Если встретишь Джавдета

Если встретишь Джавдета.
«Встретишь Джавдета — не трогай его.» Он теперь гражданин РФ.
Ныне в республиках Средней Азии считают, что басмачество – это «национально-освободительное движение» народов Средней Азии. Всё в рамках ещё одного чёрного мифа о России и русских – об «оккупации Россией и русскими» Средней Азии, Кавказа и т. д.
Сегодня в российских СМИ все реже можно встретить упоминание о таком явлении, как басмачество. Хотя еще недавно, лет тридцать назад, это понятие было бытовом уровне: басмачами называли своего противника солдаты и офицеры Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. 
          Афганские горы в 1920-30-х годах были одной из основных баз бандитов и головорезов в Средней Азии. Их методы войны ничем не отличались от тех, которыми пользовались афганские моджахеды, а сегодня талибы.
«Басмачи» происходит от тюркского слова «басмак», то есть «нападать, налетать»-налетчик.
Началом басмаческого движения, прокатившиеся по Средней Азии, можно считать 1916 год. Поводом стал царский указ о призыве «инородцев», на тыловые работы, поскольку русское мужское население было на фронте, то в тылу не хватало рабочих рук. До этого они вообще не подлежали призыву, но нехватка людей в армии заставила царское правительство пересмотреть эту практику. Привыкшие к тому, что солдатчина им не грозит ни в каком виде, жители Средней Азии усмотрели в новом порядке покушение на их традиционные свободы и права и взялись за ружья.
          С началом установления советской власти в этом регионе ситуация повторилась, и они снова, не без помощи извне, взялись за оружие. Это стало с одной стороны протестом против Советской власти, а с другой стороны средством обогащения, когда война и революция разрушили хозяйственную деятельность населения и привели к кризису и власти, и экономики. Нападали они в основном в районах Ферганской долины и Хорезма, Закаспийской области и южных районах Киргизии. В басмачи чаше всего шли члены общества, которые не нашли себя в обычной жизни. Бандитизм казался легким способом наладить личное материальное положение.
 Басмачи имели хорошо поставленную разведку и использовали специфическую тактику борьбы. Имели широко разветвленную сеть агентов, которые были среди мулл, чайханщиков, торговцев, бродячих ремесленников, нищих и т. д. Благодаря таким агентам басмачи хорошо отслеживали передвижение противника, знали его силы. В бою басмачи использовали элементы заманивания, ложных атак, подводя увлеченных атакой красных под огонь лучших стрелков, сидевших в засаде.
    Главком Сергей Каменев в 1922 году отмечал: «Характерными чертами басмачей является хитрость, большая находчивость, дерзость, чрезвычайная подвижность и неутомимость, знание местных условий и связь с населением, являющаяся одновременно средством связи между шайками.  Басмачи хитры – надо их перехитрить; басмачи находчивы и дерзки, подвижны и неутомимы – нам надо быть ещё более находчивыми, дерзкими и подвижными, устраивать засады, внезапно появляться там, где нас не ожидают; басмачи хорошо знакомы с местными условиями – надо нам так же хорошо их изучить"
            Отряды басмачей стали ядром вооруженных сил, поддержавших установление в конце 1917 года так называемой Кокандской автономии. (Кока;ндская автоно;мия или Туркеста;нская автоно;мия— самопровозглашённое территориальное образование, существовавшее в период с 28 ноября 1917 года по 22 февраля 1918 года на территории современного Узбекистана, а в то время на территориях Семиреченской, Сырдарьинской и Ферганской областей Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи. Одним из ее первых шагов стало провозглашение независимости Туркестана.) Идея национальной независимости привлекла на сторону Кокандской автономии многих жителей Средней Азии. Когда 22 февраля 1918 года автономия была ликвидирована, разгромленные отряды ее сторонников начали действовать самостоятельно, опираясь на поддержку местного населения. Было время, когда общее число басмачей в Туркестане и его окрестностях достигало 150 тысяч человек, а под их контролем находились обширные территории. В частности, в 1921 году им удалось взять Душанбе, перехитрив Советы заключением союза с представителями Бухарской народной советской республики. Подобная тактика отличала многих лидеров басмаческого движения. В те или иные моменты, когда им было выгодно, они пользовались готовностью советской власти амнистировать тех, кто готов был сложить оружие или с винтовкой в руках перейти ей на службу. Договоры с «неверными» басмачи, как правило, рассматривали как ничтожные и легко отказывались от них, как только возникала возможность вернуться к прежнему образу жизни.
Тактика борьбы басмачей состояла в том, чтобы, базируясь в труднодоступных горных и пустынных районах, совершать конные рейды в густонаселённые районы, убивать большевиков, комиссаров, советских работников и сторонников Советской власти. Они прибегали к партизанской тактике: избегая столкновений с крупными частями регулярных советских войск, предпочитали внезапно нападать на небольшие отряды, укрепления или занятые большевиками населённые пункты, а затем быстро отходить.
Басмачи нападали на объекты Средне-Азиатской железной дороги, разрушали железнодорожные пути, вызывали крушение поездов, сжигали здания, убивали железнодорожников.
   Басмачи отличались особой жестокостью и садизмом не только по отношению к русским, но и к единоверцам, вступившим в контакт с советской властью. Краткая выдержка из обвинительного акта по одному из таких дел:
«13 мая 1921 года Муэтдин произвел нападение на продовольственный транспорт, шедший по Куршабо-Ошской дороге в город Ош. Транспорт сопровождался красноармейцами и продармейцами, каковых было до 40 человек. При транспорте находились граждане, в числе коих были женщины и дети; были как русские, так и мусульмане. Вез транспорт пшеницу — 1700 пудов, мануфактуру — 6000 аршин и другие товары. Муэтдин со своей шайкой, напав на транспорт, почти всю охрану и бывших при нем граждан уничтожил, все имущество разграбил. Нападением руководил сам и проявлял особую жестокость. Так, красноармейцы сжигались на костре и подвергались пытке; дети разрубались шашкой и разбивались о колеса арб, а некоторых разрывали на части, устраивая  с ними игру «в скачку», то есть один джигит брал за одну ногу ребенка, другой — за другую и начинали на лошадях скакать в стороны, отчего ребенок разрывался; женщины разрубались шашкой, у них отрезали груди, а у беременных распарывали живот, плод выбрасывали и разрубали. Всех замученных и убитых в транспорте было до 70 человек, не считая туземных жителей, трупы которых были унесены мусульманами близлежащих кишлаков и точно число каковых установить не удалось»
В период Великой Отечественной войны предпринимались попытки возобновить басмаческое движение на южных границах СССР. Так, по Таджикской ССР в 1941 году были зафиксированы 4 басмаческих отряда и группы, в 1942 — 11 и в 1943 — 51, общей численностью около 900 человек, практически все они были ликвидированы и уже к концу 1944 года антисоветские выступления практически прекратились.
            На границе Афганистана с СССР к 1942 году было сосредоточено по разным оценкам от     5 000 до 10 000 вооружённых туркменских басмачей. Они имели связи с абвером. Лидер киргизских басмачей Камчи-бек с сентября 1941 года совершил несколько набегов на советскую территорию. Однако в 1943 году после демарша правительств СССР и Великобритании правительство Афганистана арестовало многих басмачей, выслало из страны ряд басмаческих лидеров и конфисковало большое количество оружия, после чего деятельность басмачей практически прекратилась. После распада СССР, в связи со сменой генерального политического курса  начались процессы по пересмотру дел осуждённых в антисоветской деятельности. Так в Узбекистане были реабилитированы более ста человек, возглавлявших басмаческие движения.
В Средней Азии басмачество оценивается главным образом как национально-освободительное движение на религиозной почве, а басмачи как национальные герои, мученики за веру. Кроме того, в регионе отказались от самого термина, как навязанного советской пропагандой уничижительного прозвища, а вместо этого используют такие термины как «движение сопротивления», «движение за независимость». Новые государственные образования в этом регионе, создавшиеся на базе бывших советских республик, рождались преимущественно на негативном отношении к Советской России, как, впрочем, и все другие республики СССР, объявившие о своей независимости. Кроме Белоруссии. А следовательно, и к русскому населению, как носителю советской идеологии. Поэтому нельзя не учитывать произошедшие в этом регионе политические изменения, когда в Россию открываются потоки миграции с одновременной натурализацией мигрантов, получением гражданства переселенцами из этих не очень - то дружественных России регионов.
Российские власти делают попытки привлечь новых граждан России из Средней Азии к выполнению гражданского долга-службе в армии по защите своего нового государства, но пока опыт этот не очень удачный. Иногда даже трагический.


Рецензии