Поездка в столицу белорусского Полесья
Первым объектом, который посетила наша группа, был «Музей Белорусского Полесья». Экспозиции выставки посвящены истории и культуре географической области, расположенной на территории Полесской низменности.
Один из старейших музеев Беларуси был основан в октябре 1924 года. После открытия назывался Полесским музеем, затем – Пинским областным историко-краеведческим, Белорусским государственным музеем социалистического преобразования Полесья, а в ноябре 1990 года был переименован в Музей Белорусского Полесья.
Собираясь в поездку, я полагала, что краеведческий музей – это небольшое одноэтажное здание с весьма ограниченным количеством экспонатов.
Заблуждалась. Музей размещается в добротном старинном здании в центре города на бывшей рыночной площади Пинска.
Наш экскурсовод, научный сотрудник музея Анастасия Кравцова рассказала, что экспозиции одного из старейших музеев Беларуси размещены на двух этажах здания бывшего иезуитского коллегиума* семнадцатого века, самого большого здания подобного типа в Европе.
Осмотр начался со знакомства с белорусской живописью шестидесятых-восьмидесятых годов двадцатого века. В галерее представлены работы «патриарха белорусской живописи» Сергея Каткова «Колхозный двор», художников Павла Масленникова «Конец апреля», Абрама Заборова «Портрет артистки Жданович», Софии Ли «Сельскохозяйственный пейзаж», Антона Бархаткова «Рыбы», Галины Азгур «В начале октября», Владимира Сулковского «Полесский интерьер», а также картины нашего современника Виктора Сагановича и других именитых художников Беларуси.
В экспозиции «Русская живопись девятнадцатого-начала двадцатого века» – полотна Ивана Айвазовского, Виктора Васнецова, Ивана Шишкина, Юделя Пэна, Василия Перова, Алексея Боголюбова, Николая Дубовского, Василия Голике и Сергея Светославского.
В ходе осмотра произведений искусства экскурсовод подчеркнула, что все картины в залах белорусской и русской живописи – подлинники.
Выставка «Дворец Бутримовича»** содержит информацию об истории строительства дворца, возведённого по приказу Матеуша Бутримовича, реформатора Полесья, польско-литовского государственного деятеля восемнадцатого-начала девятнадцатого века. В коллекции – портрет М. Бутримовича и несколько образов неизвестных женщин работы Константина Маковского.
Обратила на себя внимание работа австрийского художника Джордано Грасси, портрет Кристины Магдалены Радзивилл, дочери виленского воеводы князя Михаила Иеронима Радзивилла. Экскурсовод пояснила, что Кристина Радзивилл была фрейлиной Екатерины Второй, простудилась на похоронах императрицы и вскоре скончалась от пневмонии.
Художественная коллекция Музея Белорусского Полесья считается второй по значимости в стране, после Национального художественного музея Республики Беларусь.
В экспозиции «История Пинщины с древних времён до конца девятнадцатого века» представлены артефакты, найденные во время раскопок на территории Пинска и Пинского района. Среди них: скандинавская вилка в виде трезубца (десятый век), вислая (подвешиваемая на кожаном ремешке или шёлковом шнурке) печать Изяслава Ярославовича*** (одиннадцатый век), коллекция керамических плиток двенадцатого века, каменный туровский саркофаг двенадцатого века, одно из переизданий статуса Великого Княжества Литовского семнадцатого века на польском языке, орудия труда и бытовые предметы жителей Пинска в Средние века.
Рассматривая экспонаты, на одном из стеллажей я увидела объёмное издание «Писцовая книга Пинскаго и Клецкаго княжествъ, составленная Пинскимъ Старостою Станиславом Хвальчевскимъ въ 1552-1555г. Издание Виленской Археографической Комиссии» ****.
Сфотографировала раритет и, будучи уверенной, что в старинном манускрипте – перепись населения двух административных территорий Великого Княжества Литовского, не стала уточнять у экскурсовода назначение книги.
Пересматривая дома снимки, решила проверить своё предположение. Оказалось, что «писцовые книги – поземельные описи, использовавшиеся на Руси с пятнадцатого до середины семнадцатого века и содержавшие сведения об имущественном положении служилых людей. <…> В этих книгах отражалось детальное описание условий хозяйствования вотчин (родовое, наследственное земельное владение – Н.Ф.), сёл, монастырей. <…> Записи писцовых книг были основным документом при определении владельческой принадлежности земель и установления размера налогов».
– Речь идёт о Руси, а велись ли подобные книги в Великом Княжестве Литовском? – засомневалась я.
Электронный каталог Национальной библиотеки Беларуси подтвердил, что названный выше документ был издан в 1884 году Виленской археографической комиссией.
Всё стало на свои места. В 1795 году, после Третьего раздела Речи Посполитой, территория Великого Княжества Литовского вошла в состав Российской империи. И «Писцовая книга Пинского и Клецкого княжеств …», составленная в середине шестнадцатого века пинским старостой С. Хвальчевским, в конце девятнадцатого века была издана в Вильно.
В зале «Промыслы и ремёсла Полесья» представлены образцы традиционной культуры белорусского Полесья: бытовые предметы, разновидности одежды повседневного и праздничного использования. Изделия белорусских умельцев позволяют составить представление о традиционных ремёслах полешуков: плетении, бондарстве, кузнечном деле, ткачестве, пчеловодстве …
Внимание экскурсантов привлёк деревянный велосипед, сделанный в тридцатых годах двадцатого века местным жителем. Гид пояснила, что в те времена цены на двухколёсное транспортное средство были неподъёмными для небогатых полешуков, а одному из жителей Пинщины (данные о нём не сохранились) очень хотелось иметь велосипед. Каким-то образом раздобыв польский журнал с изображением схемы устройства велосипеда, он собрал из дерева столь желанное средство передвижения; металлическими были только система шатунов (велосипедная цепь) и осей колёс.
В павильоне «Городской быт начала двадцатого века» экскурсовод рассказала, что демонстрируемый интерьер городской квартиры был характерен для состоятельных пинчан, к которым в начале прошлого века относились представители учительского и врачебного сословия, а также железнодорожные служащие. В экспозиции представлены подлинники музыкальных инструментов и мебели, посуды и других предметов интерьера квартиры.
В зале «Природа Полесья» я долго не задерживалась. На мой субъективный взгляд, даже кратковременное нахождение рядом с чучелами животных и птиц неблагоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние человеческого индивидуума.
Экспозиции «Пинщина в годы Великой Отечественной войны» и «Галерея партизанской славы» рассказывают о создании первого партизанского отряда под руководством Василия Захаровича Коржа, давшего бой фашистам 28 июня 1941 года, который считается самым первым в истории партизанского движения СССР. Здесь же размещены материалы о деятельности Пинского партизанского объединения, пинском гетто, боях за освобождение Пинщины в июле 1944 года.
***
По окончании экскурсии группу встретил наш земляк, известный художник Виктор Саганович. Он много лет живёт в Пинске, хорошо знает и любит старинный полесский город.
Первое письменное упоминание о Пинске в «Повести временных лет», как об одном из туровских владений Великого князя киевского Святополка Изяславовича, датировано 5 ноября 1097 года. Название городу дано по расположению на реке Пине, левом притоке Припяти.
Вот именно к набережной Пины и предложил экскурсантам пройти Виктор Николаевич по пешеходному участку улицы Ленина, на которой установлена колоритная скульптура – памятник «Пинчук».
Собирательный образ жителя города был создан брестским скульптором Алексеем Павлючуком – коренастый пинчук в соломенной шляпе, загибающий мизинец. На постаменте выгравирована надпись: «Па-першае, я з Пінска …». Что не случайно: по давней легенде именно по загнутому мизинцу и этой фразе узнают коренных пинчуков.
Полюбовавшись Пиной, экскурсанты направились в художественную галерею нашего знаменитого земляка. На здании выставочного зала – баннер: «Тема выставки «Телеханы – живописный край».
Виктор Николаевич рассказал о размещённых в экспозиционном зале картинах, сделав акцент на сюжетах о своей малой родине – Телеханах.
Отменные декламаторы Людмила Малей и Наталья Бинкевич прочитали несколько стихов уроженки Телехан Татьяны Цыркуновой, посвящённых определённым картинам Виктора Сагановича. Слушая вдохновенное чтение самодеятельных артистов слова, я вспомнила определение, которым воспользовался художник на одном из заседаний «Телеханской гостиной» – «стихоживопись». Как мне показалось, термин идеально подходил к картинам Виктора Сагановича и стихотворному их сопровождению Татьяны Цыркуновой.
«Весна на Припяти»
«В прозрачной дымке синеокой
Прекрасно небо – льётся свет.
Двум аистам не одиноко,
Супруги парой много лет.
Ольха в зелёной дымке лёгкой,
Ещё не вырос новый лист.
Кора шершавая сверх крохка,
Окрас её суровый мглист.
Как воды Припяти прелестны…
Как сил полны, каков их бег!
Им в русле, очевидно, тесно,
Они плеснули через брег.
Весна…Красавица волшебна,
Надежда, радость, оптимизм.
Всем обновление потребно,
Долой тревоги, пессимизм!
Художнику весна по силам,
Настрой сумел он передать.
«Весна на Припяти» манила
Как суть любви и благодать.»
Словно прочитав мои мысли, Виктор Николаевич сказал, что благодаря стихам Татьяны Цыркуновой произошло условное объединение его картин с поэтическими текстами автора.
После завершения осмотра галереи председатель Телеханского сельского исполкома Оксана Мялик, председатель Совета ветеранов посёлка Светлана Крек и режиссёр народного театра Наталья Бинкевич поблагодарили Виктора Сагановича за проведенную экскурсию и вручили сувениры, в том числе подборку стихов Татьяны Цыркуновой.
В ответном слове Виктор Николаевич выразил признательность землякам за внимание к его творчеству, и подарил Телеханскому сельскому исполкому картину с видом Огинского канала, вручив её председателю исполкома. В честь дня рождения Татьяны Головчик, активной участницы всех проводимых в посёлке общественных мероприятий, ей было преподнесено полотно с изображением роскошного букета роз.
Стихотворения Татьяны Цыркуновой о художнике Викторе Сагановиче размещены на порталах Проза.ру и Стихи.ру.
Медовый спас http://proza.ru/2024/09/25/1117
Весна в городе http://proza.ru/2024/11/21/560
Ностальгический пейзаж http://proza.ru/2024/11/19/586
*Иезуиты – мужской духовный орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году, члены которого занимаются пастырской деятельностью, образованием и делами милосердия; ориентированы на общественную деятельность (образование, наука, миссионерство). Иезуитами была создана самая густая сеть учебных учреждений на территории Великого Княжества Литовского (тринадцатого до конца восемнадцатого века территория современной Беларуси входила в состав ВКЛ).
Коллегиум (лат. – «товарищество, содружество») – закрытое среднее учебное заведение.
Пинский коллегиум вместе с Полоцким входил в тройку лучших учебных заведений ВКЛ.
**«Дворец Бутримовича» – памятник архитектуры восемнадцатого века.
*** Изяслав Ярославович – князь Туровский (до 1054 года), Великий князь Киевский (1054-1068, 1069-1073, 1077-1078).
****Археографические комиссии – учреждения в Российской империи, СССР и России, целенаправленно занимавшиеся научным описанием и изданием письменных исторических источников.
Свидетельство о публикации №224112701219
Будто сама там побывала вместе с Автором.
Тем более, что в Минске прожила очень много лет.
И Беларусь навеки стала родной и любимой.
Как и Россия.
С теплотой душевной,
Галина Леонова 01.12.2024 07:26 Заявить о нарушении
Сердечно благодарю за отзыв и Вашу любовь к Беларуси!
Вы правы: экскурсия по музею Белорусского Полесья запомнится надолго. На обратном пути участники поездки восхищались наличием на выставке редких экспонатов, "возраст" которых приближается к тысячелетию.
С искренними пожеланиями здоровья и благополучия.
Нелли Фурс 01.12.2024 11:02 Заявить о нарушении