Бочарова Ирина Владимировна. Биографический словар

Бочарова Ирина Владимировна

Город потерял замечательного педагога — Москва забрала, переманила московскими деньгами. Конечно, город мог и не заметить этой потери, но Центр детского творчества, где она работала, потерял педагога, замены которому не было. Это сразу почувствовали родители ее воспитанников и не стали ходить даже на другие занятия.

Она приглашала родителей после каждого занятия и показывала детские «шедевры», комментировала, рассказывала, какие у них замечательные дети.
Когда в Центре детского творчества издавали свой журнал (первыми в городе), на первой странице там была цитата из Гераклита об особенности империи, но Ирина Владимировна сказала, что империя – это плохо, она быстрее разваливается, чем небольшое государство, и цитату убрали. Она осталась легендой Центра, временем отсчёта там, частыми воспоминаниями.

Когда-то в системе дополнительного образования начались большие дебаты о возможности индивидуального образования детей. Ирина Владимировна решила позаниматься с Ванечкой индивидуально, так как это «не групповой ребенок». После первого же занятия с ним она принесла его рисунок, иллюстрацию к английской сказке, сказала: «Это шедевр», - и послала на Всероссийский конкурс этот рисунок. Потом читаем в «Учительской газете», что этот рисунок стал лучшим в своей возрастной группе (за этот шедевр английская королева Елизавета прислала ребенку краски, рисунок был продан на аукционе в Солсбери, а деньги перечислены в Дом ребенка в Москве). Когда ребенок узнал, что его рисунок лучший в России, то на вопрос об участии Ирины Владимировны в его работе сказал так: она мне только мешала, я мог нарисовать еще лучше. Ведь все дети умеют рисовать хорошо (это позиция Ирины Владимировны!), а потом говорит: а если серьезно, то я умел рисовать по-простому, а Ирина Владимировна учит рисовать по-золотому, - Ванечке было восемь лет.

Кабинет изостудии был в Центре под № 1. Когда в этом новом здании мы распределяли кабинеты для занятий кружков и секций, озвучивались все варианты и причины: кого куда и почему поселить. Изостудия получала кабинет № 1: самые маленькие дети (туалет должен быть рядом), самые творческие дети (вода должны быть близко), самые многочисленные группы (самый большой кабинет), часто выходят на природу (выход на улицу рядом), самый посещаемый родителями (удобно заходить в кабинет из вестибюля), самый результативный и требующий выставок (есть рядом коридор для выставок детских работ) — короче, изостудия получает самый удобный, светлый, просторный кабинет, который будет иметь № 1, т.к. с него будет начинаться жизнь ребенка в нашем Центре. Вот такая наша Ирина Владимировна.

Ирина Владимировна поражала своею смелостью суждений, принципиальностью. Своим трудолюбием и неутомимостью. Своей артистичностью и душевным спокойствием. Необыкновенным уважением к детям. Каждый был талантлив и смел, как она. В архиве есть потрясающие кадры: привели малышку первый раз в изостудию и пытаются оторвать от мамы. Ребенок заливается слезами: не умею рисовать, не буду (ребенку около пяти лет), это было так необычно, не знаю, почему, но сделали фото этой необычной ситуации. Ирина Владимировна приглашает маму с этой девочкой и говорит, посидите рядом. Через час зовет: приходите смотреть — изумлению мамы нет предела: счастливые сияющие глаза девочки, в руках рисунок (очередной шедевр), комментарий И.В. о необыкновенном чутье ребенка, о необыкновенных красках, о смелости. Мамочке осталось только отмыть ручонки от краски, сфотографироваться с девочкой на руках — обе счастливы.

Она была щедра на передачу знаний коллегам. А как она оформляла наш Центр! А наша программа «Мы славяне!», благодаря ее поддержке и ее иллюстрациям — была известна по всей стране!

Ирина Владимировна изумила всех знакомых своим воцерковлением, «воцерковившая» всю семью. Из элегантной, красивой современной женщины, чрезвычайно похожей на Наталью Гундареву, она превратилась в очень обычную простую женщину, отягощенную заботами о семье, с сумками в электричке, ее с трудом узнавали бывшие поклонники ее педагогического таланта — перестройка пришла к нам. Более спокойную, терпеливую, рассудительную, примирившуюся с новой жизнью ради детей, не встречала. Кроме изумления, это вызывало восхищение. Ирина Владимировна первая показала и рассказала своим ученикам, как интересна работа по восстановлению рода своего, ее красивейшие схемы о воссоединении России и Украины на своих родных, красивейший плакат «Дорогой мой человек, Лев Николаевич!» Она первой в Центре освоила и активно использовала метод ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), помните: высоко вниз и др.
Она очень уверенно заняла первое место (их было два и оба наши!) на первом конкурсе среди педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»! Она и ее семейная жизнь (многодетная мама), ее педагогический талант — остаются в памяти навсегда.

Счастья тебе и твоей большой семье, моя дорогая Ириночка Владимировна!


Рецензии