Навь
(ст."Какая теперь она Тёмная Русь?",ААА в Дзене,2024) "Это межавторская игрофицированная мультивселенная.Настоящее поле боя за культуру.Она базируется на фольклоре славян,тюрков,финно-угров и других этносов современной России,куль-туры которых комплементарны,то есть напрямую связаны друг с другом,благодаря векам совместного проживания.Наиболее ярким примером такого взаимопроникновения является персонаж русалка: якуты,живущие на дальнем севере,зовут ей Кыыс кыскый-даан(девка визгливая),татарстанцы в Поволжье– Су анасы(водная мать),крымчане на самом юге– Арзы(о ней местное грустное предание есть).Почему это существо водится повсюду? Объяснение здесь элементарное: чаще всего пребывание в холодной воде, провоцирует судороги, поэтому, чтобы ребёнок не утонул по незнанию, его бабушки пугали: «В омуте девка сидит, не ходи к реке, утащит тебя!». Всё потому, что фольклор изначально создавался для защиты, чтобы дети выживали и, взрослея, предавали знания предков дальше.Но урбанизация, вследствие индустриализации, привела к утрате связи поколений, и правила культурного захода в реку сменили правила дорожного движения на городских улицах. Дети боятся гораздо больше не утонуть,а упустить ежедневную награду в Genshin Impact– популярная игра, которую ежемесячно посещают в среднем 64 млн.человек.Кстати,недавно разработчики пока-зали в трейлере красоты России: Большой государственный академический театр, Байкал и Камчатка.Но это лишь иллюзия..Комфортная жизнь в железно-бетонных домах,словно клетках,понижает стремление изучать окружающий мир через призму опыта миллионов людей тысячу лет живших на Руси,в Российской империи,в СССР,в Российской федерации.Раньше фольклор был универсальным инструментом познания бытия.Ныне воспринимается как развлекательный контент. Но эта тенденция уже меняется! Ярким примером стало достижения восточных партнёров – игра Black Myth: Wukong,основанная на фундаментальном труде книжника У Чэнъэня «Путешествие на запад»,по мотивам китайской мифологии,единовременно собравшая у экранов 10 млн. игроков в день выхода.Народное творчество (дословный перевод выражения folklore) становится трендом, и мы в проекте «Тёмная Русь» это используем для передачи мудрости предков о выживании молодому поколению через игрофикацию российского фольклора: обычаев,ритуалов,навыков,заключенных в ремёслах."
(ст."РУСАЛКИ – не MERMAID",ААА в Дзене,2024) "Простите,но у нас в снова плохие новости: большинство разработчиков компьютерных игр по российскому фольклору не умеют даже читать! Но это мы оставим на сладкое в самом конце…А сейчас о горьком через биологические сравнения.Представьте существо,которое прячется в специаль-ной засаде,приманивает жертв сладкоголосым клёкотом и пожирает,как сирена(она детально описана в «Одиссее» Гомером).Существо это– гасторнис: птица,которая могла догнать лошадь!А теперь представьте существо,которое выпрыгивает из моря и утаскивает жертву на глубину,как mermaid (дословно «морская дева»,которая описа-на в сотнях преданий моряков).Существо это– гребнистый крокодил,охотящийся в прибрежных лагунах,также как в мангровых болотах.А теперь посмотрите на третье существо,которое…идёт учиться!Это горилла Коко,сумевшая освоить язык жестов и общавшаяся с людьми.Или же вот: гарпия сидит,варан на ручки просится и шимпанзе над человеком смеётся.Все тоже бегают на задних лапах,если требуется.Не возника-ет мысли обезьяну назвать орлицей? Или же вот ящерица Христа,она же Василиск(ес-ть и такая,да)бегает по воде.Курицы и лемуры (названые так в честь римских духов предков)тоже бегают на задних лапах.Все перечисленные существа обладают способ-ностью к прямохождению.Но принадлежат к разным видам.Но лемур не курица,а курица не лемур!Поэтому мы постоянно спрашиваем разработчиков игр по фольклору России: «Какого Лешего вы русалкам хвосты пришиваете от medmaid или крылья сирен,а medmaid называете русалками или сиренами,потому что у них просто есть головы и груди девичьи?» Русалки не мутанты же какие-то,а обычные несчастные утопленницы, о которых писал ещё Гоголь в повести «Майская ночь».Забыли?Это же невежество просто и ленивое нежелание даже Википедию открыть(уж что может быть проще!)и пару первых предложений перечитать внимательно несколько раз..И мы хотим сказать таким разработчикам:«Уважайте российскую культурную идентичность,а не парази-тируйте,чтобы только денег заработать на ностальгии большинства,которое выросло на русских народных сказках,делая вид,что вам не плевать на фольклор,историю и искусство?» Игроки– не дураки,и умеют читать Википедию,а ещё могут открыть новый бестиарий ТЁМНАЯ РУСЬ,где собраны уже научные статьи про то,как на самом деле выглядели существа из народных преданий,которые также легко найти здесь,про рус-алку в том числе.Всё максимально доступно и достоверно (по этнографическим исто-чникам)!"
(ст."День Света (Белтайн)",ААА в Дзене,2023) "Такой жары казанцы не ощущали с 1920 года.1 мая 31 градус(почти: без двух десятых)зафиксировали на метеостанции аэропорт.А мы вспомнили о Белтайне: дне,когда с небес сошли Туата де Даннан,то есть «Племена богини Дану»(о потомках которых мы уже писали тут).«Книга вторже-ний»(составленная около 1150 г.)утверждает в одном из стихотворений,что прибыли они в Ирландию на «летающих кораблях» в окружении «тёмных облаков» и высадились на Слиабхе ан Иараинн(Железная гора)в графстве Литрим,где затмили солнце на цел-ых три полных дня.Для нас это предание является весомым доказательством их вне-земного происхождения,поскольку подобный след в небесах действительно оставляют космические челноки,сгорая в атмосфере.При таком взгляде Дану оказывается вовсе не богиней,чей облик,что неудивительно,никто никогда не удавалось восстановить, а… планетой,которую Туата они покинули,спасаясь от катастрофы,вызвавшей затмение солнца.И им понадобилось железо,чтобы сделать оружие для защиты от фоморов,чудо-вищных порождений тьмы.Это логично,поскольку среди них особое место занимает Гоубниу,умеющий ковать…протезы,в частности,серебряную руку королю Нуаду,которую тот потерял в битве с фидболгами: древними людьми,населявшими тогда Ирландию и не пожелавшимт её делить с пришельцами.(Но подробнее о вероятном космическом,а не земном происхождении Туата де Даннан мы лучше расскажем на втором нашем кана-ле Откровения Астронавтов.)Добавим лишь,что возможно падение корабля Племени Дану срезало вершину горы Бен-Балбен в Ирландии,а не какой-то ледник.Но вернёмся к Белтайну.
Переводчик Юрий Андрейчук (статью которого в предыдущий Самайн мы опубликовали здесь) на вопрос: «Как правильно название праздника следует произносить?»,отв-етил следующее: «Надо соблюдать чтение с древнеирландского языка и говорить "Бе-лтайн".В современном поменялось и произношение и значение.Теперь говорят Бялтэне ,что значит просто апрель.Бельтейн(это слово очень часто используют в среде нео-язычников– п.а.)говорить в принципе нельзя,такой дифтонг– английский язык».В др-евнеирландском языке tene значит «огонь»(что снова заставляет нас вспомнить сго-рание в атмосфере).А вот корень «bel-» имеет неясное происхождение,но переводит-ся как «светящий».Возможно,здесь имеется связь с Беленом,которого также считала богом,как и упавших с небес пришельцев,слишком бледнокожих и красивых,чтобы пох-одить на обычных людей(это сказители всегда подчеркивают).Юрий Андрейчук не от-рицает данной лингвистической гипотезы.А мы считаем её достоверной,поскольку есть и другая,выстраивающая название праздника Белтайн от древнеирландского at-bail,что переводится как «умирать».Особенно весомой гипотеза эта начинает каза-ться,если заметить схожесть Белена с Бальдром: умирающего и оживающего бога из скандинавской мифологии,который отвечает за приход весны(не надо путать с Иису-сом,также возродившимся,но в Пасху).Вообще,ирландцы и исландцы близки не только генетически (на 80%),что легко объясняется пленением в древности викингами жен-щин с изумрудного острова для плотских утех,от которых,естественно рождались дети ш,но и мировоззрениями: например,хитрый Брес,захвативший трон после серебр-орукого короля,воспользовавшись отказом того править,очень напоминает Локи,а сам Нуада– аса Тюра,потерявшего руку между челюстями волка Фенрира.Ещё мы вспоминаем третьего короля Луга,который владел копьём всегда попадающим в цель,как и Один владел Гунгнир.Это минимум,если не говорить о прочих,кроме богини Фрейи,очень похожа на воинственную Морриган.Нет ответа, какой фольклор правдивее ирландский или исландский, поскольку неизвестно кто у кого заимствовал, но одно точно: День Света празднуют не только в Ирландии. Он давно стал международным."
(ст."Прадед мой самарин- а это кто?",Запретная лингвистика,2024) "Только рус-ские в родне,прадед мой— самарин,Если кто и влез ко мне,так и тот татарин,писал Высоцкий-издатели приняли самарин за фамилию.Шукшин писал,что он из самарцев- читатели решили,что его предки пришли из Самары.Сибирские чалдоны,что называют себя самарцами,библейские добрые самаритяне- они что,все пришли из города на Волге ? Возможно,но дело в том,что наша Самара- лишь один из осколков забытого скифо- самарского царства.Это богиня из Пальмиры. Присмотритесь, благородная дама держит на руках "ребёнка лет тридцати", и если это человек среднего современного роста, то рост дамы составляет около десяти метров. Сопоставляя различные эпосы, прихожу к выводу, что скифы и были описаны античными авторами под именем титанов. Итак,Самаритяне народ скифской царицы Ильмеры.В разгаре войн думаю о мире. Для остановки духовной вражды, а Мир, как и война, начинается на ментальном уровне, необходимо вспомнить имена, которые нас когда-то объединяли. Их не много, и в предыдущем фильме мы назвали одно из них -смотрите Новгородцы- создатели городов из рода Ноя. Сегодня назовём ещё одно имя - самаритяне.По официальной истории- последнее крохотное племя самаритян живёт в Ближневосточной Самарии, на горе Гризим. Но совсем не так давно роды самаритян были мирами, а их земли- миром. Отголоски мира самаритян в наших топонимах Самара и Саратов, имя самаритян несёт самый многочисленный на Руси род- Смирновы.Средняя Азия- Самар-канд,Франция- Сомюр SauМur,Испания- Саморра,Япония- самураи,первая каста.В кос-мологии индуизма- Сумеру,священная Гора.Это только на поверхности.В этой главе провожу доскональный разбор родословной самаритян от первых послепотопных скифов .Самаритянская симфония была заботливо разложена на партитуры Новгородских лето-писей и библейских притчей,античных стихов- и поэтичных мозаик Самарии.Осталось собрать ноты.Шумеры- самаритянские скифы.Раскроем первым делом шумерский обман.
По данным ДНК-генеалогии,носители гаплогруппы R1a пришли на Ближний Восток прим-ерно 4000 лет назад.Примерно таким же возрастом определяют первые в мире города- Урарту,Аккада и Шумера.Британец Г.Роулинсон определяет шумеров как «вавилонских скифов».Действительно,на иврите «шумер» означает охранник,тот же скиф-казак сеч-евик.Но о ком идёт речь,мы всё ещё не догадываемся.Виной всему- чудовищный подл-ог при переводе.Оказывается,только на русском языке и на иврите слово шумер име-ет шипящее звучание ;;;;;;- тогда как- на акадском «царь шумера-;ar ;umeri » звучит «царь Сумери».Также: шумер.на греческом- ;;;;;;;;;.на арабском- соумери.
на вульгате Sumeritane- самаритяне!То есть, когда Вавилонские цари титулуют себя «царями Шумера и Аккада»- понимай Самарии и Аккада.Не о шумерских городах велась речь,а о городах скифов- самаритян.Возвращая шумерам правильное имя- самаряне,и увидим,что язык самаритян,по Брокгаузу и Эфрону,был распространён по всей Древ-ней Сирии.О языке сомарян поговорим отдельно,а сейчас закрепим предположение: лингвистически нет и не было никаких шумеров,а есть сомарянская ветвь вавилон-ских скифов.Скифы,действительно,пришли в Ягипет ;;;; огненный 4 тысячи лет назад ,чтобы отстроить и населить послепотопный мир.О чём написаны знакомые нам строки Новгородской летописи о скифских князьях:Словен же и Рус живяху между собою в любви велице … Хождаху ж и на Египетъския страны (воеваху,и многое храбрьство показующе во еллинских и) варварских странах.Скифы,по моей версии,это професси-ональный Союз,скобари ковалИ,добытчики железа золота и меди.Царь Скифов строит Вавилонскую Башню.Во время Великого Исхода скифы- сомаряне бегут с вавилонской барщины,по дороге лепят золотого тельца в скифском зверином стиле,приговаривая: «так захотела душа моя»- что с них взять,художники.Как водится,они шли домой, рассказывая примкнувшим к ним племенам сказки о родных городах- и реках,текущих молоком и мёдом.На многочисленных изображениях и гравюрах библейских событий,эти самарянские ново-иудеи выглядят как высокие белые люди европейской внешности,в наброшенных небрежно эллинско- римских тогах.Эти тоги хранятся в большом числе в музеях Израиля,они сотканы из льняных нитей,и ярко окрашены,часто в пурпурный цвет.По возвращении в Иерусалим часть скифов-сомарян примут Законы Торы и станут иудеями,так и назовут область своего проживания,Иудея.Впоследствии Царь Давид, собиратель земель,вновь присоединит Иудею- к маме Самарии.В ветхозаветные време-на самарянские города процветают,а добрая душа и бескорыстие самарян ставится в пример всем народам:Сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли,оставив его едва живым.По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его,прошел мимо.Также и левит,быв на том месте,подошел,посмотрел и прошел мимо.Самарянин же некто,проезжая,нашел на него и,увидев его,сжалился и,подойдя,перевязал ему раны, возливая масло и вино; и,посадив его на своего осла,привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день,отъезжая,вынул два динария,дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более,я,когда возвращусь,отдам тебе.Прекрасная самаритянка напоит Иисуса из своего кувшина у колодца Якова.Дело было в окрестности Неаполиса,сейчас колодец сегодня находится под криптой алтаря православного храма Фотинии Самарянки,Город сегодня под араб-ским контролем,и в 2024 колодец пострадал при нападении панисламистов хамаса.
Неаполь и соседний Севастис- это античные каменные города, построены на месте разрушенного легендарного СИХЕМА.Они никогда не смогут дорасти до прежнего уро-вня богатства и роскоши Самары- Сихема,который был разграблен в ходе арабского завоевания Востока 7 века.Об арабских завоеваниях пишет Большая российская энц-иклопедия."
(ст."Малоизвестные страницы истории. Долгое противостояние Великого княжества Литовского и Золотой Орды",Хистори Дреамер,2024) "Противостояние Литвы и Золотой Орды— важный аспект истории Восточной Европы в средние века.Оно охватывает пери-од с XIII по XV в.и связано с борьбой за политическое влияние и территорию в ре-гионе.Противостояние между Литвой и Золотой Ордой проявлялось в виде серии войн и военных столкновений.В середине XIII века Золотая Орда, образовавшаяся после монгольских завоеваний, начала расширять свои территории на западе. Литва в это время была разделена на несколько княжеств и находилась в стадии становления как централизованное государство.Княжество Литовское стремилось укрепить свою незав-исимость и расширить влияние в регионе.В целом, первое монгольское нашествие на Русь в XIII веке не затронуло Литву. Но после разорения Смоленского княжества Литвой в золотоордынский хан Берке 1258 году организовал совместный поход ордынцев и русских на княжество. Однако, литовцы выбрали стратегию избежания решительной битвы и стали отступать на запад.Ордынско-русское войско разорило большие территории Литвы и сожгла город Клёцк,но поставленных целей не достигло, так как основные литовские силы смогли сохраниться,избежав рещающего сражения. Зимний поход против Литвы в 1274-1275 годах — это одно из значительных военных событий, связанных с конфликтом между Золотой Ордой и Литвой в XIII веке. Этот поход был тщательно спланирован, так как походы в зимнее время требовали особой подготовки и стратегии. Монголы использовали свои навыки передвижения по сложным условиям,что давало им преимущество.Военное мероприятие было организовано галиц-ким князем Львом Даниловичем при поддержке ордынского хана Туда-Менгу.Союзники предприняли этот поход в ответ на нападение литовского князя Тройдена на Галиц-ко-Волынское княжество в 1274 г.Русские и ордынские войска соединились у города Слуцка и направились к городу Новогрудку.Союзными войсками были разорены окрес-тности городка,но сам Новогрудок взять не смогли.Сын Даниила Галицкого Мстислав Данилович,выступив из Копыля,при поддержке пинцев и туровцев напал на Новогрудок и взял его штурмом.Новый хан Золотой Орды- Ногай в 1277-1278 гг.задумал новый военный поход совместно с южнорусскими князьями против Литвы.На сей раз союзники направились к городу Гродно.Однако,у города Волоковыска ночью на русско-ордынс-кие войска напали защитники города и захватили в плен множество галицко-волынс-ких бояр.Союзникам пришлось спешно отступить и поход закончился неудачей.Литов-ский князь Гедимин в начале 1320 гг.организовал военные походы на Волынь и Киев, и встретил отпор как от русских князей,так и от ордынцев.Ордынский хан Узбек в 1324 г.сам организовал ответный поход на Литву,и захватил множество пленных.В 1340 г.смоленский князь вступил в союз с Гедимином,а затем отказался платить дань Золотой Орде.В ответ ордынцами был организован новый военный поход Золотой Орды с русскими против Литвы.Однако,в этой борьбе смоленцам удалось отбить напа-дение самим без помощи литовцев.Во время правления литовского князя Ольгерда ме-жду ордынцами и литовцами произошла Битва на синих водах,после которой под влас-ть Литвы попало Киевское княжество,а также Подолье.В 1363 г.Ольгерд вторгся в Крым и захватил Сарсону.Во время Великой Замятни в Золотой Орде в середине 1360 гг.Ольгерд заключил союз с правителем западной части Орды Мамаем.Мамай в 1370 году выслал вспомогательный отряд в Литву, который отправился в совместный поход русско-литовских войск против тевтонских рыцарей-крестоносцев. Отдельные военные силы литовцев участвовали в борьбе русских против Мамая тогда как, литовский князь Ягайло вошел в союз с Мамаем.Витовт, великий князь Литовский с 1392 г., сыграл ключевую роль в политической истории Восточной Европы,особенно в конте-ксте борьбы за власть в Золотой Орде и влияния Литвы в этом регионе.Его правл-ение ознаменовалось попытками укрепить Литовское государство и расширить его влияние,что включало активное участие в делах Золотой Орды.В XIV-XV веках Золотая Орда переживала внутренние конфликты и распад. Существовало множество ханств, включая Крымское и Казанское, которые боролись за власть и контроль над территориями.Это создавало возможности для вмешательства соседних государств, включая Литву.Витовт активно вмешивался в дела Золотой Орды,поддерживая разли-чных претендентов на ханский трон.Он использовал внутренние конфликты в Орде в своих интересах,стремясь установить контроль над южными территориями и укрепить свои позиции.Походы Сеид-Ахмеда на Литву в конце XIV— начале XV в.стали важной частью конфликтов между Золотой Ордой и Литовским княжеством. Сеид-Ахмед,хан Золотой Орды,стремился восстановить контроль над утраченной территорией и укре-пить влияние Орды в регионе.После смерти Витовта в Литве началась междоусобица между витебским князем Свидригайло Ольгердовичем и мозырским князем Сигизмундом Кейстутовичем. Ордынцы поддерживали Свидригайло и посылали ему в помощь свои войска. Однако, позже Свидригайло заключил союз с ханом Саид-Ахмедом, который был соперником хана Золотой Орды Улу-Мухаммеда.Ставка Сеид-Ахмеда находилась на землях между Днепром и Доном. Сеид-Ахмед периодически совершал нападения то на польские, то на литовские владения. Он попеременно заключал союз то с одним литовским князем, то с другим. Его помощью воспользовался сын литовского князя Михаил Сигизмундович, который в 1449 году совместно с татарским войском захватил Стародуб, Новгород-Северский, Киев и другие города.Войска Сеид-Ахмеда в 1452 г. нанесли немало урона литовским землями дошли до Львова.Нападению подверглись окрестности Теребовля.Литовский князь Казимир Ягеллон обратился за помощью к крымскому хану,и тот устроил засаду против Сеид-Ахмеда во время переправы через реку Днепр.Сеид-Ахмед был разгромлен и обратился в бегство,а затем попросил помощи у литовского князя Казимира Ягеллона,но был пленен и отправлен в Ковно, где прожил до конца своей жизни.Походы Золотой Орды на Литву был частью более широкой стратегии монголов по подчинению соседних народов и укреплению контроля над завоеванными территориями.Литва представляла интерес для Орды как потенци-альный источник ресурсов и стратегически важная территория.Противостояние Литвы и Золотой Орды завершилось с ослаблением Золотой Орды в XV в.и укреплением Вели-кого княжества Литовского,которое в дальнейшем стало частью Речи Посполитой.Это противостояние оказало значительное влияние на формирование политической карты Восточной Европы и развитие национальных идентичностей в регионе."
(ст."Хазары и викинги. Хазарские морские базы в Балтике? Факты взаимодействия двух народов",Хистори Дреамер,2024) "Наличие хазарских наемников в Скандинавии — это интересная тема,которая касается взаимодействия различных народов и культур в средневековой Европе.Хотя конкретные исторические источники о хазарских наемн-иках в Скандинавии могут быть ограничены,можно выделить несколько ключевых аспе-ктов,касающихся этого вопроса.Хазары часто использовали наемников в своих армиях ,и некоторые из них могли быть привлечены для службы в других государствах,вклю-чая Скандинавию.Викинги из Скандинавии, активно участвовали в торговле и военных экспедициях. Они могли взаимодействовать с хазарами в ходе своих путешествий на восток, особенно в районах, контролируемых хазарами.Существовали торговые связи между викингами и хазарами, и это могло привести к найму хазарских воинов для участия в скандинавских военных походах. Некоторые археологические находки в Швеции и других скандинавских странах могут указывать на влияние хазарской культуры,хотя конкретные доказательства наличия хазарских наемников могут быть труднодоступны.К примеру, в Эстонии (Кохтла), а таакже в Швеции (Готланд) были обнаружены монеты Хазарии, с текстом "Земля хазар" (Ард ал-хазар) и «Моисей — посланник Бога» (Мусса Расул Алла), которые датируются 838-839 годами. Это говорит о том, что в Скандинавии жили люди, которые получали плату за службу хазарским каганам. О службе русов в армии Хазарии также указывал Масуди: "Русы и саклабы, которые, как мы уже говорили, язычники, [также] служат в войске царя [хазар] и являются его слугами". У Масуди об русах были и такие строки: "Русы состоят из многочисленных племён разного рода.Среди них находятся ал-лудзгана (урмане,норманы),которые наиболее многочисленны и с торговыми целями постоянно посещают страны Андалус,Рим,Константинополь и страну хазар".В историческом доку-менте от Кембриджского анонима(от имени хазарского еврея),датированного 949 г. сообщается,что вместе с хазарами против различных врагов Хазарии ведут войну и норманны.В своей переписке хазарский царь Иосиф отмечает,что среди его данников имеется страна С-л-виюн.Известный учёный П.К.Коковцов связывал С-л-виюн с север-ными,или русскими(ильменскими)«славянами».Арабские авторы Масуди,ал-Истахри и Ибн Хаукали связывали племя С-лавия с одним из трех племен русов.Персидский учё-ный-энциклопедист Ибн Русте сообщал,что в Балтике существовал некий остров Русов ,который был в зависимости от хазарского кагана,и был связан с Хазарским кагана-том.По некоторым археологическим находкам исследователи определили,что на остро-ве Бирка в Швеции также имелось хазарское присутствие.Арабский географ и путеше-ственник Ибн Хаукаль отмечал,что в походе русов на Андалусию(Испания)участво-вали следующие народы:"И только иногда приходят к ним корабли русов,тюрок,славян и печенегов,а это колено(джил)из колен тюрок,соседящих с землёй хазар и булгар. Они все опустошают области ал-Андалус,а иногда возвращаются ни с чем".Согласно этим историческим данным,можно предположить,что в Балтийском море существовала некая отдаленная морская база Хазарского каганата,откуда русы и хазары осущест-вляли морские походы на страны Западной Европы.Таким образом,хотя конкретные упоминания о хазарских наемниках в Швеции могут быть ограничены,их взаимодей-ствие с викингами и влияние на торговлю и культуру в регионе неоспоримы."
(ст."Загадочная прародина угров в Сибири- Югра",Хистори дреамер,20240 "Югра- это исторический регион,расположенный в Западной Сибири,Россия.Регион имеет бо-гатую и разнообразную историю,которая началась с древних времен.В незапамятные времена Югра была заселена различными племенами,включая угров,самодийцев и татар .В I-м тысячелетии до н.э.в этом регионе существовало несколько государственных образований.Общеизвестно,что Югра имеет богатое культурное наследие,включая тра-диции коренных народов,таких как ханты и манси– далеких предков мадьяр.А начина-лось все с того,что в I-м тыс.н.э.некие загадочные племена никому неведомых уг-ров, перемещаясь из южных степей,направились в северном направлении,к берегам рек Иртыш и Обь.Самое интересное это то,что у этого таинственного народа были и монголоидные,и европеоидные черты.Однако,одна часть этого народа ушла в западном направлении,и в дальнейшем стала прародителем венгерского этноса.Другая часть угров создала две родственные народности– ханты и манси.Археологи за 20 лет по-исков смогли найти в югорском регионе артефакты из камня,глины,серебра и стекла. Самой древней находкой археологов стал фрагмент атлымского сосуда,датированный X-VIII вв.до н.э.На территории Югры были также найдены фрагменты русских кольчу-жных доспехов XIII-XIV вв.(за 200 лет до прихода Ермака в Сибирь).Слово «югра» впервые было упомянуто в русских летописях в XI в.С тех незапамятных времен это слово стали применять как этническое название обских угров и географическое наз-вание тех земель.В «Повести временных лет» а также в Ипатьевской летописи есть первые сведения о Югорской земле. Там описывается поход Улеба в 1032 г.к Желез-ным воротам(некий проход через Уральские горы).В летописях также указывается гибель князя Глеба Святославовича на Северном Урале в 1079 г.,и походы новгоро-дцев за данью «ходиша люди старии за Югру и Самоедь».Новгородцы смогли обложить данью к концу XI в.большинство югорских вождей.Югорские места,а именно прибрежье Карского залива,в те времена называлось Лукоморьем.Несмотря на влияние новгород-цев манси и ханты Югры продолжали совершать набеги на удмуртов,ненцев и коми. Из-за продолжающейся экспансии новгородцев ханты и манси стали перемещаться на север к восточным склонам Северного Урала.Эта миграция также была обусловлена перемещением соболей на север,которые очень высоко ценились у югорцев.Для прину-ждения югорцев к уплате дани в 1193 г.на Урал отправился отряд новгородцев под руководством воеводы Ядрея,который впоследствии был все же разгомлен.Как выясни-лось,новгородцев предал некий Савка,о котором в летописи писалось: «переветы дръжаше с князем югорскым».На землях древней Югры на берегу реки Ендырь был основан древний город Эмдер, который был столицей югорского государственного образования. К этому городу сходились великие торговые пути из Золотой Орды, Тюменского, Сибирского ханств и государства Тайбугидов. В этом городе торговали ценной пушниной, за которую иноземцы давали ювелирные украшения, металлические и мясные изделия.Этот величественный город был дважды за 500 лет разрушен и сожжен ,а затем снова отстроен.Однако,в конце XVI в.цитадель его была взята штурмом и разрушена.В современности Югра сохраняет богатое культурное наследие коренных народов,проводятся фестивали,посвященные традициям ханты и манси,а также разви-вается туризм.Югра— уникальный регион с богатой историей,который продолжает раз-виваться и сохранять свои культурные традиции."
(ст."Тайна Аракульского шихана.Древний археологический памятник Урала",Хистори дреамер,2024) "Аракульский шихан на Урале- археологический памятник,расположе-нный в Челябинской области России,на южном Урале.Этот удивительный археологи-ческий памятник располагается в Челябинской области на расстоянии в 7 км от пос. Вишневогорск и в 28 км от города Верхний Уфалей.Шихан пролегает с севера на юг на протяжении 2 км.Ширина этой цепи составляет 40-50 метров,а самой главной то-чкой над землей является гора Чемберлен.Аракульский шихан является важным археологическим памятником, который помогает ученым изучать культуру и историю региона.Этот памятник также является популярной туристической достопримечатель-ностью в Челябинской области.Тайна происхождения этого шихана до сих пор не полностью раскрыта,и ученые продолжают изучать этот памятник,чтобы узнать больше о его истории и значении.Название "Аракульский шихан" происходит от названия реки Аракуль, которая протекает рядом с этим археологическим памятником. Слово "шихан" переводится с тюркского языка как "гора" или "курган".Это сооружение было, вероятно, использовано как укрепленный пункт или как место для ритуалов. Археологические раскопки на территории Аракульского шихана обнаружили останки людей и животных,а также различные артефакты,такие как оружие,украшения и керам-ика.Рядом с Аракульским шиханом расположено озеро Аракуль,название которого в переводе с башкирского «Аракуль» означает «озеро,находящееся в промежутке».Одна-ко,возможно,что название это связано с тюркским мужским именем Аракул.На территории Аракульского шихана были найдены стоянки, поселения древнего человека, которые датируются от энеолита до эпохи Средних веков. Эти находки помогают ученым реконструировать историю шихана и понять, как он использовался в прошлом. Здесь же на восточной стороне скального гребня был обнаружен менгир, который выглядит как отдельно стоящий вертикальный камень высотой 1 метр с поясом и насечками.На территории шихана были найдены 9 стоянок древних людей, древние храмы и сторожевые посты.Также на вершинах некоторых скал были обнаруже-ны углубления,своего рода "каменные чаши".Есть здесь и особые обработанные камни в виде каменных дисков с отверстиями и солярной символикой.Существует несколько теорий о происхождении Аракульского шихана.Некоторые ученые считают,что шихан был построен как место для ритуалов и жертвоприношений.Другие полагают,что это сооружение было использовано как укрепленный пункт для защиты от врагов.Однако, несмотря на многочисленные исследования,Аракульский шихан по-прежнему сохраняет некоторые загадки.Например,неизвестно,почему шихан был построен в этом конкрет-ном месте,и какие ритуалы или церемонии проводились здесь.Ученые продолжают изу-чать Аракульский шихан,чтобы раскрыть его тайны и понять его значение в истории региона.Дальнейшие исследования могут помочь ответить на вопросы о происхождении шихана и его роли в древней культуре."
(ст."Тайна происхождения Заволжского вала",Хистори дреамер,2024) "Это древнее оборонительное сооружение простирается от степей Астрахани до окрестностей Каз-ани,и ныне оно называется Заволжским валом.Общая длина его 2500 км.Сооружение хранит тайну своего происхождения.До сих пор точно не выяснено какой народ воз-вел его и от какого врага он таким образом защищался.Исследователи установили, что высота этого вала когда-то составляла около 5 метров, а ширина его была около 70 метров. В наше время определить параметры сооружения с точностью не представляется возможным,так как вал сильно поврежден и утратил свои былые формы .У этого сооружения имелись также специальные укрепительные объекты,форты,реду-ты,реданы (треугольные зубцы).Очень странным фактом является,то что расположение реданов Заволжского вала направлено на запад.Этот факт говорит о том,что создат-ели стены оборонялись от некоей угрозы исходящей со стороны запада.Исследова-телями было определено,что если бы за возведение такого сооружения взялись бы все переселенцы Заволжья в XVIII в.,то как минимум понадобилось полвека.Из этого следует,что этот вал возводила некая могущественная цивилизация.Исследователи также предполагают,что стена была создана некогда волжскими булгарами.Есть вер-сия,что она имеет отношение к Великой Булгарии.То есть она была создана еще до Волжской Булгарии.Венгерский монах Юлиан упоминал о стране великих булгар: "Вел-икая Болгария- великое и могущественное царство с богатыми городами..В одном бо-льшом городе той же области,из которого выходит,по слухам,пятьдесят тысяч бойц-ов".Михаил Сирийский так писал об булгарах Скифии:«В то время три брата из Внут-ренней Скифии вели с собой тридцать тысяч скифов и за шестьдесят дней прошли пу-ть от горы Имаона.Они шли в зимнее время,чтобы находить воду,и достигли Танаиса и моря Понтийского.Когда они достигли границ ромеев,один из них,по имени Булгар-ин,взял с собов десять тысяч мужей и отделился от своих братьев.Он пересек реку Танаис и подошел к Дунаю,впадающему в Понтийское море,и послал(своих представи-телей)к Маврикию просить дать ему область,чтобы поселиться в ней и стать помощью ромеев.Император предоставил ему Дакию,Верхнюю и Нижнюю Мезию..Они обосновались там и стали охраной для ромеев.И ромеи назвали их булгарами».Известно,что бул-гары Великой Булгарии жили в круглых юртах.Они употребляли в пищу конину,а из злаков– просо.Из одежды они носили кафтаны,башлыки и сапоги.Они имели различное вооружение: копья,стрелы,щиты,шлемы,топоры,кистени,булавы,сабли и пр.Официальная историческая наука не придает Заволжскому валу особого значения, и он не признан историческим памятником.Его лишь отчасти считают остатками оборонительных соор-ужений,которые возвели Иван Кирилов,Василий Татищев и Петр Рычков в XVII—XVIII вв.Однако,это утверждение весьма сомнительно,так как известно,что вал является очень древним.Согласно археологическим данным выявлено,что Заволжский историчес-кий вал возвела некая могущественная цивилизация огнепоклонников во II тысячел-етии до нашей эры.По некоторым сведениям,народ этой цивилизации заселял регион Южного Урала примерно,4 тысячи лет назад.Исследования происхождения вала продо-лжаются,и возможно в ближайшем будущем будет полностью раскрыта тайна этого уни-кального сооружения."
(ст."Образование Западно-тюркского каганата и происхождение Хазарии",Хистори дреамер,2024) "Мало кому известно,что возвышение государства хазар связано с Тюркским каганатом.Правители Хазарии были в родственных отношениях с каганами Тюркского каганата.Однако,Тюркский каганат вскоре разделился на восточную и за-падную части.Во второй половине VI в.власть Западно-тюркского каганата достигла Поволжья,Причерноморья и Предкавказья.Столицей каганата стал город Суяб,который находился на территории нынешнего географического Кыргызстана.Западно-тюркский каганат оставил значительный след в истории Центральной Азии.Его правители стр-емились к расширению границ государства,укреплению внутренней стабильности и развитию экономики.Особенностью этого каганата была сильная централизация власти ,которая позволяла эффективно управлять огромными территориями и народами.Запа-дно-тюркский каганат оказал значительное влияние на формирование культурного и политического ландшафта Центральной Азии.Его история наполнена эпическими собы-тиями,династиями правителей, военными победами и поражениями.Величие и могущес-тво западно-тюркского каганата прославлялись на всем Востоке,а его утраченная величие до сих пор вдохновляет исследователей и историков.С 604 по 612 гг.пра-вителем каганата стал Таман.Его власть была непрочной,и сам он не являлся смелым человеком.Китайцы в 610 г.приняли решение сместить Тамана,а потому поддержали претендента на престол Западно-тюркского каганата– Шегуя.При поддержке китайских сил Шегуй сумел разгромить войско Тамана,а затем стал правителем каганата.При правлении Шегуя жизнь в Западно-тюркском каганате протекала спокойно и мирно. Однако, после его смерти в 618 году к власти в государстве пришел его младший брат Тун-ябгу-каган. Западная часть каганта была отдана Тун-ябгу-каганом своему младшему сыну Бури-шаду.В западной части каганата проживали два народа под наз-ванием булгары и хазары.Булгары и хазары были народами,которые играли важную ро-ль в истории Западно-тюркского каганата.Булгары,известные своими воинскими навы-ками и организованностью,были ключевым компонентом военной силы каганата,участ-вуя во множестве важных битвах и военных кампаний.Хазары,сильный народ на Север-ном Кавказе,были важным союзником для Западно-тюркского каганата,обеспечивая за-щиту от враждебных племен и государств.Их совместные усилия позволили каганату укрепить свое положение в регионе и добиться многих побед.Тун-ябгу-каган был смелым правителем и сумел организовать крупную армию,а затем покорить Восточный Туркестан,северную часть Пакистана и Северный Кавказ.Однако,в 630 г.Тун-ябгу-каган был убит своим дядей,а на престол был выдвинут Ирбис Ышбара сын Тун-ябгу-кагана.Дядя Тун-ябгу-кагана бежал на Алтай и вскоре был убит.Каган Ирбис Ышбара затеял войну с племенами сеяньто, но войска каганата в этой войне были разбиты, а затем против кагана восстали племена Нушиби. Ирбис Ышбара умер в 633 году.В каганате последовала череда междоусобиц, и к середине VII века Западно-тюркский каганат значительно ослаб.Эта междоусобица продлилась с 640 по 657 гг.В такой обстановке войска Восточно-тюркского каганата во второй половине VII в.также вт-орглись на земли Западно-тюркского каганата и на некоторое время подчинили его себе.Такие события повлекли к быстрому распаду Западно-тюркского каганата в 658 г.После распада Западно-тюркского каганата в VII веке,два важных племени тюрков - булгары и хазары- начали играть значимую роль в истории Евразии."
(ст."Что же было до Хазарии в Волго-Донском междуречье?",Хистори Дреамер,2024) "Между реками Дон и Волга располагается обширная историческая территория,богат-ая следами древних народов.В этом регионе можно найти археологические находки, свидетельствующие о населении этих земель с древних времен."Донской Стоунхендж" был обнаружен в иловлинском Задонье поблизости станицы Трехостровской.Некоторые исследователи предположили, что этот объект является древним святилищем,и неким образом связано с культом огня.Это сооружение представляет собой циркульный круг диаметром в сто метров.По мнению ученых объект относится к позднему бронзовому веку.Тростянский курган— археологический памятник,расположенный в Саратовской области России.Этот курган является одним из самых крупных и интересных в Повол-жье.Он был обнаружен в XIX в.и исследован археологами.Этот исторический памятник относится к досавроматскому периоду IX-VIII вв.до н.э.Курган представляет собой надгробное сооружение, типичное для многих культур евразийских степей.Он обычно ассоциируется с древними племенами,жившими в этих местах много веков назад.Иссл-едования Тростянского кургана позволили ученым получить ценную информацию о жиз-ни и обычаях древних обществ,которые его создали.Он помогает более полно предс-тавить себе образ жизни и мировоззрение наших далеких предков.Черкасская стоянка — археологический памятник,расположенный в районе села Черкассы на левом берегу Дона в Ростовской области России.Этот памятник относится к эпохе палеолита(дре-внего каменного века)и представляет собой древнее поселение,где обнаружены следы пребывания древних людей.Черкасская стоянка была обнаружена и исследована архео-логами в середине XX века. Она представляет собой один из крупнейших и наиболее значимых археологических объектов палеолита на территории России.Здесь были на-йдены останки древних животных,инструменты из камня и кости,а также следы жилищ древних охотников-собирателей.В Волго-Донском междуречье была широко распрост-ранена срубная культура.Срубная культура является археологической культурой,хар-актерной для эпохи неолита и ранней бронзы (около 4000–2000 лет до н.э.).Она получила свое название от типичного для нее строения жилища— сруба,состоящего из бревен или брусьев.Археологические находки в этом регионе свидетельствуют о раз-витой сельскохозяйственной деятельности,скотоводстве и ремеслах.Скифы играли зн-ачительную роль в истории Волго-Донского междуречья.Это известное археологиче-ское и историческое место связано с миграцией и пребыванием различных этносов, включая скифов.В период с VII по III в.до н.э.скифы населяли значительные терри-тории Евразии,включая северное побережье Чёрного моря и Прикаспийскую низменно-сть.Древнеримский писатель-эрудит Плиний Старший отмечал,что: «По реке Танаису (Дону),впадающей в море двумя устьями,живут сарматы,по преданию потомки мидян, также разделенные на многие племена.Первыми живут савроматы женовладеемые,назы-ваемые так потому,что произошли от браков с амазонками».Сарматы были одним из народов, населявших обширные территории на юге России, включая регион Волго-Донского междуречья. Этот народ занимал эти земли примерно с IV века до н.э. до III века н.э. и оставил значительный след в истории этого региона.Волго-Донское междуречье тогда представляло собой важную торговую и культурную зону,через ко-торую проходили многочисленные торговые пути,соединяющие Восток и Запад.Для сар-матов эта местность была стратегически важной,и они создали здесь развитые посе-ления,участвовали в торговле и военных конфликтах.Сарматы играли важную роль в истории этой области и взаимодействовали с различными культурами,включая греко-римские и иранские цивилизации.Их присутствие в Волго-Донском междуречье оказало значительное влияние на формирование и развитие региона в античную эпоху.Археол-огические раскопки в этом регионе обнаружили многочисленные артефакты,связанные с сарматской культурой,такие как украшения,оружие,керамика и другие предметы быта.Эти находки позволяют ученым лучше понять жизнь,обычаи и социальную органи-зацию сарматов,а также их взаимодействие с другими народами этого региона.Следы гуннов в Волго-Донском междуречье представляют собой интересный аспект истории этого региона.Гунны,племенной союз кочевников,возникли на просторах Центральной Азии и в IV в.н.э.начали активные нашествия на Европейском континенте.Они созд-али огромное государство,охватывающее территории от Центральной Азии до Восточ-ной Европы.В Нижнем Поволжье было найдено 27 гуннских погребений.В VI в.Нижнее Поволжье вошло в состав Тюркского каганата,который был создан объединением древ-них тюрок из рода Ашина.Тюркский каганат вел успешные войны с Ираном,Византией, эфталитами,хионитами,жужанями.Но к началу VII в.могущество этого государства по-шатнулось,и в 603 г.Тюркский каганат распался на Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты.Регион Волги и Дона вошел в состав Западно-тюркского каганата, но к середине VII в.это государство ослабло,и к концу того же века власть на его территории была захвачена тюргешами.С распадом Западно-тюркского каганата в Причерноморье возникает государство Великая Болгария,а в Прикаспийском регионе — Хазария."
(ст."Под влиянием Полоцкого княжества",ягдмитри,2024) "Продолжительное время современная территория Верхнедвинщины находилась в составе Полоцкого княжества под влиянием кривичей.Считается,что племена кривичей основали город Полоцк.Уже тогда древние летописцы называли полочанами те племена,которые проживали в верх-нем и среднем течении Западной Двины.Поэтому можно предположить,что в то время на территории Верхнедвинщине проживали полочане-кривичи.Полоцкое княжество было одним из самых влиятельных и древних государств на территории современной Бела-руси.И первым князем,упоминаемом в древних летописях,был князь Рогволод.При нем Полоцкое княжество добилось значительных успехов как в торговом отношении,так и в военном.Оно играло важную роль в международной торговле,контролируя торговые пути,связывающие Скандинавию с Византией и Арабским халифатом.С княжеством иск-али союз многие государства того времени.И одним из способов заключения продолж-ительных союзов были браки.Власть Рогволода была настолько сильна,что даже его дочь Рогнеда не побоялась дать отказ князю новгородскому Владимиру.Ее отказ спр-овоцировал князя пойти войной на Полоцк,который он в последствии и захватил вме-сте с Рогволодом и его дочерью.Строптивый нрав Рогнеды не позволил князю покор-ить ее сердце,и спустя некоторое время она была выслана с сыном Изяславом в по-лоцкую землю на княжение.Княжение Изяслава было недолгим и продолжалась до 1001 г.В 1003 году князем Полоцка стал сын Изяслава Брочислав. Во время его правления княжество значительно расширило свои владения, а в 1021 году полоцкие дружины почти захватили Великий Новгород.Самый яркий период полоцкого княжества был во время правления Всеслава Брочиславовича.Его талант в военном искусстве был неос-порим.Такие города как Псков и Новгород пали перед его натиском в 1065–66 гг. Авторитет Всеслава Брочиславовича был настолько огромен,что в 1068 г.киевляне выбрали его на княжение в Киев.Следует отметить,что в 12 веке отношения киевских князей с полоцкими были очень напряженными до самого распада Киевской Руси,пос-ле чего Полоцкое княжество было продолжительное время самостоятельным государс-твом.В 12-13 вв.территория современной Верхнедвинщины столкнулась с новой угр-озой со стороны Запада.В конце 12 в.немецкие рыцари и их союзники высадились в устье Западной Двины.Они активно стали выстраивать свои форпосты,навязывать свою веру и грабить коренное население ливов и латгалов,которые платили дань полоцк-ому княжеству.Полоцкое княжество оказало огромное влияние на развитие территории современной Верхнедвинщины: ее культуру,экономику и быт населения.Княжество на протяжении многих лет давало отпор западной экспансии,но в конце концов попало под влияние Великого княжества литовского,но об этом в следующей статье."
(ст."От балтов до кривичей Верхнедвинщины",ягдмитри,2024) "Какие люди и племена проживали на территории Верхнедвинщины в разные исторические периоды? Какая была культура? Обо всем этом далее в статье.Начиная с раннего железного века,территорию заселяли балты,относящиеся к днепро-двинской культуре. Население данной группы в первых веках н.э.было сравнительно небольшим,всего лишь 1-1,5 тысяч человек.Племена балтов преимущественно селились около озер,и рек,таких как Свольна,Дриса и Западная Двина.Во времена так называемого «большого переселения народов» на смену днепро-двинской культуре пришла банцеровская или по другой версии– тушемлинская.Представители этой культуры создавали поселения,которые с течением времени превращались в полноценные деревни.И уже в 5-8 вв.население Верхнедвинщины составляло примерно 2-3 тысячи человек.Теперь подходим к самому интересному.В конце тысячелетия Верхнедвинщину начинают осваивать славяне и,как следствие,появляются кривичи.Следует отметить,что сами кривичи распались на три группы: полоцкая,смоленская и псковская.Нас интересует полоцкая группа,так как она в основном и оказала влияние на Верхнедвинщину.Древняя летопись свидетель-ствует,что основали кривичи город Полоцк,хотя археологические раскопки говорят о том,что город намного древнее.Именно кривичи Полоцкого княжества и начали освое-ние Верхнедвинщины в 10 в.н.э.По одной из версий князи кривичей основали фарпост княжества– Дрису(Верхнедвинск).С большой долей вероятностью,что Одрск,упоминае-мый в древней летописи и на который ходил Владимир Мономах в 1078 г.,является Дриса(Верхнедвинск).На Верхнедвинщине известно множество групп курганных захоро-нений периода 8-13 веков н.э. таких как Абрамово, Каменка (Освейский сельсовет); Брушково,Заборье,Скарада(Борковический сельсавет); Гиселево,Защирина(Сеньковский сельсовет); сельсовет); Довгое,Зябки,Лешня (Дерновический сельсовет); Забелы,Неверово(Валы-ненский сельсовет).Археологические раскопки древних курганов свидетельствуют о том,что культура и традиции людей,проживающих на территории Верхнедвинщины,на протяжении большого времени оставались еще дославянской.И только с 12 в.проис-ходит значительное влияние восточнославянских племен,а в отдельных местах– и в более поздние сроки.С начала второго тысячелетия Верхнедвинщина входила в состав Полоцкого княжества, Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, Российской империи и Советского Союза.Но об этом в следующих моих статьях."
Свидетельство о публикации №224112801349