Словохотовщина или наука о шляхах?

Термин Словохотовщина был придуман в музее Куликово поле.

Что он доподлинно означает я не знаю, придуман в связи с темой татарских дорог, которой я занимаюсь.

Предполагаю, что мои оппоненты указывают на "неосязаемость" шляхов в современном ландшафте и якобы отсутствие у меня надежных доказательств. Также возможно указывают на то, что мои конструкции умозрительны (оторваны от реальности).

На это хочу заметить следующие:

1. Идея изучать шляхи возникла до революции у нескольких историков независимо друг от друга. Прежде всего хочу назвать фамилии Артемьева, Ловягина, Маркова.  По этому словохотовщина (производное от моей фамилии Словохотов) не подходит. Артемьевщина, Ловягинщина, а еще лучше Марковщина.

2. Изображение татарских дорог (детальные изображения) на сегодня известны на одной карте (Ефремовского уезда) и на трех чертежах. (Смотрите мой блог угрим.блогпост).  Изображение же больших масштабов известны на многих картах.

3. В качестве географической границы владений татарские дороги повсеместно использовались на юге России, а потому нашли отражение в многочисленных документах. Документы эти многочисленные и частью мной опубликованы в блоге угрим блог пост.  Среди помещиков даже существовал такой термин "зайти за муравку", то есть пересечь межевую границу по татарской дороге.

4. Часть жителей  сел и деревень, несмотря на политику Советской власти, по прежнему живут там где жили их предки, о чем свидетельствует их фамилии и генеалогические поиски с конца 17 века. Так вот среди этих жителей сохранились устойчивые географические представления, а наравне с ними и легенды, о том где проходили татарские дороги.

5. В тех местах, где шляхи наиболее удалены от современной власти  (как правило другой берег реки от областного центра, либо границы административных районов, а еще лучше областей)  там они сохранились в своем первозданном виде. Для примера могу назвать участок на границе Белгородской и Харьковской областей, Тульской и Орловской областей, участки Изюмского шляха в дали от Белгорода (другой берег Северского Донца.

6. В документах 16-17 века ключевые участки татарских дорог отмечены в росписях сторож и сейчас достаточно успешно локализуются на местности историками. Кроме того ключевые точки этих дорог отмечены курганами и так далее.

Поскольку известный круг авторов (кстати достаточно узкий) осознанно игнорируют эти факты их работы по истории России зачастую смехотворны. \

Всякий раз эти авторы возвращаются к статье Сыроечковского Пути и условия сношения Москвы с Крымом на рубеже 16 века. 1932 год., в котором были сформулированы мысли ставшие догмой в послевоенной историографии.

Именно из этой статьи вытекают ставшие в последующем наиболее массовыми и популярными представления о Русской истории, как о истории засечных черт.

Здесь наиболее популярна школа кандидата "воронежских наук" Загоровского.

Что бы понять уровень мышления подобных "научных трудов" достаточно указать, что в монографии 2020 года Засечная черта русского государства 16-17 вв. работников Куликова поля, РГАДА, в которой кстати благодарятся такие сомнительные "ученые" как белгородский Жигалов термин Муравский шлях упомянут только два раза.

Возникает закономерный вопрос, а для чего же была эта засечная черта? Зачем описание преграды без описания дороги, которую она преграждает?


Рецензии