Где ты, где ты облако-рай...

Кинорежиссёру НИКОЛАЮ НИКОЛАЕВИЧУ ДОСТАЛЮ ПОСВЯЩАЕТСЯ:
Никола;й Никола;евич До;сталь (21 мая 1946, Москва — 18 января 2023)

Несколько лет назад я уже писал своё мнение о кинорежиссёрах. Повторюсь, но уже другими словами.
Разделяю всех кинорежиссёров на ширпотребовских и штучных. С ширпотребовскими всё ясно, их девиз: "ВЫ ХОЧИТЕ ЗРЕЛИЩ? ИХ ЕСТЬ У МЕНЯ!" Они и поставляют вам зрелища в полном соответствии с вашим эстетическим вкусом.
Точно так же, как Канский и Венецианский кинофестивали предоставляют европейскому и американскому истеблишменту зрелища, соответствующие его вкусовым рецепторам.
"Искусство принадлежит народу". Знаем. Учили. Забудьте всё, чему вас учили. Искусство принадлежит тем, кто за него платит.
Иными словами ширпотребовские и кинофестивальные режиссёры - всего лишь обслуга, которая постоянно вопрошает: "Чего изволите?"

Штучный кинорежиссёр предлагает зрителю подняться до своего высокого уровня эстетики, справедливо полагая:"Я предлагаю вам свой товар и гарантирую его высокое качество".
Таким штучным режиссёром является кинорежиссёр Николай Николаевич Досталь.

В фильмографии Николая Досталя НЕТ НИ ОДНОГО ФИЛЬМА, НИ ОДНОГО СЕРИАЛА, соответствующего принципу "Чего изволите?"
Всё его творчество подчинялось лишь одному закону - ЗАКОНУ НРАВСТВЕННОСТИ. Этому принципу он был верен с самой первой своей картины " Ожидаются похолодание и снег", 1981 год до самой последней - "Монах и бес", 2016 год.
В этот временной промежуток вошли знаковые ленты и сериалы: " Гражданин начальник", "Штрафбат", "Завещание Ленина", "Петя по дороге в Царствие Небесное", "Облако-рай", "Коля — перекати поле"...
И в каждой своей ленте он оставался верен себе - своему пониманию нравственного долга.
И вспоминается мне Николай Рубцов:
"До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!"
Душа Николая Николаевича Досталя осталась чиста.

В разговоре о режиссёре, а, наверное, правильней - о художнике Николае Николаевиче Достале я остановился на его картине "Облако-рай". Почему? Имею право. Это ведь моё слово о нём,любой другой человек волен сказать о нём своё слово.
"Облако- рай". Год создания картины – 1991.

Из рецензий и откликов на фильм:

ks95:
"Очень умело режиссёр показал унылый пейзаж рабочей провинции: бесконечные просторы складов, перевалочных пунктов, пристаней, котлованов, пыльных перекрёстков, сараев, унылых дворов, неухоженных полей, облезлых домов и прочей «задрищенской» эстетики... И в этом заколдованном пространстве, будто сонные мухи, зачем-то существуют люди... Они и сами не знают, в чём смысл их существования, зачем наступил этот день, хорошо это или плохо, если сегодня пойдёт дождь, – ведь каждый день одно и то же, те же лица, та же серость и безотрадность, тот же продуктовый магазин (слава Богу, что не закрыли!)"

nadya.koshlyakova:
"На самом деле каждый наш провинциальный город как две капли воды похож на другой. Что-то подобное мы уже замечали в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы», но там герои в целом находили определенный позитив ситуации, когда все наши квартиры идентичны и можно запросто перепутать свое жилье с чужим. Немного по другому обстоят дела в фильме Николая Досталя «Облако-рай», который смотришь и не знаешь – смеяться от увиденного или нет.
«Облако-рай» мне понравилось, потому что это кино о жизни, которое снято именно с доброй иронией. Николай Досталь порадовал своим стилем, манерой подачи истории и в целом сюжетом, в котором каждый может увидеть что-то близкое для себя.

sinup:
"Исключительно высокие оценки данной ленты давали надежду на то, что увижу как минимум шедевр. Мне в итоге так совсем не показалось.
Сюжет в одном предложении: чтобы поднять интерес к себе, задолбавший всех бездельник придумывает байку, что уезжает, но не рассчитывает последствия резонанса – уехать придётся на самом деле, ибо все уже хотят, чтобы он побыстрее свалил (хоть будет о чем поговорить). Атмосферность поддерживается видами серых промзон, безликих хрущоб и убогих комнатушек главных героев. Драма маленького человека как она есть. К атмосферности и актёрской игре претензий нет, есть к содержанию."

Mystery_girl:
"Лушевно и трогательно
Общее впечатление: Душевная история про одинокого человека.
Жил на свете Колька (Андрей Жигалов), но скучная и серая жизнь провинциального городка порядком надоела ему. И Николай взял да и сказал соседям что уезжает к другу на Дальний Восток. Каково же было его удивление, когда весь двор начинает участвовать в его сборах и проводах."

phazzze:
"Что может случиться, если пускаешь всё на самотёк.
В данном фильме мне более всего интересны роли и мотивы. Каков был мотив Коли, придумавшего поездку на Дальний Восток? Приукрасить себя, показаться для окружающих лучше, интереснее, чем он есть на самом деле. Далее в игру вступает толпа. Им нужен праздник. Алкашу нужен повод выпить. 'Лучшему другу' хочется проявить себя, создать новости, разбавить скучный быт. На Колю соседям как-бы наплевать.
Да, всё гротескно, гипертрофированно, ситуация быстро выходит из-под контроля Коли по причине того, что он не проявляет волю, отпустил ситуацию, позволил себе плыть по течению. Но и одновременно он озирается на окружающих, с ужасом понимая, что похоже, эта среда его выталкивает, он не понимает, неужели те, кого он считал близкими людьми, на самом деле готовы без сожаления его отпустить?"

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИЗЫ КИНОФИЛЬМА "ОБЛАКО_РАЙ":

1991 — «Кинотавр». Приз «За разрушение барьера между фильмами для всех и кино для избранных» — «Облако-рай»
1991 — Кинофестиваль в Локарно. Приз Серебряный леопард — «Облако-рай»
1991 — Кинофестиваль в Локарно. Приз экуменического жюри — «Облако-рай»
1991 — Кинофестиваль в Локарно. Приз ФИПРЕССИ (Международная ассоциация кинопрессы) — «Облако-рай»
1991 — Кинофестиваль в Локарно. Приз C.I.C.A.E. (Международная конфедерация киноискусства) — «Облако-рай»
1991 — Второй Международный Кинофестиваль европейского кино (Франция, г. Ля Боль). Гран при — «Облако-рай»
1992 — «Золотой овен» Приз Российской кинопрессы «Открытие года» — «Облако-рай»

И сопоставьте теперь, будьте любезны, цену этих заслуженных наград с тем, что увидели в картине авторы рецензий и откликов на "Облако-рай"...

"Облако-рай" - картина вовсе не о скуке, вовсе не о глуповатом Коле и его таких же, как он сам друзьях и соседях.
Это фильм о безысходности. О попытке вырваться от этой безысходности.
В ленте есть замечательный кадр, которыйн длится долю секунды. На двери комнатушки главного героя Коли маленький плакатик - "1991 год". Этот кадрик - ключ к пониманию всей картины.
1961 год. 22 съезд КПСС, торжественно провозгласивший курс на построение коммунизма в СССР. "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!" Программа построения коммунизма в отдельно взятой стране была спланирована на 20 лет.
Прошло не 20. Прошло 30 лет. То, что было создано согласно планам 1961 года отражено в первых кадрах картины. Эти первые кадры длятся не доли секунды, а минуты.Панорама промышленного района провинциального городка - это документалка. Эти документальные кадры - своего рода увертюра к самому действу.(Увертю;ра (фр. ouverture от лат. apertura «открытие; начало») —  инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому)
И после такой "увертюры" начинается само художественное действо: "Ваш выход, маэстро Коля!" в блистательном исполнении Андрея Жигалова. И выход начинается с песни, ставшей лейтмотивом ко всей картине.
Вот отсюда и щемящая песня Коли - "Где ты, где ты облако-рай..."
Последние кадры фильма, как и первые - документальные, оказались символическими.
Автобусная остановка. Толпа провожающих Колю. Кажется, весь посёлок собрался у автобусной остановки.
Показавшийся автобус подъехал, развернулся и остановился прямёхонько у остановки.
Остановка - тупиковая. Дальше неё, дальше этого посёлка с его жителями, автобус не идёт. Развернувшись, он отправляется в обратный путь...
БЕЗЫСХОДНОСТЬ...


Кинорежиссёр снял не картину. Он показал зеркало. Гоголевское, из "Ревизора": "НЕЧА НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ, КОЛЬ РОЖА КРИВА..."
В фильме много знаковых кадров.
Валя, жена друга Коли Феди. Воскресенье. Коля уезжает. И Валентина срочно надевает единственное своё нарядное платье, скудный макияж - и - во двор! ПРАЗДНИК! И ожидание восторгов. Восхищённых взглядов. И - пустота...
Кто-нибудь обратил внимание на "ИСКРУ", побудившую Колю уехать?
Должник, который взял в долг 10 рублей:
" А тебе что, приспичило? УЕЗЖАЕШЬ ЧТО ЛИ? Да отдам я тебе десятку через два дня..."

Позвольте мне добавить несколько слов о ещё одном таланте кинорежиссёре Николае Достале. О его умении в выборе актёров. В "Облаке-рае" как и в других картинах Досталя выбор актёров - это попадание в "десятку", каждая роль запоминается благодаря блестящей игре актёров.


Рецензии
Помню этот фильм.
Он заставил взглянуть на свою жизнь как-бы сверху и увидеть всю безысходность, тупик человеческого существования за железным занавесом. Это как умершему увидеть своё бездыханное тело, в котором он жил, и ужаснуться, как могла душа в нём жить?
Но вот фильм "Монах и бес", 2016 год - мне совсем не понравился. Убожество.
Тем более, в этом веке можно было текст сделать не как русские народные сказки, а более изысканным. Если смотреть западные кинофильмы, там Сатана и Дьявол представлены такими знатоками слабостей людей, а их речи - это шедевры ораторского искусства.
Вот один сюжет = год выпуска 1997!

Финальная речь Дьявола про Бога — Адвокат Дьявола(1997)
http://www.youtube.com/watch?v=rRXJlJ34Ntc

Спасибо, Яков, что напомнили про Досталя.
"Штрафбат" - это не обсуждается. Это горькая правда нашей "Победы".

Надежда Шевцова   27.01.2025 06:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Надя! "В десятку"!!!
Я с тобой всегда во всём согласный)))
Конечно же "Штрафбат", который пересматривал много раз.
"Монах и бес"? Возможно, это был гос.заказ.
А твоя ссылка... - удар под-дых))) Очень сильная.
Спасибо!

Яков Каунатор   27.01.2025 06:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.