Тайна терлецких прудов - Торлецкий или Столыпин

  Уважаемый читатель, с нетерпением жду ваших отзывов и комментариев, и не обязательно комплиментарных. Хочется узнать, с чем связан ваш интерес к этому району, его истории. Если вы не зарегистрированы на ПРОЗА.РУ и не хотите, то можно связываться через почту ergoproekt@rambler.ru. Буду признателен.

  Тут заложены две тайны. Главная из них – никакие они не «Терлецкие»…
  Первая тайна: откуда появилась первая буква «Е» в фамилии последних владельцев Гиреевской усадьбы ТОрлецких?
  Во всех просмотренных нами архивных документах эта фамилия пишется через «О». В книге [1] приводится достаточное количество таких примеров. Приводятся обложки рекламных проспектов (страницы 341, 342 указанной книги), которые выпускал Александр Иванович Торлецкий – сын Ивана Александровича, создавший в южной части Гиреева передовой дачный посёлок. Было бы странно предположить, что высокообразованный человек, офицер, не знает как написать свою фамилию. 
  Недавно в библиотеке Ивановского № 100 мы рассказывали собравшимся об истории района. К нашему огромному удовлетворению на это мероприятие пришли трое Торлецких - совершенно "настоящих" представителей другой ("южной") ветви этого рода, идущей от Василия Логиновича, брата нашего "гиреевского" Александра Логиновича. Для меня это была неожиданная, но крайне важная и знаменательная встреча. Конечно, нам было о чём поговорить. И как бы я выглядел в их глазах, если б спросил: "Уверены ли вы, что ваша фамилия пишется через О ?"
  Это – факт, что изредка в архивных документах встречается написание ТЕрлецкий и ТАрлецкий. Но единичные ошибки чиновников, записавших фамилию «на слух», не следовало бы брать сегодня за основу названия природного и историко-культурного объекта. Очевидно, что такая погрешность – дело рук наших с вами современников. Но теперь никто не хочет брать на себя труд по её устранению.
  Любопытнее другое: Чьими радениями появились наши пруды? Вынужден кое-кого разочаровать: четыре пруда, компактно расположенные к северу и югу от старой Владимирской дороги (ныне главная прогулочная аллея, идущая от входа на Свободном проспекте), не имеют никакого отношения к господам Торлецким. Вот нам и ещё одна тайна! О пятом, мелководном, затаившемся в сторонке, - разговор отдельный.
   Мы пока не нашли достоверный источник, указывающий на время появления Торлецких в Москве и конкретно в Гирееве. Ведь они не москвичи и приехали сюда из Бобруйска Минской губернии. Когда же это могло произойти?
  «Гиреевскую» линию родословия Торлецких  открывает Логин Григорьевич. «Атлас промышленности Московской губернии» [М., 1845] сообщает, что на 1845 год Логин Григорьевич имел в Москве большой кирпичный завод. Встречаются публикации, рассказывающие, будто для организации выпуска большого количества кирпича его пригласил в Москву сам батюшка Николай  1. Произошло это будто бы в конце 1830-х годов. Но ссылок на подтверждающие документы я не встречал. Вслед за Логином Григорьевичем в Москву переехал его сын Александр Логинович, подхвативший дело отца.  Когда?
  Бобруйские краеведы сообщают, что, будучи городским головой, он построил на территории городской крепости добротный двухэтажный каменный дом в 1818-м или 1822-м году. Дом сохранился до сих пор. Александру Логиновичу, купцу 1-й гильдии, принадлежал кирпичный завод, который начал работать на территории Бобруйска в 1831 году.  Скорее всего, до этого времени ему вряд ли был резон всё бросать и уезжать в Москву.
  В архиве мы увидели документы по делу об обнаружении в «бухгалтерии» Бобруйска недостатка реквизиционной суммы. Как глава города (занимал пост ориентировочно до 1841 года) Торлецкий оказался среди лиц, обязанных возместить недостающую сумму. Видимо, в связи с этим Минской уголовной палатой был наложен запрет на все коммерческие операции Торлецкого до погашения нужной суммы. Думается, этот запрет мешал Александру Логиновичу оформить покупку у князя Салтыкова нескольких мельниц в Московской губернии. Отсюда и появился документ – заявление Торлецкого, в котором он сообщает и квитанцией подтверждает, что указанная сумма им внесена в московску Полицию 17 августа 1849 г. для отсылки в Бобруйский земский суд и просит снять запрет на его коммерческую деятельность [ЦИАМ. Ф. 50, Оп. 11, Д. 89]. Судя по всему, Александр на этот период уже обосновался в Москве.
  Но ещё раньше «Московский адрес-календарь на 1842 год» [М., 1842] фиксирует, что коммерции советник, купец 1-й гильдии Александр Логинович Торлецкий проживает на Пятницкой улице в доме Шевалдишева. Значит, собственного дома он ещё не заимел и снимал жилплощадь.
  Все эти сведения показывают, что приобретение Торлецкими подмосковного Гиреева наиболее вероятно состоялось в интервале: конец 1830-ых – 1842 (1849) год.
  Конкретное свидетельство пребывания Торлецких в Гирееве даёт « Указатель селений и жителей Московской губернии за 1852 г.» в нём Гиреево числится как «село 1-го стана, Торлецкого, коммерции советника. В селе имеется одна церковь и три двора». Полное имя  владельца не указано. Вообще говоря, это мог быть Логин Григорьевич. Но к этому времени он был в таком почтенном возрасте, что целесообразнее было записать недвижимость на сына. Думаю, разумные предприниматели так и сделали. Есть и ещё один документ, составленный Московской губернской чертёжной по размежеванию дач села Перово от 1862 г. В нём указаны владельцы смежных участков [ЦИАМ. Ф. 210, Оп. 1, Д. 563].  Среди них – коммерции советник Александр Логинович Торлецкий. Записи в документе местами неразборчивы, но в целом угадывается, что Торлецкий то ли продал, то ли купил участок земли с дачей в селе Перово. Я бы предположил, что «Указатель» 1852 года фиксирует проживание Торлецких в северной части Гиреева после покупки её у Марьи Михайловны Перовской, а документ 1862 года связан с покупкой южной части у Анны Ивановны Засецкой – предыдущих владельцев этих половин усадьбы.

  А что же с нашими любимыми прудами? Не  пора ли о них вспомнить?
  С ними всё в порядке: они давно плещутся на северной границе гиреевского владения и «бьются волнами» о насыпь Владимирской дороги. Когда же они появились?
  На известных нам картах и планах Москвы середины и конца 18-го века [1, рис. 38 - 39] мы видим Коссинские озёра, большой пруд Шереметевых, пруд у деревни Тетерники (Тетеркино), но не видим никаких Гиреевских прудов. Впервые два пруда к югу от линии Владимирского тракта на территории усадьбы появляются на официальной Топографической карте окружностей Москвы 1818 г. Далее – на Военно-топографической карте 1838 г., на Топографической карте окрестностей Москвы Ф. Шуберта 1856 г. и так далее [1, рис. 40 - 43]. К северу от Владимирки никаких прудов нет. Их нет даже на Топографических картах Москвы 1929 и 1931 годов выпуска [1, рис. 21]. Значит, северные пруды вообще не имеют никакого отношения ни к Торлецким ни к другим владельцам Гиреева… Они устроены уже в советские 1960-е годы.
  Кто же украсил парк старого Гиреева двумя замечательными водоёмами, да ещё с романтическим островком? Разрешите представить – секунд майор Дмитрий Емельянович Столыпин, сын поручика, товарища пензенского воеводы Емельяна Семёновича.
О представителях дворянского рода Столыпиных, - предках министра внутренних дел николаевского правительства Петра Аркадьевича и Михаила Юрьевича Лермонтова, - оказалось нелегко собрать какие-либо сведения. Здесь нам хорошо помогла работа сотрудников «Моспроект – 2»: «Историко-культурные исследования объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Терлецких» [М.. 2010]. В ней мы воспользовались необходимыми цитатами и ссылками на архивные документы.
  Итак, «1793 года сентября… секунд-майор Дмитрий Емельянов сын Столыпин и коллежская асессорша Пелагея Павлова дочь написали сие условия в том, что сторговал я Дмитрий у неё Лихониной недвижимое её имение, состоящей Московской губернии и округи называемое пол село Гиреево… а сады и ранжерейные деревья не исключая… за 18 тысяч рублей» [ЦИАМ. Ф. 45., оп. 1. Д. 109, Л. 34]. В декабре была подписана купчая крепость.
  В архиве сохранились записи о том, что Дмитрием Емельяновичем «…подрядчикам – крестьянам села Рождествинка Калужского наместничества – было заказано изготовление «городового хорошего кирпича 50 тысяч», московским купцом Зверевым поставлено «разных мер и разборов строевого соснового и елового лесу»… Судя по всему, Столыпин затеял большие строительные и благоустроительные работы. Под руководством нанятого садового мастера Семёна Андреевича Седова, дворового графа А.Г. Головкина и взятых к нему на обучение помощников, был благоустроен парк, заведены оранжереи и теплицы с экзотическими растениями, разбиты по рисункам владельца цветники, куртины и традиционный огород. Крестьяне деревни Каменка выкопали пруды и соединили их каналами. Подробно описывается строительство прудов - на какую глубину копать, по каким столбам мерить и т.д.
  Дмитрий Емельянович владел только северным (Старым) Гиреевым – отсюда понятно, что речь идёт о двух (или трёх) прудах, расположенных к югу от Владимирки. Сегодня канал между большими прудами засыпан, и мы гуляем по дорожке между ними (которая прежде вела к церкви и дому владельцев усадьбы), не вспоминая об этом. Но незадолго до революции он ещё был. Владимир Челищев вспоминает: «Подруги прибыли в Старое Гиреево. Туда, где оба пруда соединялись узким каналом. Мост уже во времена родителей дяди Ивана был гнилым. Когда по нему ехали, доски испускали адский шум. Когда двуколка была на середине моста, раздался грохот от ломающихся гнилых досок, и повозка с женщинами из Гиреева погрузилась в болото» [Челищев (Линденберг) В. Бобик в огненной печи. Munchen: Ernst Reinhardt].

  Летом 2007 года в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.12.2005 г. № 1031-пп «О мерах по созданию и комплексному благоустройству рекреационного центра – зоны отдыха «Терлецкая дубрава» на территории природно-исторического парка «Измайлово» началась реконструкция «Терлецкой дубравы»  Началась с реконструкции двух прудов к северу от Владимирской дороги (между ней и нынешней линией шоссе Энтузиастов). Воду из прудов спустили, углубили дно. Чтобы берег не размывался и не сползал в воду, в отдельных местах его укрепили деревянными сваями из лиственницы. Их привезли из Красноярского края. Застал момент, когда эти стволы только привезли к берегу, и они лежали большой кладкой. Тогда я не сразу понял, зачем привезли не доски, не брусья, а какие-то «дрова»? В дне пруда пробурили скважину глубиной примерно 260 метров. Чистая вода будет подпитывать пруды. Система установленных перепускных камер обеспечит нужный уровень и проточность воды. На следующий год были намечены работы по благоустройству прибрежной зоны и дорожно-тропиночной сети. Но «…всё будет зависеть от устойчивого финансирования».
  Наблюдая за этими работами, я видел, как на дне спущенного пруда постоянно собирается вода, не дающая откачивающим насосам отдохнуть. Это ясно указывало на то, что дно прудов является водоносным слоем, и «работают» естественные подземные источники. Да и на картах 19-го века мы видим «хвостик» ручья, идущего со стороны Ивановского прямо в юго-восточный пруд. И вся эта система посылает свои воды маленьким ручейком «сквозь» шоссе Энтузиастов в речку Серебрянку Измайловского леса. Так что Столыпин разумно использовал гидрологические особенности этого местечка. Спасибо ему от нас и от местных уточек.

                Ноябрь 2024 г.

Литература:

1 - Горский Е.Ф. Гиреево-Новогиреево: судьбы людей, история района. М., 2014.


Рецензии
Я на Саянский жил, д.5, окончил 905-ю школу. )))

Ара Ивановский   13.03.2025 21:11     Заявить о нарушении