Истина жизни и роковая идея. Дневник писателя

 Дневник писателя. Ф.М. Достоевский
М. Шульгин, ноябрь 2024


Первый тезис из данной работы Ф.М. Достоевского можно выразить так:
1. Счастье людей состоит в спокойной жизни и простоте

Ф.М. Достоевский формирует истину жизни: «Люди живут, желая спокойствия». И когда они спокойны, то это может быть и есть их счастливое состояние… 
При этом автор предполагает из опыта о сниженных мерах ответственности и упрощенности действий людей: «Вряд ли кто дает себе отчет о своих делах и поступках. Всякий действует просто, не усложняя».

Второй тезис связан с направлением движения России, которое Достоевский связывает с либерализмом (преимущественно движением к свободе). В сухом остатке тезис можно сформулировать так:
2. Либерализм России вторичен и по сути является успокоенным.

       Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» повествует, что со временем: «Либерализм наш обратился или в ремесло, или в дурную привычку. Либерализм наш, казалось бы, принадлежит к разряду успокоенных либерализмов; успокоенных и успокоившихся».
       Успокоено-дремлющее социально-политическое состояние в обществе (в короткий исторический период) писатель сравнивает с католическим учением о квиетизме (учении о созерцательном отношение к миру).
       В нашем обществе, пишет Достоевский, «мало-помалу совершенно исчезает понимание о том, что либерально, а что вовсе нет. Либералы наши, вместо того, чтоб стать свободнее, связали себя либерализмом как веревками».
       Однако он ограничивает себя от подробностей описания либерализма и пишет: «Я, пользуясь сим любопытным случаем, о подробностях либерализма моего умолчу»
       Причем Ф.М. Достоевский считает себя либеральнее других, - тех кто криклив или просто успокоился, найдя в этом счастье (высмеивая ранее русских либералов в лакействе, вторичности и воинственности в романах Бесы и Подросток). Он скромно говорит об этом: «Я вообще скажу, что считаю себя всех либеральнее, хотя бы по тому одному, что совсем не желаю успокаиваться... Что же касается до того, какой я человек-то есть по-русски: я человек счастливый, но — кое-чем недовольный».

Выводы
Политическое движение России во многом было обусловлено стремлением к личной свободе под ширмой либерализма. Оно было заимствовано опытом западной демократии, влиянием социалистов и Наполеона.
      Спящая форма либерализма, выделенная Достоевским, оказалась одной из стадий (зарождения - роста - затухания). Однако история показывает, что спящее затишье обманчиво и наблюдается перед бунтами, переворотами революциями,и все это происходит под лозунгом "Свободы".
      Подлинная личная свобода по Достоевскому, понимается не как свобода желаний и действий, а в "одолении себя и воли своей для достижения нравственного состояния – быть самому себе хозяином"


Рецензии