Тайная Вечеря, 2016, Феликса Буха

«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ», 2016, Феликса Буха
в особняке Демидова на Новой Басманной,
декабрь 2024 \ 2025 май


Феликс Аронович БУХ (3 мая 1948 г.р., Москва)
"Тайная Вечеря", 2016
Природный камень, клеи, фанера, цементные смеси
22,0 х 48,5 х 22,0 см
Собственность автора

В 2013 в Болгарии, у моря, где отдыхает с семьёй, детьми и внуками, всмотревшись в гальку, подобрав и склеивая её, Художник зачинает из неё свой массивный 5-летний скульптурный цикл из цельных природных камней разных пород, структур и окрасов по Библии, переведя позже многие вещи в бронзу. Темы, которые увлекают художника: Троица Пресвятая, Вавилонская башня, Лестница в Небо, Исход, Рождество Христовое, Тайная Вечеря...
Одно из самых ярких произведений этого цикла — «Тайная Вечеря», 2016. Поразительно, но Автор добивается состояния духовного напряжения исключительно своим композиционным даром и чутьём, мастерством и творческой интуицией, пластически точно угадывая расположение камней по отношению друг ко другу. Сочетанием простейших естественных форм он достигает сложносочинённого музыкального строя, не касаясь обработкой, лепит характер персонажа в скульптурной группе тем камнем, что берёт! Это не просто символика, обобщение, но способность Феликса Буха вычитать, увидеть и извлечь из лежавшего под ногами материала его суть и выразительность...
Слышится даже воздух того напряжения, что возникло при беседе Христа с ближайшими Его учениками в нависшем над всеми молчании после их вопросов ко Иисусу: „Не я ли Господи?“, — на слова Спасителя: „Аминь, аминь; истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня“ (Евангелие от Матфея, глава 26, стих 21).




ФЕЛИКС БУХ —
монументалист, мозаичист, живописец, график, скульптор
к 50-летию творческой карьеры и 75-летию со дня рождения


Феликс Бух родился 3 мая 1948 в Москве в семье живописца, ставшего позже чрезвычайно успешным и востребованным, Арона Фроймовича Буха, и парикмахерши, косметолога, неукротимой модницы и блистательной светской московской красотки Евы Нисилевны Бух.
Мальчишкой, уже в 10 лет в тарусском пионерском лагере Союза художников СССР Феликс знакомится \ встречает Сашу Корноухова, сейчас — всемирно известного мозаичиста, педагога и теоретика искусства, который становится ему другом, творческим собеседником на всю жизнь и покровителем (именно на Сашиной кухне живёт после свадьбы первые годы молодая семья Бухов, с которой Корноухов делится кровом и хлебом).
С 12 лет на 3 года, именно, чтобы уберечь ребёнка от угрожающе  растущего  опасного уличного влияния, родители решаются отдать \ спрятать Феликса в детский интернат.
В 17, после окончания средней школы, в 1965, Феликс начинает свою рабочую биографию на заводе учеником токаря и слесаря, а позже — переплётчиком в научно-исследовательском институте, что пришлось ему необыкновенно по вкусу.
С 1967 по 1969 год Феликс служит в Береговой охране Северного флота в Кронштате, Беломорске и на Беломорканале; а там, на камнях видит первобытные петроглифы, от чего много позже и родится его ранний мозаический шедевр «Охота», 1994.
После армии, с 1969, — он работает оформителем в Художественном фонде РСФСР.
И со следующего года, с 1970, в течении 4 лет занимается в "Рисовальных классах" при МГАХИ им. В.И. Сурикова.
1970 датируются первые, дошедшие до нас, рисунки перьевой ручкой синими чернилами и графитным карандашом, графические листы Феликса Буха; он нещадно уничтожал их, утаптывая, взобравшись сверху на них ногами, в помоечных баках связками в десятки килограмм, о чём совсем не жалеет и сейчас: „Лап, ну нельзя же всё хранить?!“...
2 октября 1971 — Феликс женится на Раисе Петрачковой, 4 ноября 1973 у счастливой пары рождается сын Дмитрий. Забегая глубоко вперёд, к нашему времени прямо, расскажем, освещая семейную хронику Бухов: 5 октября 2001 сын Феликса и Раи Дмитрий женится на Елене Беловой, 22 ноября 2001 у них рождается первенец Михаил, 23 мая 2007 — Александр, а 18 октября 2018 — последний на сегодня, третий внук Феликса и Раи, Семён. Но возвратимся к Феликсу, правда?
Свой активный творческий путь Феликс начинает, как тонкий, лирически нежный, проникновенный акварелист и рисовальщик, присоединяясь писать и рисовать к своими талантливым и вдохновенным друзьям: Александру Лазаревичу и Александру Корноухову, — в этнографических экспедициях по Кавказу, куда его в течении 9 лет, с 1972, брали разнорабочим и поварёнком.
  1972 — важный год для становления художественного самосознания  Феликса Буха: в городе Шахты он начинает работать в творческой группе последователей и учеников Бориса Петровича Чернышёва, мозаичистов Тамары Шиловской и Александры Лукашевкер; и мозаика становится главной техникой его творческой биографии, а деликатная, опытная Александра Лукашевкер — начинает вести его через всю жизнь, как личный педагог и задушевный, почти что, духовник!
Феликс Бух — человек необыкновенно благодарный, особо за то, что его вырастило, как автора; в этой связи в своей Автобиографии он поминает многих: отец и сын, Илья и Лев Табенкины, Ирина Затуловская, Анатолий („Лёша“ почему-то они его звали?) Курило, Владимир Войтенко, Александра Миренская и ещё многие-многие другие...
Надо сказать, что, хотя Феликс Бух не знал лично Чернышёва, но тоже причисляет себя через близкий духовный, творческий контакт с его школой и учениками: Александр Корноухов, Тамара Шиловская, Александра Лукашевкер, — к последователям Чернышёва в искусстве; и, оглядываясь на истекшее время, считает, что именно регулярное рисование в мастерских с учениками Чернышёва оказало на его становление, как художника, определяюще решающее влияние.
С этого времени Феликс Бух интенсивно пишет маслом, живёт и творит на творческих дачах в Переславле Залесском и Горячем Ключе; а своей мастерской у него ещё нет.
Первая участие в выставке Феликса Буха произошло в 1974 год, в проекте «Окна» Московского Дома литераторов, там Феликс показывает графическую серию; он уже вполне сложившийся график. Но вскоре Художник полностью уходит в живопись маслом, именно эта сложнейшая техника так близка его темпу сердца и темпераменту борца.
Как мастер масляной живописи, работая неукротимо страстно могучими красочными пастами по холсту, жгучему чёрному рубероиду, жёстким основам, фанерным и оргалитовым планшетам, с 1974 Феликс Бух активно выставляется и сразу же был принят в Молодёжную секцию Московского Союза художников, полувековой юбилей чему мы в этом году торжественно отмечаем.
Следующее десятилетие, 1974 — 1984, Феликс Бух расценивает, как наиболее творчески напряжённый период своей карьеры. В 1982 он, по выполненным объектам к тому периоду уже состоявшийся монументалист, по представленной работе справедливо с одной из текущих выставок по приглашению и рекомендации видного монументалиста, Андрея Владимировича Васнецова,  был принят в Монументальную секцию МОСХ-а.
С 1991, как великие The Beatles, перед триумфом на Родине, Феликс покоряет Америку. А, возвратясь чисто ностальгией, в 1992, от круномодульной общественной монументальной мозаики, буквально, через кризис, вышел к авторскому художественно-пластическому языку, создав целое направление камерной, станковой мозаики, дав этому название "мелкомодульная римская". И счАстливо творил следующие десятилетия тему Рая, блаженств Адама и Евы в Эдемском Саду, Сотворения Мира, сделав эти темы главными, mainstreem-ом всей жизни.
С началом 1990-х Феликс Бух становится заметным участником, а затем и руководителем просуществовавшего десятилетие неформального художественного объединения и движения «Куст», деятельность которого не ограничивалось лишь выставками станковых произведений, но вошло в Новейшую историю отечественного искусства и монументально-декоративными работами, в чём Феликс также принял самое деятельное участие!
С 2003 Феликс Бух естественно становится и является и по сей день негласным, но признанным художественным авторитетом и лидером Культурного сообщества «ArtEria» и участником ежегодных летних арт-фестивалей в Путивле. Под руководством куратора и арт-директора всех проектов Сообщества Нины Кибрик Феликс, которого называют „наше всё“, участвует практически во всех акциях и выставках Сообщества, на совершенно разных его площадках состоялось 6 персональных выставок Феликса, как графика, живописца, скульптора и монументалиста.   
В 2010 Художник впервые попадает в Ферапонтово и в течении последующих 11 лет, ежегодно, приезжает туда летом и создаёт из дерева примитивнейшими, cподручными инструментами целый лес \ парк скульптур \ объектов из своих мифов и символов, сказок и авторских, почти народных, легенд, как всегда, щедро засевая свои ценнейшие творения людям дарами в сельские соседские дворы, становясь кумиром всей тамошней разносолой, но элитарно-эстетской колонии художников.
В 2013 в Болгарии, у моря, где отдыхает с семьёй, детьми и внуками, всмотревшись в гальку, подобрав и склеивая её, Художник зачинает из неё свой массивный 5-летний скульптурный цикл (вообще, заметно, что 5 лет для Феликса — это некий завершённый осмысленный период времени) из цельных природных камней разных пород, структур и окрасов по Библии, переведя позже многие вещи в бронзу. Темы, которые увлекают художника: Троица Пресвятая, Вавилонская башня, Лестница в Небо, Исход, Рождество Христовое, Тайная Вечеря...
Отдельная тема — его разноцветно-праздничные крупные ярко-расписные игрушки детям, которые Феликс не уставал и не перестаёт делать в течении всей своей жизни...
Художнику даётся, как книжная, печатная, так и оригинальная, станковая графика больших форматов.
О своём 40-летнем, начиная с 1984, в  кисловодском санатории "Заря", сотрудничестве с Еленой Мунц и Александрой Фоминой Феликс Бух отзывается необычайно тепло. Этим союзом монументалистов сотворено множество объектов, получено достаточно наград. Отметим последнее достижение: монументальная мозаика «Рай», 2012 — 2013, "Крестильный Храм (Церковь) во имя Владимира Священномученика, Новомучеников и Исповедников Российских в Петровской парке", Москва, ул. Красноармейская, д. 2А, стр. 6, при "Храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке", Москва, ул. Красноармейская, д. 2А; мозаика отмечена в 2014 Дипломом МОСХ-а "За лучшую работу года в номинации ``Храмы``" и в 2018 Юбилейной медалью Русской Православной Церкви "В память 100-летия восстановления Патриаршества на Руси".
За выдающиеся особые достижения и свой вклад в изобразительное искусство Художник отмечен дипломами и медалями!
В 2018, предчувствуя большую мировую беду, горе, пандемию и войны, потерявший веру, Феликс Бух входит в катастрофическое чёрно-белое пике, совершенно бросая своё сильнейшее качество, цвет. До сего дня Художник экспериментально перевёл всю мозаику в "Негатив" (авторское название всего цикла двойного звучания): людей, зверей, деревья, цветы, город, дома, жизнь раздевая до костей, превращая их в механистически двигающиеся белые на чёрном скелеты. Этому он дал смешное, как ему и ещё очень многим кажется, название: "Скелетизм". Но зато Художник впервые подарил своим мозаическим вещам и самой мозаика интимно-сокровенно отчаянное звучание дневниковых записей на полях, что для этой техники, не быстрой и не лёгкой, во всём смысле, — есть открытие и просто немыслимо!
В 2024, уже тяжко больной, раненный, но, как гейзер и Лазарь, воскресший (до Христа), Феликс высвобождается из смертных пелёнок, режет, рубит грубо из известняка и гранита серию «Портреты современников». Где и сам автор в многих лицах и мы все. Ведь Мир и Страна — это не обстоятельства и начальство, а близко стоящие люди, переживающие дикие боли и страдание. Держим друг друга за руки.
„Мозаика, как техника, вызывает мысли о неразрывной связи времён, о единстве человека с природой, поэтому возникают реминисценции с наскальными росписями, библейскими сюжетами, изображениями животных, птиц, рыб, людей, которые я трактую, как символы божественной сущности мира“, — Феликс Бух.



„Я ЗВЕЗДА — Феликс Бух!“


— Я беру чёрный камень фоном своих мозаик.
— Что-то всё это значит для тебя?
— Потому, что это вечное небо...
— Так не потому ли, будто мраком, выбран сей кладбищенский гранит?
— Много десятилетий подряд смотрюсь в него, ночное...
— Да что там видишь?
— Звёзды!
— Для них ты берёшь, изображая, этот белоснежный мрамор?
— Рисую им звёзды.
— Простые, как видим, звёзды?
— Это люди!
— И один из них ты (чуть с иронизмом)?
— Да (кивает мне, медлясь и краснея); я тоже звезда, «Феликс Бух»!


24 ноября 2024
По материалам Автобиографии и бесед с Художником, Феликсом Бухом, записал Артём Киракосов, реставратор


Рецензии