Бабушка с папиной стороны Мое Татарское Детство

Моя бабушка и Мое Татарское Детство.
Моя бабушка Фазлетдинова Тутия Гарифьяновна родилась в деревне Варзи-Тамак Бураевского района Республики Башкортостан 10 июля 1905 года. Родилась в зажиточной семье, родители и бабушки-дедушки совершали хадж (священное путешествие в Саудовскую Аравию, в г. Мекка). Когда произошла революция, раскулачивание, то были кувшины с серебряными монетами закопаны в землю, по ее словам. Был младший брат Шарифьян. Мама Тутии, Разия, была одной из четырех дочерей. Мама Разия и папа скоропостижно скончались. Девочке было 8 лет когда ее отправили учиться в духовную школу медресе в село Сейтяк, известное своим религиозным образованием. Главный священнослужитель медресе отправил ее домой со словами: «Чему тебя учить, у тебя есть все знания». Тутия была из религиозной семьи, с малых лет держала Уразу (пост мусульман), читала намаз.  Читала намаз до старости, ежегодно держала Уразу, до тех пор, пока позволяло здоровье. В 16 лет Тутию выдали замуж. Родилась Фаузия, моя тетя, и Масхут, мой дядя. Муж Тутии умер, промучившись 1 год от падения на него в лесу дерева. Болела голова весь год. В 21 Тутия осталась вдовой. Старшие дети отправились в Свердловск. Третий ребенок, сын Харис, мой папа, родился у бабушки в 1938 году. Харис учился в Бураево. В 12 лет Харис поехал в Свердловск учиться в вечерней школе и жил у сестры с братом. Была учительница по немецкому Железнякова. Он запомнил на всю жизнь: Komm an die Tafel! Строгая была. Также носили нарукавники в школе. Папа учился на токаря-фрезеровщика. Потом учился в УПИ на инженера-конструктора, кем и проработал всю жизнь. Другие дети Тутии — Масхут работал плотником, дома строил. Фаузия — дочь, тоже в Свердловске, работала грузчиком,  про нее отдельная история, это замечательный человек, стоик, умница. Тутия ездила к детям, помогала с внуками. Надо сказать, бабушка работала на ферме, доили коров, заготавливали сено. Все, что нужно было, то и делали на ферме. Работали за трудодни. Папа одно лето провалялся на полу в избе, на подбородке вышла какая-то сыпь, и он лежал на полу, пока его мама была в поле. Когда сильно хотелось есть, то он просил бабушку: "Я хочу есть!". Бабушка быстренько брала горстку муки, смешивала с водой и в печке была готова маленькая лепешка «кюляча» (лепешка в золе). Тутия любила всех своих детей и всех семерых внуков (6 мальчиков и 1 девочка, т. е. я, младшая внучка). Старших двоих мальчиков от дочери, от среднего сына двух мальчиков, и от младшего сына троих внуков двоих мальчиков и девочку, то есть меня, самую младшую. Всегда ездила в Белоруссию (там жили мои родители и братья в г. Новополоцк) к детям, в Свердловск (дочь и сын), всюду. Помогала. Летом в деревне жила, в Дюсьметово, Бураевского района. Ездила в Нефтекамск к семье сына. В общем, жила почти всегда с нами. Больше всех любила у нас останавливаться. Ей было скучно одной. Она была кочевница по натуре. Дорогу, к сожалению, плохо переносила. Два дня пластом лежала после поездки на автобусе. Потом восстанавливалась. Вязала носки из шерсти мастерски. Бабушка держала барашков, гусей. Привозила в детям осенью ощипанных готовых гусей, малиновое варенье. В саду росла малина, несколько яблонь сорта Уральская наливная, пара кустов томатов, в огороде росла очень урожайная крупная картошка. И никаких колорадских жуков не было. Картофелины были крупные. За огородом был еще один огород, и потом вниз к оврагу, там была речка, вся земля истоптана гусиными лапками, в топь превращалась земля у речки, где они плавали. Ивы плакучие вдоль берега речушки росли. На холмах земляника, клубника. Кони паслись. Вдалеке была река Быстрый Танып. Папа мой рыбачил там с удовольствием. Там и плавать их учили. Два мальчика до другого берега сопровождали мальчика, который учился плавать. Я помню, что дно у Таныпа было илистое. Встанешь ногами и ноги в ил глубоко закапываются. Не очень приятное ощущение. Страшновато было наступать. Я думала, а вдруг там змеи живут в иле. Был берег, где было каменистое дно. Житез Танып (быстрый Танып) — река очень коварная. Однажды в жаркий день на сенокосе двое мужчин решили искупаться. Отец и сын. Один стал тонуть, второй его спасал. Утонули оба. Это папа рассказывал.
Бабушка очень скромная была, «щибяр эби» ее в деревне называли - «красивая бабушка». Значит, в молодости она была красивая. Раз и в пожилом возрасте ее так звали. Бабушка любила общаться, ездить, ночевать у родственников. Однажды, я ночевала в Дюсьметово у знакомой девочке. Бабушка девочки утром говорит мне: иди домой, как бабушка, любишь считать дым у людей (тэтэн санап) — ходить от дома к дому, в переводе. Я почувствовала такой стыд. Побежала домой. Это была мать библиотекаря, с ее дочкой я играла. В деревне люди не церемонились в словах. Но мне было неприятно. Еще был случай. Я с деревенскими детьми пошла в летний лагерь. Мы пошли пешком в Бураево, на экскурсию в музей. .Смотрели  старинные монеты, потом ели мороженое. Я проказничала и учительница не велеа мне больше приходить. Утром я как штык сидела на лавочке перед школой, тем не менее. Я еще была дошкольного возраста. 6 лет примерно. Характер Овна, упрямый и вредный, что поделать. Мы пошли в поход на луга. Юа жиярга. Играли, бегали. Ели дикий лук. Вкусно было. Я взяла в полиэтиленовый мешочек пряники, конфеты из дома. Весело было в походе. У бабушки окна в палисадник выходили. Распахнешь окна — и вот они цветы, кустарники. На окошке герань розовая и красная. Нехитрая бабушкина еда: суп с лапшой домашней, чай бесконечный, веренье, хлеб. Бабушка водила меня в магазин. В магазине отрезы ткани в рулонах. Жвачку мне покупала, конфеты школьные. Деревенский магазин — это особая любовь. Тут все вместе. Универсам - все товары в одном месте. Продавщица общительная. Уважительно с бабушкой общается. Кстати, когда в модных бутиках платья дорогие — они мне напоминают по ткани и фасону платья бабушки. Это отрезное по талии. На пуговицах, с отложным воротничком, длинное платье. Мягкие складки у пояса. Бабушка не большая, ни худая, ни сликом полная, с годами ниже к земле стала. Когда дом строили, бревном повредила поясницу немного. Волосы не густые, пепельные. Длина чуть ниже плеча. Заплетала на тесемочку в косичку. Покрывала платком. Платок завязывают на татарский манер так: два передних конца под подбородком, а спину покрывает вся большая часть платка. Так принято. Камзол бархатный опять же. Черный или коричневый с отливом бордовым. Карманы вместительные как у Старшей Матери Мустая Карима, описано в «Долгое-долгое детство». Бабушкины руки — сухонькие, легкие, с длинными пальцами. Ладонь удлинена, удлиненная форма ногтей. Мы спали всегда с бабушкой (Борон-борон заманда, кэжэ бэлдэ каманда, аю — урядник, каз — десятник, сказка про баранов и волков, очень интересная и страшная, про то, как бараны обманули волков). Присказка ко всем сказкам. Бабушка по велосипеду братьям купила. Брат из Дюсьметово до Нефтекамска приехал на велике и к маме на руки упал. Проспал сутки или двое потом. Расстояние было от деревни до нашего города примерно 100 км.  Велосипеды украли, мама была рада, что не надо таскать их на пятый этаж. Еще эпизод про бабушку: Старший брат на имянаречение дочки посадил нашу и соседскую бабушку на санки и привез к ним домой. Двух сухоньких старушек. Бабушка благословляла мою маму за то, что она смотрела ее хорошо. Говорила донья эхирэт игелек кур. (Пусть в твоей жизни будет мир и лад. Желаю тебе увидеть рай на земле.). Такую благодарность получила моя мама от своей свекрови.
Бабушкин дом в деревне: небольшой, деревянный. Внизу дома вход в погреб. Он снаружи. И подпол есть внутри дома. Доски пола толстые, крашеные. Есть шкаф, есть железная кровать, есть диван, стол, стулья, скамейки. Умывальник. В чулане от мышей подвешены в авоськи мыла: земляничное и прочее. Когда читала книгу Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», помните, когда Зулейха забралась наверх под крышу, где сушились "как" (пастила из ягод), чтобы пожертвовать духам во славу умерших дочерей,  представляю бабушкин дом и бабушкин двор. Баня перестала действовать. Просто как сарай ее стали использовать. Туалет тоже в ряд с баней. Есть ворота, есть и калитка с другой стороны. Перед окнами старые ивы. Видно главную улицу деревни, центральную. На бревнах сидят дети, подростки. Я тоже вышла как-то раз. Лет 12 было мне или меньше. Мама привезла коричневые вельветовые брюки из Ташкента, на мне новая рубашка в клетку с короткими рукавами. Городская гостья, сразу видно издалека.
     Бабушка дождалась меня с Севера в 2002 году, словно дух ее чувствовал. Я приехала в понедельник. В четверг ее не стало 28 марта 2002 года. Бабушка (зурнэй) немного не дожила до 97 лет. Я приехала на каникулы школьные, в школе тогда работала. Я еще сомневалась: ехать или нет. Оказывается, я не зря приехала, проводила бабушку в последний путь. Работница ЗАГСа удивилась, когда я пришла за справкой о смерти: она еще улыбается. Ну, я просто приветственно улыбнулась ей, а по бабушке-то я горевала. Но у нас не принято плакать и выражать публично горе, у мусульман. Надо сдержанно себя вести. 1 апреля я уволилась с Севера окончательно и приехала домой к родителям.


Рецензии