Экономика и мораль. 3
Обычно вес монеты из ценного металла соответствовал её стоимости. И на этом этапе развития экономики большинство людей решило, что монеты являются средством обмена, а не долговой распиской, чьим-то долговым обязательством. Это обстоятельство сделало область экономики и финансов непонятной практически для всех, кроме узкого круга чиновников, банкиров, крупных торговцев. Мало кому была понятна такая простая вещь, что монеты чеканят из ценных металлов, только, потому что эти металлы редкие, и потому эти долговые расписки не может подделать каждый мастер по металлу. Если, к примеру, некий земледелец нашел ценный золото на своем поле, договорился с мастерами, которые могут из этого ценного металла начеканить монет, то его монеты будут фальшивыми, хотя и золотыми. Потому что даже если золотых монет в обращении будет слишком много, а товаров и услуг в этом государстве будет так же мало, как было, то эти монеты, даже если они будут из золота той же пробы, начнут терять свою стоимость, то есть цены в этой золотой валюте вырастут в зависимости от того, как много этот земледелец со своими друзьями начеканят монет. Золото, серебро и медь, выбрали в качестве материала для изготовления денег только потому, что они редко встречались в природе, и далеко не каждый земледелец и скотовод мог его найти, выкопать, расплавить, а потом изготовить из него монеты с определенной маркировкой и изображениями.
Даже если какой-то рудокоп закреплял права собственности на землю, в которой можно было найти ценные металлы, то правители этих первых государств тщательно следили, чтобы он не чеканил из добытого золота монеты. Если ценных металлов для чеканки монеты хватало, то из этих металлов делали предметы роскоши или продавали в другие государства. Если монет в государстве не хватало, то это тоже было не очень хорошо для экономики. Земледелец не может взять денег в долг, чтобы купить больше земли, посеять больше злаков или овощей с фруктами и заплатить работникам за их уборку, потому он мало сеет, мало убирает, мало ест мало продает, люди голодают и остаются без работы. И то же самое со скотоводами и ремесленниками, которые могли бы взять в долг на материалы или наем батраков, чтобы увеличить объемы производства.
Может ли экономика развиваться без долгов и кредитов, то есть без денег? В принципе может, но очень медленно, и так или иначе производители товаров и услуг начинают договариваться друг с другом устно или письменно о выделении чего-либо друг другу в долг. Особенно важно кредитование при внедрении новых технологий. Представим, что в государстве острая нехватка какого-то товара, изготовить его очень сложно, и местных умельцев нет, потому надо или приглашать иностранных мастеров, или отобрать шустрых мальчуганов и отправить их на чужбину учиться за деньги изготавливать этот товар. То есть кто-то должен дать деньги на их обучение и жизнь во время этого обучения, которое может занять годы. И если даже эти мальчуганы благополучно обучатся этому ремеслу на чужбине, вернуться на родину, то их надо принудить отдавать эти долги за обучение, и дать им новый кредит, на все необходимое, чтобы начать производство дефицитного товара.
Конечно, можно ждать пока появятся местные умельцы, и потихоньку начнут изготавливать этот дефицит или покупать за дорого его в другом государстве. Но чем больше в государстве импортных товаров по высоким ценам, тем больше надо экспортировать своих товаров, в те страны, откуда их привозят. И надо, чтобы этих товаров в тех странах не было, потому что, если они там уже есть в избытке, то на них будет падать цена, и тогда надо или менять технологию производства этих дешевых товаров, чтобы их делать больше при тех же издержках. Поменять технологию без кредита невозможно, как и увеличивать объемы производства. Если монет для кредитования не будет, то страну ждет обнищание, или же в стране появятся иностранные монеты, а это сделает страну зависимой от той страны, где эти монеты чеканятся.
Возникает интересный вопрос о том, как именно государство, в котором преобладает валюта другой страны, попадает в зависимость от другой страны? Казалось бы, есть у какого-то царя тонны золотых и серебряных слитков, да и меди в стране достаточно, и какой ему смысл чеканить из этих металлов свои монеты? Ведь из этих металлов можно сделать ювелирные украшения и держать у себя в подвале, а не отправлять в свободное плавание по своему государству или даже по миру, пусть своими ценными металлами рискует правитель соседнего королевства! И этот условный король решает рискнуть своими ценными металлами, чеканит из них монеты, дает их банкам своего королевства взаймы и под проценты, а они уже дают их под проценты ремесленникам, крестьянам, аристократам, и ремесленники за счет этих кредитов расширяют свое производство, выпускают больше товаров, крестьяне покупают больше тягловой скотины, увеличивают посевные площади и поголовье своего скота. Аристократы строят новые замки, вооружают своих воинов, захватывают с их помощью новые земли и сдают их в аренду земледельцам. А вот в царстве монеты никто не чеканит, банкирам приходится брать в долг не у своего царя, а у короля, чтобы выдавать кредиты. Король не заинтересован в развитии соседнего государства, потому дает банкирам царя свои монеты в долг под более высокий процент или вообще не дает. Таким образом товары в царстве, дороже, чем товары в королевстве и крестьяне с ремесленниками, не выдержав конкуренции разоряются, и им приходится идти батрачить в королевство, где производство расширяется. Конечно, этот условный царь, может закрыть границы для иностранных товаров, ввести пошлины на импортные товары, чтобы товары его крестьян и ремесленников имели в его государстве преимущество, но на контроль за границами нужно опять-таки очень много денег, а у контрабандистов будет стимул провозить через границу дешевые товары и на этом обогащаться.
В том же средневековье появилось убеждение в том, что банковское дело, ростовщичество – это что-то нечистое, нечестное, что нечего благообразным христианам этим заниматься и пусть этим занимаются иноверцы – иудеи, на которых, можно и погром устроить, списав все долги таким образом. Но как бы профессия банкира ни была стигматизирована, к ним обращались те же аристократы и монархи, потому что не могли без них обойтись. В исламском мире грехом было объявлено не кредитование, а проценты, что в принципе лишает банкира стимула давать кому-то деньги в долг, что в итоге привело к стагнации экономики. Конечно, исламские банкиры нашли некий выход из этого положения. Исламские банкиры покупают по одной цене, а продают уже по более высокой, и разница в ценах представляет собой тот же процент, но запутанность этой схемы и постоянный контроль религии над банковским сектором создает трудности для инвестирования. По этой причине и наука в исламском мире практически перестала развиваться.
Процент банкиры берут не только для того, чтобы обогатиться, нажиться на чужом горе, но и для того, чтобы на что-то жить, иначе их капитал просто будет уменьшаться. Но, главное, проценты нужны для того, чтобы покрыть риски того, что заемщик не сможет вернуть долг. Не даром, чем более высокий процент, тем более высок шанс того, что должник расплатиться не сможет. Вроде бы Мухаммед и завещал своим последователям старательно заниматься наукой, но инвестировать средства в науку и в новые технологии – дело рискованное, а за риски нужна компенсация в виде высоких банковских процентов. Если же проценты вообще брать нельзя, то кому захочется инвестировать во что-то новое, ненадежное? Банкиры решают, что лучше уж вкладывать деньги во что-то старое, проверенное, таким образом новые технологии практически перестали внедряться, производительность труда не росла, пока христианские государства, пользуясь кредитами иудеев, развивались, из-за внедрения новых технологий.
Свидетельство о публикации №224112700780