Инстинкт подчинения, повиновения и послушания

     Инстинкт подчинения — это потребность в подчинении более сильному. По мнению многих исследователей, она заложена в людях со времён примитивных сообществ.

     Механизм инстинктивного подчинения заключается в том, что программа подчинения создаёт у всей группы единство мнений и чувств с мнением и чувствами её лидера для обеспечения добровольного подчинения. Обычно инстинкт подчинения подавляет попытку сознательного логического мышления.

    Инстинкт подчинения действует на мышление даже самого сильного лидера, заставляя его верить без критического анализа устоявшемуся общественному мнению.

    Также существует представление, что подчинение самки самцу продиктовано двумя безусловными инстинктами: страхом перед более массивным и агрессивным существом и сексуальной потребностью самки.

     Код подчинения зависит от неадекватности, простоты, осознаваемой личной выгоды, уверенности, сопереживания.
Код подчинения - это влияние в самой чистой его форме. Точный, 100-центный контроль сознания - областей сознания, не связанный с языком и мыслительной деятельностью. который, словно умелый выстрел, попадает прямо в яблочко. Код прост, однозначен и понятен всем: убеждение как оно есть. Код подчинения - это спусковой механизм, активирующий нечто вроде фиксированной последовательности действий, врожденного поведения, которое, раз начавшись,  продолжается непрерывно до логического завершения.
     Если код подчинения находится в правильных руках, то он способен вам получить всё, что захотите.

   Благодаря исследованиям учёным можно точно утверждать, что человек может управлять инстинктом подчинения, его рефлексами и его эмоциями. Наиболее простым является управление эмоциями, поскольку этот механизм чаще воспитанный, нежели врожденный.
Также учёные выяснили что у человека нет ни одного инстинкта, которым бы он не мог управлять.

Подчинение - это своеобразная социальная иерархия

Социальная иерархия — иерархическая структура отношений по поводу распределения в обществе власти, собственности, доходов, престижа и других ценностей.

Социальная иерархия отражает неравенство социальных статусов в обществе.

   История
Многие организации, например, компании, церковь, армия, политические партии, являются иерархическими организациями (по крайней мере, официально). Обычно главный, называемый «вождём», «командиром», «начальником», «боссом», «шефом», имеет больше власти, чем его подчинённые. Таким образом, отношения, определяющие эту иерархию, являются властными.

    Существование иерархий, несправедливых с какой-либо точки зрения вызывает общественную критику. Например, представительницы феминистского сообщества осуждают иерархию пола, в которой мужчины пользуются неоправданными привилегиями, например, правом участия в выборах (при отсутствии такового у женщин), более высокими зарплатами при выполнении аналогичной или идентичной работы (опровергнуто в США современными исследованиями), более быстрым продвижением по служебной лестнице, правом наследования, правом на образование, занятие спортом, трудом.

    В этом контексте и в других, подобных ему, слово «иерархия» обычно используют как значение «иерархии власти» или «структуры власти». Феминистки и представители других социальных движений, например, с расистским или направленным против гомосексуалов уклоном, возможно, не соглашаются не с самой иерархией, как таковой, а скорее с определённой асимметрией, неравной ценностью мужчин и женщин, различных рас.

     Анархизм и другие антиавторитарные социальные движения стремятся устранить все иерархические социальные отношения.

     Иерархия в современном обществе
В большинстве государств и стран работают социальные лифты, позволяющие людям менять своё положение в социуме. Количество и качество тех, кто стоит на вершине описывает теория элит. Слишком жёстко выстроенная иерархия обычно ведёт к тоталитаризму.

    Социальная иерархия в этологии
Этологи рассматривают этот предмет шире, считая человеческие отношения в значительной степени сходными с иерархическими отношениями у животных. В эксперименте Кэлхуна, к примеру, показано, что отсутствие свободных социальных ниш для подрастающего поколения крайне вредно не для отдельной особи, а для выживания социума в целом.

 Послушание — покорность и повиновение. Это поведение, при котором один человек добровольно исполняет указание другого человека (родителя, начальника), подчиняется каким-либо законам, правилам или принципам. 

Послушание совершается свободно и без принуждения

   Послушание связано с почтением и уважением, это состояние когда человек принял сердцем, согласился и стал поступать так как того просит или требует тот кого нужно послушаться. А подчинение связано с положением, под чин, т.е. человек прогибается под занимаемое положение в иерархии, должность, клановую принадлежность, возраст и т.д. и тут речь не идет о личностном уважении и почтении, поэтому Бог от нас ждет послушания, а не подчинения.


     Послушание в человеческом поведении — это форма «социального влияния, при которой человек подчиняется явным инструкциям или приказам авторитетного лица».  Послушание обычно отличается от подчинённости, которую некоторые авторы определяют как поведение, на которое влияют сверстники, в то время как другие используют этот термин в более широком смысле для обозначения положительных реакций на просьбу другого человека,  и от конформизма, который представляет собой поведение, направленное на то, чтобы соответствовать поведению большинства. В зависимости от контекста послушание может рассматриваться как моральное, аморальное или безнравственное. Например, в психологических исследованиях люди обычно сталкиваются с аморальными требованиями, призванными вызвать внутренний конфликт. Если люди всё равно подчиняются требованию, они действуют послушно.

Было доказано, что люди подчиняются в присутствии воспринимаемых как законные авторитетные фигуры, как показал эксперимент Милгрэма в 1960-х годах, который был проведён Стэнли Милгрэмом, чтобы выяснить, как нацистам удалось заставить обычных людей участвовать в массовых убийствах во время Холокоста. Эксперимент показал, что подчинение авторитету является нормой, а не исключением. Что касается подчинения, Милгрэм сказал, что «подчинение является таким же базовым элементом в структуре социальной жизни, на который можно указать. Некоторая система власти является обязательным условием для совместной жизни, и только человек, живущий в изоляции, не вынужден подчиняться или сопротивляться приказам других».  Аналогичный вывод был сделан в ходе Стэнфордского тюремного эксперимента.

Экспериментальные исследования
Классические методы и результаты
Хотя послушание изучалось и в других областях, именно социальная психология в первую очередь способствовала развитию исследований в области послушания. Оно изучалось экспериментальным путём несколькими различными способами.

Эксперимент Милграма
В одном классическом исследовании Стэнли Милгрэм (в рамках эксперимента Милгрэма) создал весьма противоречивое, но часто тиражируемое исследование. Как и многие другие эксперименты в психологии, установка Милграма включала обман участников. В ходе эксперимента испытуемым сказали, что они собираются принять участие в исследовании влияния наказания на обучение. На самом деле эксперимент фокусируется на готовности людей подчиняться недоброжелательной власти. Каждый испытуемый служил учителем ассоциациям между произвольными парами слов. После знакомства с «учителем» в начале эксперимента «ученик» (сообщник экспериментатора) сидел в другой комнате, и его можно было слышать, но не видеть. «Учителям» было сказано, что за каждый неправильный ответ «ученика» нужно бить током всё сильнее. Если испытуемые сомневались в процедуре, «исследователь» (опять же, сообщник Милгрэма) убеждал их продолжать. Испытуемым сказали не обращать внимания на мучительные крики испытуемого, на его желание развязаться и прекратить эксперимент, на его мольбы о том, что его жизнь в опасности и что у него больное сердце. Эксперимент, настаивал «исследователь», должен был продолжаться. Зависимой переменной в этом эксперименте было напряжение, при котором подавались удары током.


Рецензии