Рудольф Штайнер об Адвенте

ВРЕМЯ АДВЕНТА
По GA343

Давайте начнем с подготовки к рождественским праздникам. Я говорю сейчас, исходя из того сознания, из которого это должно исходить для современного человека... Если цвета риз действительно были почерпнуты из духа сверхчувственного мира, они бы должны были быть такими, как я хочу вам сейчас показать. У нас должен быть определенный настрой – настроение ожидания Рождества. Это настроение можно выразить только цветом: все, относится к облачению во время службы, на это время становится синим. Итак, синий – наш цвет на время Адвента. Он действительно выражает настроение вверения себя, при котором мы ощущаем окружающее не так, как если бы оттуда исходили силы солнечного света, а так, что из Земли действует то, что было преобразовано в духовное, что было сохранено из сил света.
Настроение надежды должно найти свое выражение и в самом праздновании Рождества. Это праздник ожидания, надежды, который должен просветлить, придать немного света тому, что раньше было синим. Поэтому на Рождество риза будет иметь цвет, в котором к синему добавлен красный, – один из оттенков фиолетового. Затем этот фиолетовый цвет постепенно светлеть в течение времени, охватывающего первые недели года...
GA 343, Лекция 20, 6 октября 1921 г. (утро)

***

Мы начнем с того времени, которое длится с конца ноября до конца декабря, до рождественских праздников, с того, что можно назвать временем Адвента. Этот период ощущается правильно, если проживать его как подготовку к Рождеству. Подобное возможно только в случае, если в процессе такой подготовки мы действительно пробудим в себе все то, что в какой-то мере живо в отношении мировой эволюции и развития самого человечества. И в сущности это сводится к приведенным ниже связанным с Адвентом аспектам. Всякий, кто желает погрузиться в переживания Адвента, должен прежде всего сосредоточиться в своей медитативной работе на тайне, заключенной в том, что можно назвать Словом, Логосом.
(Пишет на доске)

Слово (Логос)
Прежде всего он должен почувствовать, как должно быть расширено понятие Логоса, чтобы то, что оно содержит, ощущалось во всем, чем собственно является мир, чтобы можно было почувствовать действие Логоса в дуновении ветра, в движении облаков и перемещении звезд, Солнца и Луны, в становлении и росте всего, что нас окружает, – но также и во всем, что находится в процессе становления в самом человеке, хотя он поначалу никак не содействует этому силой своего душевного развития. Но при этом мы еще не ощущаем Логос, или Слово, во всей полноте, ибо самый существенный аспект медитации заключается в том, что человек начинает с несовершенного начального, как растение – с корня, и позволяет тому, с чего он начинает, расти внутри себя, дабы оно сделалось тем, чем способно стать.
Второе, что можно особым образом ощутить в этот период, –  это то, что я хотел бы назвать Заповедью.
(Пишет на доске)

2. Заповедь
Это то, что возникает, когда человек больше вглядывается внутрь себя. Желая обрести наглядную картину то, что означает заповедь или закон, мы, с одной стороны, должны обратить взор на ветхозаветный образ провозглашения закона Моисею в горящем терновнике, или же попытаться испытать то, что и сегодня еще в ритуальном отношении ощущается как правильное, когда в завершение еврейского богослужения произносят: «О Адонай».
Третье, на что следует обратить внимание, это то, что я хотел бы назвать Событием природы.
(Пишет на доске)

3. Событие природы
Совокупность природных явлений с их необходимостью должна ощущаться так, чтобы не только при наблюдении появления ростков, но и созерцая разрушительные силы природы, рассматривая и буйную вегетацию джунглей как атрибут роста, и землетрясения или извержения вулканов как характерные черты разрушения, человек ощущал в этом необходимую природную силу становления. В сущности, именно это ощущение правильно подводит нас к тому, что Ветхий Завет называет Корнем Иессеевым.
Четвертое, во что нам надо углубиться, – это то, что можно назвать Моральной силой в человеке, которая в наше время, например, поднимается из неопределенных глубин в голосе совести.
(Пишет на доске)

4. Моральная сила
По сути, это то, что уже в ветхозаветном смысле ощущается как первооснова человека, благодаря которой он являет себя по отношению к внешнему миру как обособленная самость и которую поэтому можно назвать ключом, что отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит.
Если после медитативного погружения в аспекты, которые можно ощутить и в отношении самого человека, человек затем будет все больше обращаться вовне, ему следует оживлять в себе свет, изливающийся через мир, – что он также сразу же ощущает, прибегая к тому, что для органов чувств является светом, а для духа – вселенской Справедливостью.
(Пишет на доске)

5. Свет: Справедливость/Праведность
В языках прежних времен «право» означает нечто, что связано с «правежом», «направлением», что, в свою очередь, сродни лучу. Тогда можно ощутить, как то, что воспринимается как сияющая справедливость, проникает во тьму, в тень, оживляюще воздействуя на смертную мглу. Образы – это то, чему мы должны в первую очередь предаваться, и из такого формирования образа (после того как мы уже в какой-то мере ощутили Солнце Справедливости, и этот образ глубоко прочувствован), у нас появляется возможность дать возникнуть из образа Солнца Справедливости также и тому, что объединяет в одно целое добро и зло, дабы последнее обратилось в добро благодаря силе, которая от него исходит – не от зла, а от того, что мы должны постичь, — чтобы мы не относили себя исключительно к тем, кто претендует на праведность по причине внутреннего высокомерия, но и к тем, которые признаны грешниками.
Наконец, проходя через эту череду образов, мы поднимаемся к восприятию Христа.
(Пишет на доске)

6. Христос,
Который соединяет жизнь со смертью и смерть – с жизнью. И, наконец, отсюда мы можем перейти к взгляду, который непосредственно ведет к празднику Рождества, к тому ракурсу, с помощью которого мы можем увидеть Христа в Иисусе, именуемом в Новом Завете также Эммануилом, ибо в Иисусе пребывает Бог.
(Пишет на доске)

7. Иисус = Эммануил

Если во время Адвента мы медитативно работаем с этими образами в органической взаимосвязи, которая была здесь охарактеризована, возникает то, что, если воплотить переживаемые ощущения в слова, может прозвучать примерно так:
Небеса и Земля исполнены Слова,
Оно повелевало Моисею на горе,
Оно формирует существо мира как откровение человеку,
Оно действует в глубинах человека, им самим сокрытых,
Оно сияет Солнцем из света во мрак,
Оно живет во Христе, яркое из тьмы, мягкое в яркости,
Оно ступает на Землю в Иисусе.
Пользуясь случаем, хотел бы заметить, что в древние времена развития человечества то, что было дано как язык и затем развилось в поэтические формы, в искусство речи, никогда не давалось иначе, как в результате такого внутреннего сопереживания, соответствующего космическим потокам, так что каждая фраза в древних языках, древней поэзии действительно может быть соотнесена с чем-то подобным.
GA 343, Лекция 20, 6 октября 1921 г. (утро)


Рецензии