Исповедь обывателя
Большим счастьем наверное было для родителей мое появление на свет, потому как рожден был от их большой любви, которую с детства чувствовал на себе взрослея все последующие годы. Происхождения самого обыкновенного, ни в чем не выдающегося. Но чем бы не занимались мои предки, из поколения в поколение все они наказывали своим чадам быть достойными, честными и трудолюбивыми людьми. И не передать этого благородства ни какими чувствами. Место сельское степное с живущими мелкой жизнью людьми – стало моей Родиной.
Родился я более полувека назад в то, как теперь это уже осознанно понимаю, мерзопакостное время, когда народ пребывал в закрытом казенном обществе. Время, когда люди испытывали несметное количество всяких потерь и бед, крайнюю тяготу телесной нечистоты и душевной усталости.
Первым моим ощущением в знакомстве с окружающим миром был почему то….белый снег? Не что вроде ничтожное…. потому как появилась на мгновенье и исчезло. Это то, что в первые в моей жизни явилось и осталось в памяти. Белый снег – как белый лист чистой бумаги. Не явилось ли это в начале моей жизни своеобразным предзнаменованием того, что когда-то в дальнейшей своей судьбе, придётся взяться за перо и заполнить этот пробел своим мировоззрением, выразив свое отношение к окружающему меня миру. В последствии было много мест дававших мне приют, но не было роднее того, сельского, где впервые стал ощущать сам себя. Рос в глуши и не видя ничего в сущности цивилизованного, созерцая и принимая в свою детскую хрупкую душу только безграничные снежные поля в зиму, травы и цветы летом – моя душа дивилась красоте окружающего мира, трогала меня непонятной любовью. В отличии может быть от других сверстников, я еще ребенком стал понимать, что в этом прекрасном мире, человек главный – он вершитель всего прекрасного. Это только он - человек, дивиться окружающему его миру и извлекает для себя пользу. Мое понимание о месте человека в этом мире с раннего детства – послужило моему великому «несчастью». И правда, зачем было ребенку понимать все и осознано принимать мир такой, какой он есть, а не по детски – наивно. Время детства для меня хотя и было беззаботно счастливое в материальном плане, но и в тоже время протекало болезненно-чувствительно. Как наверное и для каждого ребенка, мир для меня все же ограничивался домом, двором-усадьбой. Запомнился небольшой сад который весной роскошно цвел своими белыми яблонями и кустами вишни. Взрослея отходя от младенчества я уже осознанно понимал, что я не один, а в мою жизнь входили и делались ее неотъемлемой частью другие люди. К тому времени как начал осознавать себя, уже знал, что кроме родителей есть еще дедушки, бабушки и в памяти уже стали мелькать лица появляющиеся у нас других людей, к которым испытывал сознательные чувства. Но всё же мало что запомнилось из детства, потому как происходило все обыденно-однообразно, к которому детские души быстро привыкают.
Запомнилось лишь то, что в своей прелести и радости шло через «боль» души. В детских душах обычно запоминается и остаются на долгие годы больше яркие эпизоды дней и все то, что ребенок мог уже понять и принять – происходящее. Для меня, скажем, больше запомнились зимние сильные ветра и чем ужаснее выла и билась об стены и окна метель, тем очаровательнее и приятнее мне было чувствовать себя за теплыми стенами. А на утро после этого, как поражали и волновали надутые выше крыши громадные снега. Весенняя распутица в деревне несла с собой много неудобств в хозяйстве и мрачные люди, ходившие по улицам и дворам, ждали теплых похожих дней. А меня наоборот, эта распутица, колейные дороги, залитые талой водой и большие половодья по ямам и канавам, радовали – образуя большие шумные ручьи.
Землянки – лапотные обители степняков, стоят себе с отсыревшими подмокшими белыми боками и чернеющими крышами. Они просты, первобытны, но так родственны твоему волнующемуся сердцу. Я рос познавая мир и жил в этом хоть и глухом, но прекрасном степном краю, приобщаясь самой земли, всего того вещественного из чего собственно и создан мир. В силу детского возраста, окружающий мир для меня все же расширялся еще не познанием людей и я еще не знал, что человек может творить не только добро, но и зло. Меня больше интересовала и влекла к себе природа – к ней было приковано все мое внимание. Взрослея жизнь для меня становилась более разнообразнее. Все больше замечал и привыкал к сельскому повседневному быту.
Так за этой всей повседневностью незаметно шло обогащение моей сознательной жизни. С этой сознательностью и осмысленностью выражать и принимать все вокруг себя происходящее, я еще подростком почувствовал, что в жизни моей наступил какой-то перелом и может быть не к лучшему. В дальнейшем на самом деле так все и произошло. Запоминание беззаботных счастливых часов закончилось и больше навязывались мысли и чувства с нелегкими познаниями. И эти познания делали меня действительно несчастными человеком – несчастным не в обыденном выражении этого слова, а тем, что создавал свое «несчастье» собственной волей, заключающейся в том, что переносил и рассуждал о том или ином событии в жизни людей – уже как взрослый.
Не знаю, откуда во мне проявлялось то или иное чувство, привязанность и интерес к чему-нибудь. В детстве был нежен и добр с детьми и к домашним животным, но всегда почему-то хотелось поймать грача или другую птицу, того же голубя, которые обжили весь потолок в нашем сарае и вылетали садясь на крышу. Один раз вылетающего из дверного проема голубя я сбил, бросив палку и сбитый он отчаянно боролся, исцарапав мне руки в кровь и которого я придушил, простите, со страшным удовольствием…
Все в этом мире временно, бесцельно и происходит в силу стечения тех или иных обстоятельств, и неизвестно, зачем происходило и зачем существовало. Я это чувствовал и понимал, уже тогда, отсюда все мои «несчастья».
В школьные годы я жил уже не только одними чувствами, производившими на меня то или иное впечатление, но уже стал разбираться в том, что я вижу и воспринимаю и стал до определенной степени сдержан реагируя на них и это делало меня несколько замкнутым. Мальчиком меня уже нельзя было назвать, чтобы хныкать, но и не был еще молодым человеком, еще рос душевно и телесно. «Школьные годы чудесные…» – для меня они были сущим «адом». Потому как жил не подлинной жизнью с тем, что окружало меня, а вымышленный, которую сам придумал и она меня «преображала», что было непонятно для окружающих. Рос как говорится в чистом поле «сорняком», но этот великий простор который окружал меня, в моей душе возбуждал беспредельное поле желаний в познавании мною окружающего мира, который, извините, не понятен может быть простому самоуверенному в своей самодостаточности обывателю.
Меня тогда уже к примеру удивляло и озадачивало – почему в самом деле русский мужик, влачит нищее существование. От своего безделья? – это-то с мозолистыми его руками. От своей неграмотности?...
Я конечно тогда еще не понимал, что каких-то сорок лет назад с Россией случилось беда – она погибла, ради того, чтобы этот самый нищий мужик жил в достатке и счастливо. И когда это произошло, кто теперь мешал ему жить нормально и чем оправдать его неустроенность? Знакомство мое с людьми и видя как они живут – меня поражало несколько крайнее их материальное оскудение, за годы строения «социалистического будущего», а непроходимое невежество, бескультурье, причиной которого являлось на мой взгляд – хроническое страдание народа от различных реформ за годы социалистического строительства…
Как ужасно было начало моей самостоятельной жизни, в совершенно новой и убогой обстановке. Но моя взрослая жизнь уже никак не могла существенно изменить мое мировоззрение и отношение к окружающему миру – заложенное с детства. Никакие авторитеты, институты, должности, которые я прошел, не поколебали во мне то миропонимание, которое пришло ко мне еще в детские годы.
Несмотря на свою душевную простоту и порядочность, судьба не была ко мне благосклонна. Какая безмерная нелепость была в том, что, простите за нескромность, что меня «использовали» не по «назначению» и труды мои «оплачивались» скудным насущным хлебом. Какая безмерная нелепость в том, что совершеннейшие ничтожества должны были признавать пригоден ли я, для какого-нибудь убогого ремесла.
Прожив более полувека я видел и слышал этот мир и жизнь везде такова:
Везде по большей части ложь и вздор, люди живут с эгоистическим притворством, трусостью и цинизмом. Нет у них ни какой разумной цели к существованию и совести нет и любовь их продажна, а о чести и говорить не приходиться.
Оглядываясь на прожитые годы, был свидетелем и участником всех событий, происходящих в стране. Сравнивая то время с тем, что происходит сейчас, мною овладевает чувство безмолвия и мне кажется, что я почувствовал, как время безжалостно прошло мимо меня.
Вечная мука только думать, а не говорить о том, что есть и другая правда, далекая от лжи и лицемерия, требующая законного выражения и воплощения, и уж если не в делах, то простите, я скажу хоть в слове?!
_____________________________________________________
Общество, с каким бы оно строем общественной жизни не было, не может быть идеальным даже по своей сути. Время постоянно требует его обновления и обновление, как правило, происходит с теми же ошибками что и у предшественников. Связь поколений!?
- Воплощением красивой лжи, стала революция 1917 года, обещавшая для народа равенство, братство, счастье, землю крестьянам и заводы рабочим. И все до единого человека кто вольно, а кто по большому принуждению уверовали в эту хрень.
- Воплощением суровой правды Советского образа жизни стали на многие годы тяготы, унижения, потери чувства собственного достоинства людей.
- Воплощением мощи Советского государства стала для народа ни в чем неоправданная внешняя и внутренняя политика государства, приведшие собственный народ к великим испытаниям под час лишенных всякого здравого человеческого смысла.
Собирая в памяти бесчисленные осколки последнего нашего столетнего прошлого, я вновь представляю себе: бесплодные сражения гражданской войны, голгофу тридцатых годов, священную отвагу в годы великой Отечественной войны, и горькое разочарование народа – победителя послевоенных лет.
Кто правду опишет и выскажет великую бессмыслицу всех этих событий? Кто проникнет всей душой и поймет всю эту трагедию многонационального Российского народа, их пожертвования: героизм, грязь, кровь, унижение, невзгоды, страдания, трусость, похоть, тяготы, лицемерие, алчность и наконец официальное признание того, что историю России необходимо переписать с чистого листа не принимая мрачную «красоту» тех лет, когда все человеческие страсти и чувства были напряжены до предела.
Жизнь в России – это какое-то постоянное искупление грехов. При царе перед монархией и богом, в атеистической среде перед советской властью, сейчас стали заложниками псевдодемократии. Любое время порождает свою мораль общественного строя и это так – это правильно. Но зачем перед этим разрушать все традиции и устои которыми жило общество до этого. А дело в том, что между этими моралями всегда есть нечто общее. А именно! Люди всегда разделены на «правых» и «левых», на «наших» и «не наших», на податный и привилегированный класс. Пока мы не придем к общему знаменателю относительно своего прошлого и взглядов на развитие будущего – всегда будем подвержены такому «делению». Мы до сих пор не можем пройти этап национального покаяния.
Создавая государство, общество собираясь в некий социум, люди сами «добровольно» делегируют свои права этому государству, и не каждый человек проживая в этом социуме стремясь к индивидуальности, к свободе, может реализовать себя, свои возможности. Поэтому государство с каким-бы строем правления оно не было – это аппарат насилия. Изначально в самом государстве заложено насилие и ограничение свобод и прав человека проживающего в нем. Поэтому человек не может быть полностью свободным. К России это правило относится в наибольшей степени, потому что включает в себя десятки народов, по большей части завоеванных, нежели объединение произошло по договоренности. В народе, в каждом человеке где-то в глубине души, в подсознании всегда недовольство за их насилие государством. И как только степень этого насилия со стороны государства уменьшается, так появляются силы будируемые в народе способные изменить политический строй. Это и послужило причиной распада СССР.
Люди собравшись в некий социум, сами строят себе «дом» для совместного проживания. У кого-то строительства общежития получается (европейские страны), у кого-то просто построена фабрика для наживы капитала (США), у кого-то из этой затеи получилась просто большая тюрьма (СССР).
С 1922 по 1991 года с времени создания СССР и до его развала, государство представляло собой тюрьму народов.
В механизме демократического формирования власти главная роль отводиться выборам. Но выборы, да еще по-российски, это всегда обман, а не выборы политического и экономического курса страны. Обман – это когда заранее знаешь результаты выборов. А происходит это потому, что на 100% задействован административный ресурс.
В настоящее время оптимистов в светлое российское будущее все больше стали сменять циники и цинизму порой уже нет предела. Сегодня уже мало быть реалистом чтобы что-то улучшить в нашей жизни – надо просто быть светским человеком без всякой религиозности и понимать, что такое ответственность а не произвол и права должны быть соизмеримы обязанностям и прочие атрибуты демократии только при таких условиях возможно построить благополучное общество. А в наших управленческих органах, на всех уровнях не ответственные люди за свое дело, а по большей части циники. В России по большему счету, если говорить утрировано, власть всегда «валялась на дороге» и вот найдется какое-нибудь течение, собравшись в кучку (в виде той же партии) и ее лидер соберёт вокруг себя окружение. Потом это окружение делает этого человека идолом. Окружение заигрывает того или иного лидера пришедшего к власти и наступает бесконечно унылое правление, какое тут уж движение вперед. Признаки его уже начинают проявляться в наши дни, в президентских и правительственных ветвях. Перебирая в памяти события последнего десятилетия, приходишь к выводу, что самым большим врагом (в данном случае для Президента), мешающим реализации государственных программ является его ближайшем окружение. Именно окружение заигрывает своего «шефа», и его образ уже у большинства людей начинает вызывать неприятие.
Общественное сознание в народе настолько напугано своим прошлым правлением: Сталинскими репрессиями, Хрущевскими мужицкими замашками, Брежневским застоем, Горбачевской «ускорением» и «перестройкой» - что свобода в начале 90-х годов показалась такой отдушиной, таким раем, что не заметили, как скатились в «пропасть» и не только в экономической сфер, но и поплатились за это своими нравственными устоями.
Миллиарды рублей от государства ушли в карманы кучки людей от дикой приватизации, нещадной эксплуатации того что было всем народом произведено и отстроено. Средства массовой информации в угоду чиновникам (которые их финансируют) бесстыдно по их указанию забивали в головы соотечественников муть своих телерепортажей и чушь бесстыдных газетных полос. В жизни всегда так бывает, ищешь ответы на жизненно важные вопросы, а вместо этого появляются новые более замысловатые и каверзные. И невольно задаешься вопросом – достойно ли наше место в современном мире? Вроде бы статистика гласит, что жизнь в России становится все лучше. Но что-то большинство трезвомыслящих не разделяют такого оптимизма.
Конечно, как справедливо многие высказывают что по сравнению с запредельной бедностью 90-х годов – есть некий достаток. Этот достаток в малом, так уже привыкло большинство населения страны за годы «Победы социализма». Народ привык измерять свой достаток только куском хлеба, голодомора слава богу, нет. Но за эти годы претерпел народ столько невзгод, что уже смирился с высказыванием – «Россия нищая страна дураков и плохих дорог». Сам рост ВВП если он может и ползет потихоньку вверх, то это может, в общем, улучшить экономику страны – но вовсе не означает всеобщее благосостояние и счастье людей. Критерием счастья в современном понимании этого слова – это, прежде всего принятие, а главное соблюдение всеми законов для общего проживания в государстве, политическая свобода и степень доверия между населением и властью и отсутствие коррупции. А сегодняшние законы – это приглашение в коррупцию. Народ уже начинает понемногу выходить открыто на улицы и выражать свое недоверие власти: несправедливостью судов, жирующих чиновников, лукавству властей, дефициту правды, коррупции. В условиях распространения компьютерного свободного доступа к интернету политикам все труднее прибегать к замалчиванию накатившихся проблем. Здоровое общество возможно, когда существуют некие нравственные авторитеты.
Но когда все сводится к потреблению, когда все без исключения можно продать-купить, общество, простите, деградирует в стадо животных. И сегодня нет 100% уверенности в том, что мы идем к чему-то лучшему, к чему-то важному.
P.S. Как автор я высказал своё о ношение к происходившим и происходящим событиям в стране, к её истории и реалиям сегодняшнего дня, с учётом своего жизненного опыта. Высказанное мною не может использоваться в целях агитации и пропаганды. Я не собираюсь по данному поводу оспаривать свою точку зрения публично.
Свидетельство о публикации №224112600409