Псалом 72. Я возревновал похваляющимся

                конспект лекции Е.А.Авдеенко

Псалом тематический. Тема: о лицемерах и вождях народа. Это повествование о том, как верующий человек видит и смущается тем, что псевдо благочестивые стали вождями народа. Верующий человек просит вразумления, ибо видит истинное духовное состояние этих людей и сам меняется. Здесь истинно верующий человек таков, что может верить вопреки той очевидности, что видит. Он видит, просит, после видит иначе и изменяется сам. Надписание: «Псалом Асафа».
 
«Подлинно благ к Израилю Бог к чистым сердцем, а я?»
 
«Едва не пошатнулись ноги мои и чуть не поскользнулись стопы мои». Если буквально, то в тексте – протянулись ноги мои в том смысле, что не поскользнулись, а - пролились словно жидкие, не держащие тело. Всё это говорит о том, что праведник стоит на грани падения и гибели души. В чём же было его опасное искушение?..
 
«Ибо я возревновал похваляющимся, я видел, что нечестивые в мире» (духовном - шалом). Т.е. позавидовал. Но, как сказано: «Не ревнуй делающим беззаконие» (Пс.36). Это нарушение второй заповеди не делать себе кумира. Кто завидует беззаконникам, тот переходит на поле его деятельности и этим возбуждает ревность Бога по отношению к себе, а сам становится богоненавистником. Похваляющиеся это те, кто воздают хвалу не Богу, а себе. Они из тех, кто знает истинного Бога и, может быть, даже предстоит Ему в служении, но сердцем пред Ним не предстоит. В Новом Завете таковыми являются фарисеи, саддукеи, книжники. О таковых сказал Христос: «Они всё делают пред людьми с тем, чтобы видели их, да прославятся от человеков» (Мф.6:1-2). Таким образом, псалом 72-й посвящён обличению фарисеев, ставших лидерами народа, которые не могут жить в мире духовном – шалом. В них подделка под благочестие, а кто завидует им, тот ненавидит Бога. Однако Асафу кажется, что они присутствуют как раз в этом духовном мире. Здесь происходит переход от одной очевидности к иной. Как в грехопадении – « и увидела жена, что дерево хорошо для пищи», что, однако, никак не может быть. Таким образом, автор псалма Асаф говорит о том, что если я вижу, что нечестивые живут в Божьем мире шалом, что не может быть, то я повредился духом. А он видит:
 
«Ибо нет стеснений им до смерти и жирно брюхо их». Это значит, что такие не имеют скорбей до смерти и умирают без страданий. А при жизни их лидер – жирная утроба.
 
«В работе людской нет их, и то, что с человеком их не касается». Эти люди как все человеки - «адам», однако, на самом деле – иные, ибо так думают сами о себе:
 
«Оттого ожерельем их стала гордыня: они покрыты одеянием насилия». Наглядный образ – гордыня ожерельем как змея обвила шею, и поэтому человек ни перед чем не может склонить голову. Так возникает образ ложного благочестия – животом вперёд с высоко поднятой головой. Но это только внешне. Душа их одета неправдой, которая уже связана с насилием. А что такое одеяние?.. Оно должно скрывать неприглядности, соответствовать положению и украшать человека. Это ценное наблюдение, что ложно благочестивый человек, кто лжёт в святом, неизбежно прибегает к насилию, которое покроет его как одеянием и затмит божественный Образ в  человеке.
 
«Выпучен из тука глаз их, они преуспевают выше, чем воображало их сердце». Первая картина – глаза на жирном лице. А если взглянуть глубже, то можно понять, что именно таков их взгляд на мир, ибо такие люди смотрят на мир исключительно ради тука, наживы, корысти, прибыли и дохода. Воображение сердца – это такое выражение, которое употребляется в понятии идольского изображения, поэтому в их сердце бродят идольские воображаемые картины. Все эти картины обязательно связаны с выгодой, с насилием и, даже, им даётся более того, чем они мечтали. Асафу это очень трудно понять.
 
«Издеваются и говорят злобно, о вымогательстве говорят свысока». Синоним издевающихся – глумящиеся из первого псалма, на седалище которых праведный не сидит. Здесь же грубость и издёвка присутствуют в тех, кто прикрыт  должностным авторитетом и при этом лжёт. Эти люди знают, что злодействуют, но они это себе позволяют по общественному должностному прикрытию и защите.
 
«Полагают в небесах уста свои и язык их расхаживает по земле». Т.е. говорят о всём земном свободно и безапелляционно. Из этого видно, что быть во власти и авторитете, будучи в церкви, это величайшая опасность.
 
«Поэтому обращается народ Его (божий) туда же, и воды полные сцежены ими». Т.е. народ божий идёт за своими вождями и так же приходит в бедственное состояние. Как сказал Христос в Евангелие: «Они слепые вожди слепых, а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14). «Воды полные (Благодать Божья) сцежены ими». Это значит, что эти люди не пьют от воды Живой и других не допускают. Они сцеживают Благодать мимо душ людских, ибо она мешает им. О таких Христос сказал: «Горе вам книжники, фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное пред человеками, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф.23:13).
 
«И сказали: как узнает Бог, и есть ли знание у Вышнего?» Странный текст, Не Бог ли всеведущ? Как созревает такое убеждение поясняется в псалме 49 от Лица Божьего: «Ты всё это делал и Я молчал. Ты вообразил, что Я по сути есмь как ты». Т.е. своё благополучие нечестивый объясняет не терпением Божьим, а своей «разумностью» и хитростью, ибо Бог прямо не вмешивается в его жизнь, а слова Закона и пророков можно «сцедить», чтобы они не мешали жить по-своему. Таким образом, у фарисейской верхушки народа созрела уверенность, что если Бог молчит, значит так и нужно, ибо всё под их контролем. И это вполне можно сказать о современных финансовых и политических лидерах. Они думают, что у них всё под контролем.
 
«Вот они, нечестивые и благоденствующие вечно, увеличивают своё достояние». Очень современный стих. «Вечно» - это значит, что весь свой век они проводят в благоденствии. А слово «достояние» здесь имеет контекст смычки и богатства, и власти. Чем не тайное мировое правительство, как сейчас сказали бы?..
 
«Итак: пустое, что я очищал сердце своё и омывал в невинности ладони мои?» В Израиле омовение рук было ритуальным действом, подтверждением невиновности, непричастности преступлению. Вот Асаф и спрашивает разочарованно: а может я напрасно всё это делал?..
 
«И я был уязвляем каждый день, и обличение мне по утру». Т.е. меня это касалось каждый день. Нечестивого не касается то, что происходит с человеком, а вот меня это касается, задевает. А обличение мне поутру оттого, что человек видит всё противное своим взглядам, как нечестивцы живут в мире и благоденствуют. Человек только проснулся и вот, возмущение сердца оттого, что видит вокруг себя. Это состояние гложет человека день и ночь
 
«Если бы я сказал: буду рассуждать так, то я предал бы поколение сынов Твоих». Имеется ввиду: если бы я толковал так то, что я вижу, вдобавок к тому греховному состоянию, в котором нахожусь, тогда бы я предал поколение сынов Твоих, ибо не осталось бы праведника ни в одном поколении. Сам Асаф чувствует и знает, что он толкует ситуацию неверно, т.е. следуя происходящему, и не следуя основам веры.
 
«И я размышлял: чтобы познать это, трудно было это в глазах моих». Только верующий человек имеет понятия о том, что достоверно и может этому следовать. Асаф имеет верные понятия о правде Божьей, о процессах земного развития. Но то, что он видит, недостаточно для полного познания, однако он хочет познать то, что у него перед глазами и что очевидно именно через религиозное осмысление происходящего. Т.е. правильно увиденное духовным взглядом происходящее будет расходиться с земной очевидностью происходящего. Поэтому он и говорит: «Трудно это было в глазах моих». В религиозной жизни это очень важный момент – верить вопреки очевидности. Асаф понимает, что если он решительно не исправит угол своего зрения, то он не только согрешит, но и погибнет, что он пройдёт тот путь, который прошла жена в раю, увидевшая после слов змея, что хорошо то запретное дерево для пищи.
 
«Доколе я не вошёл в святилище Божие (в область постижения высоких божественных истин), уразумел (и рассудком и чувствами) конец их (неправд)». Постигая божественные истины, можно увидеть конец неправд и их носителей лицемеров ещё в то время, когда его пока совсем не видно. Конец – это итог жизни. Истинный итог жизни человека – мир (шалом), но итог жизни нечестивцев – истребиться как паразитам на вере в Единого Бога.
 
«На скользких путях Ты поставил их, низверг их в пропасти пустот». На скользких, то же, что и на гладких, ибо «устами своими гладкие речи двояким сердцем они говорили»: «Гортань их гроб отверстый, языком своим оглаживают»(Пс.5:10). Итог жизни их соответствует её содержанию, поскольку она затрагивает истины веры. В Евангелие сказано: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное пред человеками, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф.23:13). Поэтому Господь низвергает их в «пропасти пустот» - аввадон, нижний ад.
 
«Как они пришли в разорение? Мгновенно кончились, свершились от ужасов». Здесь приводится пять терминов пагубы: разорение, мгновенно, кончились, свершились, ужас. Разорение, по смыслу, это самое страшное, как разорение Иерусалима и гибель храма. Предательство в вере покрывается Богом именно таким разорением. Мгновенно – это конец бунтовщиков в истории исхода, когда они бунтовали против Моисея, ибо эти бунтовщики живыми сошли во ад. Кончились – по контексту это очень редкий глагол. Кончились и всё. Свершились – значит, что пришли к завершению. Жили-были, и не знали, что творили преступления, что завершение близко. Однокоренное слово – совершенные, которые бывают или святые, или совсем конченные злодеи. От ужасов – термин употребляется только в связи с внезапной и бесславной гибелью. Мистическая, тотальная, мгновенная, окончательная, бесследная и ужасная гибель. Такова есть участь вождям народа ложно благочестивым.
 
«Как сновидение проснувшегося, Владыко, так пробудив их, Ты образ их презираешь». Явь быстро замещает собой сонное видение и от него ничего не остаётся. Таковы те, кто живёт во лжи. Когда Господь пробудит их от этой наглой, сытой жизни, образ их, сотворённый по Образу Божьему, будет Творцом презираем. Это горестно для осознания того, что это возможно.
 
«Ибо как заквашенное было сердце моё, и утробами моими я пронзался». Сердце вообще-то должно быть чисто как опресноки. Их иудеи вкушали в Пасху. А заквашенное сердце, это сердце заразившееся беспокойством как брожжением. Однако здесь это сказано именно с покаянным чувством. Тут Асаф начинает понимать, что он сильно ошибался, веря своим глазам. На символическом языке Библии вера должна достигать до утроб, как до печени и почек, но не достигла, поэтому он и говорит: «утробами моими я пронзался», как от постоянной боли. Для Асафа был очень тяжёлым процесс перехода от окружающей очевидности к истинной вере, чтобы верно видеть то, что перед глазами.
 
«И я был дурной и не познал, как скоты я был пред Тобой». Вся трудность религиозной жизни состоит в том, чтобы познать глубиной духовного чувства окружающую действительность, а не просто видеть, ведь глаза есть и у скотов.
 
«Но я всегда с Тобой, Ты держишь руку десную мою». Пройдя через испытания, человек изменился, а различать правое и левое, это - знать о добре и зле, иметь понятия о нравственности. А как иметь правильные понятия и выбрать между добром и злом? Но секрет опять же в том, что выбирать ничего не надо, если Бог держит твою правую руку и направляет её. Человеку остаётся только следовать этим указаниям свыше.
 
«Советом Твоим Ты ведёшь меня, а потом, слава, Ты примешь меня». Совет это собрание, где каждый участник имеет голос. И вот тут оказывается, что человек и Бог имеют этот совет и состоят в едином собрании. Но Асафу мало божественных указаний, он хочет ещё и словесного общения. На этом совете человек слышит не приказы, а доброжелательную речь, в которой Бог даёт услышать Себя. «Слава» - это может быть и «со славой», это относится к человеку, или «во славе», это значит во Славе Божьей. Здесь нет уточнения, потому, что слава человека должна встретиться со Славой Божьей во взаимном движении друг ко другу.
 
«Кто мне на Небе? И с Тобой ничего не хочу на земле». Небо и земля это весь тварный мир. А человек, знающий что есть истинное богообщение, никогда не будет смешивать творение и Творца. Такой человек не соблазнится ангельским миром, ибо ему этого будет мало, т.к. ангелы тоже сотворённые. Также и земными благами человек не соблазнится.
 
«Исчезает плоть моя и сердце моё, Бог скала сердца моего и удел мой вовек». «Исчезает» от желания, в том смысле, как говорится – до смерти как хочется… «Жаждет и исчезает душа моя ко дворам Яхвэ» (Пс.83). И ещё, исчезает сердце, потому, что Бог – скала сердца моего. Так говорит человек, сердце которого покрыто и поглощено присутствием Божьим и исполнено настоящей веры как скала.
 
«Вот, удаляющиеся от Тебя погибнут; Ты повергаешь всякого блудодеявшего от Тебе». Погибнут, потому, что Бог есть жизнь, и не Господь повергает этих беззаконников. Бог никого прямо не карает, не казнит и не мстит. Но когда является Истина Божья, то нечестивые погибают, т.к. вероотступник пред Богом есть любодей. Он прилепляется не к Богу, а ко греху и предаётся дьяволу в пользование.
 
«А я? Приближение к Богу во благо, на Владыку Господа я возложил упование моё, чтобы изъяснять все дела Твои». Асаф как бы возвращается к началу псалма: «Едва не пошатнулись ноги мои». А теперь: «А я? Приближение к Богу во благо». Был пройден тяжёлый путь, но результат – приближение к Богу. При этом, в уповании изъяснять дела Господни. Это очень высокое церковное служение. Предел близости на пути к Богу – усыновление. Когда мы становимся сынами Божьими, мы становимся богами по усыновлению. Важность этой церковной работы – изъяснять и толковать, возможна тогда, когда человек познал как можно и нужно смотреть на лицемеров вождей народа и их земное благоденствие. Такой человек уже может объяснять духовный смысл происходящего, вопреки очевидности.  «Чтобы изъяснять все дела Твои». В еврейском языке слово «дело» того же корня, что и «послание», от которого происходит слово – «ангел» как посланник. В контексте псалма говорится о том, что каждое дело Божье несёт в себе послание. В этом случае надо изъяснить эти послания в том смысле, что дела Божьи адресованы человеку, прежде всего, с духовным, божественным смыслом.


Рецензии