Наказ внучатым племянницам
Дорогие мои внучатые племянницы, Арина и Маша! Так получилось в моей жизни, что обращаться с настоящим наказом я вынужден именно к вам, у которых вся жизнь впереди. Почему-то я уверен, что одна из вас обязательно выполнит просьбу вашего двоюродного дедушки Пети.
Кто это будет, не знаю: вы растёте обе очень талантливыми девочками. Если выполните мой наказ обе – будет замечательно!
Главная цель наказа – побудить у вас живой интерес к нашему родному русскому языку и литературе, уговорить вас продолжить моё писательское дело. Поверьте, это не так сложно, если есть желание.
Что прежде всего вам надо сделать, чтобы со временем стать писательницами? Для этого тебе, Маша, ученице второго класса, надо завести тетрадь для дневниковых записей. В первом классе ты научилась писать. Записывай, как прошёл твой день в школе, дома. О том, что ты кушала в школьной столовой или дома, записывать не надо. Пиши об интересных событиях прошедшего дня, что интересного случилось на том или ином уроке. Записывай имена и фамилии своих одноклассниц и одноклассников, ибо, спустя годы, их фамилии «улетучиваются» из памяти. Всё это
пригодится тебе во взрослой жизни, когда ты решишь написать мемуары о школьных годах. Или же роман о школе. Это, правда, будет в отличие от мемуаров, художественное произведение с творческим вымыслом, другими именами и фамилиями. Но написано «на реальных событиях».
Что касается тебя, Арина, то тебе пока 6 лет, до школы надо хорошо выучить алфавит. И начать читать сказки. В том числе, и мои. А со второго класса следуй моим советам, изложенным выше.
Теперь я хочу вам обеим рассказать, как я стал писателем. Мои произведения публиковались в коллективных сборниках издательства «Серебро Слов» (г.Коломна), публиковались продолжают публиковаться в коллективных
сборниках издательства «Десятая Муза» (Саратов-Москва), а также на всевозможных литературных сайтах на просторах интернета. Но «дошёл» я до этого не сразу.
Было это очень давно, во второй половине 1960-х годов. Учился я тогда в третьем классе. В один из дней мы пришли на занятия, сели за свои парты. Звонок на урок прозвенел. Шло время, а учительница наша не появлялась. Кто-то из одноклассников сказал: «А может она куда уехала?». Все сидели тихо. Услышав слово «уехала», я закрыл глаза, и перед моим мысленным взором возникла картина: учительница выходит из своего двора, идёт в направлении школы, но поворачивает не в школу, а на автобусную остановку, садится в автобус и уезжает в неизвестном направлении. Воображение моё получилось такой силы, что я уже готов был поверить своей выдумке. Ею поделился со своим соседом по парте. А сам продолжал «воображать» дальше.
«Довоображался» до тех пор, пока учительница зашла в класс. Однако приветствовали её только половина класса, остальные разбежались с радостью по домам. Оказалось, мой сосед по парте принял моё воображение за реальность и, не разобравшись как следует, сообщил классу. Именно тогда я почувствовал, что такое творческое воображение. Причём в буквальном смысле слова: пришлось потом ходить по домам и собирать сбежавших одноклассников обратно в школу. После этого «воображение» со мной так и осталось «на всю оставшуюся жизнь», но я уже о нём никому не говорил. Однако окончательно поверить в то, что могу хорошо писать, смог только в седьмом классе.
Наша учительница русского языка зашла на очередной урок, принесла и повесила на доске картину Левитана «Владимирка». Велела написать сочинение по картине. Мы все стали внимательно её рассматривать, выслушав вступительное слово учительницы о том, что на картине художник изобразил бывший Владимирский тракт, по которому ранее, пока не построили железную дорогу, конвоиры гнали в Сибирь осужденных на каторгу, в тюрьму, в ссылку. После этого, в основном, все написали то, что видели на
картине: дорога, стоит крест, вокруг голая степь. Что касается меня, то перед моим мысленным взором возникли лица, на которых я «прочитал» их страдания. Пожалеть было некому, по сторонам шли конвоиры, а над головами
ветер гонял ненастные облака. Словно сама природа сочувствовала идущим по «Владимирке» в неизвестность. Никто не знает, сколько их потом вернулось из Сибири в родные края, а сколько осталось там навсегда. Вокруг - безжизненная голая степь. За это сочинение я получил единственную в классе «пятёрку». Теперь я каждый раз с нетерпением ждал, когда будем писать сочинение по картинам художников. Как видим, чтобы стать писателем надо, конечно же,
иметь творческое воображение. У тебя, Арина, и у тебя, Маша, я давно его заметил.
Научитесь хорошо писать, продолжая вести дневники, начинайте применять творческий вымысел при написании сказок, для начала. Их вам написать будет проще. В качестве образца предлагаю свою сказку «Дождики». Читайте её внимательно и попробуйте продолжить. Как сумеете.
«Небо покрылось тучами, но дождя обитатели лесного царства не дождались в этот утренний час, как и птицы на полях. А всё потому, что наверху на одной из самых главных туч папа-Дождь завтракал со своими сыновьями Дождиками. Их у него было трое: Дождик Хмурый, Дождик Весёлый, Дождик Умный. Хорошо позавтракав, папа-Дождик сказал: «Ну что, мои помощники, к работе. Вон на земле, в лесу и на полях, звери и птицы приуныли, какой уж день испытывают жажду. У них ведь в разгаре июльское
жаркое лето».
Первым спустился на землю Дождик Хмурый. Осторожно прошёлся по полю, где раскинулась рожь. Немного оросил будущий урожай и собрался было возвращаться на Небо к себе домой, как его остановил Жаворонок: «Не уходи, давай с тобой поиграем!» Тот согласился. Устроили игру в прятки. Жаворонок летал над полем и прятался во ржи, а Дождик его ловил и поливал те места, где прятался хитрый Жаворонок. Дождик не знал, что Жаворонок заранее заготовил ямки для воды. Когда они заполнились водой, Жаворонок сказал: «Спасибо Дождик за игру, я вижу ты уже не хмурый, возвращайся домой с весельем».
Вторым на землю пошёл Дождик Весёлый. Шагая над лесом, увидел высоко на дереве Дятла, который махал ему рукой и звал к себе. «Что случилось?»- спросил Дождик. «Выручай нас, кто-то бросил окурок в сухую траву на поляне, она загорелась, а там Ёжики, им самим не выбраться».
Через мгновения Дождик поливал поляну холодной водой. Не просто поливал, а с песнями и танцами, поскольку был Дождик Весёлый. Когда огонь погас, благодарные Ёжики устроили на поляне с Дождиком хоровод, к которому присоединились остальные обитатели леса.
Что касается Дождика Умного, то он не спешил идти вниз на землю. На то он и считался умным. Взяв в руки бинокль, подаренный ему на день рождения, он стал искать на земле те места, где необходима его помощь. В первую очередь увидел, как в одном селе наполовину высох пруд, а маленькие рыбки никак не могли добраться до оставшейся воды. Как же обрадовались они, когда на них сверху пошёл мелкий дождик, мелкий потому, что рыбки были совсем маленькие. Когда пруд наполнился водой, рыбки в
знак благодарности хором спели Дождику песенку, которая здорово ему понравилась. Вернувшись домой, Дождик продолжил наблюдать землю через бинокль. Вдруг видит, в лесу две маленькие Белочки, прыгая по деревьям, играют со спичками, а их мама-Белочка спокойно спит на солнышке на верхушке дерева. Пришлось Дождику вмешаться и разбудить маму холодным душем. Та вначале ничего не поняла, а затем долго благодарила Дождика.
Вечером, во время ужина, папа-Дождик выслушивал поочередно доклады своих сыновей-Дождиков о их работе за прошедший день. Докладами он остался доволен и наградил каждого из них мороженым «Пломбир». Лакомство пришлось им по вкусу. В один голос Дождики пообещали, что впредь будут помогать нуждающимся в их помощи на земле зверям и птицам». Сказке конец.
Научившись писать сказки, приступайте к написанию рассказов для детей, став взрослыми, напишите рассказы и для взрослых.
У меня много детских рассказов, но мне хотелось бы вам рассказать, как я написал один из них, который пользуется большой популярностью у моих читателей на моей странице на литературном портале «Проза.ру». Называется «Ложная тревога».
Историю о том, как в детстве её бабушка «потеряла»
внучку, которая пристроилась дремать с цыплятами, мне рассказала моя сельская одноклассница. Через час бабушка её нашла. Другой бы, выслушав эту историю, не обратил бы на неё особого внимания. Но во мне во весь «голос заговорило творческое воображение». Я мысленно представил, как бабушка, обыскав вокруг сельского дома внучку с посещением соседки, растерялась, запаниковала, и в первую очередь побежала к дочке на работу. Поскольку внучка отчий дом не покидала, то «коллеги» мамы найти её за пределами села не смогли. Папа подключил участкового инспектора милиции. Я прожил в родном селе 15 лет, но не помню, чтобы там похищали детей. В рассказе я написал, по сути, портрет нашего доброго участкового, выступавшего несколько раз в нашей сельской школе. В отличие
от бабушки внучки он, как и положено, проявил выдержку и самообладание, зная заранее, что внучку никто не похищал. На рассказ я получил много отзывов, для меня один другого приятнее. Значит, не зря старался, так как из простой реальной истории получилось замечательное художественное произведение в виде рассказа.
Рассказ «Ложная тревога» я писал, как говорится, на
«весёлой ноте». Но у меня имеется один детский рассказ, который писал «со слезами на глазах». Называется «Фотография на стене». Написан на реальных событиях с применением, безусловно творческого вымысла. Это художественное произведение, а не мемуары. Прототипом прабабушки из рассказа является моя родная прабабушка
Марина, а ваша, получается … прапрапрабабушка.
31 октября 1967 года умирает моя любимая бабушка
Евдокия, а ваша прапрабабушка. До этого с нами жила её мама Марина. Не каждому в детстве везёт, чтобы его воспитывали одновременно бабушка и прабабушка. Нам с
братом Федей, вашим родным дедушкой, повезло в этом плане. После смерти бабушки прабабушку забрала к себе в Донецк другая дочь. На следующий год она там же и умерла в возрасте 90 лет. В первый же день приезда, прабабушка повесила над своей кроватью фотографию меня и брата соответственно 12 и 11 лет. Когда же дочь завела к ней в комнату двух правнуков Володю и Сашу, прабабушка со слезами на глазах ответила: «Такие, да не такие». До самой смерти она молилась перед сном сначала на икону, а потом на нашу фотографию, понимая, что больше нас не увидит.
Таким образом, реальный сюжет был печальным, но мне очень захотелось, чтобы прабабушка снова с нами встретилась. Так появился рассказ «Фотография на стене» с оптимистическим концом. И мне сразу на душе стало легко. Вот как отличаются мемуары от художественных рассказов.
Вы пока не знаете, но я вам хочу сейчас сказать,
что до 1861 года в Российской империи существовало крепостное право. Многие предки россиян были крепостными. Но вам, Маша и Арина, повезло: будете, когда ни будь писать свои автобиографии, указывайте, что все далёкие предки по линии ваших пап никогда не были крепостными, они являлись потомками запорожских казаков, и при крепостном праве считались свободными крестьянами, платившими налог государству. Кстати, вы вдвоём тоже, таким образом являетесь потомками запорожских казаков. Тем боле, что Запорожская область, где жили ваши далёкие и близкие предки, нынче входит по Конституции в Российскую Федерацию.
И ещё. В июле этого 2024 года в нашей с вами любимой России отмечался 50-летний юбилей строительства Байкало-Амурской магистрали. Если со временем (будет ещё не один юбилей БАМа) вы будете в школе писать сочинение или изучать его на уроках истории, можете с гордостью говорить и писать, что ваш двоюродный дедушка Петя принимал участие в строительстве БАМа в 1974-76 годах в составе Железнодорожных войск, то есть являлся первопроходцем. Я в школу пошёл почти с восьми лет, так как родился в середине октября, а потому в конце июня 1974 года, получив аттестат о среднем образовании, уже в середине ноября надел солдатскую шинель на два года. Это теперь служат один год. Строительство БАМа началось в июле того же года. Служил я рядовым, поскольку после школы
мне не хватило времени поступить в высшее учебное заведение. Поступил на юридический факультет госуниверситета уже после службы, а вскоре по его окончанию мне присвоили офицерское звание – лейтенант запаса. Как мне его не хватало на строительстве БАМа! Но на военные сборы ездил уже лейтенантом.
И всё же я бы советовал вам начинать свою писательскую деятельность со сказок. Кто знает, может быть в детстве, в дошкольном возрасте, слушая сказки, которые мне рассказывала бабушка Дуня, у меня в тот момент и появилось желание научиться самому их писать, и не только их. Чтобы вас ещё раз заинтересовать в написании сказок, в качестве примера приведу здесь ещё одну, написанную мной. Называется «Тигрёнок-волшебник». Попробуйте и эту сказку продолжить. Не сомневаюсь, у вас получится.
«Лесная начальная школа находилась на большой поляне. Зверюшкам была как дом родной. На занятия ходили с удовольствием. Но каждый раз ждали волшебства. Поскольку уроки считали скучными. И вот однажды в школе начали происходить волшебные события. Прозвенел звонок на урок, но учительница Медведица почему-то в классе не появилась. Только через пять минут зашла в класс. За руку держала тигрёнка с портфелем:«Хочу представить вам нового ученика. Но прошу с ним
не шутить, к чему вы привыкли на уроках. Это необычный ученик. У него дедушка был волшебником, чему научил и внука». В классе раздался смех.
«Да какой из него волшебник?– улыбался волчонок. – Он хотя и четвероклассник, как и мы, но ростом не вышел».
Тигренок, не ответил, молча подошёл к школьной доске, взял в руки мел и стал рисовать. Все затаили дыхание. Вскоре увидели на всю доску нарисованного большого Тигра. «Это мой папа», - произнёс тихим голосом новенький. «Подумаешь, напугал, - не успокаивался волчонок, - я не из пугливых». Все ученики смотрели в его сторону, и не сразу поняли, почему он вдруг залез под парту. В это время к ней подходил оживший на доске нарисованный Тигр. Подойдя, вытащил непугливого волчонка из под парты, поставил в угол. Как появился, так внезапно исчез из класса. Ана доске появилась надпись: «Ну, волк, погоди!» Тигрёнок после этого занял свое место за партой, урок начался.
- Приступим к проверке домашних заданий по русскому языку, - объявила учительница.
Она стала ходить по рядам и проверять школьные тетради. Два ёжика-близнеца сидели за последней партой и улыбались, они считались в классе отличниками. Домашние задания всегда выполняли на «отлично». На середине класса Медведица-учительница остановилась, затем вернулась на своё место: «Выходит на этот раз никто из вас не выполнил правильно домашнее задание. А всего-то надо было правильно описать наш лес весной».
- Мы описали наш сказочный лес, - в один голос заявили ёжики.- Сами посмотрите.
- Несите мне ваши тетрадки, буду смотреть, что вы там написали
Ученики выполнили просьбу, но не успели вернуться на своё место, как услышали смех учительницы. В тетрадях написано следующее: «весной выпадает весенний снег, водоёмы покрываются льдом, медведи готовятся к спячке. Просят их не будить до зимы». Дальше учительница читать не стала: «Вы что тут написали, писатели? Какая спячка весной?»
Ёжики подбежали к её столу, смотрят и не поймут: откуда в тетрадях появилось то, чего они не писали, а куда исчезло то, чего писали? Но когда повернулись в сторону тигрёнка, всё поняли. «Твоя работа, дружок?»- спросили они. «Куда мне, я же ростом не вышел», - последовал ответ.
Рядом с тигрёнком за партой сидела лисичка. Сосед велел ей отнести свою тетрадь учительнице. Когда находящиеся с Медведицей Ёжики взглянули в её тетрадь, то оба ахнули: там находилось один к одному выполненное ими задание. «Ну-ка, волшебник, возвращай нам этот текст в наши тетрадки», - гневно потребовали ёжики. Тигрёнок пошёл им навстречу. И весь класс учеников-зверюшек понял, что наконец-то появился настоящий волшебник, и теперь им учиться станет не скучно». Сказке конец.
На этом заканчиваю свой наказ вам, мои дорогие Арина и Маша. У вас в отличие от меня вся жизнь впереди. Постарайтесь во взрослой жизни выбрать профессию журналиста, что даст вам возможность в полной мере заниматься и литературной деятельностью. К сожалению, в современной России нет официально профессии «писатель». Это очень интересная профессия. И журналист пишет, и
писатель пишет. А читатели у них могут быть одни и те же.
Все опубликованные в бумажном и в электронном виде мои произведения я в установленном законом порядке буду завещать вам обеим. Удачи Вам, мои дорогие внучатые племянницы, на пути в литературу и журналистику! У вас вся жизнь впереди! Дерзайте, и у вас всё получится!
Если кто-то из других маленьких читателей коллективного сборника сможет написать продолжение двум моим выше опубликованным сказкам, или попробует написать свои, я буду несказанно рад! Удачи!!!
07.09.2024 г.
Свидетельство о публикации №224112801007