Экономика и мораль. 2
Так или иначе, предки людей как-то научились давать друг другу обещания, и хотя бы иногда исполнять их. Обещание представляло собой первые виртуальные деньги и первые понятия о справедливости. Это была ветхозаветная мораль, по которой за получение от кого-то определенного количества добра, нужно было в будущем отдать то же самое количество добра, и аналогично со злом. Первой валютой были клятвы. Бывало так, что один человек клялся за другого, то есть подкреплял своей клятвой клятву другого. У клятв разных людей была разная стоимость в разных местах. Если человек несколько раз выполнил свои обещания, и его авторитет рос, то его клятва стоила во много раз больше, чем клятва человека, которого никто не знал. В то же время, если человек нарушил свою клятву, то его последующие клятвы обесценивались, и он уже не мог принимать участия в торговле. Однако, если некто, в чью клятву верили, поручался за обманщика, и он несколько раз выполнил свои обязательства, то его репутация могла частично восстановиться, и его слова начинали чего-то стоить. Из-за плавающих курсов слов разных людей появились две вещи, которые стимулировали развитие пещерной экономики, это были залог и проценты.
К примеру, один охотник приходил к другому и просил у него топор или технологию его изготовления, и обещал потом вернуть не только топор, но и часть добычи, а чтобы владелец топора не переживал за свою собственность, он оставлял ему в залог пару шкур или своих детей. Вот вам и частная собственность, и банковские проценты, и плата за авторские права, и залоговая сумма, и долговой вексель, который в то время, правда существовал пока только в устной форме. И предметом такого обмена были не обязательно продукты человеческого труда. Это могла быть тлеющая головешка, оставшаяся после лесного пожара, доступ к питьевой воде в засушливых районах, или даже право охоты, рыболовства или сбора грибов и ягод на определенных территориях. Уже тогда существовала и интеллектуальная собственность, как мы видим. Ведь как-то передавались знания от одного человеческого стада, к другому. И теперь выяснили, что у неандертальцев обмен интеллектуальной собственностью был развит плохо, а у хомо сапиенсов прекрасно. И определенно, что делились конкурирующие племена своими ценными знаниями и навыками не из самаритянских побуждений, а в обмен на что-то. И каждое человеческое стадо готово было убивать и быть убитым, ради охраны своей кормовой базы, также, как это делают животные, так что частная собственность на природные ресурсы появилась ещё до появления людей, но с появлением людей, появились и такие её понятия, как сдача этой кормовой базы в аренду за какую-то плату.
Животные этого не могли, потому что не были способны обещать и выполнять обещания. Хотя животные способны верить в обещания людей и это стало причиной их приручения людьми. Сначала собаки верили людям, что они поделятся с ними добычей и помогали им охотиться, потом овцы и козы верили, что люди их будут защищать от хищников, а они будут делиться с ними своим молоком и некоторых собратьев приносить в жертву людям, ради безопасности всего стада. Это тоже была своего рода торговля людей с животными.
Земледелие привязало людей к земле и разделило занятия людей на женские и мужские и значительно усложнило отношения между людьми внутри их сообществ и между разными сообществами. Появились обязанности женщин по отношению к мужчинам и мужчин по отношению к женщинам, индивида по отношению ко всему сообществу, детей к родителям. У охотников и собирателей понятие частной собственности на землю было не таким четким, как у земледельцев и скотоводов, потому что они часто мигрировали вместе с дикими животными, на которых они охотились, охотничьи угодия переходили от одного сообщества к другому. Женщины, к примеру, так же принимали участие в охоте, а мужчины умели чинить одежду и мастерить новую в долгих походах за добычей.
В силу того, что люди охотники и собиратели не были жестко привязаны к месту, их трудно было заставить соблюдать какие-то правила. При конфликтах индивида с коллективом этого индивида или изгоняли или он уходил сам, искать себе новую территорию для охоты. Человеку, занимавшемуся земледелием и скотоводством трудно было жить одному. Ведь надо было в одиночку и обрабатывать землю, и следить за скотиной, и охранять свой огород, и свое стадо. И земледелием занимались уже в тех местах, где охотой и собирательство заниматься было невозможно. Ведь при совершенствовании технологий охоты людей выживало больше, их популяция росла, дичи становилось меньше, и жить охотой становилось невозможным. Так что индивид уже не мог просто уйти, и изгнание часто было равноценно смерти.
Зерновые можно было заготавливать на долгое время впрок. С одной стороны людей благодаря этому стало меньше гибнуть от голода, но с другой благодаря возможности делать запасы на долгое время, люди получили возможность содержать профессиональных воинов и вести долгие войны между многочисленными сообществами. И чтобы сообщество выжило, надо было как можно больше детей, которые могли воевать, расчищать и обрабатывать больше земель, пасти большие стада скотины. Чем многочисленнее было сообщество людей, тем безопаснее было в нем жить, тем больше было шансов на выживание у монад этого сообщества.
Когда люди начали заниматься земледелием и скотоводством, им тут же понадобилось производить расчеты и как-то их записывать, вероятно это и стало причиной появления письменности. Для земледельца важно было высчитать день для посева, и сколько следует оставить зерна для него, сколько нужно, этого зерна для того, чтобы дожить до следующего урожая, а сколько можно выменять на ярмарке на что-то другое, и сколько нужно отдать вождю, который со своими воинами его охраняет от набегов других племен. И тем же вождям надо было вести учет уплаты податей, и долгов подданных.
Во многих местах нельзя было просто распахать землю, посеять зерно и потом просто его убрать, там надо было ещё и орошать эти поля, рыть каналы, строить дамбы, ставить шлюзы в этих каналах. Надо было строить крепости для того, чтобы более успешно вести войны с врагами. Появилось много разных профессий, помимо пастухов, землепашцев и воинов, были уже строители, гончары, плотники, кузнецы, а женщины пряли, ткали, шили, вязали не только для своей семьи, но и на продажу. Технологии ремесленники, конечно, часто держали в секрете, и передавали устно только своим ученикам, но если речь шла об оружейниках, или строительстве крепостей, то в интересах вождей было записать технологический процесс. Да и жрецам тоже требовалось записывать разные ритуалы и мифы, как вождям, которые выполняли функции судей, надо было записать законы, чтобы не перегружать свою память и подтвердить свою легитимность верностью законам предков, записанных иероглифами на скрижалях.
В то время появились и профессиональные торговцы, некоторые из которых странствовали от одного племени к другому и были посредниками между этими племенами в бартерном обмене разными товарами. Позже мелкие ценные вещи стали средством обмена. Однако с изобретением письменности появилась возможность не только обещать кому-то что-то отдать на словах, а с помощью иероглифов запечатлеть это обещание. Стало возможным в качестве оплаты за товар это письменное обещание выдать торговцу, без ведома должника. Ранее надо было привести своего должника к торговцу и перезаключить сделку, а письменность это упростила. Однако, торговцы не очень хотели верить в то, что какой-то папирус с иероглифами кто-то может обменять на определенные вещи. Должник мог умереть, не оставив потомства, вместе со всей своей семьей, и его долговые обязательства тут же обесценивались. Нужна была уверенность в его платежеспособности. Долговую расписку мог подделать любой человек, обученный грамоте. По этим причинам долговые расписки начали изготавливать из ценных металлов. Так и появились металлические деньги.
Свидетельство о публикации №224112600882