однако, Иисус  мог считать  Себя не Богом, но божественным; Он учил как облеченный властью от Бога. 
           Поведение Иисуса, тон Его проповеди и самооценка, насколько о них можно судить по евангельским текстам, не соответствовали образу фарисейского законоучителя и проповедника, каким видели Иисуса Его галилейские последователи.   Наиболее значимым  аспектом самосознания Иисуса была Его убежденность в том, что Он проповедует и действует от лица Бога. Он считал, что Ему напрямую  открыта воля Бога, что сам Бог поручил Ему интерпретировать свой Закон.
          Мы знаем, что чем праведнее человек, тем более смиренный облик он имеет, тем более скромной оценки относительно себя придерживается. «Я прах и пепел» -говорил о себе Авраам(Бытие 18.27), почитающийся иудаизмом столпом праведности.
          Самопревозношение мы можем встретить лишь среди сумасшедших и некоторых находящихся на грани сумасшествия сектантских лидеров. Но что можно сказать о таких  «самоопределениях» Иисуса :
«Говорю вам, что здесь тот, кто больше Храма» (Мф 12.6);
 "..Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14, 6);
 "Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну." (Ин. 5, 22);
 "все должны чтить Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его" (Ин 5:23);
 "..Я есмь воскресение... верующий в Меня, если и умрет, оживет". (Ин. 11, 25)
 "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6, 54)
 "..Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира". (Ин. 8, 23)
 "..Истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь". (Ин. 8, 58) ?
          Эти слова по своему "богохульству" превосходили бы возможности понимания любого иудейского священника или судьи, произнеси их Иисус в действительности.  Если бы еврейские власти действительно преследовали Иисуса, мог ли Он спастись, при наличии вышеперечисленных высказываний? В это можно было бы поверить, только если бы судьи больше не полагали, что пророк из Галилеи в своем уме. Сегодня большинством ученых-новозаветников признано, что эти высказывания в Евангелии от Иоанна принадлежат не Иисусу - они соответствуют более поздней христианской традиции.
          Когда  в Евангелии наталкиваешся на слова типа «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф28.18), то может возникнуть вопрос: а не говорит ли это Сам  Всевышний ? Может ли кто-нибудь, кроме Бога, позволить себе говорить "в тоне Бога"?
          Многие исследователи, в частности, Давид Флуссер в своей книге «Иисус»  отмечают, что первым, у кого проскальзывают интонации самосознания своей праведности, является, по всей видимости,  кумранский Учитель Праведности.   Как пишет один исследователь «Из тех гимнов, которые были обнаружены в Кумранах, восстает образ мессианского вождя, ставшего великим в мистическом смысле и видящим себя самого сидящим в небесах «на троне божественной мощи». Он  говорил о себе «кто подобен мне среди богов?» Эти и другие изречения заставили мудрецов его поколения, прежде всего Гиллеля, отлучить этого мессию и его приверженцев».
          За этим «тоном» еврейского праведника стоит осознание своей миссии которое может придавать праведнику власть и силу говорить о себе в превосходной степени, не отождествляя себя самого при этом с Богом, но лишь сознавая, что он «как Бог».«Тон» – это как бы признак принятия на себя всей полноты ответственности за мир.
           Кем мог считать себя «исторический Иисус»? Этим вопросом  задавались многие исследователи. В частности, понять Иисуса как аутентичного иудея пытались,  Мартин Бубер,Рудольф Бультман ,иерусалимский профессор Давид Флуссер . Исследовательские работы последнего считаются в этой области наиболее глубокими и обстоятельными. Все эти авторы отмечают принадлежность Иисуса к кругу фарисеев.    Но если Иисус – это только фарисей, то чем вызван Его властный тон, Его заявление о Себе в качестве «первого праведника»?
           Иисусу, как утверждают евангелисты, была свойственна  кротость и скромность.Но  в то же время  для Иисуса характерна  та высокая самооценка, о которой говорилось выше.
Вот некоторые из популярных афоризмов, приписываемых Иисусу, в которых Он предстает как „кроткий служитель“ :
"всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лук 18.10-14); "Больший из вас , да будет вам слуга" (Мф 23:11-12). ; „Вы должны умывать ноги друг другу»  « Сын не для того пришел, чтобы ему служили» Мф 20:28).. Эти слова Он произнес в  последнюю ночь перед крестными страданиями , когда  стал умывать ноги ученикам,вытирая их полотенцем, которым был  препаясан, как слуги моют ноги господам...
          Наиболее яркими характеристиками изречений Иисуса были его притязания на божественность, за что евреи  не раз  пытались побить его камнями, так объясняя свои намерения: " не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом" (Ин 10:33, 39).
   Иисус  придерживался авторитетного тона , утверждая , что духовный мир и спасение можно найти в простом принятии Его руководства. Такие отрывки, как: «Возьмите на себя иго Мое ... и обретете покой душам вашим» (Матф., XI, 29); «кто  потеряет жизнь свою ради Меня, тот спасет ее» ( Мф 16:25); «Поскольку вы сделали это одному из наименьших из этих братьев Моих, вы сделали это Мне» (Мф. XXV. 40), -  указывают на «захват власти», что, безусловно, является уникальным в еврейской истории и  может объяснить  антипатию, который мог вызывать Иисус ....
        Человекоподобный и величественный, восседающий на престоле божественной славы эсхатологический судья, Сын Человеческий,  — самое возвышенное представление о Спасителе, которое когда-либо рождалось в недрах еврейской религии;  это образ человеческого и одновременно божественного существа.
Мог ли Иисус из Назарета вообразить себя кем-нибудь подобным? Скорее всего, можно ответить утвердительно: Он ощущал себя избранником Бога, Его слугой, единственным Сыном, которому открыты тайны Небесного Отца. Именно ощущение своего величия в конце концов могло побудить Иисуса открыто и прямо отождествлять себя с Сыном Человеческим,  который  в иудаизме  порой отождествлялся с Мессией

 Отношение к язычникам
             "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" ,- учил Иисус (Мф 7:6) .
 "Святоотеческое толкование" разъясняет эти слова Христа:
 «Псы — неверные, а свиньи — хотя верующие, но ведущие жизнь нечистую. Итак не должно высказывать тайн о Христе неверным, ни светлых и жемчужных слов богословия — нечистым: потому что те, как свиньи, попирают или презирают то, что им говорят, а псы, обратясь, терзают нас".
Можно понять это изреченние  так, что Иисус  учит избирательно относиться к проповеди: не всем можно давать святыню- "Слово Божье" и бросать жемчуг  религиозных истин тем, кто  совершенно погрязших в грехе.   Но, по-видимому, вряд ли это верное толкование. Кого должно учить истине? Того, кто уже и так верит? Сам Иисус опровергает это, поскольку, когда Его обвиняют в связи с грешниками, Он говорит:
"не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Мф 9: 12).
   За много столетий до Христа Соломон так  выразил  почти   аналогичное  словам  в Ев. Мф (7:6) : «“. (Прит.23:9) Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя»(Прит.9:8). Почти то же, что у Матфея, но  у Соломона  нет оскорбительного разделения на собственно людей и "псов и свиней" в зависимости от их веры.
       Такого разделения в принципе не было и у Иисуса, согласно тому же Матфею: Он проповедовал и лечил ВСЕХ; обращаясь к толпам , следовавшим за Ним, Он не выделял в них "свиней и псов". Более того, Он постоянно призывал прощать и любить  ближнего,  призывал возвещать "святыню" и "жемчуг" своего учения с крыши, т.е.ВСЕМ, без оглядки:
 «Что говорю вам в темноте, скажите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.»(Мф 10:27)
 Т.е. , ничего не таите, все ценное, что бы вы ни услышали от Иисуса в темноте ночи на ушко лично вам,возвещайте всем при свете дня даже с крыши.
 Иисус учил, обращаясь не только к ученикам, но к народу, не  выделяя в нем "свиней" и "псов" . Почему же такая "аномалия" в (7:6) ? "Аномалия" или принцип?
 К кому же Он обращается в (Мф 7:6) ? Ответ следует из (7:1-5 ): - к "БРАТЬЯМ" ( как скажешь БРАТУ ТВОЕМУ (7:4)) , к единомышленникам. Т.е. "свиньи" - это , естественно, - "не-братья", это - те, кто не способен или не захотел Его принять...
Существует много толкований , разъясняющих кто тут «псы», а кто- эти дикие «свиньи», единого мнения нет..Однако,  «Псы» появляются  и в другой истории:
 "И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и БРОСИТЬ ПСАМ.Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час". (Мф 15: 21-28)
      Миссия Христа по этой притче,-  только для тех, кто признает Тору, для них сама концепция ЦБ имеет смысл. Современным Иисусу язычникам термины "Мессия", "Царство Божье" были непонятны, неприемлемы и даже бессмысленны.
"Я послан только к погибшим овцам дома Израилева " . "Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам" (Мф.15:24,26).
«Псы» здесь- язычники; в др варианте перевода- не «псы», а «собачки», «щенки», и "тон" другой- "увещещевающий"...
Как считают исследователи НЗ, эти логии( Мф 7:6 и 15:26) явл. аутентичными .
 
         Воззрения Иисуса в отношении язычников развивалось поэтапно. Вначале Иисус ограничивал свою деятельность только "домом Израиля":«Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева»  (Мф., 10: 5–6).
 Другое отношение обнаруживается в том случае, когда Иисус сразу после Нагорной проповеди не только приветствует неевреев, но и предостерегает закоснелых евреев.
Мф., 8: 5–6. "Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает."
 Сотник просит Иисуса не беспокоиться с личным визитом, но сказать исцеляющее слово на расстоянии. Иисус делает так, как просит сотник, говоря:
…и в Израиле не нашел Я такой веры... Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов"(Мф., 8: 10–13)

Тема ученичества в учении Иисуса.Отношение к семейным ценностям
          В  учении Иисуса важное место занимает тема „ученичества“. 
Иисус призывает учеников следовать за Ним; инициатиива исходит от Него: призвание означает избрание.Он зовет каждого человека отдельно, отрывая его  от занятий , от быта. Ученик Иисуса должен разделить с Ним  свободу от семьи и собственности. Призванные должны, как Иисус, словом и делом возвещать наступление ЦБ.
      „Оппозиция“   Иисуса к семье ясно прослеживается в призывах оставить дом  ради грядущего Царства. Те, кто так поступает, получат награду:
«Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев,  или сестер, или отца, или мать, или детей, или земли, ради меня и благой  вести, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат  более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а  в веке грядущем жизни вечной.».(Мк 10:29–31)
Ученики Иисуса должны заботиться не о семье, а о грядущем Царстве. Никакие семейные узы не  могут являться более важными, чем Царство.
Однажды, когда   один «из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде  пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и  предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф 8:21-22)
       Этот запрет "похоронить отца" противоречит иудейским представлением о благочестии, его  трудно, даже невозможно понять в свете Пятой заповеди :«Почитай отца  своего и матерь свою». Эта заповедь настолько важна, что Писание  приравняло ее к заповеди почитания Бога! Похоронить отца- долг сына!  Но  любовь к Учителю - выше любви между родителями и детьми, и  даже естественная забота о родителях не должна быть препятствием в следовании за Ним.
      «Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:59–62). 
„ Если кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником»(Лк. 14:26).   Матфей приведенному выше тезису  придает  более мягкую  форму: 
         «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). 
          Для Иисуса родство по вере  - сильнее кровного родства.Дело в самой сути кровнородственных связей. Они, безусловно,  являются мощным связующим фактором между людьми , в этом их сила, — но  только до тех пор, пока отношения в семье не изменят своего качества.  Если же один из них -ученик Христа и он готов строить отношения с  ближним по законам Царства,следуя за своим Учителем, а другие - нет,  отношения между ними станут , по сути, невозможными. И тогда может  оказаться, что ради Царства кровнородственные связи необходимо  отодвинуть на второй план, а иногда и вовсе — разорвать.
Иисус призывает своих последователей :«Кто хочет идти за Мною,  отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»(Марк 8:34).
        Вокруг Иисуса образовался круг последователей, некоторые из которых  по его призыву покинули  жен и детей (Мф.19:29), как Симон Петр и иные  апостолы. Прекратив рыбную ловлю, они оставили свои семьи в  двусмысленной ситуации — без развода и без материального обеспечения...
           С „ненавистью“ к семье тесно связано отрицание брака, которое отличает раннее христианство в такой же степени, как и ессейство.«Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божий, будучи сынами воскресения» (Лк. 20:34–36).
           Отсутствие детей и вообще физическая неполноценность в древности оценивались как признак проклятия или наказания Божия.
Иисус, видимо, эти взгляды современников не разделял.
Причины, приводящие людей, как «скопцов», к безбрачной жизни, Христос разделил на три категории: биологическая, когда люди «родились таковыми от чрева матери». Такой  «род скопцов не может быть порицаем»; 2) влияние иного человека, что  «порицается»; 3) решение человека посвятить себя Царству Божьему, т.е.  сознательно сделаться «скопцом ради Царства Небесного», — это решение  «заслуживает похвалы». „Кто может вместить, да вместит»-добавлял Он (Мф, 19, 10-12).
          Некоторые историки считают, что Иисусова похвала "скопцам ради Царства" (Мф 19:12) отражает Его собственный выбор: Он сам стал таким "скопцом", то есть сознательно избрал путь безбрачия ,возможно, в преддверии грядущего апокалиптического конца века сего.
           В отличие от Адама, праотцев (Авраама, Исаака, Иакова-Израиля) , евангельский Иисус Христос, зачатый и родившийся «непорочным» способом,   не имел ни семьи,  ни детей.  К Иисусу обращались, как к раввину («рабби») и Его ученики, и все множество Его последователей.Трудно себе представить неженатого раввина.  Но нигде, ни в одном из текстов, написанных о Нем ,нет ни одного слова о Его жене или детях.Нормальное семейное положение рассматривалось как нечто само собой разумеющееся, а потому, вероятно, не было нужды в том, чтобы упоминать об этом. Добровольный целибат в еврейской среде того времени сделал бы юношу изгоем и лишил бы его права носить почетный титул раввина. Причина, по которой Церковь неизменно изображает Иисуса как холостяка, возможно, восходит к апостолу Павлу который возвел в добродетель собственное безбрачие и попытался сделать Его образцом для всех послушных христиан (I Кор. 7,1–2).
Ни к чему и жениться, ни к чему и дети, раз уже «проходит образ мира сего» и скоро, чуть ли не завтра, - Страшный суд и воскресение мёртвых, а «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж» (Мф, 22, 30).
К браку  Иисус относился если и не вполне враждебно, то всегда сдержанно-критически,не как к священной обязанности, а как к простительной человеческой слабости, которая хотя и хуже безбрачия, но все же лучше внебрачного блуда, заявив при этом: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Такое  отношение кажется удивительным, если учесть, какую роль играло в  еврейском обществе родоплеменное начало. А Иисус между тем отодвигает  родовые связи на второй план. Он говорит о том, что Его родные — это Его  ученики, т.е. те, кто исполняет волю Божию. Это иллюстрирует следующий   евангельский эпизод:
«И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: “Вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя“. И отвечал им: “Кто матерь Моя и братья Мои?“ И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: “Вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, ТОТ Мне брат, и сестра, и матерь“» (Мк. 3:33-35).
        Похоже, что позже непримиримость Иисуса по отношению к семье еще более усилилась.Иисус говорит о том, что Он пришел, чтобы принести разделение, и что враги человеку-домашние его:
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я  принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с  матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его»( (Лк 12:51–53; Мф 10:34–46 )
       Очевидно, что такая «антисемейная» позиция уходит корнями в  апокалиптическое провозвестие Христа.Незадолго перед концом века сего,  как утверждает Иисус, семейные конфликты еще более обострятся: «Предаст  же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и  умертвят их» (Мк 13:12).
        Иисус  считал, что близок Конец, а значит, крепкие семейные узы и  социальные институты мира сего уже не играют роли. Подлинно значимо лишь  грядущее Царство. Но проповедовать это учение и сохранять прежнюю  социальную структуру невозможно: это все равно, что наливать молодое  вино в старые мехи или пытаться поставить заплату из новой ткани на  старую одежду. Мехи лопнут, а ткань разорвется. Новому вину нужны новые  мехи, а новой одежде — новая ткань (Мк 2:21–22).
          
ххх
   ТО. чему Иисус учил своих последователей, менялось со временем Его общественного служения ; менялся Он Сам и Его представление о своей Миссии. Можно сказать,что огромная дистанция  отделяет  Иисуса  Страстей  и Иисуса первых проповедей о "птицах небесных и лилиях полевых".
   Основной идеей Иисуса было Царство Божие, однако, трудно составить  представление об этом Царстве  на основании Евангелий. Иногда  Иисуса можно было  считать демократическим вождем, желающим  учредить ЦБ как идеальное  царство бедных и обездоленных, но  наиболее вероятно, что  ЦБ, приход которого Он возвещал , могло  означать буквальное осуществление апокалиптических видений, относящихся к Мессии.
       Бесспорно то, что  Иисус  ждал и учил о скором  наступлении Царства  еще при жизни своего поколения. Апокалиптические идеи Христа сводились к тому, что существующий общественный строй приходит к концу, который станет грандиозным  переворотом. Двенадцать учеников Его воссядут на двенадцати тронах; мертвые воскреснут, и Мессия , Божественный  Судья, воздаст каждому  по делам его.  Накануне конца мира считалось бесцельным все, что служит только к продлению существующего;  полагалось избегать  всего, что привязывает человека к земному, всего, что отвлекает его мысли от небесного.  Можно сказать,что к концу жизни  для  Иисуса перестает существовать все, что не относится к Царству.Он не скрывает от себя той страшной бури, которую Ему суждено поднять в мире:
 «Не думайте, то Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч …...Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся...наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу „(Мф.10:34-36; Лк.12:51-58;    Ин.16:2).


Рецензии