Музыка в моей жизни
«Почему столь важна функция искусства? Да потому, что не всякий человек способен постичь высоту великих истин, но почти всякий человек может почувствовать красоту звучания поэтических строк или музыки, и она может пробудить в нём нечто, глубоко запрятанное». (В.Сидоров, «Знаки Христа»).
Читая эти строки, я подумала о том. как важно познакомить с искусством ребёнка и вспомнила свою жизнь
.
Всё моё детство прошло в Одессе в годы Великой Отечественной войны. Отец до войны окончил Одесский водный институт и получил назначение на Дальний Восток. Он должен был прислать маме вызов, но грянула война и навсегда разбила нашу семью. Эвакуироваться мы с мамой не смогли, так как накануне отхода судна я заболела и мы попали в инфекционную больницу. Оказались мы в оккупации, выжили чудом. Румыны выселили нас в девятиметровую мансарду.
Я была очень болезненная, попадая в детский сад, сразу заболевала, поэтому всю оккупацию просидела в запертой комнате в одиночестве, так как мама уходила, пытаясь что-то добыть из еды. Ни книжек, ни радио у нас не было. Всё, что можно, было продано или поменяно на продукты. Безработица была страшная. О каком искусстве могла идти речь?А оно всё-таки было! Мама, возвращаясь домой, рассказывала мне сказки, пела детские песенки, а когда их не хватало стала сочинять сказки сама.
После войны мы объединились с бабушкой Ксенией и её мамой, которую я называла бабусей. Послевоенное время было суровым, маминой зарплаты хватало на неделю жизни, поэтому мама с бабушкой Ксенией пекли на продажу пирожки, шили детские сандалики, шляпы, рисовали косынки и др. Это объединение было для меня спасением, ибо в бабушке Ксении я обрела вторую мать, Когда я пошла в школу, то бабушка Ксения помогала мне делать уроки, воспитывала меня. Жили мы вчетвером в коммунальной квартире в комнате в 19 кв. м, Бабуся была больна, не вставала с постели, её мучили постоянные боли.
Первое моё знакомство с музыкой произошло, когда мне было шесть лет и я впервые попала в Одесский оперный театр на балет. Он произвёл на меня такое потрясающее впечатление, что дома я изводила всех своими «танцами». В конце концов мама отвела меня в детскую балетную школу, где шёл приём. Все задания я выполнила прекрасно, но оказалось, что у меня как-то неверно расположена лопатка, поэтому меня не приняли.
Как-то маме удалось достать на работе для меня профсоюзную путёвку со скидкой в университетский пионерский лагерь санаторного типа. Он располагался на даче, где сейчас ботанический сад. Работа в нём была организована прекрасно, пионервожатыми были студенты госуниверситета. Они учили нас засушивать растения и делать гербарии, составлять коллекции минералов и тому подобному. Там я научилась петь патриотические и пионерские песни. Вернувшись домой, каждое утро, просыпаясь, я исполняла их, заканчивая с большим воодушивлением:
– Эа нашу родину Агонь!Агонь!
Мама останавливала меня, объясняя, что я этим беспокою бабусю. а наша кроткая и терпеливая бабуся, улыбалась и говорила:
-О,наш соловушка проснулся!
У бабушки Ксении были прекрасный слух и голос. Часто, убирая в комнате, она напевала романсы и песни, это пополнило мой «репертуар». который я неустанно исполняла. У друзей была знакомая профессор Одесской консерватории, которую попросили меня «прослушать». Она обнаружила маленький голосок, который, конечно, в это тяжкое время, когда нужно было выжить, никто развивать не собирался.
В нашей квартире жила семья брата бабушки Ксении, где была моя подружка Олечка, с которой мы росли как сёстры. Её бабушка окончила Варшавскую консерваторию по классу фортепиано, что тогда было большой редкостью. У неё был рояль, и она стала нас с Олечкой учить игре на нём. Мы даже что-то исполняли в четыре руки. Но в это трудное время рояль пришлось продать. На этом и окончилось моё музыкальное образование.
Шло время. Появились телевизоры, которые вначале были дорогие. Поэтому люди ходили в гости «на телевизор». А потом появился телевизор и у нас. Мой «репертуар» пополнился ариями из опер и оперетт, новыми песнями. Но, понимая несовершенство моего исполнения, я старалась петь, когда родители уходили. И тут обнаружилась у меня верная поклонница - наша любимая кошечка Радя. Как только я начинала петь, она приходила ко мне, начинала обходить вокруг, изредка поднимаясь на задние лапки и обтираясь об меня. Особенно ей нравились колыбельные песни и ария Сольвейг.
В студенческие годы я с друзьями посещала театры и филармонию.
У бабушки Ксении была подруга по гимназии, которая изредка приходила к нам. Называла я её бабушкой Людмилой. Она рассказала, что каждую субботу посещает своих друзей Браецких, у которых собираются друзья на прослушивание пластинок с классической музыки. Как только начали выходить проигрыватели и пластинки с записью музыки, Браецкие стали их собирать, тратя на это львиную долю своих небольших зарплат.
«Музыка — один из самых первых феноменов, пробуждающих чувство прекрасного в сердце человека», пишется в «Двух жизнях» К.Е.Антаровой. Понимая это, мои мама и бабушка Ксения попросили бабушку Людмилу устроить и меня к Браецким. Получив их разрешение, она привела меня туда. К счастью, я «пришлась ко двору»: хозяева меня не только радушно приняли, но полюбили и называли внучкой, а я их — бабушкой Манюнечкой и дедушкой.
Несколько слов о Викторе Никаноровиче Браецком и его жене Марии Фёдоровне. Оба они были страстными поклонниками классической музыки. Виктор Никанорович в молодости учился в Киевской консерватории по классу фортепиано. Однажды там давал концерт С.В.Рахманинов. Услыхав на концерте его игру, Виктор Никанорович понял, что так играть он никогда не сможет, и ушёл из консерватории, В дальнейшем он окончил Киевский политехнический институт и работал старшим преподавателем на кафедре сопротивления материалов в Одесском Технологическом институте имени Ломоносова и в Одесском политехническом институте. Его жена, Мария Фёдоровна, обладала прекрасным голосом, училась пению, хорошо рисовала и работала художницей-мультипликатором в Одесской киностудии.
Как-то, посещая Одесскую филармонию, Браецкие встретили там студентов Виктора Никаноровича, которых он пригласил к себе в субботу на прослушивание. Желая приобщить к музыке молодёжь, Виктор Никанорович организовал два студенческих кружка, которые собирались у него два раза в неделю. Так было создано «Симфоническое собрание любителей музыки имени С.В.Рахманинова».
На собраниях Виктор Никанорович рассказывал о композиторах, их произведениях, давал начальные музыкальные знания, учил быть просвещёнными любителями музыки («пассивными» музыкантами). В начале каждого собрания прослушивали этюд С.Рахманинова. Виктор Никанорович составлял тщательно продуманные программы, иногда их художественно оформляла Мария Фёдоровна. Приведу пример одной из программ, сохранившейся у меня. Она посвящена дню восьмого марта и весне.
Первое отделение
1. Чайковский П.И. - Март. Песня жаваронка. - Исп. Плетнёв, М. (ф-но)_
2. Чайковский П.И. - Медитация. - Исп. Коган.
3. Верди Дж. - Песенка герцога из оперы «Риголетто». - Исп. Энрико Карузо (запись 1908)
4. Доницетти Г. - Романс из оперы «Любовный напиток». - Исп.Э. Карузо.
5. Пуччини Д. - Ария Рудольфа из оперы «Богема». - Исп. Марио дель Монако.
6. Пуччини Д. - Ария Калафа из оперы «Турандот». - Исп. Марио дель Монако.
7. Массне Ж. - Ария Вертера из оперы «Вертер». - Исп. Джузеппе ди Стефано.
8. Джордано И. - Ария Шенье из оперы «Анри Шенье». - Исп. Джузеппе ди Стефано.
9. Доницетти Г. - Ария Кавародосси из оперы «Тоска». - Исп. Айдинян А.
10. Доницетти Г. - Ария Кавародосси из оперы «Тоска». - Исп. Айдинян А.
11. Верди Дж. - Романс Радамеса из оперы «Аида». - Исп. Б. Джильи
12. Россини — Неаполитанская тарантелла. - Исп. Б. Джильи
13. Рахманинов С.В. - Не пой, красавица, при мне.
14. Рахманинов, С.В. - Здесь хорошо.
15. Рубинштейн А. - Ночь. - Исп. Огнивцев .
Второе отделение.
1. Рахманинов С. В. - Юмореска, соль мажор, соч. 10. № 5 — Исп. РахманиновС.В.
2. Рахманинов С.В. - Баркаролла, соль минор, соч. 10 №3 - Исп. С.В.Рахманинов
3. Рахманинов С.В. - Этюд — картина, ля минор, соч. 39, №6 - Исп. -С.В.Рахманинов
4. Гендель Г. - Речитатив и ария Ариадны из оперы «Ариадна». - Исп. З.Долуханова
5. Гендель Г. - Ария Флавио из оперы «Флавио». - Исп. З.Долуханова.
6. Верди Дж. - Ария Эболи из опгры «Дон Карлос». - Исп. З.Долуханова.
7. Массне Ж. -Элегия. - Исп. Ф.Шаляпин.
Жили Виктор Никанорович и Мария Фёдоровна на улице Пироговской, дом 3, в одной небольшой комнате коммунальной квартиры №60, где мы и собирались. Посередине комнаты стоял круглый стол, покрытый бархатной зелёной скатертью. Слушатели сидели на стульях вокруг стола и на маленьком диванчике. Тишина была идеальная, только в перерыве и после концерта делились впечатлениями. Не опаздывали, не пропускали, шли на концерт, как на праздник, старались, когда могли, принести хоть один цветок, больше ничего не принимали хозяева. Вспоминаю, как зимой кто-то принёс ветку белой сирени. Ведь известно, что после концертов С.В.Рахманинову неизвестный почитатель посылал букет белой сирени. Как-то и мне удалось на Соборной площади купить необыкновенный букет: три небольшие розы. Одна из них была розово-палевого цвета, другая — светло-сиреневая, а третья — слоновой кости. Бабушка Манюнечка поставила их в вазочку посередине стола, и все присутствующие поражались их красотой. Атмосфера на субботних собраниях была доброжелательная, тёплая, хотя приходили люди разные: от рабочего до профессора. Это было единение в красоте и любви к музыке, в огромной благодарности Виктору Никаноровичу и Марии Фёдоровне. Здесь искусство, действительно, выполняло свою задачу — «будило дух в людях и показывало, как единство преодолевает все пропасти, вырытые между ними…
Как много дало мне общество, как расширило мои «культурные горизонты», познакомило с интересными людьми, одарило преданным другом — Фёдором Басанкиным, племянником бабушки Манюнечки. Это был человек тонкой души. Помню, принёс он мне на 8 Марта букет тюльпанов. Я их поставила на подоконник, и мы все ими любовались.
Ты подарил тюльпаны мне.
Я их поставила в окне
И солнца заходящий свет
Зажёг их ярко на просвет.
О чудо дивной Красоты,
Тюльпанов и твоей души!
Л.Н.)
Несколько лет я посещала субботы, пока не окончила аспирантуру, а потом, когда приезжала к родным в Одессу, то при первой же возможности мчалась к своим любимым бабушке Манюнечке и дедушке, иногда попадая и на концерт.
После окончания аспирантуры я преподавала в Кишиёвском политехническом институте. Там познакомилась с любителями музыки, приобрела проигрыватель и начала собирать пластинки с записью классики. Большим удовольствием для меня было вечером, притушив свет, включить музыку Л.Бетховена, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова или других великих композиторов, Лёжа, прикрыв глаза, я наслаждалась ею, чувствуя, как её волны пронизывают всё моё тело.
В Кишинёве у меня появились друзья, сёстры Холоденко, с которыми я посещала театры, кино, концерты. В то время наш ректор С.Радауцан был председателем Верховного Совета Молдавии. Он очень заботился о развитии республики. При нём были организованы месячники отдельных республик СССР, На них каждая из республик привозила образцы своего искусства: картины художников, театральные постановки, фильмы и др.
Когда я вернулась в Одессу, то прослушивала музыку дома с родными и друзьями. При этом, всегда присутствовала наша кошечка Радя. Она оказалась меломаном и больше всего любила музыку Моцарта: сидя у меня на коленях, она протягивала лапку к пластинке, пытаясь из неё что-то достать.
«Симфоническое собрание им. С.В.Рахманинова» продолжало свою работу. После смерти Виктора Никаноровича в 1974 году, концерты проводила его жена Мария Фёдоровна. Она была уже старенькая, слабенькая, но продолжала это прекрасное дело. При ней мы отметили в 1976 году 1000 собрание, а затем в 1989 году — 1300 собрание. С начала 80-х годов по её просьбе время от времени проводила собрания Светлана Александровна Малыш, музыковед, преподаватель Одесского училища искусства и культуры имени. К.Ф.Данькевича. Она знакомипа нас с современной музыкой.
Умерла Мария Фёдоровна, моя любимая бабушка Манюнечка, в 1990 году, ей было 95 лет.
После смерти Марии Фёдоровны все пластинки и архив общества переехали на улицу Канатную, в дом 81 к коллеге Виктора Никаноровича и другу семьи Браецких, многолетнему члену музыкального собрания Людмиле Георгиевне Атанас. Она была доцентом Технологического института и очень образованной женщиной. Людмила Георгиевна старалась связать музыку с литературой, к лекциям привлекала членов общества. Однажды и я прочла лекцию об А.А.Ахматовой, благо у меня оказалась пластинка с её авторским чтением. Связь музыки с поэзией я обнаружила ещё в школьные годы: стихи леучше запоминались, если их напевать.Когда я стала писать стихи, то иногда приходила мелодия, а потом на неё ложились строчки.
Умерла Людмила Георгиевна, но музыкальное общество не распалось. Им стала руководить Светлана Александровна Малыш. Она смолоду была знакома с Браецкими, иногда читала в обществе лекции.
В 2000 году в Одессе открылся Дом-музей Н.К.Рериха, самоотверженным создателем и директором которого является Елена Григорьевна Петренко. Это культурный центр, где находится постоянно действующая выставка репродукций работ Н.К.Рериха и его сына Святослава Николаевича Рериха, есть библиотека, работает лекторий, в котором читают лекции деятели культуры и учёные, в частности там я слушала одну из лекций академика РАЕН А.Е.Акимова. Постоянно в Доме-музее Н.К.Рериха проходят выставки картин художников и фото художников.
Туда и «переехало» в 2000 году «Симфоническое общество любителей музыки имени С.В.Рахманинова». Регулярно два раза в месяц Светлана Александровна Малыш безвозмездно проводила там лекции. Казалось бы такому специалисту нетрудно прочесть популярную лекцию, но всё дело в том, как к этому относиться. Перед каждой лекцией Светлана Александровна просматривала телепередачи и материалы из Интернета, а затем выбирала и записывала наиболее важные места, относящиеся к теме. Она постоянно следила за выходящей литературой и не только музыкальной.
Я со Светланой Александровной дружила, Однажды после очередной прогулки мне приснилось, что по парку Лермонтовского курорта, где мы с ней часто гуляли, идут две высокие белые птицы: она и я. После этого на юбилее Светланы Александровны в 2003 году я прочла посвящённое ей своё стихотворение.
Белая птица над морем гуляет.
Белая птица над морем взлетает!
Дай ей, о Боже, повыше взлететь,
Песню победную громче пропеть!
Песню о радости жить и творить,
В небо взлетать и свободно парить,
Свет получать там и Солнца тепло
И приносить нам, всем людям, его!
Жрицей Культуры живёшь на земле,
Служишь ты Свету всегда и везде.
Дай тебе Боже повыше взлететь,
Песню победную громче пропеть! (Л.Н.)
Однажды Светлана Александровна сказала, что будет читать своим друзьям-сослуживцам в день святого Валентина только что ею написанную литературно-музыкальную композицию «Наедине с осенью». Я случайно узнала об этом и попросила разрешения присутствовать. Она разрешила. Было нас всего человек шесть – семь. Села я за первым столом. Во время чтения царила необыкновенная тишина. Случайно оглянувшись, я застыла от удивления. Все присутствующие с закрытыми глазами сидели в глубокой сосредоточенности внутри светлого хрустально-прозрачного пространства. Остальное тонуло в голубоватом свете. Когда я делала доклады, то Светлана Александровна помогала мне в подборе к ним музыки. Так, когда я рассказывала об Анастасии Васильевне Теодориди, она посоветовала мне взять арии, которые пела Анастасия Васильевна, в исполнении видных певцов, ведь тогда ещё записей не существовало.
Светлана Александровна по просьбе «Рахманиновцев», которые хотели иметь текст её лекций, написала в 2003 году книжку «Наедине с музыкой». Это сборник музыкально-литературных статей, в которых прослеживается связь и взаимное влияние музыки и литературы. В 2006 году вышла её книга «Постигая Рихарда Вагнера», в которой в ряде музыкально-литературных очерков сделана попытка раскрыть иносказания, символику, философский смысл вагнеровских произведений и представить психологический портрет композитора сквозь призму его творений. Последний очерк в книге называется «Осуждение-оправдание Р.Вагнера». В последующих книжках «Двухголосие» и «В поисках утраченного времени» Светлана Александровна соединяет беллетристический вымысел и строгую документальность, чтоб познакомить читателей с рядом малоизвестных фактов из жизни великих творцов. За статью «И слово в звуке отзовётся» о музыкальности прозы К.Г.Паустовского в Московском журнале «Мир К.Г.Паустовского» и за цикл лекций «К.Г.Паустовский и музыка» Светлане Александровне было присуждено звание лауреата премии К.Г.Паустовского. Ею написаны развёрнутые комментарии к пьесе Константина Паустовского «Поручик Лермонтов» (книга «Поручик Лермонтов» Константина Паустовского с комментарием Светланы Малыш»).
К столетию Первой мировой войны вышла её новелла «Санитары», основанная на документальных свидетельствах и письмах французского композитора Мориса Равеля, бывшего водителем санитарной машины, и санитара военно-полевого отряда Константина Паустовского, ставшего впоследствии известным русским писателем. Эта новелла отпечатана в 2014 году в сборнике «Первая мировая война в произведениях русских соотечественников».
Произведения С.А.Малыш отпечатаны в журналах «Невский альманах» (2016 год), «Петербургский электронный журнал», в сборнике «1000 лет от Владимира святого в судьбах России, Украины и Белоруссии».
Не удивительно, что её обожали слушатели «рахманиновцы» и её ученики, некоторые из которых пошли по её стопам, а другие разлетелись по всему миру, но не забывали её.
В 2007 году Светлана Александровна напечатала книжку «Под сенью Рахманиновской музы», в которой рассказывает об Одесском обществе любителей музыки им. Рахманинова, его основателе и продолжателях, о дальнейшей работе общества.
Умерла Светлана Александровна в январе 2023 года в возрасте 92 лет.
История музыкального общества — это история самоотверженного служения людям.
Служение велИко! И во всём:
В полете мыслей, чувств и дел высоком,
В отдаче сил тем, рядом с кем живём,
И всем неведомым, далёким,
Осознанно иль нет, Оно велИко!
Служение велИко в малом и большом
Одним у всех подвижников Истоком:
Любовь своим сияющим огнём
Даёт им крылья в их Пути высоком!
Мы поклонимся ей и им глубоко! (Л.Н.)
Когда я писала эти воспоминания, то впервые задумалась, что музыка была со мною всю жизнь и как много мне дала Её Величество МУЗЫКА.
Свидетельство о публикации №224112701362