Кет. К. ОЬ, К. ОЛЬ в ав. яз
Кетское К.ОЬ "рот", К.О'ЛЬ "залив, заводь": ав. КIАЛ "рот, пасть, отверстие, горлышко: край, начало; ущелье,овраг, балка", КIАЛЪАЗЕ "разговаривать".
В тюркских языках отсутствует. Вопреки Старостину С.А. древнетюркском КЕЛАЬЧУ "вестник, глашатай" -мнг. заимствование.
Халха-мнг. ХЕЛ, фин. KIELI "язык", нем. KEHLE "пасть, глотка", перс. ГАЛУ "горло", др.-греч. KELEYMAI "приказывать".
В лингвистике официально существует Дене-Кавказская гипотеза. Это утверждение о языковом родстве части североамериканских индейцев (навахо и др.), сино-тибетцев, енисейцев, бурушасков, северокавказцев, северокавказцев м некоторые к ними добавляют также басков. Нам она видится громоздкой и во многом сомнительной. Но в языковом родстве с ееисейцами - ядерной ( Kernvolk) частью азиатских гуннов мы уверенны. Да, заметна такая особенность. Монголоязычных дагуры Китая как раз как раз наиболее близкая генетическая родня азиатских гуннов.
Также лингвистами признаются многочисленные заимствования из енисейских языков в монгольские. Термины "каган", "тархан" и др. рядом авторитетных лингвистов признаются енисейскими. Но у гуннов мы не знаем о наличии среди них "каганов". Их правители известны как "шаньюи", титул же "каган" (къагъан) впервые появился у жужаней. И немецкий историк довольно точно охарактеризовал бежавших на запад под именем аваров остатков Конфедерации Жужань как "каганские обры". То есть их объединяло. верность традициям Жужань и в древних тюрках они видели мятежных врагов, предателей и узурпаторов законной власти.Противостояние "кёктюркам" во главе с их опять таки монгольской династией Ашина мы усматриваем много схожего с т.н. "сучьей войной" советской послевоенной эпохи. И тюркское господство в Азии с момента краха Жужани, а сразу затем и Эфталитов ( т.н. "иранских гуннов)- их собзников, напрашивается на определение "сучьего засилья". Типично монгольский тип правления - конфедерация. Это были такие же квазианархисты, как Чечня и частично Дагъестан. И правильный каган был для них столь же важен как исламская идеология для сторонников, например, Имама Шамиля. И именно т.н. "вольные общества" обеспечивали ему военный успех. По сути то же самое явление прослеживается у пуштунов Афгъанистана. Исламские радикалы всякий раз добивались успехов, опираясь на квазианархию местного "Гуляй-поля". Они просто находили с ними общий язык, точки соприкосновения, взамен получая моральную и военную поддержку. Ни в Дагъестане, ни в Афгъанистане исламские радикалы не добились бы никаких успехов без опоры на "вольные общества". Что же касается Палестина то там мы видим ре за вльтат "отток" от всевозможных кормушек местного чиновничества. Из за постоянных конфликтов госструктуры и чиновничество потеряли всякий авторитет и рычаги воздействия на палестинское сообщество. В Палестине на авансцену вышло чистое народовластие.
Жужань имела кагана, но придерживалась принципов конфедеративного объединения. Историк Вальтер Поль в своей монографии "Авары в Европе" назвал Аварский каганат ВЕРТИКАЛЬНОЙ КОНФЕДЕРАЦИЕЙ. И понятно, что это было монгольское ХОЛБОО.
Кёктюрки с самого начала переоценили свои успехи и это выяснилось после того как они вздумали взимать с Ирана ту дань, которую они вынуждены были выделять всяким "красным" и "белым" хионам, то есть гуннам-эфталитам. В ответ Иран нанёс им сокрушительное поражение. Сама "кёктюркщина", сменившая Жужань тоже не отличилась долгожительством, пав под ударами кочевых уйгъуров.
"Кёктюркшина" - это точно такие же "шерефсиз" как хунзахская женократия Паху-Бике и Общество "ЦIогьор" со своими идейными мордехаями.
Кёктюрки в союзе с Китаем напали на парамонголов (хоров), а затем в союзе с Персией обрушились на эфталитов, Но этого им показалось мало, они ещё пытались взимать ежегодную выплату, которую получали до них эфталиты.
Дгъ. Кафкасья. Тагъ Гуьрэн team .
Свидетельство о публикации №224112701386